Уголовная ответственность за преступления против порядка осуществления экономической деятельности. Новые подходы

В последние годы законодательство об уголовной ответственности претерпевает значительные изменения. Наблюдается тенденция его либерализации в части уголовной ответственности за преступления против собственности, порядка управления и осуществления экономической деятельности, интересов службы, за другие преступления, не сопряженные с посягательством на жизнь и здоровье человека. Это вытекает в том числе из Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. N 672 (далее — Концепция).

В целях реализации Концепции Генеральная прокуратура Республики Беларусь совместно с другими заинтересованными государственными органами разработала проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Документ содержит ряд изменений в кодексы Республики Беларусь, в том числе вводит новый для нашего уголовного законодательства правовой институт «социальная компенсация», цель которого — расширить применение мер уголовной ответственности, не связанных с лишением свободы, и института освобождения от уголовной ответственности при условии выплаты социальной компенсации. За счет средств, полученных от выплаты указанной компенсации, предполагается создать специальный фонд для возмещения причиненного преступлением ущерба (вреда). Такое намерение выражено в подп. 16.15 п. 16 Концепции.

Остановимся на тех изменениях и дополнениях, которые в большей степени относятся к сфере осуществления экономической деятельности и интересов службы.

В ст. 39 УК, определяющей обоснованный риск как обстоятельство, исключающее преступность деяния, законопроект выделяет экономический (деловой риск) как вид обоснованного риска. Такой риск может признаваться обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом. Это дополнение позволит расширить применение данной нормы именно при определении преступности деяния, связанного с осуществлением экономической деятельности.

Существенные изменения вносятся в ст. 233 «Незаконная предпринимательская деятельность» УК. В части 1 указанной статьи предлагается криминализировать такую деятельность, сопряженную с получением дохода в крупном размере, которая в соответствии с законодательством запрещена. Данное предложение обусловлено существованием административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность и ее высокой общественной опасностью. Санкция части 1 ст. 233 УК дополняется возможностью, наряду с лишением свободы, наложить штраф. Предлагается расширить применение штрафа также при совершении преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 233 УК.

Наиболее важным является предлагаемое изменение примечания 1 к данной статье, по которому под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), следует понимать не всю полученную от этой деятельности сумму выручки, как это закреплено в действующем примечании 1 к статье, а сумму выручки за вычетом уплачиваемых из нее налогов (сборов), а также затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.

При этом до 250 базовых величин снижен порог крупного размера полученного дохода, необходимого для применения ст. 233 УК, а порог особо крупного размера дохода — до 1000 базовых величин. Вместе с тем, несмотря на снижение порога крупного и особо крупного размера дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности, предлагаемая норма позволит декриминализовать значительное количество деяний, которые в настоящее время относятся к уголовным преступлениям. Соответствующие изменения вносятся в ст. 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность» КоАП.

По-новому в рассматриваемом законопроекте излагается диспозиция ст. 234 «Лжепредпринимательство» УК.

Предлагается дополнить объективную сторону лжепредпринимательства, наряду с созданием юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность, приобретением такого юридического лица либо доли в его уставном фонде, в том числе на имя подставного лица.

Статья 234 УК дополняется примечанием, определяющим, что подставное лицо — это лицо, на имя которого государственная регистрация индивидуального предпринимателя, создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде) были произведены без его ведома и согласия, а равно лицо, которое зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя, создало или приобрело юридическое лицо (долю в уставном фонде юридического лица), будучи введенным в заблуждение относительно действительных целей государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо создания или приобретения юридического лица (доли в его уставном фонде).

Следует отметить, что в российском законодательстве уголовная ответственность за лжепредпринимательство была исключена в 2010 г. Вместе с тем УК Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц.

Законопроект предлагает также установить уголовную ответственность за действия по распоряжению денежными средствами в крупном размере, находящимися на текущем (расчетном) банковском счете (счетах) субъекта хозяйствования, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение лицом, не наделенным полномочиями по распоряжению денежными средствами в установленном законодательством порядке, при отсутствии признаков иного более тяжкого преступления. В связи с этим УК дополняется ст. 243-1. Данная норма направлена в первую очередь на пресечение деятельности лжепредпринимательских структур, оформленных на подставных лиц, когда распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах, осуществляется посредством электронных средств связи.

Следующий блок вопросов, на который следует обратить внимание, в законопроекте связан с расширением применения штрафа и как основного вида наказания, альтернативного лишению свободы, и как дополнительного — при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы, ограничения свободы.

Штраф в качестве основного наказания установлен в санкции части 1 ст. 208, части 2 ст. 209, части 2 ст. 212, части 1 ст. 222, части 2 ст. 226-1, части 2 ст. 226-2, части 2 ст. 231, части 2 ст. 238, части 2 ст. 240, части 2 ст. 245, части 2 ст. 247, части 2 ст. 250, части 2 ст. 254, части 2 ст. 255, части 2 ст. 257, части 2 ст. 258, части 3 ст. 261-1, части 2 ст. 425, части 1 ст. 426, ст. 429, части 1 ст. 431, части 1 ст. 433 УК.

Санкции частей 1 и 2 ст. 210 и частей 1 и 2 ст. 211 УК дополнены таким видом наказания, как ограничение свободы со штрафом.

Следует отметить, что расширение применения штрафа за совершение преступлений против порядка осуществления экономической деятельности и против интересов службы сопряжено с увеличением до 5000 базовых величин размера штрафа за эти преступления. Кроме того, определен минимальный порог штрафа в размере 300 базовых величин (часть 2 ст. 50 УК).

Снижены наказания в виде лишения свободы по части 3 ст. 212 УК — минимальный размер санкции уменьшен с трех до двух лет, а максимальный — с десяти до семи лет со штрафом или без штрафа, а по части 2 ст. 214 УК максимальное наказание в виде лишения свободы уменьшено с семи лет до шести. Таким образом, теперь данное преступление отнесено к менее тяжким преступлениям со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кроме вышеизложенного, проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» предлагает декриминализировать ряд деяний, исключив соответствующие статьи из УК.

Так, исключается из УК ст. 259 «Фальсификация средств измерения», ст. 261 «Незаконные действия в отношении почтовых марок, иных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, именных вещей», ст. 262 «Подделка проездных документов», часть 2 ст. 427 «Служебный подлог», которая предусматривает ответственность за служебный подлог, совершенный с целью искажения данных государственной статистической отчетности. Эти деяния будут влечь административную ответственность.

Предлагается изменить и условия назначения такого вида наказания, как лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

В связи с этим ст. 51 УК дополняется частью 5, устанавливающей, что в случае добровольного возмещения причиненного ущерба (вреда), уплаты дохода, полученного преступным путем, не назначается лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного или дополнительного наказания за совершенные впервые преступления против порядка осуществления экономической деятельности.

Данная норма не распространяется на совершивших преступные деяния должностных лиц государственных органов и на лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 235 «Легализация (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем» УК.

Законопроект предлагает внести изменения в часть 1 ст. 126 УПК, определяющую условия избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу. Применение этой меры в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении менее тяжкого преступления против порядка осуществления экономической деятельности, за исключением контрабанды и легализации (отмывания) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, исключается. Ограничивается применение такой меры пресечения по мотивам одной лишь тяжести к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжких и особо тяжких преступлений против порядка совершения экономической деятельности.

Предлагаемые законопроектом изменения в целом позволят:

  • оптимизировать уголовную ответственность лиц, впервые совершивших преступление, и обеспечить применение наказания в виде лишения свободы в пределах, соответствующих общественной опасности преступления и личности виновных;
  • повысить эффективность исправительного и предупредительного воздействия наказаний и иных мер уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности;
  • снизить карательное воздействие наказания за совершение преступлений при осуществлении экономической деятельности.