Упрощение налоговой нагрузки для иностранных физических лиц

В данном материале будут рассмотрены изменения таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), действующего в отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств (далее — транспортные средства) и временно ввозимых на территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами для личного пользования. Указанные изменения связаны со вступлением в силу с 19 сентября 2015 г. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии N 90 «О некоторых вопросах временного ввоза транспортных средств для личного пользования» (принято в г. Москве 18.08.2015) (далее — Решение N 90).

Следует отметить, что порядок временного ввоза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования определен следующими нормативными правовыми актами:

  • Таможенным кодексом Таможенного союза (далее — ТмК ТС) (статья 358 ТмК ТС);
  • Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (далее — Соглашение);
  • Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 (далее — Инструкция N 311).

В соответствии с частью первой пункта 2 статьи 358 ТмК ТС, пунктом 22 раздела V приложения 3 к Соглашению иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

До 19.09.2015 первоначальный срок временного ввоза, устанавливаемый таможенным органом, составлял три месяца с даты ввоза транспортного средства (пункт 15 Инструкции N 311).

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств, несмотря на установление первоначального срока временного ввоза в отношении таких транспортных средств, продлевается таможенными органами в пределах одного года со дня их временного ввоза (часть вторая пункта 2 статьи 358 ТмК ТС).

Как и до внесения рассматриваемых изменений в законодательство, для продления срока временного ввоза транспортных средств декларант до истечения срока временного ввоза обязан обратиться в таможенный орган с заявлением произвольной формы о необходимости продления указанного срока и представить должностному лицу таможенного органа декларацию, оформленную таможенным органом при временном ввозе (пункт 17 Инструкции N 311).

Пунктом 5 статьи 358 ТмК ТС установлено, что, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории ЕАЭС в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством ЕАЭС.

Следовательно, в случаях невывоза временно ввезенных иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования по истечении установленного таможенным органом срока их временного ввоза у иностранных физических лиц наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

Возникновение, прекращение и срок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, временно ввозимых иностранными физическими лицами, определены Соглашением.

Пунктом 4 статьи 14 Соглашения установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, перемещенных через таможенную границу иностранными физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшая в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Соглашения, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза. Исключение составляет случай, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 5 статьи 14 Соглашения).

При невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов, которым является день истечения срока их временного ввоза (подпункт 3) пункта 6 статьи 14 Соглашения).

Согласно пункту 7 статьи 14 Соглашения ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих сумме таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске транспортных средств в свободное обращение. При этом таможенные пошлины, налоги исчисляются на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой указанные транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории ЕАЭС. Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, установленных разделом IV приложения 5 к Соглашению.

Таким образом, ранее складывалась ситуация, когда в отношении транспортных средств, вывезенных с таможенной территории ЕАЭС по истечении первоначально установленного таможенным органом срока временного ввоза, но в пределах одного года со дня их ввоза, у физических лиц, осуществивших ввоз таких транспортных средств, наступал срок уплаты таможенных пошлин, налогов. В большинстве случаев причиной, по которой наступал срок уплаты таможенных пошлин, налогов, было необращение декларанта в таможенный орган с заявлением на продление срока временного ввоза транспортных средств со дня, первоначально установленного таможенным органом, до дня фактического вывоза транспортного средства с территории ЕАЭС.

Указанная ситуация была урегулирована Решением N 90, со вступлением в силу которого у декларанта появилась возможность обращения в таможенный орган с заявлением на продление срока временного ввоза после истечения срока, первоначально установленного таможенным органом.

Так, согласно пункту 18-1 Инструкции N 311 в случае обращения декларанта в таможенный орган для продления срока временного ввоза транспортного средства по истечении первоначально установленного таможенным органом срока временного ввоза таможенный орган продлевает срок временного ввоза такого транспортного средства. Продление осуществляется в порядке, определенном пунктом 17 Инструкции N 311, со дня, следующего за днем истечения установленного срока, в пределах максимального срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 358 ТмК ТС. Следует отметить, что у таможенного органа есть право отказать в продлении срока временного ввоза в случаях и порядке, определенных пунктом 18 Инструкции N 311.

В случае продления таможенным органом срока временного ввоза по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза и вывоза транспортного средства с территории ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшая у иностранного физического лица в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Соглашения, прекращается.

Дополнение частью седьмой пункта 19 Инструкции N 311 позволило прекращать обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случае, когда иностранным физическим лицом нарушен срок временного ввоза, первоначально установленный таможенным органом, но транспортное средство вывезено с территории ЕАЭС в пределах одного года со дня его временного ввоза.

Так, установлено, что в случае вывоза с таможенной территории иностранным физическим лицом временно ввезенного транспортного средства по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, но в пределах максимального срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 358 ТмК ТС, решение таможенного органа о выпуске такого транспортного средства является одновременно решением о продлении срока его временного ввоза со дня, следующего за днем истечения установленного срока, до дня вывоза транспортного средства. При этом положения пунктов 17, 18 и 18-1 Инструкции N 311 не применяются (часть седьмая пункта 19 Инструкции N 311).

Решением N 90 также урегулирована ситуация, когда до вступления в силу Решения N 90 транспортные средства вывозились иностранными физическими лицами с территории ЕАЭС без обращения в таможенный орган с заявлением на продление срока временного ввоза.

Пунктом 2 Решения N 90 установлено, что в отношении транспортных средств, которые до вступления в силу Решения N 90 вывезены с таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного таможенным органом государства — члена ЕАЭС срока временного ввоза, но в пределах максимального срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 358 ТмК ТС, решение таможенного органа государства — члена ЕАЭС о выпуске таких транспортных средств считается одновременно решением о продлении срока их временного ввоза со дня, следующего за днем истечения установленного срока временного ввоза, до дня вывоза.

Таким образом, норма, определенная пунктом 2 Решения N 90, позволяет прекращать обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшую у иностранного физического лица в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Соглашения, по основаниям подпункта 1) пункта 5 статьи 14 Соглашения.

Из изложенного можно сделать вывод о либерализации подходов таможенных органов ЕАЭС в отношении ограничений по использованию транспортных средств, временно ввозимых иностранными физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС.