Вопросы административной ответственности за нарушение порядка хранения товаров (продукции)

Появление в законодательстве республики новых норм об административной (уголовной) ответственности, как правило, связано с определенными трудностями при их применении в практике. Опыт судебной деятельности свидетельствует, что нередко в подобных ситуациях имеют место неоднозначные подходы к решению немалого числа вопросов, в том числе имеющих отношение к основаниям такой ответственности и признакам составов правонарушений. Использование метода проб и ошибок в рассматриваемых случаях — проверенное, но далеко не лучшее средство их решения, связанное с ущемлением прав и законных интересов не только физических, но и юридических лиц. Применение этого метода, сопряженного с ошибками, не красит исполнительную и судебную власти. Ставится под сомнение и реализация нормы части 3 статьи 21 Конституции Республики Беларусь, согласно которой «государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».

Выход из таких сложных ситуаций, обусловленных появлением нового закона, видится в применении системного анализа законодательства. Использование этого метода в отличие от сетований на плохой закон, поисков оправданий его нарушений ссылками на несовершенство закона позволяет найти правильный ответ на вопросы, возникающие в связи с новеллами в нем.

Новеллой в законодательстве об административных правонарушениях явилась статья 154-5, введенная в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) Законом Республики Беларусь от 4 января 2000 года N 352-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» <*>. Она установила административную ответственность за нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет либо хранение товаров (продукции), реализуемых (находящихся) в пунктах продажи (обслуживания) без документов, подтверждающих их отпуск в реализацию, а также хранение товаров (продукции) на складах и в других помещениях без документов, подтверждающих их приобретение (поступление).

<*> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 5, 2/127.

За совершение правонарушения, предусмотренного статьей 154-5 КоАП, налагается административное взыскание в виде штрафа в размере от 20 до 50 минимальных заработных плат с конфискацией указанных товаров (продукции). Право составления протоколов за данное административное правонарушение принадлежит уполномоченным на то должностным лицам государственных налоговых органов Республики Беларусь (статья 234-1 КоАП), а рассмотрение дел этой категории в соответствии со статьей 202 КоАП отнесено к компетенции районных судов.

Таким образом, в 2000 году санкции, предусмотренные статьей 9 Закона от 20 декабря 1991 года «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» в отношении субъектов хозяйствования (взыскание в доход республиканского бюджета денежных средства (выручки), принятых с нарушением установленного порядка их приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет; арест с последующей конфискацией в доход Республики Беларусь в установленном законодательством порядке товаров (продукции), хранящихся в пунктах продажи без документов (или по документам, не являющимся бланками строгой отчетности), подтверждающих их приобретение (поступление)), были дополнены введением административной ответственности для физических лиц, виновных в совершении указанных деяний.

Подпунктом 1.9 пункта 1 указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года N 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» расширена сфера применения конфискации товаров (выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг). Она предусмотрена за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также за реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь <*>.

<*> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 9, 1/3426.

Как экономические санкции, так и введение административной ответственности обусловлены тем обстоятельством, что нарушения порядка приема денежных средств при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет либо порядка хранения товаров (продукции), предусмотренные статьей 154-5 КоАП, позволяют лицам, осуществляющим такую деятельность, укрывать от налогообложения доход, полученный от реализации таких продукции или товаров, от чего страдает бюджет, в который не поступают соответствующие налоги. Нередко среди таких незаконно хранящихся и в дальнейшем реализуемых товаров (продукции) встречаются фальсифицированные товары либо продукция, не отвечающие требованиям качества, что нарушает правила осуществления добросовестной конкуренции и наносит вред интересам потребителя.

Данные судебной статистики свидетельствуют, что в 2001 году в суды районов города Минска поступило и было рассмотрено 2170 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 154-5 КоАП. К административной ответственности привлечено 1303 лица. В отношении 867 лиц (66,5 %) производство по делу было прекращено. В 2002 году количество поступивших и рассмотренных судами дел этой категории снизилось в 4 раза и составило 542 дела. По ним привлечено к ответственности 405 лиц, а в отношении 137 лиц (33,8 %) производство по делу прекращено.

Уменьшение в 2002 году почти в 2 раза удельного веса лиц, в отношении которых дело об административном правонарушении прекращено, думается, свидетельствует о более качественной подготовке налоговыми органами материалов этих дел, представляемых в суды. Вместе с тем почти треть от общего количества дел, поступивших в суды в 2002 году, завершившихся их прекращением, указывает на сохранение проблемы повышения качества их подготовки налоговыми органами. Попытаемся определить суть этой проблемы и пути ее решения, основанные на законодательстве республики.

Диспозиция статьи 154-5 КоАП предусматривает три самостоятельных основания для привлечения лица к административной ответственности:

  1. нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет;
  2. хранение товаров (продукции), реализуемых (находящихся) в пунктах продажи (обслуживания) без документов, подтверждающих их отпуск в реализацию;
  3. хранение товаров (продукции) на складах и в других помещениях без документов, подтверждающих их приобретение (поступление).

Наличие любого из названных трех видов альтернативных деяний достаточно для привлечения лица к административной ответственности по статье 154-5 КоАП. Однако наибольшую сложность в правоприменительной практике вызывают вопросы, касающиеся третьего вида указанных деяний — хранения товаров (продукции) на складах и в других помещениях без документов, подтверждающих их приобретение (поступление).

Основная проблема заключается в неоднозначном понимании нескольких вопросов:

  1. какие документы относятся к числу документов, подтверждающих приобретение (поступление) товара (продукции) на склад или в другое помещение;
  2. где должны находиться эти документы (непосредственно при товаре (продукции) на складе или в ином помещении либо не при товаре (продукции), а в бухгалтерии, конторе (офисе), другом месте);
  3. должны ли указанные документы предъявляться проверяющему лицу непосредственно в момент проверки или же могут быть представлены в другое время;
  4. должны ли уполномоченные должностные лица, проводящие проверку в месте хранения таких товаров (продукции), принимать меры к установлению этих документов, если проверяемые лица указывают на наличие документов, но не могут их предъявить проверяющему со ссылкой на те или иные объективные причины (товар прибыл и принят по звонку руководителя организации, а документы на него находятся в пути и вскоре будут доставлены к месту хранения; документы увез руководитель организации, находящийся в данное время в командировке, и т.п.).

По сути, все эти вопросы могут быть сведены к одному вопросу. Этот вопрос стоит перед налоговыми органами и судом: достаточным ли основанием для привлечения лица к ответственности по статье 154-5 КоАП является отсутствие соответствующих документов непосредственно на складе или в ином помещении в момент проверки?

Бытует мнение, что указанные документы должны находиться непосредственно в месте хранения товара и предъявляться контролирующему органу по его первому требованию, поиск таких документов или лиц, у которых они находятся, не входит в обязанности должностных лиц налоговых органов. Такое мнение имеет право на существование. Осталось лишь выяснить, насколько точно оно соответствует законодательству республики.

В статье 154-5 КоАП говорится о документах, подтверждающих либо приобретение товара (продукции), либо поступление их на склад и в другие помещения. Термины «приобретение» и «поступление» в этой статье КоАП не определяются. Из текста диспозиции статьи 154-5

КоАП не ясно, являются ли понятия «приобретение» и «поступление» равнозначными, совпадающими по содержанию. Другими словами, по своему содержанию норма статьи 154-5 КоАП относится к числу бланкетных (отсылочных), ввиду чего ответ на поставленные вопросы не возможен без анализа других нормативных правовых актов.

Обращение к законодательству республики показывает, что в качестве документов, подтверждающих приобретение товара (продукции) могут выступать товарно-транспортные, транспортные накладные, счета-фактуры, акты приемки по количеству и качеству и другие документы. Так, в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 25 июня 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности») факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, — непосредственно после ее совершения. Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации <*>.

<*> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 63, 2/785.

Согласно инструкции по заполнению товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) и инструкции по заполнению товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей (форма ТН-2), утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001 года N 53 (с последующими изменениями и дополнениями) <*>, документами строгой отчетности, предназначенными для учета движения, отпуска и приемки товарно-материальных ценностей являются товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2). Эти документы служат основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя (отправителя) и оприходования их у грузополучателя (получателя), а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Они подлежат применению всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями республики.

<*> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 68, 8/6295; 2002. N 11, 8/7621; N 88, 8/8395; N 101, 8/8521; 2003. N 25, 8/9147.

Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, приходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем. В силу пункта 361 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 года N 20, при международной автомобильной перевозке грузов, как правило, оформляется товарно-транспортная накладная международного образца («CMR») <*>.

<*> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 102, 8/8480.

Грузоотправителям запрещается предъявлять, перевозчикам — принимать к перевозке, а грузополучателям — принимать грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными.

Среди документов, подтверждающих приобретение товара, могут фигурировать акты приемки товара по количеству и качеству, которые регистрируются и хранятся в порядке, установленном покупателем (см. пункт 57 Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 года N 285) <*>.

<*> Бюллетень нормативно-правовой информации. 1996. N 6.

В части 4 пункта 2 статьи 8 Закона от 20 декабря 1991 года «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» предусмотрено, что субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, занимающимся торговой деятельностью, запрещается хранение и реализация товаров в пунктах продажи без наличия соответствующих документов, являющихся бланками строгой отчетности и подтверждающих приобретение (поступление) товаров <*>. Этот запрет воспроизводится в пункте 21 Основных правил ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1992 года N 666, который предусматривает также, что принятые товары должны быть оприходованы в день поступления по их фактическому наличию в установленном порядке <**>.

<*> Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. N 4. Ст. 75.

<**> Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992. N 31. Ст. 568.

Если лицо хранит не собственные товары (продукцию), а в соответствии с договором хранения, оформленном в письменном виде (см. пункт 1 статьи 777 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК)), данное обстоятельство должно быть отражено в специальных книгах (карточках) складского учета и на забалансовых счетах <*>.

<*> См. подробнее: Ванкевич В., Федорако Д. О порядке хранения товаров с подтверждающими первичными учетными документами и административной ответственности за несоблюдение порядка хранения // Главный бухгалтер. 2002. N 36. С. 41, 43.

В качестве документов, подтверждающих поступление товара (продукции) на склад и в другие помещения, выступают различные документы складского учета. Например, документами складского учета являются материальный (штабельный) ярлык либо книга складского учета (см. пункт 51 Инструкции о порядке и условиях поставки, приемки, хранения и отпуска натуральной шерсти горячей мойки, утвержденной постановлением Комитета по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь от 5 ноября 2002 года N 2 <*>). Согласно пункту 9 Положения о порядке учета горюче-смазочных материалов в местах хранения и расходования горюче-смазочных материалов сельскохозяйственными организациями, утвержденного постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 23 августа 2002 года N 24, в местах хранения и расходования указанных материалов должны заполняться карточки складского учета по форме ПЗ-5 или книги, содержащие реквизиты, указываемые в карточках складского учета, раздельно по каждому наименованию и марке горюче-смазочных материалов. На основании оформленных в установленном порядке первичных документов в карточки (книгу) заносятся данные по приходу и отпуску горюче-смазочных материалов и выводятся количественные остатки после каждой записи или после записи последней операции дня <**>.

<*> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 129, 8/8763.

<**> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 107, 8/8545.

Документы складского учета должны находиться непосредственно по месту хранения товара (продукции). Однако они не являются документами строгой отчетности. Поэтому факт легального нахождения товара (продукции) на складе или в ином помещении (поступления их на хранение), удостоверенный документами складского учета, должен проверяться по первичным учетным документам.

Первичные учетные документы строгой отчетности, подтверждающие приобретение (поступление) товаров (продукции), могут и не храниться непосредственно при товаре (продукции), помещенных на склад или в иное помещение. Они должны находиться у субъекта хозяйствования либо в бухгалтерии юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), либо в конторе (офисе) руководителя частного унитарного предприятия, наделенного правом в соответствии с уставом вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, либо у индивидуального предпринимателя. Ни один из нормативных правовых актов республики не содержит прямого указания относительно того, что первичные учетные документы строгой отчетности, подтверждающие приобретение (поступление) товара (продукции), должны находиться в месте хранения этого товара (продукции). Следовательно, сам по себе факт отсутствия таких документов на складе или в ином помещении не может служить основанием для привлечения лица к ответственности по статье 154-5 КоАП.

Требования налоговых органов, адресованные суду, признать лицо виновным в хранении товаров (продукции) на складах и в других помещениях без документов, подтверждающих их приобретение (поступление), только потому, что такие документы отсутствовали по месту хранения товаров (продукции), на наш взгляд, не основаны на законе.

Обязанность доказывания административного правонарушения, предусмотренного статьей 154-5 КоАП, лежит на налоговом органе. Если должностные лица налоговых органов при осуществлении проверок выявляют факты хранения товаров (продукции) без указанных документов в месте хранения, они обязаны доказать, что такие документы вообще отсутствуют у субъекта хозяйствования. В качестве такого доказательства могут фигурировать отказ или непредставление этих документов в установленный срок главным бухгалтером, индивидуальным предпринимателем или иным лицом, ответственным за хранение этих документов, либо представление подложных документов.

Отсутствие документов складского учета и иных документов в месте хранения не всегда может свидетельствовать об отсутствии документов, подтверждающих приобретение товаров (продукции). Склад и бухгалтерия организации могут находиться в разных местах. Налоговый орган в подобной ситуации должен принять меры к установлению этих документов в бухгалтерии, а не ссылаться на то, что их нет на складе. Налоговый орган, не проведя соответствующей проверки, не может утверждать, что документы отсутствуют, если проверяемый, говоря об их наличии, не может их предъявить, ссылаясь на те или иные объективные причины (документы находятся в пути и вскоре будут доставлены к месту хранения, документы остались у руководителя организации, уехавшего вместе с ними в командировку, и будут представлены по его возвращении, документы находятся у собственника товара, поместившего их на хранение, и т.п.).

Если налоговый орган не проведет соответствующую проверку, то представление указанных достоверных документов суду лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 154-5 КоАП, может свидетельствовать об отсутствии состава этого административного правонарушения.

Привлечение к ответственности за данное административное правонарушение возможно лишь при доказанности отсутствия у субъекта хозяйствования документов, подтверждающих приобретение (поступление) товара (продукции), как в месте хранения этих товаров (продукции), так и в месте хранения первичных учетных документов строгой отчетности. Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 154-5 КоАП, в отношении директора ОДО «Динко» последним суду Советского района г. Минска были представлены, а судом обоснованно приняты во внимание документы, подтверждающие приобретение (поступление) товара на склад фирмы. По делу было установлено, что должностными лицами налоговых органов при проведении проверки не изымались данные компьютерного учета по хранению товара. В то же время изъятые в бухгалтерии документы не исследовались и не проверялись ими лишь по причине отсутствия таковых на складе на момент проведения проверки.

Прекращение административного производства за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 154-5 КоАП, произведенное вышестоящим судом, ликвидирует юридические последствия наложения административного взыскания в виде штрафа и конфискации товаров (продукции), осуществленных судом нижестоящей инстанции. Они подлежат возврату соответствующим лицам (при невозможности возврата конфискованных товаров (продукции) возврату подлежит их стоимость). Вред, понесенный лицом вследствие незаконного привлечения к административной ответственности, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном статьей 938 ГК.

Особо следует оговорить, что действие статьи 154-5 КоАП не распространяется на случаи хранения товаров (продукции) вне складов и других помещений без документов, подтверждающих их приобретение (поступление). Хранение товаров (продукции) без документов, подтверждающих их приобретение (поступление), на открытых площадках, как охраняемых, так и не охраняемых, может влечь для физических лиц ответственность, предусмотренную законодательством (ответственность дисциплинарную, ответственность, предусмотренную статьей 9 Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», и др.).

На практике встает вопрос и о том, является ли достаточным основанием для привлечения лица к ответственности по статье 154-5 КоАП непредставление этим лицом в момент проведения проверки документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров (продукции), объясняемое их утратой? Надо ли принимать во внимание такое объяснение и как вообще следует поступать в этом случае? Поставленные вопросы урегулированы в Положении о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденном приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь 30 декабря 1999 года N 326 (в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 июля 2002 года N 79) <*>.

<*> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 7, 8/8892.

В соответствии с пунктами 46 и 47 этого Положения, налогоплательщикам, не обеспечившим сохранность бухгалтерских документов либо не обеспечившим ведение учета в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», налоговый орган может предложить восстановить бухгалтерский учет с установлением срока для восстановления учета, но не свыше 60 календарных дней. Предложение по восстановлению учета вносится в форме письменного требования налогового органа в адрес налогоплательщика. При этом руководителем налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций по счетам в соответствии с действующим законодательством за непредставление (или отказ представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет, и привлечении к административной ответственности лиц, не обеспечивших сохранность бухгалтерских документов.

Восстановление бухгалтерского учета проводится путем получения налогоплательщиком надлежащим образом заверенных копий первичных учетных документов у субъектов предпринимательской деятельности, с которыми производились хозяйственные операции, у обслуживающего банка и других организаций с последующей их систематизацией и отражением в регистрах аналитического и синтетического учета.

По факту необеспечения сохранности бухгалтерских документов может быть составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 151-3 КоАП «Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, уничтожение документов или их сокрытие». В указанном случае в соответствии со статьей 224-3 КоАП дело о таком административном правонарушении рассматривается налоговыми органами. Налагать административные взыскания за это правонарушение от имени государственных налоговых органов вправе начальники этих органов и их заместители.

При наличии обстоятельств, указанных в уголовном законе, налоговый орган сообщает о фактах необеспечения сохранности бухгалтерских документов прокурору для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 377 УК «Хищение либо повреждение документов, штампов, печатей».

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что проверка налоговыми органами складских и иных помещений на предмет правомерного нахождения на хранении товаров (продукции) должна осуществляться в строгом соответствии с законодательством и с соблюдением прав субъекта экономической деятельности.

Следует обратить внимание налоговых органов и судов на требования статьи 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», определяющей порядок не только ведения и хранения первичных учетных документов, но и их изъятия. Если первичные учетные документы составляются на машинных носителях информации, организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях по требованию государственных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ввиду этого является несостоятельной позиция тех налоговых органов и судов, которые считают не представленными, отсутствующими документы, подтверждающие приобретение (поступление) товаров (продукции), только потому, что в момент проверки их не было на бумажных носителях.

Первичные учетные документы могут быть изъяты в соответствии с законодательством Республики Беларусь налоговыми органами на основании их постановлений. Сама же рейдовая налоговая проверка, направленная на проверку правил хранения товаров (продукции), должна проводиться на основании приказа (распоряжения) руководителя инспекции Министерства по налогам и сборам (его заместителя).

На проведение каждой проверки (ревизии) выдается предписание. При этом копия приказа (распоряжения) выдается старшему группы и наряду со служебными удостоверениями предъявляется представителям налогоплательщика, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в районе, назначенном для проведения рейдовой проверки (см. пункт 8 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» <*>, пункт 100 Положения о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами). Эти и иные правила проведения проверок и изъятия документов подчас нарушаются должностными лицами налоговых органов, а суды не реагируют на факты нарушений. Между тем доказательства, полученные в нарушение установленного порядка, не могут быть положены в основу решения, принимаемого судом по делу об административном правонарушении.

<*> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N 89, 1/788.

В судебной практике встречаются различные подходы к определению субъекта административного правонарушения, предусмотренного статьей 154-5 КоАП. В качестве субъекта данного административного правонарушения в форме хранения товаров (продукции) без соответствующих документов выступает частное либо должностное или иное уполномоченное лицо организации, обязанное соблюдать приведенные выше правила хранения товаров (продукции). Такой же подход к определению субъекта анализируемого административного правонарушения предлагается в литературе <*>. Им может быть индивидуальный предприниматель, руководитель организации или иное лицо организации, на которого в установленном порядке были возложены обязанности по выполнению указанных правил.

<*> См., например: Половинко М. Хранение товара: надлежащий учет обезопасит от конфискации // Бюллетень нормативно-правовой информации. 2002. N 41. С. 37.

Составляя протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 154-5 КоАП, должностное лицо налогового органа обязано исследовать этот вопрос и приложить к протоколу об административном правонарушении документы, подтверждающие наличие у лица такой обязанности (например, приказ о назначении на должность заместителя директора по коммерческим вопросам, должностные обязанности данного лица и т.п.). Если в деле об административном правонарушении такие данные отсутствуют, судья обязан потребовать их представления налоговым органом, а при непредставлении — вынести постановление о прекращении административного производства за отсутствием состава административного правонарушения.

При определении величины минимальной заработной платы, подлежащей применению при наложении взыскания в виде штрафа, как вида административного взыскания, накладываемого за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 154-5 КоАП, подлежат применению нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2002 года N 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы». В соответствии с подпунктом 1.3 Декрета «размеры штрафов, исчисляемых в соответствии с законодательством в зависимости от минимальной заработной платы, до внесения изменений в соответствующие акты законодательства определяются в той же кратности исходя из базовой величины, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь при изменении тарифной ставки первого разряда» <*>. Пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2003 года N 280 «Об установлении размеров тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и базовой величины» с 1 марта 2003 года в республике установлена базовая величина в размере 13300 рублей <**>.

<*> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 23, 1/3501.

<**> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 28, 5/12070.

Трехлетний опыт работы налоговых органов и судов столицы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 154-5 КоАП, позволил упорядочить решение многих спорных вопросов. Основой для их решения должны служить нормы законодательства республики. Во многом этому будет способствовать принятая 19 декабря 2002 года Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь <*>, которая в силу статьи 1 Закона от 4 января 2003 года N 184-З «О введении в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь» вводится в действие с 1 января 2004 года <**>. Точное и неуклонное выполнение законодательства всеми субъектами правоприменения — залог обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также интересов государства.

<*> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 4, 2/920.

<**> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 8, 2/933.