Обстоятельства: В ходе проверки были выявлены нарушения природоохранного законодательства, совершенные ГЛХУ при ведении лесного и охотничьего хозяйства, которые повлекли незаконную добычу охотничьих животных и причинение вреда окружающей среде.
Требование: О взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.
Решение: Требование удовлетворено, так как окружающей среде был причинен вред в результате нарушения законодательства об охране и использовании животного мира.
Название документа: Решение экономического суда Минской области от 07.07.2016 (дело N 131-3/2016)
Примечание
Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Минской области от 09.08.2016 (дело N 131-3/2016/246а) данное решение оставлено без изменения.
РЕШЕНИЕ
Экономический суд Минской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь к государственному лесохозяйственному учреждению «Л» (далее — ГЛХУ «Л») о взыскании 531 000 000 рублей (53 100 рублей с учетом деноминации), с участием представителей сторон
Установил:
Заявлены требования о взыскании с ответчика 531 000 000 рублей, из которых 496 800 000 рублей вреда, причиненного окружающей среде, 34 200 000 рублей стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, что с 01.07.2016 с учетом подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 N 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» составляет 49 680 рублей вреда, причиненного окружающей среде, 3420 рублей стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира.
В обоснование истец, в частности, указал, что межрайонной инспекцией охраны животного и растительного мира в ходе проведения плановой проверки ГЛХУ «Л» установлено, что работниками ГЛХУ «Л» в 2012 — 2014 годах допущены нарушения Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 580 (далее — Правила), которые повлекли незаконную добычу охотничьих животных и причинение вреда окружающей среде (незаконно добыты 30 особей кабана и 10 особей косули европейской) в размере 496 800 000 рублей.
Причиненный вред рассчитан в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 580 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 N 551).
Общая стоимость незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира рассчитана в соответствии с Положением о порядке определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 N 1022, и составила 34 200 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что отказ ответчика от добровольного возмещения вреда и стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Ответчик иск не признал. В отзыве на исковое заявление указал, в частности, что выявленные при проведении проверки ошибки по заполнению разрешительных документов на проведение охот носят технический характер, причинно-следственная связь между выявленными ошибками и причинением вреда окружающей среде отсутствует. При проведении указанных в исковом заявлении охот на нормированные виды охотничьих животных все охоты проводились при наличии всех необходимых разрешительных документов строго на указанный в разрешительных документах пол и вид животного в пределах годового лимита изъятия. Суммы средств, полученные за право осуществления добычи, своевременно перечислены в кассу лесхоза. Умысел на проведение незаконных охот отсутствовал технически. Имеются лишь нарушения в заполнении бланков строгой отчетности.
Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
Экономический суд, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в соответствии со статьей 108 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК), пришел к следующим выводам.
Согласно статье 100 ХПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее — Закон «Об охране окружающей среды») вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено данной статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.
Факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, фиксируется государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (часть 2 статьи 101 Закона «Об охране окружающей среды»).
17.08.2015 государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в отношении ответчика составлен акт проверки, из которого усматривается, что в ходе проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства, совершенные ГЛХУ «Л» при ведении лесного и охотничьего хозяйства, в частности, должностными лицами лесхоза допускаются многочисленные нарушения порядка заполнения выдачи лесорубочных и лесных билетов; арендатором охотничьих угодий ГЛХУ «Л» допускаются нарушения действующих требований при проведении зимнего маршрутного учета животных; должностными лицами арендатора охотничьих угодий нарушаются требования Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты в части учета, хранения, реализации, заполнения и использования бланков охотничьих путевок и разовых разрешений (абзац 15 пункта 73 Правил в редакции Указа N 284); некоторые охотничьи путевки и разовые разрешения подписывают должностные лица, не уполномоченные на их подписание; должностными лицами арендатора охотничьих угодий при организации и проведении охот нарушаются требования пунктов 18, 73, 74, 202, 204, 208 Правил в редакции Указа N 284 в части несоблюдения способов, сроков и мест охоты; должностными лицами пользователя нарушается порядок составления документов при обнаружении на территории охотничьих угодий погибших, травмированных охотничьих животных (пункт 214 Правил в редакции Указа N 284): выявлены многочисленные нарушения требований пунктов 157, 159, 169, 170 Правил в редакции Указа N 284) в части проведения специального охотничьего экзамена и последующая незаконная выдача гражданам государственного удостоверения на право охоты.
07.09.2015 ответчиком поданы возражения по акту проверки от 17.08.2015.
В соответствии с заключением от 25.09.2015 возражения по акту проверки не приняты.
В силу пункта 1 статьи 63 Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 257-З «О животном мире» (далее — Закон «О животном мире») вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания в результате нарушения законодательства об охране и использовании животного мира, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь.
27.11.2015 составлены акты об установлении факта причинения вреда окружающей среде в результате незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира по эпизодам: от 21.07.2013, 17.07.2013, 27.04.2013.
11.12.2015 составлены акты об установлении факта причинения вреда окружающей среде в результате незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира по эпизодам: 16.01.2013, 22.02.2013, 25.03.2013, 26.10.2013, 23.11.2013, 25.10.2014, 01.11.2014, 28.12.2014, 24.02.2013.
14.12.2015 составлены акты об установлении факта причинения вреда окружающей среде в результате незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира по эпизодам: 02.11.2013, 03.11.2013.
11.01.2016 составлены акты об установлении факта причинения вреда окружающей среде в результате незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира по эпизодам: 09.12.2012, 10.03.2012, 10.11.2012, 04.11.2012, 17.08.2012, 03.01.2012, 02.12.2012.
09.11.2015 на основании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ГЛХУ «Л» — Г., Р., К., Ш., Б. отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях состава преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
30.12.2015 постановлением районного суда Минской области егерь ГЛХУ «Л» К. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) — подвергнут административному взысканию.
Постановлением Минского областного суда от 01.03.2016 постановление районного суда Минской области от 30.12.2015 оставлено без изменения.
14.01.2016 постановлением районного суда Минской области егерь ГЛХУ «Л» Р. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 КоАП — подвергнут административному взысканию.
Постановлением Минского областного суда от 11.03.2016 постановление районного суда Минской области от 14.01.2016 изменено, исключено из постановления указание о размере вреда, причиненного окружающей среде, и о стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, в остальной части — оставлено без изменения.
24.03.2016 постановлением районного суда Минской области егерь ГЛХУ «Л» Г. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 КоАП — подвергнут административному взысканию. Данное постановление не обжаловано и вступило в законную силу 05.04.2016.
Согласно частям 1, 2 статьи 101-1 Закона «Об охране окружающей среды» размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Президентом Республики Беларусь, а при их отсутствии либо невозможности применения — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Порядок определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
В силу абзаца 4 пункта 6 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 N 1042 (далее — Положение N 1042), размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными указами Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» и от 24.06.2008 N 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде», исходя из вида, количества или массы диких животных (их эмбрионов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Закона «О животном мире» порядок определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Положением о порядке определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 N 1022, устанавливается порядок определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, взыскиваемой при невозможности ее изъятия либо невозможности реализации изъятой незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира или экономической нецелесообразности реализации такой продукции.
Основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах, исходя из требований законодательства, суд пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика 496 800 000 рублей (49 680 рублей с учетом деноминации) вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконно добытых 30 особей кабана, 10 особей косули европейской, и 34 200 000 рублей (3420 рублей с учетом деноминации) стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира законны и обоснованы, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 937 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Поскольку вред причинен действиями работников ГЛХУ «Л» при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей, он подлежит взысканию с ответчика.
Доводы ответчика о том, что выявленные при проведении проверки ошибки по заполнению разрешительных документов на проведение охот носят технический характер, причинно-следственная связь между выявленными ошибками и причинением вреда окружающей среде отсутствует, судом признаны несостоятельными, поскольку данные ошибки не являлись разовыми, носили систематический характер, согласно абзацу 30 пункта 3 Положения N 1042 вред окружающей среде считается причиненным при установлении одного из следующих фактов, в том числе незаконное изъятие или уничтожение диких животных.
Согласно абзацам 2, 3, 4 пункта 208 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.07.2010 N 386, от 26.06.2012 N 284, от 05.12.2013 N 551) запрещается охота при отсутствии или использовании недействительных документов, перечисленных в пунктах 192 и (или) 193 настоящих Правил; не закрытым на месте добычи охотничьего животного разовым разрешением, если в соответствии с настоящими Правилами оно подлежало закрытию; в запретных для охоты зонах и других запрещенных местах либо в запретное время.
Руководитель охоты при ее проведении несет персональную ответственность за соблюдение требований, изложенных в пунктах 194 — 197, 199 — 201, 203 — 205, 208, 212, 218, 220, 236, 238, 241, 244 настоящих Правил (пункт 202 вышеуказанных Правил).
Установленные при проведении проверки факты нарушений пунктов 115, 121, 123, 129, 125, 190, 192, 202, 204, 208 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.07.2010 N 386, от 26.06.2012 N 284, от 05.12.2013 N 551) подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами и вступившими в законную силу постановлениями районного суда Минской области по делу об административном правонарушении.
Судебные расходы в соответствии со статьей 133 ХПК относятся на ответчика.
Решение составлено с мотивировочной частью.
Руководствуясь статьями 133, 190, 192, 193, 201 ХПК,
Решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ГЛХУ «Л» в доход республиканского бюджета 49 680 рублей вреда, причиненного окружающей среде, 3420 рублей стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира.
Взыскать с ГЛХУ «Л» в республиканский бюджет 2013 рублей государственной пошлины.
Выдать судебные приказы после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в экономический суд апелляционной инстанции в течение пятнадцати дней после его принятия в порядке, установленном статьями 267 — 270 ХПК.