Акционерными обществами (далее — АО) с государственным участием являются акционерные общества, акции которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам. В АО с государственным участием, созданных в порядке приватизации государственного имущества, в обязательном порядке должен быть создан совет директоров (наблюдательный совет) (далее — совет директоров) (ч. 4 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества»).
Обязанность создания совета директоров может быть предусмотрена и в иных случаях (например, во всех АО с числом акционеров более 50 (ч. 1 ст. 84 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозяйственных обществах)); в АО, являющихся банками (ч. 4 ст. 109-1 Банковского кодекса Республики Беларусь); если создание совета директоров предусмотрено уставом конкретного АО (ч. 1 ст. 51 Закон о хозяйственных обществах)).
Часть 1 п. 16 Методических рекомендаций по организации корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства, утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 05.07.2016 N 45/14 (далее — Методические рекомендации), относит совет директоров к ключевому звену в системе корпоративного управления.
Следует отметить, что корпоративное управление относят к одному из наиболее важных аспектов, оцениваемых инвесторами, особенно иностранными, при решении вопроса о привлекательности компании с точки зрения приобретения ее акций или активов.
В соответствии с Законом о хозяйственных обществах совет директоров — коллегиальный орган управления, осуществляющий общее руководство деятельностью АО (абз. 1 ч. 1 ст. 50) и подотчетный общему собранию акционеров как высшему органу управления обществом (ч. 5 ст. 33).
Руководящие принципы Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по корпоративному управлению для предприятий с государственным участием в редакции 2015 года, которые представляют собой рекомендации для государств, как наиболее эффективно осуществлять полномочия собственника в отношении государственных организаций, чтобы добиться эффективного и прозрачного управления, в частности определяют, что к функциям совета директоров относится стратегическое руководство и контроль за деятельностью менеджмента <1>.
<1> OECD (2016), OECD Guidelines on Corporate Governance of State-Owned Enterprises, 2015 Edition: (Russian version), OECD Publishing, Paris. — С. 36. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/9789264263680-ru. — Дата доступа: 11.01.2017.
Схожие положения содержатся в ч. 1 п. 16 Методических рекомендаций, которой установлено, что совет директоров в том числе призван обеспечивать управление стратегическим развитием АО, а также соблюдением интересов общества и законных прав и интересов акционеров.
Таким образом, к основным функциям совета директоров можно отнести: 1) стратегическое руководство АО; 2) соблюдение прав и интересов АО и акционеров; 3) контроль за деятельностью менеджмента (исполнительного органа).
Указанные функции реализуются через возложенную на совет директоров законодательством и уставом компетенцию.
Компетенция совета директоров АО с государственным участием определяется законодательством и уставом конкретного АО.
Вопросы, относящиеся к компетенции совета директоров, в том числе АО с государственным участием, предусмотрены ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 85 Закона о хозяйственных обществах.
К таким вопросам, в частности, относится: определение стратегии развития АО; утверждение годового финансово-хозяйственного плана АО и контроль за его выполнением; созыв общего собрания участников АО и решение вопросов, связанных с его подготовкой и проведением; принятие решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, за исключением принятия решения о выпуске акций; использование резервных и других фондов общества; принятие решения о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, если решение этого вопроса отнесено уставом АО к компетенции совета директоров; выбор и утверждение аудиторской организации и определение существенных условий договора оказания аудиторских услуг с аудиторской организацией; утверждение условий договоров с управляющей организацией (управляющим) и исполнителем оценки; утверждение локальных нормативных правовых актов АО; определение рекомендуемого размера дивидендов и срока их выплаты; утверждение депозитария и условий депозитарного договора с эмитентом с учетом требований, установленных законодательством; решение иных вопросов, предусмотренных Законом о хозяйственных обществах, иными законодательными актами и уставом АО.
Законодательство не содержит исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к компетенции совета директоров, в связи с чем уставом конкретного АО с государственным участием к компетенции совета директоров по усмотрению акционеров могут быть отнесены иные вопросы. При этом необходимо учитывать законодательное ограничение, согласно которому к компетенции совета директоров относятся вопросы, не составляющие исключительную компетенцию общего собрания акционеров (ч. 2 ст. 50 Закона о хозяйственных обществах).
Круг вопросов, который относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров как высшего органа управления, и соответственно которые не могут быть отнесены к компетенции совета директоров, определен ч. 1 ст. 34 Закона о хозяйственных обществах и положениями устава конкретного АО с государственным участием. Так, к исключительной компетенции общего собрания акционеров, как правило, относятся такие вопросы, как изменение устава, изменение размера уставного фонда, реорганизация и ликвидация, избрание членов совета директоров и ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий, утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов и т.п.
Часть 2 пункта 17 Методических рекомендаций устанавливает, что на совет директоров целесообразно возлагать, в частности, следующие компетенции: обеспечение соблюдения требований законодательства, устава, локальных нормативных правовых актов; разработка информационной политики АО, определение объема и порядка предоставления информации акционерам и осуществление текущего контроля за соблюдением порядка раскрытия информации о деятельности АО как акционерам общества, так и иным заинтересованным лицам; обеспечение организации системы корпоративного управления, выработка рекомендаций, направленных на ее совершенствование, подготовка при необходимости проектов соответствующих изменений в устав и локальные нормативные правовые акты АО; определение корпоративных ценностей и правил (в рамках кодекса корпоративного поведения), в том числе принципов профессиональной этики, противодействие неэтичным и противоправным действиям; определение профессионально-квалификационных требований к членам органов управления и контроля, иным ключевым руководящим работникам АО, а также к членам органов управления подконтрольных юридических лиц; обеспечение надлежащего формирования исполнительных органов общества, утверждение условий договоров с членами исполнительных органов АО; формирование мотивационной политики членов исполнительных органов, а также иных ключевых руководящих работников АО, определения размера заработной платы, иных выплат материального характера (различных видов премий, бонусов, компенсационных расходов); предупреждение и урегулирование конфликтов между органами АО, акционерами общества и должностными лицами АО.
Перечень вопросов, который следует передавать в компетенцию совета директоров, также содержится в примерной форме Корпоративного кодекса открытого акционерного общества, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.07.2015 N 29 «Об утверждении примерных форм корпоративного кодекса и положений о комитетах при Совете директоров (наблюдательном совете) открытого акционерного общества».
Корпоративный кодекс является локальным нормативным правовым актом АО, целесообразность принятия которого определяется в каждом конкретном случае АО с государственным участием. В то же время наилучшие практики корпоративного управления рекомендуют принятие кодексов корпоративного управления во всех крупных АО, включая АО с государственным участием.
Функцией корпоративного кодекса является детализация (уточнение) и развитие положений устава по вопросам корпоративного управления. Корпоративные кодексы общепризнанны в мировой практике корпоративного управления, в связи с чем их принятие в АО с государственным участием повышает прозрачность и доверие к системе корпоративного управления, что является значимым для иностранных инвесторов и партнеров.
Компетенция совета директоров АО с государственным участием должна быть исчерпывающе определена уставом с учетом законодательных требований и рекомендаций по корпоративному управлению.
На практике к компетенции совета директоров АО с государственным участием целесообразно относить такие вопросы, как: решение о сделках, связанных с отчуждением объектов недвижимого имущества, решение о создании других юридических лиц, а также об участии в них; согласование отчуждения принадлежащих АО акций (долей) иных хозяйственных обществ и товариществ; решение о поощрении, привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности членов исполнительных органов в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; решение о распоряжении имуществом АО, в том числе денежными средствами (например, на сумму свыше 20000 евро в эквиваленте по курсу Национального банка Республики Беларусь на день совершения сделки), согласование совершения АО сделок залога, поручительства, гарантий, кредитов; согласование сдачи в аренду недвижимого имущества на срок свыше 1 года; согласование совершения АО сделок с недвижимым имуществом независимо от суммы сделки, если такая сделка влечет переход права собственности на недвижимое имущество; решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи; предоставление рекомендаций акционерам по вопросам, требующих квалифицированного анализа.
Эффективный совет директоров должен действовать в целях реализации возложенных на него функций таким образом, чтобы, с одной стороны, не выходить за пределы своих полномочий и не принимать решений, которые относятся к компетенции общего собрания акционеров как высшего органа управления; с другой стороны, не вмешиваться в деятельность исполнительных органов, призванных осуществлять текущее (повседневное) руководство деятельностью АО с госучастием.
Таким образом, компетенция совета директоров АО с государственным участием должна сочетать стратегическое планирование деятельности АО, управленческие и контрольные (наблюдательные) функции, в частности осуществление контроля за деятельностью менеджмента (исполнительного органа).
Эффективность совета директоров АО с государственным участием во многом зависит от того, какие вопросы в соответствии с уставом и иными локальными нормативными правовыми актами АО отнесены к компетенции совета директоров.
В уставе АО с государственным участием следует четко определять компетенцию совета директоров. В дополнение к уставу компетенция совета директоров может быть детализирована в отдельных локальных нормативных правовых актах (Корпоративных кодексах, Положениях о совете директоров и т.п.).
Формирование компетенции совета директоров и ее соотношение с компетенцией иных органов управления зависит от различных факторов, в том числе сферы и масштабов деятельности АО, количества акционеров, размера акционерного капитала, доли государственного участия, намерений по привлечению стратегического иностранного инвестора и т.п.
В связи с этим не существует какой-то единой модели компетенции совета директоров, подходящей для любого АО с государственным участием.
Для выработки оптимального состава компетенции совета директоров и ее соотношения с компетенцией иных органов управления целесообразно привлекать специалистов в области корпоративного управления (юристов, бизнес-консультантов и т.п.).
Грамотно выстроенная компетенция совета директоров позволяет сделать работу органов управления АО с государственным участием более эффективной. Это поможет достичь высокого уровня эффективности управления АО и будет иметь результат для достижения более высоких результатов от финансово-хозяйственной деятельности, а также для привлечения инвесторов, возможности выхода на первичный публичный выпуск акций (IPO), в том числе на иностранных финансовых рынках.