27 ноября 2013 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2013 N 996 «Об утверждении Правил содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание» (далее — постановление). Необходимость разработки и принятия постановления была предопределена непосредственно частью 5 статьи 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), в силу которой Совету Министров Республики Беларусь предписывается обязанность установить порядок и условия содержания физических лиц, подвергнутых административному задержанию. Таким образом, Правила содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание, утвержденные постановлением (далее — Правила), восполняют правовой пробел, существовавший до недавнего времени в части определения мест, порядка и условий пребывания физических лиц, в отношении которых применено административное задержание на срок свыше трех часов (далее — задержанное лицо).
Правилами, на наш взгляд, достаточно полно и детально регламентирован широкий спектр вопросов содержания задержанных лиц в месте, определенном органом, ведущим административный процесс: закреплены порядок приема и размещения задержанных лиц, порядок их материально-бытового обеспечения, оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, регламентированы также порядок проведения встреч задержанного лица с защитником и порядок обеспечения участия задержанных лиц в процессуальных и иных действиях, судебных заседаниях.
В силу пункта 1 части 1 статьи 8.1 ПИКоАП административное задержание как мера обеспечения административного процесса является кратковременным ограничением свободы, применяемым в отношении лица, вина которого в совершении административного правонарушения не установлена вступившим в силу постановлением об административном правонарушении. В связи с тем что применение этой меры неразрывно связано с ограничением прав задержанного лица на свободу и неприкосновенность личности, полагаем необходимым отметить важность пункта 13 Правил, в соответствии с которым в места содержания не принимаются лица, в отношении которых документы, являющиеся основанием для их содержания, оформлены с нарушением требований ПИКоАП и Правил. Считаем, что такое правовое регулирование направлено на создание дополнительных правовых гарантий строгого соблюдения должностными лицами органов, ведущих административный процесс, всех процессуальных требований при осуществлении административного задержания и, как следствие, должно исключить из правоприменительной практики случаи помещения в места содержания лиц, административное задержание которых на срок более трех часов осуществлено в нарушение процессуального порядка, установленного ПИКоАП.
Правилами (пункты 9 и 10) закреплена необходимость ознакомления задержанных лиц, принятых в места содержания, с правами и обязанностями задержанного лица, режимом содержания, порядком подачи ходатайств, предложений, заявлений и жалоб, также предусмотрена обязанность администрации разместить в местах содержания на видном месте стенд с информацией об основных правах и обязанностях задержанных лиц.
Такой подход направлен на реализацию в отношении каждого задержанного лица его права на полную и достоверную информацию, создает необходимые основания для реализации таким лицом всего объема прав и соответственно должен способствовать более полному обеспечению принципа законности в отношении задержанного лица как одного из важнейших принципов осуществления административного процесса.
Предусматривается, что задержанные лица, принятые в места содержания, размещаются в закрытых на замки общих или одиночных камерах (помещениях) и находятся там под постоянным надзором и охраной. Задержанные лица размещаются раздельно в зависимости от их пола и возраста. Так, по общему правилу раздельно размещаются несовершеннолетние и лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Правила закрепляют ряд обстоятельств, наличие которых также может быть основанием для раздельного размещения задержанных лиц: по возможности отдельно размещаются курящие, а также лица, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других задержанных лиц.
С точки зрения создания более благоприятных условий для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, считаем важным, что при закреплении порядка материально-бытового обеспечения задержанных лиц особое внимание уделено условиям пребывания в местах содержания беременных женщин. Для их размещения используются наиболее светлые и сухие камеры (помещения), создаются улучшенные материально-бытовые условия; беременным устанавливаются повышенные нормы питания в соответствии с законодательством (пункт 46 Правил). Беременным женщинам, равно как и несовершеннолетним, предоставляются ежедневные прогулки продолжительностью не менее трех часов.
Закрепляя право задержанных лиц получать передачи общим весом не более пяти килограммов в три дня, Правила (пункт 55) вместе с тем не допускают ограничения веса передач для несовершеннолетних, беременных женщин, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями (при наличии заключения медицинского работника места содержания или государственной организации здравоохранения).
Задержанным лицам предоставлено право пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также иметь при себе предметы первой необходимости, обувь и одежду (пункт 44 Правил). В силу пункта 48 Правил, в случае если административное задержание длится свыше двенадцати часов, задержанным лицам бесплатно во временное пользование предоставляется спальное место и место для хранения средств личной гигиены, выдаются постельные принадлежности и постельное белье.
Содержащийся в Правилах порядок оказания задержанным лицам медицинской помощи предусматривает прежде всего обязанность медицинского работника, должностных лиц мест содержания выявить, нуждается ли задержанное лицо в медицинской помощи (пункт 82 Правил). В силу пункта 84 Правил, в случае если задержанное лицо нуждается в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, оно должно быть направлено в государственную организацию здравоохранения. При выявлении у задержанного лица телесных повреждений, а также по просьбе задержанного лица может быть произведено медицинское освидетельствование как медицинским работником места содержания, так и медицинскими работниками государственных организаций здравоохранения (пункты 89 и 90 Правил).
При этом задержанное лицо имеет право обжаловать прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в местах содержания, или в суд отказ в проведении медицинского освидетельствования (пункт 92 Правил). Указанная норма свидетельствует о том, что Правила рассматривают такое обжалование как важный инструмент в обеспечении прав и свобод задержанного лица. Вместе с тем изучение порядка направления ходатайств, предложений и жалоб задержанных лиц адресатам позволяет сделать вывод о том, что в случае отсутствия у задержанного лица денежных средств на оплату расходов по пересылке жалобы на отказ от медицинского освидетельствования оно фактически лишается права на такое обжалование, поскольку в силу пункта 73 Правил за счет средств места содержания направляются только жалобы на постановления по делу об административном правонарушении, а также ходатайства, предложения, заявления и жалобы в адрес органа, ведущего административный процесс.
Правилами детально регламентирован порядок проведения личного обыска, дактилоскопирования, досмотра вещей задержанных лиц, а также порядок изъятия у них предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию.
Так, задержанные лица подвергаются полному личному обыску при поступлении в места содержания, перед отправкой за пределы мест содержания, при возвращении в места содержания, при освобождении из мест содержания (пункт 30 Правил). Неполный личный обыск задержанных лиц производится при выводе их из камер (помещений) и возвращении в камеру (помещение) места содержания (пункт 31 Правил). Предусматривается возможность применения во время обыска технических средств обнаружения (пункт 26 Правил).
Очевидно, что наряду с нормами статьи 8.6 ПИКоАП, устанавливающими цели и порядок проведения личного обыска задержанного в административном процессе, Правила дополнительно предусматривают неоднократное проведение личного обыска по отношению к задержанному лицу. При этом в отличие от ПИКоАП, закрепляющего в качестве важного процессуального требования к проведению личного обыска составление протокола либо осуществление записи в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания физического лица, Правила не содержат обязанности какой-либо документальной фиксации данной процедуры.
Важность такой меры, как обыск задержанных лиц, не вызывает сомнений, поскольку обыск имеет своей целью обнаружение и изъятие запрещенных предметов, а следовательно, способствует обеспечению прав других задержанных лиц, в том числе права на охрану их жизни и здоровья. Вместе с тем, принимая во внимание, что указанная мера является мерой принуждения, а ее осуществление сопряжено с ограничением прав обыскиваемого лица на неприкосновенность и достоинство личности, считаем, что более правильным было бы закрепить правовые нормы, регламентирующие проведение обыска задержанных лиц, на уровне закона. В подтверждение указанной позиции полагаем возможным сослаться на решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 05.07.2001 N Р-122/2001 «О правовом регулировании содержания административно задержанных и административно арестованных» <1>, в котором указано, что законодательному урегулированию должны подлежать вопросы, касающиеся не только оснований применения лишения или ограничения свободы, включая административное задержание и административный арест, но и определения основных условий содержания (режима содержания) лиц, подвергнутых данным мерам.
<1> О правовом регулировании содержания административно задержанных и административно арестованных: решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 5 июля 2001 г., N Р-122/2001 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2001. — N 65. — 6/289.
При всей детальной правовой регламентации порядка и условий содержания задержанных лиц нельзя не отметить, что в Правилах не освещены отдельные аспекты содержания задержанных лиц. Так, Правилами не определены порядок и условия обеспечения задержанных лиц питанием, в них отсутствует указание на отдельные характеристики помещений (камер), в которых содержатся задержанные лица (допустимые нормы площади на одно задержанное лицо, температурный режим, особенности освещения и др.). Остался не урегулированным вопрос о необходимости регистрации ходатайств, предложений, заявлений и жалоб задержанных лиц, в том числе заявлений о личном приеме, подаваемых задержанными лицами в письменной и устной форме. Полагаем, что в целях установления дополнительных гарантий обеспечения прав и законных интересов задержанных лиц указанные и иные моменты в дальнейшем должны найти свое нормативное закрепление.
Кроме того, представляется, что ряд положений Правил содержит в себе правовую неопределенность, которая, на наш взгляд, может отрицательно сказаться как на практике их применения, так соответственно и на уровне реализации принципов административного процесса.
Из редакции части 2 пункта 11 Правил усматривается, что протокол об административном правонарушении является достаточным основанием для содержания задержанных лиц в месте содержания. В то же время такое правовое регулирование не отвечает положениям части 4 статьи 8.4 и статьи 8.5 ПИКоАП, из которых следует, что административное задержание на срок свыше трех часов оформляется отдельным протоколом — протоколом административного задержания физического лица. В протоколе об административном правонарушении указывается лишь время административного задержания физического лица на срок, не превышающий трех часов, и, следовательно, он не может быть самостоятельным основанием для содержания задержанных лиц в месте содержания. Рассматривать протокол об административном правонарушении как основание для содержания задержанных лиц необходимо только в совокупности с протоколом об административном задержании.
Следует отметить, что усложняют восприятие Правил те нормы, которые не имеют непосредственного отношения к предмету правового регулирования, то есть не относятся непосредственно ни к порядку, ни к условиям содержания задержанных лиц в местах содержания. В частности, такое замечание можно высказать в отношении положений Правил, определяющих правовые основания проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий (часть 2 пункта 100 Правил), а также устанавливающих требования к уборочному инвентарю (часть 2 пункта 99 Правил), и др.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что разработанные в соответствии с ПИКоАП Правила направлены на обеспечение требования части 4 статьи 2.4 ПИКоАП о том, что содержание физического лица, задержанного за административное правонарушение, должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу для его жизни и здоровья. Правовой механизм, регламентирующий порядок и условия содержания задержанных лиц в местах содержания, закреплен в том объеме, который обоснованно необходим для реализации как целей административного задержания, так и задач административного процесса в целом. Он не лишает задержанное лицо возможности реализовывать свои права, которыми оно обладает как участник административного процесса, а также не создает каких-либо препятствий для осуществления процессуальных действий, предопределенных рамками административного процесса. Соблюдение Правил, а также единообразная практика их применения со стороны должностных лиц мест содержания, полагаем, должны стать важной правовой гарантией защиты прав и законных интересов задержанных лиц.