Малозначительность административного правонарушения: практика работы таможенных органов

Таможенные органы Республики Беларусь (таможенные органы), будучи наделенными в рамках компетенции правом ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях, зачастую сталкиваются с проблемой несоразмерности предусмотренного за совершение административного правонарушения административного взыскания совершенному правонарушению, что входит в диссонанс с целями административного взыскания.

Административное взыскание, преследуя цель воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами, должно быть справедливым и гуманным, понятным для правонарушителя, иначе не исключен обратный эффект от его применения.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяемое в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений, также должно соответствовать принципу справедливости и гуманизма.

Нередки ситуации, когда цели, для достижения которых налагается административное взыскание, могут быть достигнуты и без его применения, в связи с чем Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрены основания для освобождения от административной ответственности.

КоАП определено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных КоАП.

К таким случаям относятся:

  • освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения;
  • освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность;
  • освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим;
  • освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине;
  • освобождение от административного взыскания вследствие заболевания;
  • освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми.

Из перечисленного именно малозначительность совершенного правонарушения как основание для освобождения от административной ответственности является самым обсуждаемым и, на наш взгляд, самым неоднозначным в применении основанием для такого освобождения.

Согласно статье 8.2 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам.

Некоторая расплывчатость такой формулировки и наличие только одного критерия определения малозначительности правонарушения — причинение незначительного вреда охраняемым КоАП правам и интересам — ставят перед соответствующими государственными органами задачу выработки также и иных критериев малозначительности, желательно применительно к конкретным статьям (группе статей) Особенной части КоАП. При этом важнейшую роль играет наработанная практика применения административного законодательства этими государственными органами.

В соответствии с Положением о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 N 228 «О некоторых вопросах таможенных органов», Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее — ГТК) осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела, возглавляет единую систему таможенных органов, в которую входят ГТК и таможни, обеспечивает единообразное применение таможенными органами и организациями, подчиненными ГТК, таможенного и иного законодательства.

Обеспечение единообразного применения административного законодательства таможенными органами является одной из функций ГТК, в ходе реализации которой серьезное внимание обращается в том числе и на организацию единообразной практики применения таможенными органами требований статьи 8.2 КоАП.

В указанных целях на основании анализа правоприменительной практики таможенных органов, предложений таможен, а также с учетом практики работы иных государственных органов ГТК разработаны критерии по отнесению административных правонарушений к категории малозначительных, обязательные для применения в таможенных органах. При этом правонарушения, применительно к которым выработаны соответствующие критерии, являются достаточно распространенными в сфере таможенных правоотношений.

Ниже будут названы выработанные критерии в привязке к конкретным статьям КоАП, правом составления протоколов по которым наделены таможенные органы.

1. Статьей 11.44 КоАП установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 N 549 «О статистическом декларировании товаров» определено, что статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация — не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным.

Деяния, связанные с нарушением срока исполнения возложенной на лицо законодательством Республики Беларусь обязанности по представлению таможенному органу Республики Беларусь статистической декларации (периодической статистической декларации), могут быть признаны таможенными органами малозначительными при совокупности следующих условий:

  • нарушение срока исполнения обязанности до трех суток;
  • выявление нарушения самим обязанным лицом;
  • добровольное исполнение обязанности по представлению таможенному органу статистической декларации (периодической статистической декларации);
  • отсутствие факта привлечения к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года со дня вынесения решения по такому факту.

2. Частью 9 статьи 13.6 КоАП установлена административная ответственность за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица.

В соответствии со статьей 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 ТмК ТС.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТмК ТС.

Деяния, связанные с неуплатой либо неполной уплатой в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенных платежей, могут быть признаны таможенными органами малозначительными при совокупности следующих условий.

2.1. В случае, если неуплата (неполная уплата) таможенных платежей в установленный законодательством срок произошла по причине неверной классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС), повлекшей, в свою очередь, неверное применение ставок таможенных платежей, и нарушение выявлено таможенными органами в результате контроля после выпуска товаров:

  • отсутствуют признаки, указывающие на умысел лиц, допустивших неверную классификацию товаров, на неуплату таможенных платежей в полном размере, что выражается в отсутствии фактов представления документов, содержащих недостоверные, искаженные данные о товарах, поддельных, недействительных документов, повлиявших на решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, попыток дачи незаконного вознаграждения должностным лицам за неправомерные действия;
  • до выпуска товаров в заявленной таможенной процедуре декларанту не выдавалось предварительное решение Минской центральной таможни об их классификации;
  • в течение года, предшествующего выявлению правонарушения, лицо не привлекалось к административной ответственности за неуплату (неполную уплату) в установленный срок таможенных платежей, причиной которой послужила неверная классификация идентичных товаров по ТН ВЭД ТС, а также не освобождалось за такие правонарушения от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 8.2 или статьей 8.3 КоАП;
  • таможенные платежи по возникшему налоговому обязательству уплачены в полном объеме до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

2.2. В иных случаях:

  • размер неуплаченной суммы таможенных платежей не превышает сумму, эквивалентную пятнадцати базовым величинам;
  • лицом добровольно исполнена обязанность по уплате таможенных платежей до момента рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • отсутствуют факты привлечения к административной ответственности за аналогичные правонарушения в течение одного года со дня вынесения решения по такому факту.

3. Частью 2 статьи 14.5 КоАП установлена административная ответственность за недекларирование перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами подлежащих таможенному декларированию белорусских рублей и (или) иностранной валюты.

Согласно пункту 1 статьи 3 Договора государств — членов Таможенного союза от 05.07.2010 «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (далее — Договор) при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс.дол. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Согласно пункту 1 статьи 4 Договора при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10000 дол. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Деяния, связанные с недекларированием подлежащей таможенному декларированию иностранной валюты, могут быть признаны таможенными органами малозначительными при совокупности следующих условий:

  • сумма недекларированной иностранной валюты не превышает 10500 дол. США в эквиваленте при единовременном ввозе наличных денежных средств;
  • лицом, пересекающим границу, при устном опросе добровольно сообщены сотруднику таможни достоверные сведения о сумме перемещаемой иностранной валюты;
  • отсутствует факт привлечения к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года со дня вынесения решения по такому факту.

4. Статьей 14.7 КоАП установлена административная ответственность за передачу ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза нерезидентами Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования иным нерезидентам Республики Беларусь либо резидентам Республики Беларусь в нарушение установленного порядка.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 358 ТмК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. Передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Деяния, связанные с передачей транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, иностранными физическими лицами иным лицам без разрешения таможенного органа, могут быть признаны таможенными органами малозначительными при совокупности следующих условий:

  • такое транспортное средство передано с целью вывоза с территории Таможенного союза и факт передачи выявлен в месте убытия такого транспортного средства с таможенной территории (транспортное средство фактически прибыло в место убытия);
  • транспортное средство не вовлекалось в экономический оборот на территории Таможенного союза, а также не использовалось в целях, отличных от цели вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза;
  • в отношении указанного транспортного средства в установленном порядке уплачены таможенные платежи;
  • отсутствует факт привлечения к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года со дня вынесения решения по такому факту.

5. Статьей 14.10 КоАП установлена административная ответственность за несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенной процедуры таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров или доставку товаров в место на таможенной территории Таможенного союза, отличное от места доставки, определенного таможенным органом, или непредставление в установленный срок таможенному органу документов, необходимых для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Статьей 219 ТмК ТС установлено, что срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита.

Статьей 223 ТмК ТС определено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.

Согласно статье 225 ТмК ТС для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы:

в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, — в течение 1 (одного) часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа — в течение 2 (двух) часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа;

в отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов и железнодорожного транспорта, — в течение времени, установленного технологическим процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств — членов Таможенного союза.

5.1. Деяния, связанные с нарушением сроков исполнения возложенной на перевозчика таможенным законодательством обязанности по представлению таможенному органу документов, предусмотренных ТмК ТС, при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, могут быть признаны таможенными органами малозначительными при совокупности следующих условий:

  • нарушение срока исполнения обязанности до трех часов;
  • отсутствие факта привлечения к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года со дня вынесения решения по такому факту.

5.2. Деяния, связанные с несоблюдением установленного таможенным органом срока таможенного транзита, могут быть признаны таможенными органами малозначительными при совокупности следующих условий:

  • нарушение срока таможенного транзита до одних суток;
  • добровольное исполнение обязанности по доставке товаров, транспортных средств и документов на них в место, установленное таможенным органом, до выявления должностными лицами таможенных органов факта совершения с товарами и транспортными средствами иных операций (выгрузка, перегрузка, передача другим лицам и т.п.), чем связанных с их доставкой до таможни назначения;
  • отсутствие признаков иных правонарушений (повреждение или утрата средств идентификации и т.д.);
  • отсутствие факта привлечения к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года со дня вынесения решения по такому факту.

Указанные критерии малозначительности являются базовыми и подлежат оценке в совокупности с иными обстоятельствами дела об административном правонарушении.

Такой подход к определению малозначительности административного правонарушения формирует единую правоприменительную практику таможенных органов, что, в свою очередь, позволяет принимать взвешенные и «прозрачные» решения по делам об административных правонарушениях.