Правомерное ценообразование на организованных финансовых рынках является базовым условием их нормального функционирования, устойчивого состояния и развития. Игра участников рынка на естественных колебаниях спроса и предложения (обеспечение ими ликвидности рынка с принятием на себя дополнительных рисков) способствует их сглаживанию и свидетельствует о сбалансированности рынка. По этой причине необходимым условием формирования адекватной рыночной цены является свободная конкуренция контрагентов сделки. Механизм такой конкуренции — конкурентный рынок. Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг как целенаправленное воздействие на финансовый рынок нарушает стабильность самого рынка, ведет к его раскачиванию, образованию искусственных цен и возникновению экономических диспропорций, а также к получению необоснованной прибыли (за счет введения в заблуждение других субъектов рынка), наносит ущерб его участникам и третьим лицам <1>.
<1> См.: Колесников, Г. Современные способы манипулирования финансовыми рынками в России / Г.Колесников // Рынок ценных бумаг. — 2010. — N 2.
Необходимо отметить, что стремительное развитие отечественного фондового рынка уже сегодня сопровождается ростом нарушений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Дело в том, что незаконное использование инсайдерской информации и манипулирование ценами на финансовом рынке — актуальная проблема как для Беларуси, так и для многих государств, поскольку эти явления оказывают крайне негативное влияние на развитие отечественной экономики. Сегодня манипуляции с пакетами акций и финансовыми схемами достаточно широко используются на финансовом рынке, особенно крупными компаниями для захвата стратегического управления. Более того, манипулирование находится на грани с такими проблемами, как инсайдерская торговля и различные неправомерные действия брокеров по отношению к клиентам, поэтому естественно, что в таких условиях возникает вопрос о запрещении этих правонарушений <2>.
<2> Следует подчеркнуть, что проблема манипулирования имеет три уровня: нормативно-правовой, организационный и технический, поэтому отсутствие полноценной законодательной базы по этому вопросу порождает безнаказанность и стремление делать на рынках все, что угодно, вследствие чего создается опасность появления беспочвенных обвинений в манипулировании ценами законопослушных операторов рынка.
Проблема заключается в том, что, незаконно используя инсайдерскую информацию, инвесторы имеют неправомерное преимущество над другими участниками рынка, в результате чего, своевременно приобретая и продавая акции, злоумышленники получают огромную прибыль. И все это происходит за счет денежных средств добросовестных инвесторов. В период кризиса финансовый рынок стал еще уязвимее в части манипулирования ценами и использования инсайдерской информации: объемы торгов снизились, в результате чего стало легче манипулировать ценами.
Идея о включении нормы в уголовный закон, которая бы предусматривала ответственность за манипулирование рынком ценных бумаг, муссировалась давно, и надо сказать, что белорусский законодатель это сделал лишь после появления подобной статьи в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 185-3). Главным образом криминализированы действия, которые касаются как распространения заведомо недостоверной информации, так и совершения различных сделок с целью создания видимости повышения или понижения цен и торговой активности на рынке ценных бумаг относительно существующего уровня цен (торговой активности) на рынке ценных бумаг.
Действующее уголовное законодательство предусматривает ответственность за манипулирование рынком ценных бумаг. Данная уголовно-правовая норма появилась в 2012 году и в настоящее время преступными признаются следующие действия: «Совершение действий (бездействие), оказывающих существенное влияние на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой, признаваемых в соответствии с законодательными актами манипулированием рынком ценных бумаг, повлекшее причинение ущерба в крупном размере» <3>.
<3> Как отмечалось в обосновании необходимости принятия данной нормы, «нормы закона, предусматривающие уголовную и административную ответственность лиц за деяния, признаваемые манипулированием рынком ценных бумаг, разрабатывались на основании анализа законодательства государств — членов ЕврАзЭС, регулирующего правоотношения в сфере манипулирования рынком ценных бумаг и противодействия недобросовестным захватам субъектов хозяйствования, а также соответствующих директив Европейского союза» (См.: http://www.rosbalt.ru/exussr/2012/03/19/958981.html). А.И.Лукашов специально подчеркивает, что введение административной и уголовной ответственности за манипулирование рынком ценных бумаг представляется социально обусловленным. Такая законодательная акция преследует цель защиты установленного в стране порядка обращения ценных бумаг на рынке ценных бумаг, обеспечения прав и законных интересов инвесторов, владельцев ценных бумаг и иных участников этого рынка, а также финансовых интересов государства (См.: Лукашов, А.И. Манипулирование рынком ценных бумаг (часть 1) / А.И.Лукашов // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.
В сущности, вред от проводимых манипуляций на рынке ценных бумаг может сводиться к следующим аспектам:
- а) участникам рынка ценных бумаг предоставляется ложная информация, в результате чего может создаться неверное представление о состоянии рынка ценных бумаг <4>;
- б) участникам рынка ценных бумаг, а также государству может быть причинен имущественный вред — ущерб в крупном размере;
- в) ущерб может быть также причинен имиджу белорусского рынка ценных бумаг.
<4> См.: Русанов, Г.А. Преступления на рынке ценных бумаг / Г.А.Русанов. — М., 2011. — С. 92.
В соответствии со ст. 2 Директивы 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза об использовании инсайдерской информации в процессе торгов и манипулировании рынком (рыночных махинациях) от 28.01.2003 (в редакции Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2008/26/ЕС от 11.03.2008) под манипулированием рынком следует понимать:
- a) сделки или приказы на совершение сделок: которые создают или могут создавать ложную или недостоверную информацию относительно спроса, предложения или цен на финансовые инструменты; которые поддерживают цены одного или нескольких финансовых инструментов на отклоняющемся от нормы искусственном уровне в результате действий одного лица или группы лиц, если лицо, которое совершило сделку или направило приказ на совершение сделки, не докажет, что сделало это на законных основаниях и что данные сделки или приказы направлены на совершение сделок и соответствуют принятым рыночным практикам на рынке;
- b) совершение сделок с использованием обманных методов, а также другие формы обмана и мошенничества;
- c) распространение через Интернет и средства массовой информации недостоверных сведений о финансовых инструментах, например ложных новостей, если распространившее их лицо знало или должно было знать о том, что сведения являются недостоверными или вводящими участников рынка в заблуждение (в отношении журналистов распространение подобной информации оценивается с учетом норм, регулирующих их профессиональную деятельность, если эти лица прямо или косвенно не получают выгод или преимуществ от распространения данной информации).
В частности, к манипулированию рынком относят следующие действия: покупка или продажа финансовых инструментов при закрытии рынка, ведущие к введению в заблуждение инвесторов, действующих на основании цен закрытия; получение преимуществ от случайного или регулярного доступа к средствам массовой информации путем высказывания мнения о ранее приобретенном финансовом инструменте (его эмитенте), без одновременного раскрытия информации о конфликте интересов и последующего получения прибыли от влияния высказанного мнения на цену финансового инструмента; действия одного или нескольких лиц по удержанию цен на финансовые инструменты или созданию иных нечестных условий на рынке, целью которых является укрепление собственной главенствующей позиции на рынке <5>.
<5> См.: Емельянова, Е.А. Понятие инсайдерской информации и манипулирования рынком в российском и зарубежном законодательствах: сравнительно-правовой аспект / Е.А.Емельянова // Вестник СПбГУ. — Серия 14. — 2012. — N 3. — С. 23 — 24; Лукашов, А.И. Манипулирование рынком ценных бумаг (часть 1) / А.И.Лукашов // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.
Для большей вразумительности сути рассматриваемого вопроса приведем следующий пример, имевший место на Варшавской бирже ценных бумаг в 1997 году.
Мошенничество с участием познаньских инвесторов польская комиссия по ценным бумагам расследовала более года. Познаньская группа, объединявшая более 20 человек, в течение двух лет обманула мелких инвесторов более чем на 20 млн. злотых. Суть проделанной аферы заключалась в том, что биржевые мошенники интересовались только маленькими фирмами, у которых в обороте находился небольшой пакет акций. Их интерес привлекали компании, основной пакет акций которых — порядка 90% — находился в руках стратегического инвестора. Таким образом, в публичном обороте было порядка 10% акций, а поэтому требовалось не так уж много средств для того, чтобы скупить значительную часть этих акций, вызывая искусственный, не подтвержденный финансовыми результатами компании и т.п., рост курса данных акций и спроса на них. Наряду с этим, группа биржевых спекулянтов была достаточна многочисленна и не вызывала подозрения, т.к. приобретала не более 5 процентов акций определенной фирмы. Акции продавались и покупались всеми участниками мошеннической операции только в определенное время и в строго ограниченных количествах, на что было затрачено несколько десятков сессий. Когда же мошенники сосредоточили в своих руках значительный пакет акций фирмы, они начинали продавать крупные заявки на покупку без лимита цены, чтобы «разогреть ценную бумагу», т.е. вызывали искусственный спрос на нее. Именно таким образом мошенникам каждый раз удавалось добиваться поставленной цели: втягивать мелких инвесторов (последние, как правило, не очень хорошо разбираются в тонкостях рынка и не склонны к финансовому анализу отчетов фирм) в свою операцию. Когда же цена на акции возросла достаточно и в игру включилось значительное число инвесторов, мошенники начинали понемногу и не спеша освобождаться от своего пакета акций, после чего и происходил полный обвал курса акций на финансовом рынке <6>.
<6> См.: Гулякевич, Л. Крупнейшая афера на Варшавской бирже ценных бумаг / Л.Гулякевич // Белорусская деловая газета. — 1997. — 4 августа. — С. 23; Хилюта, В.В. Финансовая пирамида / В.В.Хилюта // Фондовый рынок. — 2006. — N 1. — С. 29 — 30.
Согласно национальному законодательству — Указу Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 N 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее — Указ N 277) — запрещаются и признаются манипулированием рынком ценных бумаг, влекущим ответственность в соответствии с законодательными актами, следующие действия (бездействие), оказывающие влияние на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой, признаваемое существенным при отклонении от параметров, устанавливаемых республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг:
- а) умышленное распространение физическими и (или) юридическими лицами через средства массовой информации, в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет, или иным способом заведомо ложных сведений о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на такие бумаги, включая информацию, представленную в рекламе;
- б) систематическое (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) неисполнение обязательств (за исключением случаев прекращения обязательств по основаниям, предусмотренным актами законодательства и (или) правилами биржевых торгов) по сделкам, заключенным в торговой системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» с одними и теми же акциями;
- в) совершение юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня двух и более сделок с акциями за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи ценных бумаг;
- г) совершение сделок с акциями по предварительному сговору между юридическими лицами, осуществляющими профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, и (или) их работниками, и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные сделки;
- д) совершение юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня за счет или в интересах одного лица: двух и более сделок с одними и теми же акциями, исполнение обязательств по которым не влечет изменения владельца ценных бумаг; более двух сделок с одними и теми же акциями, в которых стороны меняются, выступая то в качестве продавцов, то в качестве покупателей.
Не являются манипулированием рынком ценных бумаг действия, указанные в пунктах «в», «г», «д», совершаемые в интересах эмитента в ходе первичного размещения его акций.
Законодательством также определены параметры, на основании которых определяются действия (бездействие), оказывающие существенное влияние на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой. Так, согласно постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 15.11.2011 N 117 «Об установлении параметров спроса на ценную бумагу и (или) предложения ценной бумаги, рыночной цены ценной бумаги или объема торгов ценной бумагой, отклонения от которых признаются существенным влиянием на спрос и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой» установлены следующие параметры спроса на ценную бумагу и (или) предложения ценной бумаги, рыночной цены ценной бумаги или объема торгов ценной бумагой, отклонения от которых в результате совершения действий (бездействия) признаются существенным влиянием:
1) на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги — увеличение суммарного количества ценных бумаг одного вида, выпущенных определенным эмитентом, содержащегося в заявках на покупку (продажу) таких ценных бумаг в торговой системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее — биржа), более чем на 100 процентов в день совершения действий (бездействия), предусмотренных абзацами вторым, шестым — восьмым части первой подпункта 1.6-1 пункта 1 Указа N 277, и в любой из 2 рабочих дней, следующих после совершения таких действий (бездействия), по сравнению:
- а) с суммарным количеством ценных бумаг одного вида, выпущенных определенным эмитентом, содержащимся в заявках на покупку (продажу) таких ценных бумаг в торговой системе биржи, на день, предшествующий совершению таких действий (бездействия), — в отношении ценных бумаг, по которым рыночная цена рассчитывается по сделкам, совершенным в течение торгового дня;
- б) со среднедневным суммарным количеством ценных бумаг одного вида, выпущенных определенным эмитентом, содержащимся в заявках на покупку (продажу) таких ценных бумаг в торговой системе биржи, рассчитанным за 90 торговых дней, предшествующих дню совершения таких действий (бездействия), — в отношении ценных бумаг, по которым рыночная цена рассчитывается по последним десяти сделкам, совершенным с этими ценными бумагами в течение последних 90 торговых дней, включая дату расчета;
2) на рыночную цену ценной бумаги — увеличение либо уменьшение рыночной цены ценной бумаги более чем на 60 процентов (для членов секции фондового рынка биржи, получивших право участия в торгах акциями и принявших на себя обязательства в соответствии с локальными нормативными правовыми актами биржи по выполнению функций маркет-мейкеров по этим акциям, — более чем на 200 процентов) в день совершения действий (бездействия), предусмотренных абзацами вторым — восьмым части первой подпункта 1.6-1 пункта 1 Указа N 277, по сравнению с рыночной ценой ценной бумаги, рассчитанной в день, предшествующий совершению таких действий (бездействия), и в любой из 2 рабочих дней, следующих за днем совершения таких действий (бездействия), по сравнению с рыночной ценой ценной бумаги, рассчитанной в день, предшествующий их совершению;
3) на объем торгов ценной бумагой — увеличение объема торгов ценной бумагой (в штуках ценных бумаг) в торговой системе биржи более чем на 100 процентов в день совершения действий (бездействия), предусмотренных абзацами вторым, шестым — восьмым части первой подпункта 1.6-1 пункта 1 Указа N 277, и в любой из 2 рабочих дней, следующих после совершения таких действий (бездействия), по сравнению:
- а) с объемом торгов такой ценной бумагой в день, предшествующий совершению таких действий (бездействия), — в отношении ценной бумаги, по которой рыночная цена рассчитывается по сделкам, совершенным в течение торгового дня;
- б) со среднедневным объемом торгов такой ценной бумагой, рассчитанным за 90 торговых дней, предшествующих совершению таких действий (бездействия), — в отношении ценной бумаги, по которой рыночная цена рассчитывается по последним десяти сделкам, совершенным с такой ценной бумагой в течение последних 90 торговых дней, включая дату расчета.
Параметры спроса на ценную бумагу и (или) предложения ценной бумаги, рыночной цены ценной бумаги или объема торгов ценной бумагой, отклонения от которых признаются существенным влиянием на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой, не распространяются: на сделки с ценными бумагами, по которым рыночная цена не рассчитывается; на сделки РЕПО с облигациями.
С юридической точки зрения манипулирование ценами относят к недобросовестной практике ведения бизнеса на рынке ценных бумаг, в том числе к биржевым правонарушениям. По сути своей манипулирование рынком ценных бумаг представляет собой воздействие на курсовую (расчетную) цену обращающихся на фондовом рынке активов за счет краткосрочного или долгосрочного проведения сделок большого объема. Данный термин применяется также для обозначения деятельности, направленной на создание видимости активности и надежности путем искусственного вздувания цен с целью побудить участников торговли покупать определенный товар или ценные бумаги. Если такое манипулирование оказывается успешным, то данный товар или ценные бумаги сбываются спекулянтами по более высокой цене, нежели той, по которой они были ранее ими куплены.
Манипулирование можно определить и как искусственное контролирование курсов ценных бумаг. По большому счету оно является попыткой продавать ценные бумаги по ценам выше или ниже тех, которые бы установились в результате нормального воздействия соотношения предложения и спроса. При этом ввиду имеющихся пробелов в законодательстве те или иные способы манипуляций могут оставаться вполне законными. Таким образом, ключевым признаком манипулирования является искусственный контроль за ценами, а не его противозаконность. Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг в целом можно определить как действие любого участника или группы участников, направленное на установление искусственного контроля за ценами, включающее покупку и продажу ценной бумаги с целью создания фальшивой или вводящей в заблуждение видимости активной торговли или с целью поднять или понизить цену, с тем чтобы побудить других участников рынка к покупке или продаже данной ценной бумаги, ведущее к целенаправленному изменению курсовой цены фондового инструмента по отношению к нормальной ее величине <7>.
<7> См.: Колесников, Г. Современные способы манипулирования финансовыми рынками в России / Г.Колесников // Рынок ценных бумаг. — 2010. — N 2; Савин, А. Борьба с инсайдом и манипулированием рынками / А.Савин // Рынок ценных бумаг. — 2010. — N 2.
Обычно выделяют два основных вида манипулирования на финансовых рынках:
- единичное (ситуационное) манипулирование ценами (это случаи манипулирования, которые облечены в форму обычных сделок; такое манипулирование может производиться как одним участником, так и группой участников рынка в виде отдельной сделки или серии сделок с целью изменения естественной рыночной цены фондового актива, а также закрепления, фиксации или стабилизации курса этого актива);
- манипулирование рынком в целом (такое манипулирование совершается путем воздействия на курсовую (расчетную) цену обращающихся на рынке фондовых активов за счет краткосрочного или долговременного проведения сделок большого объема).
Манипулирование рынком ценных бумаг — преступление очень латентное и установить все его необходимые признаки очень непросто. К наиболее распространенным способам манипулирования можно отнести следующие действия (бездействие):
- заключение большого количества сделок по котировкам, отличающимся от средних по рынку;
- неоправданное повышение (понижение) цен с последующей продажей (скупкой) ценных бумаг;
- искусственное завышение объемов торгов путем покупки и моментальной продажи акций без перерегистрации прав собственности;
- сосредоточение большого количества акций одного эмитента у одной или группы компаний, в результате которого мелкие спекулянты вынуждены выкупать эти акции для закрытия позиций по завышенной цене;
- совершение притворных сделок, в результате которых не происходит смены собственника (например, два брокера объявляют цену, заявляют о совершении сделки, однако никакого движения по ценным бумагам не происходит);
- направление значительного количества приказов на совершение сделок при открытии и закрытии биржи, распределение их по нескольким биржам, с тем чтобы в моменты открытия (закрытия) вызвать искусственное движение цен;
- искусственное повышение дивидендов (без наличия достаточной нераспределенной прибыли) или их искусственное занижение, с тем чтобы вызвать манипулятивный рост или понижение курсов акций;
- манипулирование предложением (искусственное увеличение или уменьшение количества) ценных бумаг, предлагаемых на рынке и т.п.
Тем не менее уже сегодня рядом специалистов относительно факта существования ст. 226-3 в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК) отмечается, что указанная норма может оказать существенное влияние на свободу торговли и конкуренции. При анализе положений ст. 226-3 УК можно также обратить внимание, что названный состав преступления не содержит характерных криминообразующих признаков, т.е. признаков, которые бы свидетельствовали об опасности и преступности деяния. Почему-то разработчики посчитали преступным лишь само деяние, которое признается в соответствии с законодательными актами манипулированием рынком ценных бумаг, без указания на способ его совершения, последствия (помимо причинения ущерба), мотивы и цели, преследуемые виновным.
Вопрос может возникнуть и относительно механизма определения причиненного ущерба, а такой должен быть крупным, т.е. составлять сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления. Как подсчитать причиненный ущерб? Ведь даже после продажи ценных бумаг курс ценных бумаг меняется постоянно в результате различных факторов (как объективных, так и субъективных). Более того, а как определить круг потерпевших? Дело в том, что потерпевшему лицу в момент продажи ценных бумаг ущерб вообще может быть не причинен, потому как ценные бумаги можно продать в убыток, а затем цена на них снова поднимется. При таких условиях однозначно определить и подсчитать конкретный размер ущерба очень проблематично. Представляется, что на практике применять статью 226-3 УК будет весьма трудно. Показателен в этом отношении следующий пример, который хоть и имеет косвенное отношение к рассматриваемой проблеме, однако с очевидностью демонстрирует боязнь применения работниками правоохранительных органов специальных норм уголовного законодательства.
Сотрудниками правоохранительных органов гр-ке Б. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 427 УК. В частности, она обвинялась в том, что, являясь учредителем и директором ОДО «Г», в целях избежания правовых последствий в виде прекращения действия специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам за невыполнение законодательно установленных предписаний, предусматривающих размер собственного капитала (чистых активов) для юридических лиц, осуществляющих депозитарную деятельность, в размере 30 базовых величин, не имея собственного капитала, на основании договоров комиссии от ряда физических лиц организовала проведение ОДО «Г» через торговую систему биржи более девяноста притворных сделок с принадлежащими ОДО «Г» акциями различных субъектов с целью искусственного создания рыночной цены принадлежащих ОДО «Г» ценных бумаг. В результате стоимость акций была в 1,8 раза выше номинальной стоимости, по которой акции переоценивались и в полном объеме включались в расчет чистых активов ОДО «Г». Это обстоятельство позволило ОДО «Г» ежеквартально представлять заведомо ложную информацию в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь о соответствии требованиям финансовой достаточности и осуществлять профессиональную деятельность.
Остается надеяться, что введение уголовной ответственности за манипулирование рынком ценных бумаг сыграет хотя бы превентивную роль в отношении недобросовестных инсайдеров и мошенников.