Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций: страхование инвестиций — создание возможностей

В условиях современного динамичного развития инвестиционного климата инвесторы и кредиторы принимают в расчет потенциальные выгоды от инвестирования в развивающиеся рынки. При этом нельзя обойти вниманием значительную важность проблемы политических рисков, которые могут сопутствовать инвестированию в такие рынки.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (Агентство) является одним из автономных международных учреждений Группы организаций Всемирного банка, основными задачами которого являются страхование политических рисков и предоставление гарантий возмещения ущерба от некоммерческих рисков в целях содействия осуществлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, поддержания экономического роста, сокращения масштабов бедности, улучшения условий жизни людей.

Цели, принципы и механизм деятельности Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Идея многостороннего учреждения по страхованию политических рисков возникла задолго до учреждения Агентства — в 1948 году. И только в 1985 году эта идея стала претворяться в реальность, когда 11 октября в Сеуле была заключена Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее — Конвенция). Конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г.

Членство в Агентстве было доступно для всех стран — членов Международного банка реконструкции и развития (далее — МБРР). Первоначально в Агентстве насчитывалось 29 стран-членов с суммарным объемом акционерного капитала 1 млрд.дол. США.

На сегодняшний день Агентство насчитывает 176 стран-членов: 151 развивающаяся страна и 25 развитых стран.

Руководство деятельностью и реализацией программ Агентства осуществляется Советом управляющих и Советом директоров, представляющими 175 государств — членов Агентства. Каждое государство назначает одного управляющего и его заместителя. Основную часть своих полномочий Совет управляющих делегирует Совету директоров, состоящему из 25 человек. Право голоса определяется долей в акционерном капитале, которую представляет каждый из директоров.

В 2010 году авторитет Агентства в качестве учреждения, занимающегося снижением рисков, еще больше укрепился, так как решением Базельского комитета по банковскому надзору Агентству был присвоен рейтинг «многостороннего учреждения высшей категории», который присваивается лишь немногим многосторонним организациям, оказывающим содействие развитию.

Внимание Агентства сконцентрировано на страховании инвестиций в таких сферах и регионах, где это может оказать наиболее существенный положительный эффект: это беднейшие страны мира, страны, пострадавшие от военных и иных конфликтов. Также подлежат страхованию сложные виды сделок в сфере добывающей промышленности и развития инфраструктуры, инвестиции по линии «Юг-Юг» <1>.

<1> Инвестиции, осуществленные одной из развивающихся стран — членов МАГИ в экономику другой развивающейся страны.

Необходимо отметить, что Агентство обеспечивает поддержку только тех инвестиций, которые направлены на развитие и соответствуют социальным и экологическим стандартам, предъявляемым Агентством к каждому проекту.

Инвестиционные проекты, подлежащие страхованию Агентством, должны быть реализованы инвесторами, являющимися гражданами стран — членов Агентства, или организациями, зарегистрированными в таких странах, отличных от страны, куда будут направлены инвестиции (далее — принимающая страна). Однако Агентство также может осуществлять страхование инвестиций, осуществляемых гражданином принимающей страны, если инвестируемые средства поступают из иной страны.

Агентство выдает гарантии страхования от некоммерческих рисков на период до 15 лет, в некоторых случаях — до 20 лет. Минимальный срок действия договора о предоставлении гарантии составляет три года.

По виду инвестиций Агентство может страховать такие инвестиции как доли в акционерном капитале на величину до 90% инвестиций, кредиты и займы, относящиеся к инвестиционным проектам, на величину до 95% суммы кредита или займа, а также Агентство может осуществлять страхование по некоторым иным сделкам (оказание технической помощи, операционный лизинг, соглашения о франшизе и другие).

В зависимости от цели реализации инвестиционного проекта Агентство осуществляет страхование как новых инвестиционных проектов, так и инвестиций в уже существующие проекты в целях расширения, модернизации, совершенствования или наращивания деятельности; кроме того, гарантии Агентства могут предоставляться инвесторам, проявляющим долгосрочную заинтересованность в проекте и демонстрирующим значительный положительный эффект от осуществления проекта. Сделки по приватизации государственных предприятий также могут подлежать страхованию. При этом обязательными условиями для всех проектов является соответствие целям развития принимающей страны, а также политике Агентства в отношении социальной и экологической устойчивости, антикоррупционным и антимошенническим требованиям Агентства, а также проекты должны быть финансово жизнеспособными.

В разрезе отраслей экономики Агентство предлагает страхование проектов, реализуемых в большинстве секторов, включая сферу финансов (такие проекты составляют около половины страхового портфеля Агентства), инфраструктурное развитие (33% предоставляемых Агентством гарантий), нефтегазовую и добывающую промышленности (5% предоставляемых Агентством гарантий), телекоммуникации, услуги, сельское хозяйство и производство. Гарантиями Агентства не могут покрываться лишь проекты в сфере игрового бизнеса, обработки табака и производства табачных изделий, высокоспекулятивные инвестиции, проекты, вовлеченные в незаконный оборот наркотических средств, а также проекты по производству алкогольной продукции.

В Агентстве существуют ограничения размеров предоставляемых гарантий в размере 720 млн.дол. США на одну страну и до 220 млн.дол. США на один проект. Однако, сотрудничая с иными страховщиками и применяя в некоторых случаях механизмы сострахования или перестрахования, Агентство имеет возможность превысить установленное ограничение в случае необходимости.

При принятии решения о страховании рисков Агентством учитываются следующие факторы: риск осуществления инвестиций в принимающей стране, степень риска проекта, включая месторасположение проекта, его жизнеспособность, отрасль и важность проекта для принимающей страны, потенциал проекта в отношении возможности заработка экспортной выручки, экологическое и социальное воздействие проекта, а также участие в нем иных партнеров и учреждений.

Агентство предлагает достаточно обширный пакет гарантий по некоммерческим рискам, таким как:

  • наложение принимающим государством соответствующих ограничений и связанная с этим неспособность инвестора законным способом конвертировать местную валюту в устойчивую валюту (доллар, евро, иены) и / или осуществить перевод такой валюты за пределы принимающей страны; при этом обесценение валюты гарантией не покрывается;
  • экспроприация, в частности конкретные действия принимающего правительства, которые имеют следствием сокращение объемов собственности или лишение инвестора права собственности на инвестиции или контроля над ними; в дополнение к прямой национализации и конфискации МАГИ покрывает также и «ползучую» экспроприацию, заключающуюся в серии действий, которые с течением времени приобретают эффект экспроприации;
  • война, терроризм и гражданские беспорядки — Агентство предоставляет гарантии от ущерба, связанного с разрушением, уничтожением материальных активов, а также полным постоянным или временным прекращением бизнеса <2>, вызванными политически мотивированными военными действиями или гражданскими беспорядками, включая революции, восстания, государственные перевороты, диверсии и терроризм; при этом Агентство покрывает риск осуществления таких действий не только в отношении правительства принимающей страны, но и в отношении иностранных правительств или иностранных инвестиций;
  • нарушение условий договора с инвестором или отказ от выполнения обязательств по такому договору со стороны принимающего правительства (например, договор о концессии);
  • невыполнение принимающим государством финансовых обязательств.

<2> Полная неспособность выполнять операции, необходимые для общей финансовой жизнеспособности проекта.

Важно отметить, что Агентство может покрывать как один, так и несколько видов риска, за исключением страхования проектов по Программе малого инвестирования, ориентированной на поддержку малых и средних инвесторов, которая предлагает стандартный пакет страхового покрытия (перевод валюты, экспроприация, война и общественные беспорядки), быстрое заключение договора, единую форму заявки, заполняемую онлайн, отсутствие платежа за подачу заявки.

Процесс получения гарантии в Агентстве достаточно прост и начинается с подачи первичной заявки на получение гарантии. В течение трех рабочих дней с даты получения такой заявки специалисты Агентства определяют, может ли данный проект подлежать страхованию Агентством. С клиентом обсуждается стоимость проекта, потенциальный размер гарантии и покрытия, которые являются наиболее подходящими для инвестора. Затем проект регистрируется Агентством, заявителю направляется уведомление об этом с приложением формы итоговой заявки, в которой заявитель должен указать более подробную информацию о проекте. После получения заполненной итоговой заявки специалисты Агентства рассматривают проект более детально, в процессе чего также могут потребоваться некоторые дополнительные документы, такие как:

  • бизнес-план или экономический анализ проекта, отражающие экономическую жизнеспособность и финансовую прочность проекта;
  • финансовый прогноз;
  • документы, относящиеся к кредитам и займам по проекту;
  • информация о гарантиях по кредитам и займам;
  • финансовая отчетность и учредительные документы инвестора и, если необходимо, принимающей организации в принимающей стране;
  • экологические разрешения, оценка экологического влияния (если это применимо);
  • документы о покупке земли, лизинговые соглашения;
  • иные относящиеся к проекту лицензии, разрешения, соглашения, контракты.

Плата за заполнение первоначальной заявки не предусмотрена; за итоговое заявление Агентство взимает плату в размере 5 тыс.дол. США за предоставление гарантии на сумму менее 25 млн.дол. США и 10 тыс.дол. США — за предоставление гарантии на большую сумму. При этом, если Агентство отклоняет проект, плата возвращается; если же инвестор отказывается от гарантии, Агентство удерживает плату. Агентство также может потребовать дополнительные платежи за работу с особо сложными проектами и за осуществление сострахования или перестрахования.

Одновременно с рассмотрением проекта Агентство также запрашивает у принимающей страны одобрение на выдачу гарантии. В случае одобрения менеджерами Агентства проекта он выносится на рассмотрение Совета директоров. После получения одобрения проекта Советом директоров и принимающей страной контракт о предоставлении гарантии может быть подписан.

Процесс получения гарантии зависит от сложности проекта, но обычно составляет 3 — 4 месяца с даты получения заполненной итоговой заявки.

Тариф за предоставление гарантии Агентством в среднем составляет около 1% от страховой суммы в год, но может быть выше или ниже.

Необходимо отметить, что большая часть информации о проектах и инвесторах является конфиденциальной, однако некоторые данные размещаются на интернет-сайте Агентства, в частности, перед заключением договора о предоставлении гарантии публикуется краткий обзор проекта, который включает информацию о наименовании инвестора, принимающей стране, краткое описание проекта, информацию о покрываемых рисках. Также публикуется информация об экологическом и социальном воздействии проектов, которые могут быть потенциально неблагоприятными в данных сферах. После того как договор о предоставлении гарантии подписан, Агентство публикует более развернутый обзор проекта.

С даты своего открытия в 1988 году Агентство выдало 1030 гарантий от политических рисков на сумму более 24 млрд.дол. США. При этом за все время своей работы Агентство осуществило выплаты всего по шести требованиям, что является результатом приверженности Агентства мирному пути разрешения споров без доведения их до арбитража.

Согласно годовому отчету Агентства в 2011 финансовом году совокупный объем предоставленных гарантий по проектам, реализуемым в развивающихся странах — членах Агентства, составил 2,1 млрд.дол. США. Это рекордная для Агентства сумма, существенно превышающая объем новых гарантий предыдущего года (1,5 млрд.дол. США). Кроме того, расширилось географическое и отраслевое разнообразие новых проектов, которым Агентство оказывало поддержку. В числе клиентов Агентства появились четыре новых государства: Ирак, Косово, Либерия, Республика Конго.

В 2011 году поддержка была оказана 35 новым проектам, что вдвое больше, чем в 2010 году. Было предоставлено 50 гарантий на сумму 2,1 млрд.дол. США. В географическом аспекте наибольшую долю в гарантийном покрытии Агентства составили регионы Европы и Центральной Азии, а также Африки к югу от Сахары. В разрезе отраслей превалировали проекты, реализуемые в финансовом секторе, а также в агропромышленном комплексе, обрабатывающей промышленности и в сфере услуг.

Сотрудничество Республики Беларусь с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций и его значимость для привлечения иностранных инвестиций

Республика Беларусь является членом Агентства с 3 декабря 1992 г., подписав и ратифицировав Конвенцию.

Однако на сегодняшний день единственным фактом сотрудничества Республики Беларусь с Агентством является заключенное в 2005 году кредитное соглашение в размере 30 млн.дол. США между «Райфайзен Централбанк Остеррайх АГ» (Raiffeisen Zentralbank Osterreich AG) и ОАО «Приорбанк», по которому Агентство выступило страховщиком.

Дальнейшего развития сотрудничества Республики Беларусь с Агентством не произошло по причине изменения и дополнения базовых норм, регулирующих деятельность Агентства, по которым до недавнего времени республика не выразила своего согласия.

Необходимо подчеркнуть, что для обеспечения Агентству возможности страховать иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь наша страна должна завершить все необходимые для этого процедуры по подписанию и принятию всех дополнений и изменений, внесенных в документы, регулирующие деятельность Агентства.

В частности, недавними факторами, препятствовавшими работе Агентства на территории Республики Беларусь, являлись:

  • отсутствие акта согласия Республики Беларусь на обязательность для нее поправок к Конвенции, принятых Советом управляющих Агентства 30 июля 2010 г. и вступивших в силу 14 ноября 2010 г. в соответствии со статьей 60 Конвенции;
  • отсутствие подписанных и ратифицированных Республикой Беларусь двух базовых соглашений с Агентством (Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций (заключено 29.07.2011) (далее — Соглашение о защите иностранных инвестиций) и Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций об использовании местной валюты (заключено 29.07.2011)) (далее — Соглашение о валюте).

Поправки к Конвенции являются едиными и обязательными для всех стран — членов Агентства и предусматривают расширение его возможностей по страхованию инвестиционных рисков и упрощение некоторых процедур.

Основная суть поправок к Конвенции состоит в следующем. Ранее для получения гарантии Агентства реализация проекта могла начаться лишь после регистрации заявления инвестора на получение гарантии. Поправками к Конвенции предусмотрено, что реализация проекта может начаться сразу после получения Агентством обоснования намерения получения гарантий. Также если ранее Агентство могло страховать только кредиты и займы, направленные на финансирование уже застрахованного Агентством проекта, то теперь страхование таких займов может быть осуществлено независимо от того, застрахован ли первоначальный проект в Агентстве. Кроме того, для получения гарантии Агентства на покрытие определенных некоммерческих рисков уже не требуется, как ранее, подача совместного заявления инвестора и принимающей страны.

На сегодняшний день Республика Беларусь выполнила свои международные обязательства и выразила свое согласие на обязательность для нее поправок к Конвенции путем принятия Закона Республики Беларусь от 15.07.2011 N 299-З «О ратификации поправок к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций».

Соглашение о защите иностранных инвестиций и Соглашение о валюте являются международными договорами в развитие Конвенции.

В соответствии со статьей 23 Конвенции Агентство в целях содействия инвестициям стремится заключать соглашения с развивающимися странами-членами и, в частности, с перспективными принимающими странами, которые будут обеспечивать для Агентства в отношении гарантируемых им инвестиций по меньшей мере столь же благоприятный режим, как согласованный данным членом для агентств по предоставлению гарантий под инвестиции или государств, пользующихся наибольшим благоприятствованием по соглашению об инвестициях.

Таким образом, в соответствии с Соглашением о защите иностранных инвестиций Правительство Республики Беларусь обязуется предоставить Агентству не менее благоприятный режим с соблюдением всех прав, правопреемником которого оно является в порядке суброгации права получившего компенсацию держателя гарантии, чем тот режим, который Республика Беларусь предоставляет или предоставит в будущем какому-либо государству или другой государственной организации по международному договору о защите инвестиций или какому-либо другому соглашению, касающемуся инвестиций.

Такой подход согласуется с положениями режима наибольшего благоприятствования двусторонних инвестиционных договоров, заключенных Республикой Беларусь с более чем 50 странами.

В соответствии со статьей 18 Конвенции после выплаты или согласия на выплату компенсации владельцу гарантии Агентству уступаются права или требования, связанные с гарантированными инвестициями. При этом суммы в валюте принимающей страны, полученные Агентством в качестве лица, к которому переходят права в порядке суброгации, могут использоваться Агентством для оплаты своих административных расходов или иных издержек.

В связи с этим Соглашение о валюте предусматривает согласие Правительства Республики Беларусь на то, что Агентство имеет право заключать соглашения с другими международными организациями, дипломатическими представителями, аккредитованными Правительством Республики Беларусь, или другими физическими или юридическими лицами, которые, по мнению Агентства, подходят для перечисления и использования местной валюты, которая может быть приобретена Агентством. Кроме того, суммы в валюте принимающей страны подпадают в отношении их использования или конвертации под такой режим в принимающей стране, который по объему льгот соответствует режиму, который бы распространялся на такие средства у владельца гарантии.

Таким образом, в соответствии с Соглашением о валюте Правительство Республики Беларусь обязуется осуществлять содействие в обмене национальной валюты, которую Агентство может получить при замещении кредитора в процессе погашения требования.

Необходимо отметить, что редакция соглашений стандартна для всех государств — членов Агентства.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 N 277 «О проведении переговоров по проектам международных договоров и их подписании» соглашения подписаны от имени Правительства Республики Беларусь заместителем Премьер-министра Республики Беларусь С.Н.Румасом 6 июля 2011 г., от имени Агентства — исполнительным вице-президентом Ицуми Кобаяси 29 июля 2011 г. Выполнение необходимых внутригосударственных процедур по соглашениям на сегодняшний день завершено с принятием законов об их ратификации 4 мая 2012 г. Соглашения вступают в силу со дня получения Агентством письменного уведомления о выполнении Республикой Беларусь необходимых внутригосударственных процедур.

Вопрос возобновления и развития сотрудничества Республики Беларусь и такого авторитетного учреждения Группы организаций Всемирного банка, как Агентство, очень актуален на сегодняшний день.

В современных условиях привлечение иностранных инвестиций становится, с одной стороны, необходимой, а с другой — сложной задачей. Одним из основных опасений потенциальных иностранных инвесторов является изменчивость условий ведения бизнеса. Однако очевидно, что переходная экономика невозможна без изменения и совершенствования законодательства. Поэтому именно в этот период нельзя отрицать необходимость и целесообразность поддержания инвестиционного имиджа Республики Беларусь с целью привлечения иностранного капитала и обеспечения условий для его положительного влияния на экономику страны.

В связи с этим ратификация поправок к Конвенции, а также подписание и ратификация базовых соглашений с Агентством носят принципиально важный характер для Республики Беларусь, так как это позволит создать соответствующие международным стандартам условия для страхования рисков иностранных инвесторов на территории нашей страны, обеспечит выполнение Республикой Беларусь взятых на себя обязательств в соответствии с Конвенцией, будет способствовать привлечению иностранных финансовых ресурсов без предоставления иностранным инвесторам гарантий Правительства Республики Беларусь и соответственно без увеличения размера внешнего государственного долга республики. Кроме того, распространение гарантийных обязательств Агентства на Беларусь будет означать приверженность нашей страны международным стандартам в области инвестиций, готовность к соблюдению общепринятых норм и стандартов международного экономического сотрудничества, что снимет барьеры на пути крупных инвесторов, а также позволит создать понятную и комфортную среду для иностранного бизнеса.