Не так давно мы отвечали на вопрос о том, может ли водитель служебного легкового автомобиля <*> работать по совместительству водителем на 0,5 ставки [1]. Отвечая на данный вопрос, Д.Г.Пислевич пришел к выводу, что “даже при наличии вредных и (или) опасных условий труда по основному месту работы водитель служебного легкового автомобиля вправе работать по совместительству, в том числе и водителем легкового служебного автомобиля, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, поскольку по основной работе законодательством не предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени” [1]. При этом он опирался на нормы статьи 348 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), устанавливающие ограничения на работу по совместительству, а также постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.12.2007 N 170 “О сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда”. В то же время без внимания был оставлен ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы трудовой деятельности водителей, которые следует учитывать при решении поставленного вопроса, в том числе действовавшее на тот момент постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.05.2000 N 13 “Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта”.
<*> Относительно использованного в вопросе наименования профессии водителя следует отметить, что в соответствии с требованиями пункта 3 части второй статьи 19 ТК наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь. Однако ни в общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 “Профессии рабочих и должности служащих”, утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 N 125, ни в действующих на сегодняшний день квалификационных справочниках такого наименования не встречается. Однако для удобства изложения в настоящей статье будет использоваться такое наименование.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая произошедшие в законодательстве изменения, видится целесообразным повторно рассмотреть поставленный выше вопрос. Полагаем, что предлагаемая вниманию статья сможет внести свой скромный вклад в разработку проблем, связанных с правовым регулированием труда водителей транспортных средств, а также в понимание природы такого правового института, как совместительство.
Необходимо различать случаи, когда работник – водитель служебного автомобиля намерен работать водителем по совместительству у того же или другого нанимателя. Как известно, совместительство есть выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора (часть первая статьи 343 ТК). По поводу того, допускается ли выполнение работы по совместительству у одного и того же нанимателя по той же специальности, что и основная работа, высказаны различные мнения. Так, В.Подгруша считает, что совместительство у того же нанимателя (внутреннее совместительство) допускается для выполнения работы только по иной специальности, профессии или должности, чем основная работа, за исключением случаев, когда иное предусмотрено законодательством [2].
Такой же точки зрения придерживается и А.Вышников, отмечая, что введение запрета на осуществление при внутреннем совместительстве работы по той же профессии (должности), что и по основной работе у того же нанимателя, “очевидно обусловлено желанием законодателя предотвратить случаи систематического привлечения работников к сверхурочным работам посредством оформления трудового договора о совместительстве”. В подтверждение своей позиции А.Вышников ссылается на статью 119 ТК, в которой “указано на то, что только работа по исполнению другой функции не является сверхурочной” [3]. В итоге данный автор не рекомендует практиковать прием работника на работу по внутреннему совместительству, если данный работник в рамках совместительства будет выполнять работы по той же профессии (должности), что и по основной работе.
Однако такие авторы, как В.Браташ и Т.Рахубо, придерживаются иного мнения, допуская, что внутреннее совместительство возможно не только при выполнении работы по другой профессии или должности, чем основная работа, но и по основной работе [4; 5]. Как отмечает А.Вышников, сторонники этой точки зрения “полагают, что под “другой постоянно оплачиваемой работой” необходимо понимать работу по другому договору” [3]. Иными словами, главное, чтобы в случае возникновения рассматриваемой ситуации с соответствующим работником были заключены два трудовых договора: один – на основную работу, другой – на работу по совместительству.
Как видим, до сих пор среди специалистов не сформирована единая позиция по названному вопросу. И вызвано это неточными формулировками, содержащимися в легальном определении совместительства.
Безусловно, в случае комплексного прочтения статей 343 и 119 ТК практически не остается возможности понимать фразу “другой постоянно оплачиваемой работы” иначе, чем как своеобразно сформулированный запрет на выполнение работником при внутреннем совместительстве работы такого же характера, как и основная работа. Это заставляет автора настоящей статьи присоединиться к первой из названных позиций.
В то же время, отходя в сторону от предмета исследования, хочется заметить, что вторая из обозначенных позиций в случае признания ее правильности предоставляет работнику в ряде ситуаций единственную возможность увеличить доход от своей трудовой деятельности, не вступая в трудовые отношения с другим нанимателем. Действительно, в некоторых случаях работник даже при наличии желания и физических возможностей не сможет в рамках предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка продолжительности своего рабочего времени выполнять объем работ сверх некоего предела. Например, невозможно без определенной модернизации произвести на определенном станке за определенный отрезок времени большее количество деталей, чем позволяют технические характеристики данного оборудования. Значит, работнику, желающему зарабатывать больше, потребуется работать дополнительно. Но сделать это можно только вне времени его основной работы.
Иные же правовые институты, установленные ТК, фактически не предоставляют такой возможности. Так, ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени (часть первая статьи 118-1 ТК). Понятно, что эпизодичность работы в рамках данного режима не позволит работнику на постоянной основе трудиться по своей основной профессии (должности) сверх нормы продолжительности рабочего времени.
Работать сверхурочно ввиду установленных частью первой статьи 122 ТК ограничений работник сможет не больше четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) (часть первая статьи 67 ТК) возможно только на время отсутствия другого работника, да и ввиду приведенных выше соображений как альтернатива рассматриваться не может.
Таким образом, у работника и нанимателя остается единственная возможность – работа по совместительству.
Интересно, что за приведенными выше разногласиями относительно толкования одной из составных частей понятия совместительства при наличии определенного воображения можно усмотреть столкновение двух подходов к целям и способам правового регулирования рынка труда. Тогда сторонников первого подхода можно отнести к тем, кто считает необходимыми активную позицию государства в области регулирования рынка труда и подробную регламентацию данной сферы общественных отношений. Сторонники же второго подхода соответственно будут рассматриваться как выступающие против вмешательства государства в данную сферу в таком объеме, считая, что рынок сам оптимальным образом отрегулирует отношения между работником и нанимателем.
Итак, мы видим, что для ответа на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, важно учитывать то, работает ли уже принимаемое на работу по совместительству лицо у нанимателя и, если да, то будет ли совпадать профессия (должность) по совместительству с выполняемой по основной работе профессией (должностью). Соответственно если, работая у нанимателя водителем служебного легкового автомобиля, работник будет принят к этому же нанимателю на работу по совместительству с аналогичной формулировкой в трудовом договоре, то наниматель с большой долей вероятности может быть привлечен к ответственности за нарушение трудового законодательства на основании части четвертой статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Если же лицо, работающее водителем служебного легкового автомобиля у одного нанимателя, будет принято на такую же работу по совместительству другим нанимателем, то оба нанимателя будут считаться действующими надлежащим образом.
Еще один момент, который следует принимать во внимание, это те ограничения на работу по совместительству, которые установлены статьей 348 ТК. Одно из них, которое положено в основу аргументации Д.Г.Пислевичем, это запрет на работу по совместительству на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если по основной работе и работе по совместительству законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени.
Помимо него, в названной статье упоминаются такие ограничения, как:
- запрет на занятие в государственных организациях на условиях совместительства двух руководящих должностей, кроме должностей мастеров и бригадиров, если иное не установлено законодательством;
- запрет на работу по совместительству лиц моложе восемнадцати лет;
- запрет на совместную работу в государственных организациях родственников, если такая работа связана с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью;
- запрет на прием по совместительству на материально ответственные должности лиц, осужденных за корыстные преступления, если судимость не снята или не погашена в установленном порядке, а также на те должности или виды деятельности, которые запрещены приговором суда для отдельных категорий граждан.
Первый из названных запретов не актуален для решения рассматриваемого вопроса ввиду того, что профессия водителя служебного легкового автомобиля не относится к категории руководящих должностей (согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 “Профессии рабочих и должности служащих”, утвержденному постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 N 125, профессия водителя автомобиля отнесена к профессиям рабочих).
То же самое можно сказать и о втором запрете, поскольку согласно возрастным условиям получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной, установленным статьей 25 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З “О дорожном движении”, лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, может получить право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категории “АМ” (т.е. мопедом) и подкатегории “A1” (т.е. легким мотоциклом). А лицо, достигшее семнадцатилетнего возраста, может получить право управления колесным трактором и самоходной машиной категорий “A” (т.е. колесные тракторы с двигателем мощностью до 80 киловатт) и “C” (т.е. гусеничные тракторы всех типов и бульдозеры на их базе). Лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, может получить право управления механическим транспортным средством категорий “A”, “B”, “C”. Следовательно, до достижения восемнадцатилетнего возраста лицо не сможет получить право на управление служебным легковым автомобилем.
Третий из названных запретов необходимо принимать во внимание при приеме на работу по совместительству лиц в государственные организации, поскольку вполне возможны случаи совместной работы родственников, связанной с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью.
Наконец, последний из названных запретов, по-видимому, следует толковать расширительно и распространять его не только на прием на работу по совместительству на материально ответственные должности, но и на случаи приема на работу по совместительству лиц на рабочие профессии. Вспомним, что в соответствии с частью первой статьи 405 ТК письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, не только занимающими должности, но и выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Правда, следует отметить, что в примерном перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 N 764, упоминаются только водители автомобилей (специальных), занятые на инкассации денежной выручки и перевозке ценностей. Однако часть третья статьи 405 ТК предоставила нанимателю право с учетом примерного перечня, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь, на основании коллективного договора, а при его отсутствии – самостоятельно утвердить примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, включив в него водителя легкового автомобиля.
Таким образом, вопрос о влиянии рассмотренного запрета на возможность приема на работу по совместительству водителя легкового автомобиля должен в каждом отдельном случае решаться индивидуально.
Важным документом, который регулирует труд водителей, является Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденное постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.11.2010 N 82 (далее – Положение). Полномочия на его принятие делегированы Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2010 N 1172.
Положение регулирует рабочее время и время отдыха водителей автомобилей (за исключением водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках), выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки (часть первая пункта 1 Положения), и распространяет свое действие на юридические лица и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности (пункт 2 Положения) (хотя правомерность распространения действия этого документа на организации, не относящиеся к категории организаций транспорта, вызывает определенные сомнения, поскольку Положение разработано на основании статьи 318 ТК, которая устанавливает особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха в организациях связи, электроэнергетики и транспорта). Часть первая пункта 3 Положения гласит, что предусмотренный им режим рабочего времени и времени отдыха является обязательным при составлении графиков работ (сменности) водителей автомобилей.
Нормы данного нормативно-правового акта важны для решения рассматриваемого вопроса по той причине, что они среди прочего устанавливают максимально возможное количество часов, которые водитель может отработать в течение суток. Так, частью первой пункта 4 Положения предусмотрена обязанность нанимателя ежемесячно составлять для всех водителей автомобилей графики работ (сменности) на каждый рабочий день (смену) и доводить их до сведения водителей автомобилей не позднее чем за один месяц до их введения. Такими графиками устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха (часть вторая пункта 4 Положения).
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что в течение рабочего времени водитель автомобиля обязан исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работ (сменности).
Некоторыми особенностями отличается трудовой распорядок водителя автомобиля в случае установления для него суммированного учета рабочего времени. Он устанавливается тогда, когда по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени (часть первая пункта 15 Положения). При суммированном учете рабочего времени установленная продолжительность ежедневной работы (смены) отрабатывается водителем автомобиля, как правило, за учетный период (часть первая пункта 16 Положения).
Непосредственно максимальная продолжительность рабочего времени водителя автомобиля в течение суток может быть определена на основании следующих норм Положения:
- норма части третьей пункта 14, согласно которой продолжительность смены при сменном режиме работы не может превышать 12 часов, а работа в течение двух смен подряд запрещается;
- нормы частей третьей и четвертой пункта 16, устанавливающие, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля может устанавливаться не более 10 часов, а в отдельных случаях (водителям автомобилей, работающим на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородной перевозки, когда водителю автомобиля необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха) – не более 12 часов с обязательным соблюдением установленной нормы рабочего времени учетного периода по распоряжению нанимателя и по согласованию с профсоюзом (при его наличии), и не допускающие возможности установления продолжительности рабочего дня (смены) 12 часов более двух календарных дней подряд;
- норма части третьей пункта 18, в которой предусмотрено, что при разделении рабочего дня на части общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы.
Сюда следует также отнести правило статьи 112 ТК о том, что полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Данные правила дополняются положениями о времени отдыха водителя автомобиля, в частности установленными в частях третьей и четвертой статьи 125 ТК, частях первой и второй пункта 20, пунктами 21, 22, частью первой пункта 23 Положения.
Таким образом, указанные нормы четко установили тот предел, за который не может выйти наниматель при определении рабочего времени водителя автомобиля.
Представим ситуацию, когда водитель автомобиля работает в организации, в которой установлен сменный режим работы. Допустим, продолжительность смены водителя автомобиля составляет 8 часов. Перерыв для отдыха и питания установлен в размере 20 минут. Минимальная продолжительность ежедневного отдыха согласно правилам, установленным частью третьей статьи 125 ТК, должна определяться как умноженная на два продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего ежедневному отдыху, за минусом продолжительности перерыва для отдыха и питания, предоставлявшегося работнику в течение данного рабочего дня (смены) [6]. Тогда минимальная продолжительность ежедневного отдыха между сменами для водителя автомобиля должна составлять 16 часов минус 20 минут, т.е. 15 часов 40 минут.
Если же это лицо будет принято к тому же нанимателю в качестве водителя автомобиля и на условиях внутреннего совместительства, то станет невозможным соблюдать в отношении его требования о минимальной продолжительности отдыха между сменами. Что будет находиться в прямом противоречии с требованиями ряда нормативно-правовых актов, например, если речь идет об автомобильных перевозках пассажиров, части первой пункта 228 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 “О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров” (которой установлено, что графики работы водителей должны обеспечивать соблюдение норм законодательства Республики Беларусь и международных договоров в части режима труда и отдыха водителей). Значит, в таком случае работа по совместительству водителем автомобиля у того же нанимателя становится фактически невозможной. Что, кстати, является дополнительным аргументом в поддержку сторонников той точки зрения, что внутреннее совместительство допускается для выполнения работы только по иной специальности, профессии или должности, чем основная работа. Иначе у нанимателя возник бы вполне легальный способ “обходить” требования законодательства о соблюдении нанимателем определенного в установленном порядке режима труда и отдыха водителя автомобиля. А это, учитывая повышенную опасность автомобиля как средства передвижения, могло бы способствовать росту числа дорожно-транспортных происшествий и ухудшению ситуации на дорогах.
Из приведенного примера видно, каким образом порядок определения режима рабочего времени и времени отдыха может влиять на возможность работы на условиях внутреннего совместительства водителя автомобиля.
Понятно, что при внешнем совместительстве подобные ограничения действовать не будут, что позволяет говорить о законности действий нанимателя, который принимает на работу на условиях совместительства водителя автомобиля, который уже принят на работу по той же профессии к другому нанимателю.
Итак, резюмируя вышеуказанное, можно сделать вывод, что для решения указанного в начале настоящей статьи вопроса требуется учитывать целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих самые различные аспекты работы по совместительству. Естественно, даже приведенная в статье номенклатура норм законодательства в ряде случаев будет неполной, поскольку принимаемые на работу лица могут относиться к категории лиц, в отношении которых установлены специальные правила (например, для лица должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени). Однако автор надеется, что ему удалось достаточно полно освятить суть поставленной проблемы.
СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вопрос: Может ли водитель служебного легкового автомобиля работать по совместительству водителем на 0,5 ставки? (автор ответа Д.Г.Пислевич) / Д.Г.Пислевич
2. Подгруша, В. Работа по совместительству / В.Подгруша.
3. Вышников, А.Л. Совместительство / А.Л.Вышников
4. Рахубо, Т.В. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству / Т.В.Рахубо
5. Браташ, В.Я. Совместительство / В.Я.Браташ
6. Гадлевская, Е.В. Время отдыха в трудовом законодательстве Республики Беларусь. Часть 2. Ежедневный (междусменный) отдых. Суммированные дни отдыха / Е.В.Гадлевская