Решение экономического суда Могилевской области от 26.02.2015 (дело N 20-1/2015)

Название документа: Решение экономического суда Могилевской области от 26.02.2015 (дело N 20-1/2015)

Обстоятельства: Поскольку при таможенном декларировании ввозимого товара заявитель не представил достаточных документов, решение о проведении дополнительной проверки было принято таможенным органом обоснованно

Примечание к документу: Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Могилевской области от 31.03.2015 (дело N 20-1/2015/48А) данное решение оставлено без изменения.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26.02.2015 Дело N 20-1/2015

Г. Могилев

Экономический суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению совместного закрытого акционерного общества «С» (далее — СЗАО «С») к таможне о признании недействительным решения таможни от 16.01.2015 о проведении дополнительной проверки, с участием представителей: заявителя, заинтересованного лица

Установил:

Заявление подано о признании недействительным решения таможни от 16.01.2015 о проведении дополнительной проверки.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что 28.11.2014 СЗАО «С» по договору с компанией S. (Великобритания) от 20.11.2014 ввезло на таможенную территорию Таможенного союза 148 наименований запасных частей для цеха убоя и переработки мяса птицы и 15.01.2015 предъявило его к таможенному оформлению в таможню, заполнив и представив в таможенный орган декларацию на товары. При декларировании товара СЗАО «С» представлены все необходимые и

Достоверные документы для декларирования ввезенных товаров по первому методу определения таможенной стоимости товара (по цене сделки с ввозимыми товарами).

По результатам проверки декларации 16.01.2015 старшим инспектором таможни со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих, что взаимосвязь между участниками сделки не повлияла на формирование цены сделки, было принято оспариваемое решение о проведении дополнительной проверки и предоставлении в срок не позднее 20 часов 16.01.2015 обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 260 670 094 рублей, в том числе 72 448 166 рублей — таможенной пошлины, 188 221 928 рублей — налога на добавленную стоимость. Согласно решению у СЗАО «С» затребованы дополнительные документы об основаниях предоставления скидки, а также документы, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами. Во исполнение решения таможни платежными поручениями от 10.01.2015 и 16.01.2015 СЗАО «С» внесло в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов 280 000 000 рублей.

Указанное решение таможенного органа от 16.01.2015 заявитель считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Таможенный орган не вправе определять взаимозависимость продавца и покупателя по собственному усмотрению без учета критериев взаимозависимости, установленных таможенным законодательством.

В соответствии с п. 13 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283, сведения о наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем заявляются декларантом (таможенным представителем) в декларации таможенной стоимости в соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

В соответствии с п. 22 Порядка при наличии между продавцом и покупателем ввозимых товаров взаимосвязи, критерии которой определены ст. 3 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 (далее — Соглашение), декларант в графе 7а ДТС-1 обязан указать ответ «Да».

Таким образом, сведения о взаимосвязи между продавцом и покупателем указываются декларантом самостоятельно при заявлении таможенной стоимости.

Статьей 3 Соглашения установлены следующие критерии взаимозависимости двух лиц:

  • А) являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;
  • Б) являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
  • В) являются работодателем и работником, служащим;
  • Г) какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем пяти или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;
  • Д) одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
  • Е) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
  • Ж) вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
  • З) являются родственниками или членами одной семьи.

Данный перечень является закрытым и не может быть произвольно дополнен по усмотрению таможенных органов.

В связи с тем что СЗАО «С» и компания S. не являются взаимозависимыми лицами, СЗАО «С» при заполнении графы 7а ДТС-1 указало ответ «Нет».

Дополнительно отсутствие предусмотренных соглашением оснований для признания указанных компаний взаимозависимыми СЗАО «С» подтвердило письмом в адрес таможни от 14.01.2015.

По мнению заявителя, таможенный орган вправе проверять влияние взаимозависимости между покупателем и продавцом на цену сделки между ними только в том случае, если в соответствующей графе ДТС-1 декларантом указано о существовании взаимозависимости либо при наличии у таможенного органа обоснованных сомнений в достоверности сведений, сообщенных декларантом. Поскольку СЗАО «С» о взаимозависимости продавца и покупателя не указало, а таможенный орган не сослался на критерий, по которому признал СЗАО «С» и компанию S. взаимозависимыми, то оснований для принятия решения о проведении дополнительной проверки ввиду отсутствия документов, подтверждающих, что взаимосвязь между указанными лицами не повлияла на формирование цены сделки, у таможни не имелось. Таможенный орган был не вправе констатировать наличие взаимозависимости СЗАО «С» и компании S. без каких-либо оснований и без указания конкретного критерия взаимозависимости из числа перечисленных в ст. 3 Соглашения. Кроме того, ст. ст. 8 и 98 Таможенного кодекса Таможенного союза, на которые сослался таможенный орган в решении о проведении дополнительной проверки от 16.01.2015, не содержат прямого указания на право таможенных органов требовать от юридических лиц предоставления списка их акционеров.

Поскольку таможенные органы Республики Беларусь Указом прямо не отнесены к субъектам, которым могут быть предоставлены сведения об акционерах акционерного общества, а иного законодательного акта Республики Беларусь, предоставляющего таможенным органам право требовать предоставления таких сведений, не имеется, требование таможни о предоставлении списка акционеров СЗАО «С», изложенное в решении о проведении дополнительной проверки от 16.01.2015, является необоснованным.

Оспариваемое решение таможни нарушает права и законные интересы СЗАО «С» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку необоснованно возлагает на СЗАО «С» дополнительные обязанности по представлению документов и обеспечению уплаты таможенных пошлин, вследствие чего создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. По изложенным основаниям заявитель просит признать недействительным решение таможни.

Заинтересованное лицо в отзыве и в судебном заседании не признает доводы заявления, просит отказать в удовлетворении заявления по изложенным в отзыве основаниям, ссылаясь на ст. ст. 67, 68, 69, 80, 82, 83, 84 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

Таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее — Решение N 376) утвержден Порядок декларирования таможенной стоимости товаров.

В соответствии с п. 2 Порядка таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.

Приложение N 1 к Порядку содержит перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.

При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган руководствуется Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным приведенным выше Решением Комиссии Таможенного Союза, в соответствии с п. 11 которого если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, таможенный орган на основании ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза проводит дополнительную проверку.

В силу п. 14 Порядка контроля при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.

Примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 к Порядку контроля.

Кроме того, Перечень документов, запрашиваемых для уточнения заявленной таможенной стоимости, содержит приложение N 7 к Положению о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2008 N 1246.

Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом таможенного органа с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза по первому методу (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами), который выбран заявителем, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза. При этом необходимо выполнение условий п. 1 ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Одним из таких условий является отсутствие взаимосвязи между покупателем и продавцом или наличие взаимосвязи таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 ст. 4 Соглашения.

Таможенный кодекс Таможенного союза обязывает таможенные органы проводить контроль таможенной стоимости товаров в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, согласно п. 5 Решения N 376.

В соответствии со ст. ст. 67, 68 Таможенного кодекса Таможенного союза, п. 7 Решения N 376 по результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо таможенного органа принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров:

— о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;

— о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Признаком недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров в том числе является наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары, согласно п. 11 Решения N 376.

При проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки. Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров. Декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, согласно пп. 14, 15 Решения N 376.

28.11.2014 заявителем на основании договора от 20.11.2014 с компанией S. (Великобритания) ввезены на таможенную территорию Таможенного союза 148 наименований запасных частей для цеха убоя и переработки мяса птицы, 15.01.2015 заявитель предъявил товары к таможенному оформлению в таможню, заполнив и представив в таможенный орган декларацию на товары. По результатам проверки декларации таможней принято решение 16.01.2015 о проведении дополнительной проверки. Согласно решению у заявителя затребованы дополнительные документы. Во исполнение решения таможни платежными поручениями от 10.01.2015 и 16.01.2015 СЗАО «С» внесло в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов 280 000 000 рублей.

Должностным лицом таможни при рассмотрении декларации на товары и предоставленных материалов к ней установлено:

Контрактом от 20.11.2014 (договор) продавец предоставляет покупателю скидку в размере 25%;

При заполнении декларации таможенной стоимости (форма ДТС-1) в графе 7а заявителем указано, что взаимосвязь между продавцом и покупателем отсутствует.

Согласно п. 22 Порядка декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением N 376, в случае проставления в графе 7а отметки об отсутствии взаимосвязи необходимо перейти к заполнению граф 8а и 86 (графы 76 и 7в не заполняются).

Поскольку признаком недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров в том числе является наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, а также в связи с тем, что декларантом заполнены графы 76 и 7в и декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем в том числе предоставления подтверждающих стоимость документов, которые декларантом не представлены, должностным лицом было принято решение о проведении дополнительной проверки. Пользуясь правом, предоставленным пп. 14, 15 Решения N 376, должностным лицом дополнительно запрошен перечень документов и сведений, в том числе и список акционеров заявителя, и установлен разумный срок их предоставления.

Подпунктом 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь N 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» утвержден перечень лиц, имеющих право на получение информации о владельцах акций. Согласно данному пункту информация о владельцах акций может предоставляться любым государственным органам, юридическим или физическим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Республики Беларусь таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», а также настоящим Кодексом, иными актами налогового законодательства в части исполнения возложенных на них полномочий.

Согласно ст. ст. 8, 70 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенными платежами являются: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы. НДС и таможенная пошлина являются республиканским налогом и пошлиной соответственно. Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию.

В соответствии со ст. ст. 80, 82 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов и обязаны осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин).

Руководствуясь таможенным законодательством Таможенного союза, таможенным и налоговым законодательством Республики Беларусь, при заявлении декларантом таможенной стоимости должностными лицами таможни осуществляется контроль за правильностью определения таможенной стоимости и, как следствие, исчисления и уплаты республиканских налогов. В таком случае таможенные органы пользуются правами налоговых органов и на основании подп. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь N 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» имеют право на получение информации о составе акционеров покупателя.

Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и ст. 84 Таможенного кодекса Таможенного союза должностные лица таможенных органов за незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) несут административную, уголовную и дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом таможенных органов, утверждаемым Президентом Республики Беларусь. Действия или бездействие должностного лица, способствующие перемещению через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров с нарушением норм таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании, а также разглашение сведений, не подлежащих распространению, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства, являются грубым нарушением должностных обязанностей согласно ст. 25.3 Устава.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при проведении таможенного декларирования ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь товара заявитель не представил достаточных документов, что послужило для таможенного органа правомерным основанием к проведению дополнительно проверки согласно нормам действующего законодательства, не нарушив при этом законных прав заявителя. Заявленные требования о признании недействительным решения таможни от 16.01.2015 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Что касается доводов заявителя о процедуре заполнения таможенной декларации, то в судебном заседании установлено, что таможенный орган в данном случае руководствуется Решением N 376, которым утвержден Порядок декларирования таможенной стоимости товаров.

Расходы по госпошлине распределяются на основании ст. 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 133, 201, 227, 229, 230, 269 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд

Решил:

СЗАО «С» в удовлетворении заявления к таможне о признании недействительным с момента принятия решения от 16.01.2015 о проведении дополнительной проверки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Могилевской области в 15-дневный срок после его принятия.