Обращение к нотариусу до обращения в суд при взыскании налогов не обязательно

Пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) установлено право налогового или таможенного органа обратиться в общий или хозяйственный суд с иском о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица), за исключением имущества плательщика (иного обязанного лица) — организации, порядок обращения взыскания на которое определен статьями 56 — 58 НК. При этом, как отмечено в указанной норме, при необходимости соблюдения установленного законодательными актами порядка предварительного внесудебного разрешения дела налоговый или таможенный орган вправе обратиться к нотариусу с заявлением о совершении исполнительной надписи о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица), за исключением имущества плательщика (иного обязанного лица) — организации.

Таким образом, статья 59 НК предоставляет налоговым и таможенным органам право выбора порядка взыскания сумм задолженностей с плательщиков физических лиц: в нотариальном порядке или судебном.

Является ли обращение в подобном случае к нотариусу за получением исполнительной надписи обязательным досудебным порядком урегулирования спора? Анализ приведенной статьи позволяет утверждать, что не является.

Подтверждением тому будет исключение, закрепленное в пункте 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 N 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции» (далее — постановление), согласно которому, если законодательными актами или договором для определенных категорий споров установлен досудебный порядок их урегулирования, в соответствии со статьей 6 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) условием реализации права на обращение в хозяйственный суд является соблюдение такого порядка, за исключением обращения в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами, прокурора, государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, иных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Приведем пример.

Хозяйственным судом было рассмотрено дело по иску инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (ИМНС) к индивидуальному предпринимателю (ИП) Б. о взыскании суммы задолженности за счет денежных средств на расчетном счете должника в банке <1>.

<1> Архив хозяйственного суда Гродненской области. — Решение от 27.02.2012 по делу N 37-12/2012.

В обоснование предъявленного требования налоговый орган ссылается на неисполнение индивидуальным предпринимателем обязательства по уплате налоговых платежей и невозможность произвести взыскание иным способом.

Как следует из материалов дела, у ИП Б. по состоянию на 31.01.2012 имеется задолженность по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам, пеням в сумме 7246799,86 руб.

Размер указанной задолженности подтвержден решением ИМНС, которое налогоплательщиком в установленном порядке отменено не было, надлежащих доказательств обжалования в судебное заседание ответчиком представлено также не было. Кроме того, сумма задолженности подтверждается справкой ИМНС.

В добровольном порядке решение ИМНС налогоплательщиком исполнено не было.

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 НК неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

При этом согласно статье 59 НК налоговый орган вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица). Исковое заявление о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) подается в хозяйственный суд в порядке, установленном законодательными актами.

Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) — физического лица производится последовательно в отношении:

  1. денежных средств на счетах в банке;
  2. наличных денежных средств;
  3. дебиторской задолженности индивидуального предпринимателя, заработной платы и иных доходов физического лица;
  4. имущества, не участвующего непосредственно в процессе производства товаров (работ, услуг);
  5. иного имущества, не указанного выше, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

Согласно представленным налоговым органом доказательствам остаток денежных средств на расчетном счете ИП Б. в ОАО «Б» составляет заявленную в иске сумму.

Налоговый орган просит взыскать задолженность по налогам с должника за счет денежных средств на расчетном счете ИП Б. в ОАО «Б».

Довод, указанный в отзыве ответчика, о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора путем обращения налогового органа за совершением исполнительной надписи нотариуса не может быть принято во внимание в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 59 НК определено, что при необходимости соблюдения установленного законодательными актами порядка предварительного внесудебного разрешения дела налоговый или таможенный орган вправе обратиться к нотариусу с заявлением о совершении исполнительной надписи о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица), за исключением имущества плательщика (иного обязанного лица) — организации.

Таким образом, предварительное досудебное обращение за совершением исполнительной надписи является правом, а не обязанностью налогового органа.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 постановления соблюдение досудебного урегулирования споров не является обязательным условием реализации права на обращение в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами, государственного органа, иного органа в целях защиты государственных интересов.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя налогового органа, возражения ответчика, на основании пункта 1 статьи 22 НК требование налогового органа следует удовлетворить, взыскав с индивидуального предпринимателя Б. сумму задолженности по налогам за счет денежных средств на расчетном счете должника в ОАО «Б» в установленном законом порядке.

В силу части первой статьи 133 ХПК в связи с удовлетворением заявленного требования и освобождением истца от уплаты государственной пошлины при подаче заявления с ИП Б. также было взыскано в доход республиканского бюджета 525000 руб. государственной пошлины.

Вместе с тем с учетом размера подлежащей в последующем взысканию государственной пошлины за рассмотрение иска в суде (5% цены иска, но не менее 15 базовых величин) подобные требования безусловно целесообразнее заявлять в приказном порядке, где размер государственной пошлины фиксированный (2 и 5 базовые величины в зависимости от размера требований).

О наличии такого права также указано и в разъяснении Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18.02.2004 N 04-03/430 «О некоторых вопросах применения налогового законодательства Республики Беларусь», согласно которому при отсутствии наличных или безналичных денежных средств у плательщика (иного обязанного лица) — организации или у дебиторов плательщика (иного обязанного лица) — организации в соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК налоговый (таможенный) орган вправе обратиться в хозяйственный суд с иском (заявлением о возбуждении приказного производства) о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет имущества плательщика (иного обязанного лица).

Кроме того, налоговым органам следует активнее использовать свое право на обращение к нотариусу за совершением исполнительной надписи по незначительным требованиям, поскольку в соответствии с подпунктом 26.4-1.2 пункта 26 приложения 18 к НК размер государственной пошлины по подобным требованиям составляет 5% от размера взыскиваемой задолженности.