Вопросы теоретического и прикладного осмысления налоговой культуры

Правовая культура на протяжении продолжительного периода представляет собой востребованный объект научного познания, поскольку глубоко проникает в духовную жизнь общества, неразрывно связана с его правовыми традициями и правосознанием, проявляется в различных сферах правовой деятельности, в том числе налоговой. Правовая культура в сфере налогообложения выступает одним из критериев, определяющих характер отношений между обществом и государством.

Вопросы налогово-правовой культуры до сих пор еще не получили должного научного осмысления. Это объясняется многими причинами, в том числе субъективного характера.

Следует согласиться с Л.И.Гончаренко и Н.И.Осетровой, определяющими понятие налоговой культуры как предмет непростых размышлений специалистов-теоретиков в области истории налогов, экономики, социологии и других смежных наук [1, с. 55].

Цель настоящей статьи — проанализировать различные теоретические и прикладные вопросы налоговой культуры в целях выработки ее авторского определения и постановки вопроса о взаимосвязи уровня налоговой культуры с проводимой в стране фискальной политикой.

В научной литературе нет единого подхода к определению термина «правовая культура», что обусловлено сложностью его понимания. Например, С.В.Бочкарева рассматривает правовую культуру как «правовую информацию (совокупность регулятивов, ценностей и знаний в области правовой действительности), которая накапливается, сохраняется и передается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых систем» [2, с. 22].

В русле нормативного подхода правовая культура трактуется в качестве системы нормативных отношений, опосредованных общеобязательными нормами. Н.А.Власенко определяет правовую культуру в узком смысле как «знание правовых норм, уважительное отношение к правовым ценностям, непреходящими среди которых являются конституция, судебная власть и др.» [3, с. 253].

Л.А.Петручак полагает возможным определить правовую культуру как «исторически сложившуюся, обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность культуры, которая материализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества» [4, с. 14].

Э.С.Насурдинов связывает понятие налоговой культуры с правовыми достижениями и ценностями, «накопленными в процессе организации и развития правовой сферы жизни общества, отражающими уровень ее цивилизационного развития и качественного состояния» [5, с. 63].

Следует выделить группу авторов, для которых понятие «налоговая культура» неотделимо от исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Например, Г.В.Морозова полагает, что «под налоговой культурой следует понимать своевременную уплату налогов и обязательных отчислений в бюджет в сроки, устанавливаемые законодательством» [6, с. 118].

Упрощенное понимание налоговой культуры у Т.Ф.Юткиной обусловливается правосознанием и ответственностью граждан: «Налоговая культура — это высокий уровень правосознания и ответственности граждан за полное и своевременное выполнение возложенных на них Конституцией страны обязанностей участвовать частью своих доходов в формировании общенационального фонда денежных средств (консолидированного бюджета государства)» [7, с. 382].

Большая группа авторов рассматривают налоговую культуру как неотъемлемый элемент уровня развития общества, который предопределяет в том числе общий уровень культуры.

С точки зрения Е.Д.Леоновой и Г.Я.Чухниной, «налоговая культура — это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, выполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов» [8, с. 47].

Если вышеуказанные авторы не отделяют понятие налоговой культуры от уровня определенных знаний налогоплательщиков, то И.А.Майбуров делает акцент на понимании налоговых процессов, которые идут в русле общего социально-экономического развития: «Налоговая культура — это сформировавшийся уровень социального развития общества и государства, обусловливающий осознание их неразрывной взаимозависимости, а также понимание всеми членами общества своих прав и необходимости добросовестного исполнения своих обязанностей в сфере налогообложения» [9, с. 33].

Т.Войнова и О.Павленко высказывают схожий взгляд на налоговую культуру, полагая, что это «уровень развития общества, выраженный в существующих нормах системы налогообложения, глубине налоговых знаний населения, условиях развития предпринимательства, а также в осознании необходимости выполнения налоговых обязательств» [10, с. 56].

Е.Н.Паршина, рассматривая налоговую культуру как составную часть общей культуры, дополняет ее дефиницию психологическими элементами: «Налоговая культура — это часть экономической, правовой, политической культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемой законодательством о налогах и сборах и государством, учитывающая национальные особенности налогового менталитета граждан, а также культуры взаимоотношений налоговых служб с налогоплательщиками» [11, с. 25].

Большая группа налоговедов рассматривают налоговую культуру как системную категорию. Так, согласно авторской концепции В.В.Гриценко [12, с. 383 — 384] налоговая культура как разновидность культуры правовой объединяет:

1) уровень развития правосознания:

  • налогоплательщиков;
  • налоговых органов;
  • государства в лице законодательных органов;

2) уровень развития налоговой деятельности;

3) уровень развития налогового законодательства.

А.В.Демин в рамках налоговой культуры выделяет две составляющие, характеризующие ее с интеллектуальной и психологической стороны. «Первая, интеллектуальная, включает знания, навыки и опыт в области налогообложения, умение разбираться (понимать) в налогово-правовых конструкциях, толковать и применять их в повседневной практике налоговых отношений. Вторая, эмоциональная, охватывает субъективные оценки налоговой системы с точки зрения правовых и внеправовых ценностей, господствующих в конкретном обществе» [13, с. 20].

М.Н.Садчиков содержание понятие «налоговая культура» связывает с двумя элементами общего и частноправового характера. «Первый предполагает понимание носителем правовой культуры роли налогов, их публичного значения, осознанное выполнение им конституционной обязанности по уплате налогов. Второй элемент предполагает значение конкретных прав и обязанностей в сфере налогообложения, умение реализации их на практике» [14, с. 80].

Д.А.Смирнов полагает целесообразным расширить структуру налоговой культуры, которая будет «охватывать правосознание представителей государственной власти, в частности работников налоговых и финансовых органов». В качестве самостоятельных элементов налоговой культуры данный автор предлагает «признавать законность и правопорядок в налоговой сфере, поскольку они отображают правовые требования и налоговую реальность, взаимосвязь социальных оснований и культуры» [15, с. 52].

Т.Н.Богославец придает структуре налоговой культуры динамический характер, определяя ее через эволюционную терминологию и утверждая, что «под эволюцией налоговой культуры следует понимать изменение специфики и логики взаимодействия ценностей, норм, стереотипов в налоговой сфере, а также стратегий налогового поведения, социально-трудовых коммуникаций, институтов и индивидов в историческом процессе функционирования налоговой системы» [16, с. 195].

Часто в научных исследованиях при анализе налоговой культуры используются такие понятия, как налоговое сознание, налоговая дисциплина, налоговое поведение, налоговая мораль, налоговая этика, налоговый менталитет, налоговая грамотность, налоговая идеология и ряд других, которые и формируют налоговую культуру.

Как отмечает А.В.Демин, «огромное значение имеет превентивно-воспитательная, разъяснительная составляющая налоговой политики, направленная на качественное улучшение налоговой культуры общества. Необходимы создание позитивного образа налогов и налогообложения в общественном и индивидуальном сознании, а также долгие годы кропотливого воспитания добросовестного налогоплательщика, собственника, гражданина, принимающего свою ответственность перед обществом и тот факт, что общественно полезные функции государства немыслимы без пропорционального соучастия каждого в формировании публичных финансовых ресурсов» [17, с. 118].

По нашему мнению, в контексте динамического аспекта налоговой культуры в первую очередь необходимо вести речь о налоговом нигилизме. Он присущ нашим гражданам в силу в том числе исторических причин, поскольку советское общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов.

В связи с указанным Д.А.Смирнов полагает, что «негативное историческое прошлое в налоговой сфере дореволюционного периода, а также период социализма, когда присутствовала направленность на уплату налогов и иных обязательных платежей юридическими лицами и лишь малой долей физических лиц, не позволило просто и быстро переориентировать правовое сознание в сторону необходимости и важности уплаты налогов для нужд общества и государства» [18, с. 209 — 210].

Изначально низкий уровень налоговой культуры предопределяет система противоречий, представленных, например, Е.В.Ревенко [19, с. 339 — 340]. По мнению этого исследователя, социальные противоречия сложились между потребностью в социально справедливом распределении и перераспределении доходов в обществе и широким распространением девиантных форм налогового поведения. Кроме того, наблюдаются противоречия между интересами государства, направленными на регулирование социально-экономических процессов посредством налогообложения, и низким уровнем жизни большинства граждан, резко падающим в условиях экономического кризиса и значительного удельного веса теневой экономики.

Налогово-правовой нигилизм в настоящее время предопределен также фискальной политикой государства. Ее прикладная сомнительность довольно часто отражается в поведении налогоплательщиков, которое, на взгляд И.А.Майбурова, приобретает характер оппортунизма, «ставшего за период рыночных преобразований массовым явлением» [20, с. 179]. Именно несогласие с проводимой государством политикой в сфере налогообложения диктует желание уклониться от налогов [20, с. 181].

Д.М.Щекин отмечает, что налоговая политика государства приобретает черты «права фискальной продразверстки» [21, с. 31]. Д.В.Тютин констатирует, что «налоговые обременения, не соответствующие возможностям частных субъектов, неизбежно повлекут не только осознанный отказ от ведения облагаемой деятельности (владения облагаемым имуществом), но и массовые уклонения от уплаты налогов» [22, с. 47].

А.И.Худяков, М.Н.Бродский и Г.М.Бродский высказывают предположение, что «в условиях завышенного (не соответствующего возможностям экономики) уровня налогового бремени уклонение от уплаты налогов с экономической точки зрения выступает общественным благом, спасающим экономику от полного развала. Полное законопослушание при выполнении налоговых обязательств или, во всяком случае, неиспользование приемов оптимизации налоговых платежей неминуемо привело бы к полному сворачиванию предпринимательской деятельности, что означало бы крах экономики» [23, с. 151].

Заключение

Формирование налоговой культуры в настоящее время невозможно без нивелирования налогового нигилизма и эффективной фискальной политики. Только в этом случае государство как субъект налоговых отношений вправе претендовать (а общество — требовать) на соответствующий уровень налоговой культуры со стороны налогоплательщиков.

В свете проведенного исследования налоговую культуру можно определить как процесс нивелирования налогового нигилизма вследствие проведения эффективной фискальной политики, результатом которой станет формирование у налогоплательщиков ценностных идей и знаний, позволяющих правильно понимать и применять налоговое законодательство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гончаренко, Л.И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры / Л.И.Гончаренко, Н.И.Осетрова // Налоги и налогообложение. — 2007. — N 11. — С. 55 — 59.

2. Бочкарева, С.В. Правовая культура и правовая политика (на примере законодательства Республики Мордовия): дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / С.В.Бочкарева. — Саранск, 2004. — 194 л.

3. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учеб. пособие / Н.А.Власенко. — 2-е изд., перераб., доп. и испр. — М.: Проспект, 2015. — 416 с.

4. Петручак, Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Л.А.Петручак; Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е.Кутафина. — М., 2012. — 53 с.

5. Насурдинов, Э.С. Правовая культура / Э.С.Насурдинов; отв. ред. Ф.Т.Тахиров. — М.: Норма, 2016. — 352 с.

6. Морозова, Г.В. Повышение налоговой культуры населения как способ борьбы с налоговыми правонарушениями / Г.В.Морозова // Рос. предпринимательство. — 2009. — N 3. — С. 118 — 123.

7. Налоговая политика. Теория и практика: учебник / И.А.Майбуров [и др.]; под ред. И.А.Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 519 с.

8. Леонова, Е.Д. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России / Е.Д.Леонова, Г.Я.Чухнина // Налоги и налогообложение. — 2008. — N 9. — С. 47 — 52.

9. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения / И.А.Майбуров [и др.]; под ред. И.А.Майбурова, А.П.Киреенко, Ю.Б.Иванова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 383 с.

10. Войнова, Т. Некоторые вопросы формирования налоговой культуры в современных условиях / Т.Войнова, О.Павленко // Вестн. налоговой службы Украины. — 2000. — N 37. — С. 55 — 59.

11. Паршина, Е.Н. Налоговая культура как инструмент противодействия налоговой деликтности в России / Е.Н.Паршина // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2016. — N 10. — С. 24 — 29.

12. Гриценко, В.В. Концептуальные проблемы развития теории налогового права современного российского государства: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.14 / В.В.Гриценко. — Саратов, 2005. — 564 л.

13. Демин, А.В. Совершенствование налоговой культуры как важнейшая предпосылка перехода к партнерской модели налогового администрирования / А.В.Демин // Налоги. — 2016. — N 5. — С. 19 — 22.

14. Садчиков, М.Н. Правовая культура в сфере налогообложения как обязательное условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогообязанными лицами / М.Н.Садчиков // Вестн. Перм. ун-та. — 2013. — N 2. — С. 80 — 83. — (Серия «Юридические науки»).

15. Смирнов, Д.А. О налоговой культуре в Российской Федерации / Д.А.Смирнов // Юрид. мысль. — 2013. — N 1. — С. 50 — 58.

16. Богославец, Т.Н. Налоговая культура в условия социальных трансформаций / Т.Н.Богославец // Вестн. Омск. ун-та. — 2011. — N 1. — С. 193 — 196. — (Серия «Экономика»).

17. Демин, А.В. Налогово-правовая культура современного российского общества: общие размышления / А.В.Демин // Юрид. техника. — 2016. — N 10. — С. 112 — 118.

18. Смирнов, Д.А. Вопросы развития налоговой культуры в Российской Федерации / Д.А.Смирнов // Ленинград. юрид. журн. — 2013. — N 3. — С. 204 — 214.

19. Налоговый менеджмент: учебник / И.А.Майбуров [и др.]; под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 559 с.

20. Майбуров, И.А. Массовый оппортунизм налогоплательщика как следствие отсутствия в нашем обществе налоговой морали / И.А.Майбуров // Налоги и финансовое право. — 2012. — N 9. — С. 179 — 193.

21. Щекин, Д.М. О кризисе правосудия по налоговым спорам / Д.М.Щекин // Закон. — 2016. — N 10. — С. 28 — 34.

22. Тютин, Д.В. Налоговое право: курс лекций / Д.В.Тютин. — Н. Новгород, 2014. — 819 с.

23. Худяков, А.И. Основы налогообложения: учеб. пособие / А.И.Худяков, М.Н.Бродский, Г.М.Бродский. — М.: Европ. Дом, 2002. — 432 с.