Обжалование решений о корректировке таможенной стоимости: судебная практика

Споры о признании недействительным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости представляют значительный интерес, поскольку в половине случаев обращений с исковым заявлением в хозяйственные суды по спорам, возникающим из административных и иных публичных отношений, которые рассматривались с применением законодательства ТС, субъекты хозяйствования обжаловали принятые решения.

Таможенное законодательство ТС

Согласно ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК) таможенное законодательство ТС состоит из ТмК, международных договоров государств — членов ТС и решений КТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС.

При этом хозяйственные суды исходят из того, что в ТС таможенное регулирование осуществляется в соответствии с его таможенным законодательством, а в неурегулированной части — до установления правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС либо в соответствии с законодательством государств — членов ТС (ст. 1 ТмК).

Хозяйственные суды учитывают следующее. Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года определено, что КТС в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.

Исходя из Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года N 15 «О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза» решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах — участниках ТС и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми их государственными органами и должностными лицами, к компетенции которых отнесено регулирование правоотношений на момент передачи КТС полномочий.

Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества

В отношении решений Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, которые, как отмечено выше, также применяются судами при рассмотрении дел в рамках ТС, отметим следующее. Исполнение таких решений, исходя из ст. 14 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, государства осуществляют путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов.

Так, в целях реализации Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества Совет Министров Республики Беларусь постановил применять в качестве Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденную Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 года N 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» <1>.

<1> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2010 г. N 56 «О Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности».

В настоящее время в ряде случаев имеет место разный подход хозяйственных судов и таможенных органов к рассмотрению и оценке обстоятельств, послуживших основанием для вынесения таможенными органами решений о корректировке таможенной стоимости товаров, в частности в отношении вопросов:

  • определения (формирования) перечня дополнительно запрашиваемых у декларанта документов;
  • оценки достаточности и достоверности документов и сведений, представляемых декларантом в подтверждение заявленной таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром;
  • объективности произведенной таможенным органом условной оценки на основании имеющейся у него ценовой информации.

Приведем пример.

Заявитель обратился в хозяйственный суд с заявлением о признании недействительным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости ввезенного на территорию Республики Беларусь товара.

Таможенная стоимость товара была определена с применением метода по цене сделки. С нее заявитель исчислил и уплатил таможенные платежи.

В результате дополнительных операций контроля таможенной стоимости таможенный орган установил, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была меньше ценовой информации, имевшейся в распоряжении таможенного органа. В связи с этим таможенный орган предложил декларанту представить ряд документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Заявитель в срок представил обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, а также формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей. Товары, ввезенные на таможенную территорию ТС, были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления согласно декларации. В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара по цене сделки заявитель представил иные документы, которые, по его мнению, также подтверждали заявленную таможенную стоимость.

Однако решением таможенного органа заявителю было предложено провести корректировку таможенной стоимости товара и уплатить с учетом этого таможенные пошлины, налоги в срок, предусмотренный п. 23 Порядка контроля таможенной стоимости товаров <2> (при принятии решения после выпуска товаров по результатам дополнительной проверки).

<2> Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376.

Таможенный орган в обоснование принятого решения указал, что:

  1. заявитель не представил калькуляцию фирмы-изготовителя (при этом было предъявлено письмо об отказе производителя предоставить калькуляцию);
  2. в прайс-листе отсутствовали сведения о валюте платежа, при этом прайс-лист не содержал условий поставок и был выставлен сугубо в отношении данного субъекта хозяйствования;
  3. отсутствовали документы, отражающие статус оцениваемых товаров в иностранном государстве (акты хранения, акты перегрузки), или официальные разъяснения экспедитора или другой уполномоченной организации;
  4. отсутствовали документы по реализации оцениваемых товаров, в частности платежные поручения, товарные чеки.

Изучив материалы дела, хозяйственный суд в решении указал, что в соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII «О Таможенном тарифе» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, таможенная стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, определяется путем применения метода по цене сделки с ввозимым товаром, по цене сделки с идентичным товаром, по цене сделки с однородным товаром, вычитания или сложения стоимости, резервного метода, основной из которых — метод по цене сделки с ввозимым товаром.

При этом по требованию таможенного органа декларант обязан представить необходимую для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара информацию. При возникновении сомнений в достоверности представленных сведений декларант имеет право доказать ее.

Согласно п. 35 Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости <3> уточнение заявленной таможенной стоимости производится путем запроса у декларанта дополнительных документов согласно приложению 2 и (или) 7 к данному Положению. Перечень запрашиваемых документов определяется с учетом невыясненных или спорных обстоятельств, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимого товара, оказавших влияние на его цену.

<3> Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. N 1246.

Запрашивая у декларанта дополнительные документы, таможенный орган устанавливает срок их представления в зависимости от предусмотренного законодательством Республики Беларусь для проведения таможенного оформления.

При необходимости уточнения заявленной таможенной стоимости должностные лица таможенного органа Республики Беларусь предлагают декларанту поместить товар под заявленный таможенный режим с временной (условной) таможенной оценкой.

Непредставление дополнительно запрашиваемых документов, которые не имеют непосредственного отношения к партии оцениваемого товара или не могут быть представлены по объективным, независящим от декларанта причинам, а также отсутствие в документах каких-либо сведений, если порядок заполнения не определен законодательством Республики Беларусь или страны, выдавшей документ, не может служить основанием для отказа в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товара.

Под объективными причинами следует понимать документальное подтверждение, что запрашиваемый документ не существует или не применяется в коммерческой практике сторонами сделки. При этом декларант вправе представить иные документы и сведения, устраняющие причины уточнения заявленной таможенной стоимости.

По мнению суда, заявленная декларантом таможенная стоимость ввезенного товара соответствовала стоимости, указанной в контракте, в инвойсе, в CMR-накладной, в прайс-листе производителя, в экспортной таможенной декларации, в платежных документах на оплату товара.

Согласно материалам дела заявитель не представил таможенному органу калькуляцию фирмы-изготовителя или иной документ, содержащий расчет затрат, расходов в денежном выражении на производство и сбыт единицы изделия.

Вместе с тем заявитель не мог этого сделать, поскольку производитель отказался предоставить такую информацию. В то же время декларант представил таможенному органу прайс-лист фирмы, в котором были отражены цены на поставляемую продукцию.

Таможенный орган в обоснование принятого решения указал, что данный прайс-лист не содержал сведений о валюте платежа. Вместе с тем при сопоставлении цен в прайс-листе с ценами в инвойсе, в приложении к контракту усматривалось, что данные цены были указаны в евро.

Помимо того, заявитель не имел возможности по объективным причинам представить таможенному органу документы, отражающие стоимость оцениваемого товара при реализации, в том числе в розницу, на территории ТС. Заявитель реализовывал приобретенный товар только на территории Республики Беларусь, соответственно у него отсутствовала истребуемая таможенным органом информация.

На основании вышеизложенного хозяйственный суд удовлетворил заявление об отмене решения таможенного органа. В последующем суд кассационной инстанции оставил решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции без изменения, а заявление таможенного органа без удовлетворения.

В настоящее время в целях преодоления существующей разницы в подходах хозяйственных судов и таможенных органов к рассмотрению и оценке обстоятельств предпринимаются активные шаги по формированию единообразной позиции по применению положений нормативных правовых актов ТС и Республики Беларусь, касающихся аспектов контроля таможенной стоимости товаров, в том числе в части более подробной аргументации фактических и правовых оснований принимаемых таможенными органами решений, а также возможностей использования в практике таможенных органов таможенной экспертизы товара и (или) документов в рамках дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товара для подтверждения обоснованности принимаемого решения.