В соответствии со ст. 231 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – БК) расчеты могут проводиться в безналичной или наличной форме. Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал в безналичном порядке. Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.
Согласно п. 3 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (далее – Положение N 924/16), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 “Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования” (далее – постановление N 924/16), юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, проведении электронных интерактивных игр принимают наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки (в том числе при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Кассовое оборудование применяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии установки на нем средств контроля. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие кассовое оборудование, обязаны обеспечить сохранность и целостность средств контроля, установленных на нем (п. 13 Положения N 924/16).
Основными законодательными актами, регулирующими сферу рассматриваемых отношений, являются БК, Указ Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 N 359 “Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь”. К основным подзаконным актам относятся постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 N 107 “Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов” (далее – постановление N 107), постановление N 924/16 и т.д.
Типичные нарушения (основные виды)
К основным совершаемым в сфере расчетов административным правонарушениям относятся следующие нарушения.
Нарушение по ч. 1 ст. 11.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
При выборочной проверке соблюдения ООО “О” установленного порядка оформления и ведения кассовых операций было установлено следующее.
В нарушение ч. 1 п. 10 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением N 107 (далее – Инструкция N 107), ООО “О” самостоятельно в письменной форме не были определены порядок и сроки сдачи наличных денег в обслуживающий банк.
В нарушение п. 14 Инструкции N 107 обществом не были установлены самостоятельно в письменной форме размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на каждое рабочее место кассира, уполномоченное лицо, время сдачи наличных денег кассирами главному (старшему по должности) кассиру, время начала подготовки наличных денег для последующей сдачи в обслуживающий банк; размер потребности в разменных наличных деньгах не доведен каждому кассиру, уполномоченному лицу в письменной форме.
В нарушение ч. 2 п. 15 Инструкции N 107 порядок и сроки сдачи наличных денег для уполномоченных лиц, при необходимости для кассиров не были установлены самостоятельно в письменной форме юридическим лицом, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, и не доведены каждому уполномоченному лицу, кассиру в письменной форме.
В нарушение ч. 1 п. 26, абз. 2 ч. 1, ч. 2 п. 48 Инструкции N 107, ч. 1 п. 4 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 N 38 (далее – Инструкция N 38), были приняты в кассу наличные деньги по приходным кассовым ордерам (ПКО) от 15.10.2015, в которых отсутствует подпись главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем юридического лица.
В нарушение абз. 2 ч. 2 п. 26 Инструкции N 107, ч. 3 п. 4 Инструкции N 38 в подтверждение факта приема наличных денег (торговой выручки) не была выдана квитанция к ПКО от 18.12.2015 (отрывная часть приходного кассового ордера не была оторвана от ордера).
В нарушение ч. 4 п. 27, абз. 3 ч. 1, ч. 2 п. 48 Инструкции N 107, ч. 1 п. 5 Инструкции N 38 были выданы из кассы наличные денежные средства по расходным кассовым документам, оформленным с нарушением установленного порядка: в платежной ведомости от 05.01.2015 отсутствовала подпись руководителя в разрешительной надписи; в расходных кассовых ордерах (РКО) от 06.06.2015, от 11.02.2015 отсутствовала подпись главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем юридического лица; платежная ведомость и РКО не были проверены на соответствие предъявляемым к их заполнению требованиям и на наличие подписей соответствующих лиц.
В нарушение ч. 2 п. 49 Инструкции N 107 обществом самостоятельно в письменной форме не была определена необходимость регистрации приходных и расходных кассовых ордеров до передачи их в кассу в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров по форме согласно приложению 1 к Инструкции N 107 или по форме согласно приложению 2 к Инструкции N 107.
В нарушение ч. 1 п. 51, абз. 4 ч. 1 п. 48, п. 31 Инструкции N 107 на момент проверки были учинены записи в кассовую книгу по оформленным с нарушением законодательства приходным и расходным кассовым документам: в РКО отсутствовала подпись получателя, не были указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя, отсутствовали номер и дата РКО, не был заполнен реквизит “основание”; были исправлены номера в ПКО от 07.08.2015, от 09.09.2015, от 19.09.2015.
В нарушение ч. 8 п. 52 Инструкции N 107 внесение записей в кассовую книгу было осуществлено не сразу после приема или выдачи наличных денег по каждому документу в отдельности.
В нарушение ч. 9 п. 52 Инструкции N 107 отсутствовала расписка в кассовой книге о передаче отчета кассира в бухгалтерскую службу (не было подписи бухгалтера).
В нарушение ч. 3 п. 52, ч. 1 и 4 п. 55 Инструкции N 107 нумерация листов кассовой книги в выходной форме “Отчет кассира” не соответствовала нумерации листов в выходной форме “Вкладной лист кассовой книги” за 01.07.2015 и за 05.07.2015.
Нарушение по ст. 12.18 КоАП.
В нарушение требований п. 3, ч. 1 п. 17, п. 25 Положения N 924/16 при продаже пищевых продуктов продавец, поместив полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования, не провела сумму принятых наличных денежных средств (в сумме 1500 руб.) через кассовое оборудование и не выдала покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара.
Нарушение по ч. 1 ст. 12.20 КоАП.
Согласно ч. 1, 3, 4, 5, 6 п. 14 Положения N 924/16 на каждую единицу кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, и специальных компьютерных систем) ведется книга кассира по форме согласно приложению 2 к Положению N 924/16, наличие которой должно быть обеспечено в месте установки кассового оборудования.
Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием, и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица либо подписью индивидуального предпринимателя.
Записи в книге кассира осуществляются:
- ежедневно в хронологическом порядке перьевой или шариковой ручкой, без помарок;
- на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов.
В начале рабочего дня (смены) производится запись даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) заполняются остальные реквизиты, предусмотренные в форме книги кассира.
Внесение в книгу кассира исправлений осуществляется путем зачеркивания ошибочных записей и надписи правильных, которые заверяются подписями лица, уполномоченного юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.
В нарушение ч. 6 п. 14 Положения N 924/16 в книгу кассира к кассовому аппарату были внесены исправления написанных сумм путем нанесения на них цифр жирным шрифтом в графе 2 “Показания суммирующих денежных счетчиков (накопительных) на начало рабочего дня (смены), сумма” и в графе 4 “Показания суммирующих денежных счетчиков (накопительных) на конец рабочего дня (смены)”, исправления не были осуществлены путем зачеркивания ошибочных записей и надписи правильных, заверенных подписями уполномоченного лица.
В нарушение ч. 5, 6 п. 14 Положения N 924/16 в книге кассира к кассовому аппарату графа 9 “Остаток денежных средств на конец дня (смены), рублей”, графа 10 “Подпись кассира” 03.03.2015, 04.04.2015 не были заполнены, а также были внесены исправления написанных сумм путем нанесения на них цифр жирным шрифтом в графе 2 “Показания суммирующих денежных счетчиков (накопительных) на начало рабочего дня (смены), сумма”, в графе 8 “Сдано в кассу (банк)” исправления не были осуществлены путем зачеркивания ошибочных записей и надписи правильных, заверенных подписями уполномоченного лица.
Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере
Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В связи с этим предварительно должны быть изучены кассовые книги, книги кассира, платежные ведомости, первичные учетные документы по ведению кассовых операций, документы по служебным командировкам, реестр погашения задолженности по заработной плате, информация о списочной численности работников, осмотрено кассовое оборудование и т.д. Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, книг, организации различными способами должного порядка ведения кассовых операций и проведения безналичных расчетов.