К основным административным правонарушениям, связанным с порядком проведения расчетов, относятся нарушения, предусмотренные статьями 11.7, 12.18 — 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, связанных с порядком проведения расчетов, относятся органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговые органы, органы Национального банка Республики Беларусь (статьи 11.7 и 12.19 КоАП), органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов (статья 11.7 КоАП), которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции).
Территориальная компетенция Комитета государственного контроля Республики Беларусь определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. Территориальные органы финансовых расследований включают управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по областям, по Минской области и г. Минску и межрайонные отделы данных управлений. В целях реализации полномочий Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в административно-территориальных единицах Республики Беларусь созданы инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, являющиеся территориальными органами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Главные управления по областям относятся к структурным подразделениям Национального банка Республики Беларусь. Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет свою деятельность самостоятельно, а также через его территориальные органы и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов.
Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); налоговых органов — статьей 3.13 и пунктом 26 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18.10.2011 N 49 «О наделении должностных лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»; органов Национального банка Республики Беларусь — статьей 3.16 и пунктом 27 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.04.2011 N 151 «О наделении должностных лиц Национального банка Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, подготовку к рассмотрению и рассмотрение дел об административных правонарушениях»; органов Министерства финансов Республики Беларусь и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов — статьей 3.15 и пунктом 62 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2007 N 24 «О составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами органов Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. N 190».
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, связанных с порядком проведения расчетов, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Указа Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 N 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» (далее — Указ N 359), постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 N 107 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее — постановление N 107), постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее — постановление N 924/16) и др.).
Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.
1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с нарушением порядка проведения расчетов).
Сущность и характер действий (бездействия) определяются: объектом посягательства (предпринимательская (финансовая) деятельность) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (статьи 11.7, 12.18 — 12.20 КоАП), способом нарушения порядка проведения расчетов (где, в каком месте было деяние совершено, когда (время, дата) это деяние было совершено, как действовало лицо, нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства, какие средства и орудия (инструменты) были применены).
2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).
Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком проведения расчетов.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении следующих действий (бездействия), а именно:
- нарушение порядка ведения кассовых операций;
- невыполнение требований законодательства по осуществлению проверки наличных денежных средств на подлинность и платежность;
- нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет;
- осуществление расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в суммах, превышающих установленный законодательством размер;
- осуществление вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке;
- иные нарушения установленного законодательством порядка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;
- нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанного оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований порядка проведения расчетов юридическим лицом.
Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, связанный с порядком приема наличных денежных средств, а также ведения кассовых операций, в том числе кассир либо иное должностное лицо), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемых правонарушений.
3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (статья 7.6 КоАП).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7.6 КоАП за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.7, 12.18 — 12.20 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. В связи с этим необходимо надлежащим образом учитывать дату вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с пунктом 69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП).
Принятие акта законодательства, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену (изменение в сторону улучшения правового положения субъектов) требований нормативных правовых актов, касающихся порядка проведения расчетов (например, отмена административной ответственности юридических лиц за нарушение порядка ведения кассовых операций, предусмотренной ранее действующей редакцией статьи 11.7 КоАП). Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьями 11.7 и 12.18 КоАП. Наличие по тому же факту в отношении лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.
5. Отсутствие обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (статья 5.5 КоАП).
Не являются административным правонарушением при условии устранения нарушений и (или) возмещения вреда в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.
6. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (статья 7.2 КоАП).
К наиболее часто встречающимся смягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемого административного правонарушения относятся чистосердечное раскаяние физического лица; добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка.
7. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 7.3 КоАП).
К наиболее часто встречающимся отягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемого административного правонарушения относится его совершение должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей, однако, как правило, оно не признается в качестве отягчающего и не учитывается при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.
8. Основания для освобождения от административной ответственности (статьи 8.2, 8.3, 8.8 КоАП).
В отдельных случаях рассматриваемое административное правонарушение может признаваться малозначительным ввиду его формального характера, отсутствия имущественного вреда государству. Совершение данного административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, также может повлечь освобождение от административной ответственности. При применении статьи 8.8 КоАП могут возникнуть сложности в части определения выгоды имущественного характера.
9. Основания для уменьшения административного взыскания в виде штрафа (статья 7.9 КоАП).
В случае добровольного исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, и отсутствии отягчающих обстоятельств возможно уменьшение размера административного взыскания в два раза.
Система доказательств по делам об административных правонарушениях, связанных с порядком проведения расчетов, включает следующие элементы:
- содержательный (сведения о фактах нарушения порядка проведения расчетов лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении);
- материальный (материальная форма источников доказательств в виде соответствующих документов, подтверждающих состав административного правонарушения, связанного с проведением расчетов, в частности акта проверки, кассовой книги, первичных учетных документов и др.);
- процессуальный (процессуальная форма доказательств, к которым по рассматриваемой категории дел, как правило, относятся протоколы опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, иных лиц, имеющих отношение к проведению расчетов, протокол об административном правонарушении и иные процессуальные документы).
К обязательным письменным доказательствам (первичным источникам) относятся непосредственно первичные учетные и иные документы, подтверждающие нарушение порядка проведения расчетов; к дополнительным (вторичным источникам) — акт проверки, протоколы опроса, протокол об административном правонарушении и т.д. В рассматриваемой категории возможно направление кассового оборудования на освидетельствование (постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.06.2010 N 49 «Об утверждении Положения о порядке изъятия кассового оборудования для технического освидетельствования», постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.11.2012 N 72 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения технического освидетельствования кассового оборудования»).
Подготовка дел об административных правонарушениях, связанных с порядком проведения расчетов, к рассмотрению, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно лицо, которое, возможно, совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли оно виновно в совершении противоправного деяния, является ли надлежащим субъектом административной ответственности, т.е. содержит ли оно все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Типовая версия касается события правонарушения (факта нарушения порядка проведения расчетов) и совершения конкретным лицом (должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за порядок проведения расчетов) правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательства по делу, какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава необходимо доказать, что было рассмотрено выше. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств при завершении первоначального этапа дополнительно определяют: спорные факты (например, по определению способа совершения нарушения), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например должностные инструкции иных работников и др.), какие действия требуется для этого провести (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.). В рамках аналитического этапа осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного лица к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (его сравнение с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу (в отношении каждого физического лица, имеющего отношение к проведению расчетов); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу. В содержание заключительного этапа входят: процессуальные действия по завершению подготовки (составление протокола об административном правонарушении по статьям 11.7, 12.18 — 12.20 КоАП либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований, рассмотренных выше); действия, проводимые по ходатайству лица, в отношении которого ведется административный процесс (например, представление результатов специального исследования кассового оборудования и т.д.), или по письменному указанию прокурора (например, о необходимости направления материалов в правоохранительные органы для дачи правовой оценки); необходимые организационные и организационно-технические мероприятия, связанные с направлением дела для рассмотрения.
Таким образом, юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с порядком проведения расчетов, строится на том, что в соответствии с частью 1 пункта 23 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением N 107 (далее — Инструкция N 107), выдача наличных денег из касс юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, привлекающих для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения осуществления частной нотариальной деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, производится по:
- расходному кассовому ордеру формы КО-2, установленной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 N 38 «Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций»;
- платежной ведомости с приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
При этом частью 1 пункта 26 Инструкции N 107 определено, что выдача наличных денег лицам, не состоящим в штате юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной платежной ведомости с составлением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям). Согласно абзацам второму и третьему части 3 пункта 31 Инструкции N 107 юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы выдают наличные деньги, в том числе с использованием корпоративных карточек, под отчет на предстоящие расходы на сроки, определяемые руководителем юридического лица, подразделения или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, включая день выдачи (получения с корпоративной карточки) наличных денег под отчет:
- не более 3 рабочих дней — на расходы, производимые в месте нахождения юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса;
- не более 10 рабочих дней — на расходы, производимые вне места нахождения юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса.
В соответствии с частью 1 пункта 32 Инструкции N 107 лица, получившие наличные деньги, в том числе с использованием корпоративных карточек, под отчет на предстоящие расходы, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, представить в бухгалтерскую службу отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги, за исключением случаев, установленных в пункте 1 части второй статьи 107 Трудового кодекса Республики Беларусь. Согласно части 2 пункта 33 Инструкции N 107 выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей пункта 33 и частью второй пункта 39 Инструкции N 107. При этом согласно части 1 пункта 37 Инструкции N 107 работники, получившие денежные средства под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, посредством их зачисления на карт-счет и расходовавшие денежные средства с использованием корпоративных (личных) карточек, обязаны представить в бухгалтерскую службу юридического лица, подразделения, индивидуальному предпринимателю, частному нотариусу отчет об израсходованных суммах, а также карт-чеки (их копии, заверенные руководителем юридического лица, подразделения или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом) или выписку по карт-счету и иные документы, подтверждающие целевой характер расходования денежных средств.
В соответствии с пунктом 13 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением N 924/16 (далее — Положение N 924/16), кассовое оборудование применяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии установки на нем средств контроля. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие кассовое оборудование, обязаны обеспечить сохранность и целостность средств контроля, установленных на нем.
В соответствии с частями 1, 3, 5 пункта 14 Положения N 924/16 на каждую единицу кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, индивидуальными предпринимателями — плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, и специальных компьютерных систем) ведется книга кассира по форме согласно приложению 2 к Положению N 924/16, наличие которой должно быть обеспечено в месте установки кассового оборудования. Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием, и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица либо подписью индивидуального предпринимателя. В начале рабочего дня (смены) производится запись даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) заполняются остальные реквизиты, предусмотренные в книге кассира.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом N 359 (далее — Порядок N 359), при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать следующую очередность: вне очереди производить платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению. При отсутствии или недостаточности средств в белорусских рублях на текущих (расчетных) счетах указанные платежи можно осуществлять за счет средств, полученных от продажи (в том числе обязательной) иностранной валюты. В этом случае продажа средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в иностранной валюте, должна производиться до исполнения предъявленных к данным счетам платежных требований или иных платежных инструкций. Согласно части 2 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 N 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала. В соответствии со статьей 1-1 Закона Республики Беларусь от 21.12.1990 N 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» индекс потребительских цен рассчитывается Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и ежемесячно (не позднее 20 числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации, в том числе нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации. Коэффициенты повышения тарифных ставок рабочих после 29.06.2011 приведены в приложении 2 к Рекомендациям по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 N 67.
Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 11.7 КоАП.
1. Согласно сведениям оборотной ведомости за январь 2013 г. по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в учреждении имелась дебиторская задолженность работника на 01.01.2013 в сумме 210000 руб., образованная в сентябре 2012 г. в результате невозврата неиспользованных средств, перечисленных на командировочные расходы.
В нарушение части 1, абзаца 1 части 3 пункта 31 Инструкции N 107 учреждением допускалось перечисление денежных средств на предстоящие расходы на карт-счета подотчетных лиц вместо выдачи наличных денежных средств из кассы учреждения.
В нарушение части 1 пункта 39 Инструкции N 107 учреждением 31.01.2013 было произведено перечисление денежных средств на карт-счет работнику на расходы, связанные со служебными командировками, без представления полного отчета по ранее выданным ему суммам денежных средств.
Учреждением 06.03.2011 был командирован в г. Г. работник. На его карт-счет 02.03.2013 было перечислено на командировочные расходы 560000 руб. Из этой суммы использовано 397320 руб. (безналичные расчеты не проводились), возврат из командировки — 06.03.2013. Авансовый отчет представлен подотчетным лицом в бухгалтерию 09.03.2013, а остаток неиспользованных средств в размере 162680 руб. возвращен в кассу учреждения 18.03.2013 по приходному кассовому ордеру (на 7 дней позднее даты представления авансового отчета).
В нарушение частей 1, 2 пункта 38 Инструкции N 107 не был обеспечен в течение 3 рабочих дней по возвращении из командировки возврат неиспользованных денежных средств в сумме 162680 руб., полученных под отчет 02.03.2011.
2. В нарушение абзаца 2 части 1 пункта 23 Инструкции N 107 учреждением в проверяемом периоде производилась выдача наличных денег из кассы отдела по платежным ведомостям без приложения расходных кассовых ордеров на общую сумму выплаченных наличных денег.
Например, по ведомости выплаты заработной платы за август 2012 г. (оплачена 04.09.2012) были выплачены наличные денежные средства 3 лицам, не состоящим в штате, на общую сумму 198070 руб.; по ведомости выплаты заработной платы за декабрь 2012 г. (оплачена 26.12.2012) выплачены наличные денежные средства 2 лицам, не состоящим в штате, на общую сумму 657810 руб.
В нарушение части 1 пункта 26 Инструкции N 107 учреждением из кассы были выплачены наличные денежные средства 2 работникам учреждения и 4 лицам, не состоящим в штате, на общую сумму 999540 руб. по одной ведомости выплаты заработной платы за декабрь 2012 г. (оплачена 07.12.2012) и без составления расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных по ней наличных денег.
Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по статье 12.18 КоАП.
1. В ходе проверки было установлено, что обществом в период с 11.04.2012 по 04.02.2013 в нарушение подпункта 1.13 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), пунктов 3, 17, 31 Положения N 924/16 прием наличных денежных средств за оказанные обществом услуги по изготовлению памятников осуществлялся главным бухгалтером по квитанциям формы БО-1, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 28.05.2009 N 33 «Об утверждении форм первичных учетных документов по учету бытовых услуг населению и Инструкции о порядке заполнения форм первичных учетных документов по учету бытовых услуг населению», которое утратило силу с 01.07.2011 в связи с принятием постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 26.05.2011 N 23 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь», а не с применением кассового оборудования.
Пунктом 3 Положения 924/16 предусмотрено осуществление приема наличных денежных средств с применением кассового оборудования. В главе 4 Положения N 924/16 определены случаи, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, а также порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) в этих случаях, т.е. когда не требуется применение кассового оборудования и (или) платежных терминалов, в том числе при оказании бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену. Согласно штатным расписаниям ООО «Ч», утвержденным директором общества, в обществе в проверяемом периоде числилось от 12 до 14 штатных единиц, а также согласно табелям учета рабочего времени в смену при оказании услуг по изготовлению памятников работало более 3 человек.
Следовательно, по данной услуге «изготовление памятников» прием наличных денежных средств должен был осуществляться с применением кассового суммирующегося аппарата. Таким образом, в ООО «Ч» не был соблюден установленный порядок приема наличных денежных средств при оказании услуг, чем нарушены требования пунктов 3, 17, 31 Положения N 924/16.
2. В УП «Л» имелся КСА, установленный на участке шиномонтажа. В ходе проверки при проведении осмотра участка шиномонтажа предприятия 03.12.2012 с 16.20 по 17.50 было установлено, что монтировщик шин и шинно-пневматических муфт предприятия в нарушение подпункта 1.13 пункта 1 статьи 22 НК, пунктов 3, 23, 32 Положения N 924/16 в месте осуществления деятельности без применения кассового оборудования и без оформления факта приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, принял денежные средства в сумме 375000 руб.
Согласно тетради, в которой были отражены выполненные заказы за 03.12.2012, монтировщик принял от 18 клиентов наличные денежные средства в сумме 1535000 руб. за оказание услуг по шиномонтажу, при этом согласно контрольной ленте по состоянию на 03.12.2012 по КСА им была проведена сумма 1160000 руб.
3. С целью проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и порядка использования кассового оборудования в магазине 20.02.2013 была произведена контрольная закупка товарно-материальных ценностей (акт контрольной закупки товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг от 20.02.2013).
При контрольной закупке были приобретены следующие товары на общую сумму 20000 руб.: «Сумочка» игрушка с желейным драже в количестве 2 шт. по цене 6500 руб. на сумму 13000 руб. (изготовлено 20.01.2011, срок годности до 10.01.2013), вкусные часики в количестве 2 шт. по цене 3500 руб. на сумму 7000 руб.
Продавец предприятия приняла наличные денежные средства в сумме 20000 руб. за реализованный в ходе контрольной закупки товар без проведения принятых наличных денежных средств по имеющемуся в магазине и находящемуся в исправном состоянии КСА, кассовый чек выдан не был. Кроме того, при пересчете у продавца наличных денежных средств, находящихся в месте использования КСА, сумма наличных денег составила 452670 руб. Согласно данным промежуточного отчета по КСА принято наличных денежных средств (выручка) в размере 365500 руб. (в т.ч. сумма контрольной закупки, проведенная по КСА после ее окончания в размере 20000 руб.). Принятая при продаже товара за наличный расчет сумма денежных средств в размере 107170 руб. не была проведена через КСА, чем были нарушены требования пункта 17 Положения N 924/16.
Пример фактической основы дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 12.19 КоАП.
Проверкой было установлено, что в нарушение абзаца 3 подпункта 2.1 пункта 2 Порядка N 359 предприятие в декабре 2011 г., апреле, июне, октябре, ноябре 2012 г. и январе 2013 г. при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов вне очереди производило платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, превышающих заработную плату в пределах 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению установленного минимума при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке. Сумма превышения составила 996814052 руб. (реестр погашения в 2011 — 2013 годах задолженности по заработной плате в суммах, превышающих установленные законодательством размеры, исходя из списочной численности, при наличии непогашенных первоочередных платежей; информация о списочной численности работников общества).
Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 12.20 КоАП.
1. На момент проверки в ОАО «Б» прием наличных денежных средств от оказания услуг автостоянки, станции техобслуживания, станции диагностики осуществлялся с использованием 3 кассовых суммирующих аппаратов (далее — КСА) марки «Миника 1102Ф».
В нарушение части 4 пункта 13 Положения N 924/16 ОАО «Б» на момент проверки (06.03.2013) не была обеспечена сохранность и нарушена целостность средства контроля, установленного на КСА «Миника 1102Ф». В нарушение части 1 пункта 14 Положения N 924/16 ОАО «Б» на момент проверки не было обеспечено ведение книги кассира по форме, установленной приложением 2 к Положению N 924/16 к КСА, а именно: в книге кассира-операциониста отсутствовали предусмотренные графы: «получено наличных денежных средств перед началом работы авансом для расходных операций» (гр. 2); «сумма выручки за день (смену), в том числе с использованием банковских пластиковых карточек» (гр. 9); «сумма ошибочно сформированных платежных документов согласно реестру» (гр. 11).
2. По состоянию на 18.02.2013 в учреждении книга кассира на КСА велась по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.09.2004 N 103 (утратила силу с 14.10.2011).
В нарушение части 1 пункта 14 Положения N 924/16 учреждением на момент проверки (18.02.2013) не было обеспечено наличие книги кассира формы согласно приложению 2 к Положению N 924/16 к КСА.
В нарушение частей 4, 5 пункта 14 Положения N 924/16 в учреждении не было обеспечено внесение записей в книгу кассира-операциониста к КСА:
- в начале рабочего дня 18.02.2013 (на момент проверки) даты, показания нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены);
- в период с 27.01.2013 по 17.02.2013 в графы «Номер отчета закрытия смены», «Остаток на конец дня (смены)», «Подпись кассира-операциониста».
В нарушение части 6 пункта 14 Положения N 924/16 на момент проверки в учреждении были внесены не оговоренные (без зачеркивания ошибочных и надписи правильных записей) и (или) не заверенные подписями лица, уполномоченного юридическим лицом, исправления, в книги кассира к КСА.
3. В ходе проверки 07.12.2012 было установлено, что в торговых объектах ООО «Э» в нарушение требований части первой пункта 16 Положения N 924/16 используемое обществом кассовое оборудование для приема наличных денежных средств при реализации товаров было установлено в месте, не доступном для визуального просмотра покупателем информации индикатора потребителя кассового оборудования, отображающего сумму денежных средств, проведенную по кассовому оборудованию (согласно фотоматериалу).
В книге кассира к кассовому оборудованию ООО «Э», установленному в магазине, в нарушение требований части шестой пункта 14 Положения N 924/16 в графе 5 «показания нарастающего оборота на конец рабочего дня (смены)», в графе 7 «всего, сумма выручки за день», в графе 12 «сдано в кассу (банк) рублей», в графе 9 «Сумма выручки за день при расчете с использованием банковских пластиковых карточек», в графе 8 «наличными денежными средствами» раздела «Сумма выручки за день (смену) (гр. 5 — гр. 3), рублей», в записях за 29.11.2012, 11.07.2012, 14.07.2012, 02.09.2012, 03.10.2012, 21.09.2012 при ведении книги кассира допущены исправления цифр, выполненные путем нанесения правильных записей на исходные вместо внесения исправлений путем зачеркивания ошибочных записей и надписи правильных, которые заверяются подписью лица, уполномоченного юридическим лицом.
На момент проверки 08.12.2012 в книге кассира к кассовому оборудованию, установленному в другом магазине, графы книги кассира N 5 — 14: «Показания нарастающего оборота на конец рабочего дня (смены)», «Номер суточного (сменного) отчета (Z-отчете)», «Сумма выручки за день (смену), рублей — всего», «Сумма выручки за день (смену), рублей — в том числе наличными денежными средствами», «Сумма выручки за день (смену), рублей — в том числе получено при расчетах с использованием банковских пластиковых карточек», «Возвращено сумм наличных денежных средств покупателям (потребителям), рублей», «Сумма ошибочно сформированных платежных документов согласно реестру, рублей», «Сдано в кассу (банк), рублей», «Остаток денежных средств на конец дня (смены), рублей», «Подпись кассира» — за 07.12.2012 не были заполнены, также 08.12.2012 в начале рабочего дня (смены) не произведена запись даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций, чем была нарушена часть пятая пункта 14 Положения N 924/16.