К основным административным правонарушениям в сфере торговли (ценообразования) относятся нарушения, перечисленные в статьях 12.4 и 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), в частности:
- нарушение правил торговли и оказания услуг населению;
- реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации;
- приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов);
- нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок);
- реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов).
К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере торговли (ценообразования) относятся органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы Министерства торговли Республики Беларусь и управления (отделы) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов (части 1 — 3 и 5 — 8 статьи 12.17 КоАП), органы Министерства экономики Республики Беларусь (статья 12.4 КоАП), которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании:
Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
Закона Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З «О торговле», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2013 N 527 «Вопросы Министерства торговли Республики Беларусь»;
Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З «О ценообразовании» (далее — Закон о ценообразовании), постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь».
Территориальная компетенция Комитета государственного контроля Республики Беларусь определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. В систему территориальных органов Министерства торговли Республики Беларусь входят территориальные отделы контроля управлений контроля потребительского рынка — торговых инспекций по областям. В систему Министерства экономики Республики Беларусь входят в том числе Департамент ценовой политики, структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома.
Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); органов Министерства торговли Республики Беларусь — пунктом 64 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 07.05.2007 N 31 «О наделении полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях и установлении формы протокола об административном правонарушении»; органов Министерства экономики Республики Беларусь — статьей 3.14 и пунктом 63 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.03.2012 N 19 «О наделении должностных лиц Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, подготовку к рассмотрению и рассмотрение дел об административных правонарушениях».
Кроме того, к субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.17 КоАП, относятся органы государственного санитарного надзора; частями 1 — 3 и 6 — 8 статьи 12.17 КоАП — сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах; частями 1, 3, 4 и 8 статьи 12.17 КоАП — Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (за правонарушения, связанные с реализацией и (или) транспортировкой озерно-речной рыбы, мяса диких животных, дикорастущих растений и их частей, древесины в заготовленном виде); частями 6, 7 и 9 статьи 12.17 КоАП — органы внутренних дел; частью 4 статьи 12.17 КоАП — налоговые и таможенные органы.
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере торговли (ценообразования) составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, вышеуказанных законов, Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ N 72), постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» (далее — постановление N 384), постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 N 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей» (далее — постановление N 1590) и др.).
Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.
1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с нарушением порядка осуществления торговой деятельности (ценообразования)).
Сущность и характер действий (бездействия) определяется: объектом посягательства (предпринимательская деятельность) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (статьи 12.4, 12.17 КоАП), способом нарушения порядка осуществления торговой деятельности (ценообразования) (где, в каком месте было деяние совершено, когда (время, дата) это деяние было совершено, как действовало лицо, нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства, какие средства и орудия (инструменты) были применены).
2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).
Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком осуществления торговой деятельности (ценообразования).
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении следующих действий (бездействия):
- нарушение установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов);
- нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок);
- реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов);
- реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов);
- нарушение правил торговли и оказания услуг населению;
- реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации;
- приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов);
- реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- продажа товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения или при доставке их к месту хранения (реализации) либо сокрытие товаров или лекарственных средств от покупателей (нарушение правил торговли);
- нарушение правил торговли, выразившееся в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним;
- реализация товаров с рук, лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством;
- реализация иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, товаров без специального разрешения на право разовой реализации товаров.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований порядка осуществления торговой деятельности (ценообразования) юридическим лицом.
Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, связанный с порядком осуществления торговой деятельности (ценообразования)), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемых правонарушений.
К проблемным вопросам квалификации относится применение специальных норм, предусматривающих административную ответственность за нарушения, связанные с осуществлением торговой деятельности.
Так, статьей 16.8 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. В соответствии с пунктами 8, 10, 11 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2009 N 63 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» и признании утратившими силу некоторых постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь и постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (далее — Санитарные правила N 63), продовольственное сырье и пищевые продукты, качество и безопасность которых не соответствуют гигиеническим нормативам, запрещаются для оборота (ввоза на территорию Республики Беларусь, хранения, транспортировки и реализации). По истечении срока годности продовольственное сырье и пищевые продукты считаются непригодными для использования по назначению. Продовольственное сырье и пищевые продукты, запрещенные к переработке и реализации, а также с истекшим сроком годности подлежат хранению в отдельном помещении (резервуаре), с точным указанием количества, способов и условий использования, утилизации или уничтожения. В соответствии с пунктом 159 Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.08.2012 N 132 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. N 85″ (далее — Санитарные правила N 132), вкалывание держателей ценников в пищевую продукцию, установка ценников непосредственно на неупакованную пищевую продукцию и (или) погружение ценников в толщу пищевой продукции запрещается. Проверкой было установлено, что в нарушение пунктов 8, 10, 11 Санитарных правил N 63 в магазине на момент проверки совместно с доброкачественными продуктами хранились с истекшим на 8 суток сроком годности сырки глазированные. В нарушение пункта 159 Санитарных правил N 132 на момент проверки в магазине было допущено вкалывание держателей ценников в неупакованную пищевую продукцию (бекон, грудинка свиная, сало соленое, колбаса «Краковская»).
Частью 2 статьи 23.13 КоАП предусмотрена административная ответственность за применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений. В соответствии с пунктом 1.4 Положения о метрологическом контроле за состоянием средств измерений и соблюдением метрологических правил в сфере торговой деятельности, утвержденного приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 07.12.1995 N 75 (далее — Положение N 75), все субъекты хозяйствования (независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности), осуществляющие оптовую и розничную торговлю, торгово-производственную деятельность на территории Республики Беларусь, имеют право применять только те средства измерений, которые прошли государственный метрологический надзор или метрологический контроль. Оформление результатов поверки средств измерений производится путем нанесения на них оттисков поверительных клейм и отметки в специальном журнале. Было установлено, что обществом не выполняются требования по проведению метрологической поверки используемых средств измерений. В деятельности используются весы электронные в количестве 5 единиц (ВСП-1/0,2-1, ВЭУ-15-2/5, ВЭУ-6-1/2), не прошедшие метрологический контроль. Согласно записям в журнале регистрации метрологического контроля средств измерений последняя поверка была проведена в 2010 году. Межповерочный интервал для данных средств измерений составляет не более 12 месяцев (приложение 1 к Положению N 75). Данный факт является нарушением ч. 1 и 7 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 05.09.1995 N 3848-XII «Об обеспечении единства измерений», ч. 1 п. 1.6 Положения N 75, пункта 1.2 Правил пользования средствами измерений в сфере торговой деятельности, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 07.12.1995 N 76/206.
3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (статья 7.6 КоАП).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7.6 КоАП за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.4, 12.17 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. В связи с этим необходимо надлежащим образом учитывать дату вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с пунктом 69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП).
Принятие акта законодательства, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену (изменение в сторону улучшения правового положения субъектов) требований нормативных правовых актов, касающихся порядка осуществления торговой деятельности и ценообразования (например, отмена государственного регулирования цен на определенные виды товаров, корректировка редакции части 3 статьи 12.4 КоАП). Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника в совершении административного правонарушения. Наличие по тому же факту в отношении лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.
5. Отсутствие обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (статья 5.5 КоАП).
Не является административным правонарушением при условии устранения нарушений и (или) возмещения вреда в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.
6. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (статья 7.2 КоАП).
К наиболее часто встречающимся смягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемого административного правонарушения относятся чистосердечное раскаяние физического лица; добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка.
7. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 7.3 КоАП).
К наиболее часто встречающимся отягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемого административного правонарушения относится его совершение должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей, однако, как правило, оно не признается в качестве отягчающего и не учитывается при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.
8. Основания для освобождения от административной ответственности (статьи 8.2, 8.3, 8.8 КоАП).
В отдельных случаях рассматриваемое административное правонарушение может признаваться малозначительным ввиду его формального характера, отсутствия имущественного вреда государству. Совершение данного административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, также может повлечь освобождение от административной ответственности. При применении статьи 8.8 КоАП могут возникнуть сложности в части определения выгоды имущественного характера.
9. Основания для уменьшения административного взыскания в виде штрафа (статья 7.9 КоАП).
В случае добровольного исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, и отсутствия отягчающих обстоятельств возможно уменьшение размера административного взыскания в два раза.
Система доказательств по делам об административных правонарушениях в сфере торговли (ценообразования) включает следующие элементы:
содержательный (сведения о фактах нарушения порядка осуществления торговой деятельности и ценообразования лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении);
материальный (материальная форма источников доказательств в виде соответствующих документов, подтверждающих состав административного правонарушения, связанного с проведением расчетов, в частности, акта проверки, акта контрольной закупки, первичных учетных документов и др.);
процессуальный (процессуальная форма доказательств, к которым по рассматриваемой категории дел, как правило, относятся протоколы опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, иных лиц, имеющих отношение к осуществлению торговой деятельности и ценообразованию, протокол об административном правонарушении и иные процессуальные документы).
К обязательным письменным доказательствам (первичным источникам) относятся непосредственно первичные учетные и иные документы, подтверждающие нарушение порядка осуществления торговой деятельности и ценообразования; к дополнительным (вторичным источникам) — акт проверки, протоколы опроса, протокол об административном правонарушении и т.д. В рассматриваемой категории привлечение специалиста и проведение экспертизы, как правило, не применяются.
Подготовка дел об административных правонарушениях в сфере торговли (ценообразования) к рассмотрению, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно лицо, которое, возможно, совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли оно виновно в совершении противоправного деяния, является ли надлежащим субъектом административной ответственности, т.е. содержит ли оно все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Типовая версия касается события правонарушения (факта нарушения порядка осуществления торговой деятельности и ценообразования) и совершения конкретным лицом (должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за порядок торговли и ценообразования) правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательства по делу, какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава необходимо доказать, что было рассмотрено выше. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств при завершении первоначального этапа дополнительно определяют: спорные факты (например, по определению способа совершения нарушения), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например, должностные инструкции иных работников и др.), какие действия требуется для этого провести (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.). В рамках аналитического этапа осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного лица к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности, проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (его сравнение с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу (в отношении каждого физического лица, имеющего отношение к проведению расчетов); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу. В содержание заключительного этапа входят: процессуальные действия по завершению подготовки (составление протокола об административном правонарушении по статьям 12.4, 12.17 КоАП либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований, рассмотренных выше); действия, проводимые по ходатайству лица, в отношении которого ведется административный процесс (например, представление дополнительных документов, подтверждающих хранение либо приобретение товара и т.д.), или по письменному указанию прокурора (например, о необходимости направления материалов в правоохранительные органы для дачи правовой оценки); необходимые организационные и организационно-технические мероприятия, связанные с направлением дела для рассмотрения.
Таким образом, юридическая основа дел об административных правонарушениях в сфере торговли (ценообразования) строится на том, что в соответствии с частями 1, 3 пункта 3 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением N 384 (далее — Правила), режим работы продавца определяется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами и должен соответствовать установленному режиму работы. В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения ремонта, плановых санитарных дней и в других случаях) продавец должен своевременно предоставить покупателю информацию об этом.
Согласно части 2 пункта 5 Правил ассортиментные перечни товаров для торгового объекта или осуществления развозной торговли, а также продукции собственного производства, товаров для торгового объекта общественного питания разрабатываются и утверждаются продавцом исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров, продукции собственного производства и включают часть ассортимента этих товаров, продукции, которые должны быть в продаже постоянно или в течение периода, предназначенного для их реализации. Согласно пункту 6 Правил продавец обязан соблюдать законодательство о защите прав потребителей и обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в технических нормативных правовых актах.
Согласно части 1 пункта 11 Правил продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель, то фамилию, собственное имя, отчество, наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования) и режим работы, для торговых объектов общественного питания — также их тип и наценочную категорию.
Согласно части 1, абзацам 2, 4, 8, 9 части 2 пункта 15 Правил продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания — о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, — калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать покупателя), указание на то, что продукт питания является генетически модифицированным или в нем использованы генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случае и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с обязательными требованиями нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами; дату изготовления (фасования), и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, если они установлены для конкретных товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению; наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии — импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара, если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель — фамилию, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частями 1, 4, 5 пункта 22 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, информации о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), стране происхождения товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника. В торговых объектах общественного питания информацию о реализуемой продукции, товарах, об оказываемых услугах продавец доводит до сведения потребителя посредством меню, ценников и другими способами, принятыми при оказании таких услуг. В меню указывается перечень расположенной в определенном порядке продукции собственного производства, покупных товаров, предлагаемых потребителю в определенный период с указанием массы, объема или другой меры единицы изделия (порции), цены, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления меню. На алкогольные напитки, реализуемые в розлив, в меню указываются емкость потребительской тары и цена, а также объем и цена порции. На шампанское, игристые вина цена в меню указывается за единицу их потребительской тары. Порционирование указанных напитков осуществляется по усмотрению продавца.
В соответствии с пунктом 3 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением N 1590 (далее — Правила бытового обслуживания), исполнитель обязан указать на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения), в котором размещается исполнитель, свое наименование (фирменное наименование), наименование объекта бытового обслуживания, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель — фамилию, собственное имя, отчество, наименование объекта бытового обслуживания индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования), режим работы, вид объекта бытового обслуживания (ателье, парикмахерская, прачечная, химчистка и другие) или наименование оказываемых бытовых услуг.
Согласно части 1 пункта 5 Правил бытового обслуживания в приемном пункте в удобном для обозрения потребителем месте должны быть размещены на белорусском или русском языке: наименование (фирменное наименование), место нахождения исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то его фамилия, собственное имя, отчество, место жительства, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, а также номер телефона исполнителя; сведения о специальном разрешении (лицензии), если вид деятельности подлежит лицензированию; сведения о документе об оценке соответствия, если бытовая услуга подлежит обязательному подтверждению соответствия; текст Правил бытового обслуживания; перечень оказываемых бытовых услуг; цены на оказываемые бытовые услуги; перечень категорий потребителей, имеющих право на льготное обслуживание; информация о книге замечаний и предложений; свидетельство о присвоении разряда объекту бытового обслуживания населения, если объект подлежит аттестации; информация об органах, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере бытового обслуживания населения, их контактные телефоны; сроки оказания бытовых услуг, кроме услуг по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств.
Согласно абзацу 3 статьи 7 Закона о ценообразовании регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. Согласно абзацу 2 статьи 13 Закона о ценообразовании при установлении и применении цен юридическое лицо, предприниматель обязаны выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа N 72 цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами. Министерством экономики Республики Беларусь регулируются цены (тарифы) на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.
Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 12.17 КоАП.
1. Проверкой, проведенной в магазине 09.04.2013, было установлено, что в нарушение части 1 пункта 22 Правил не было обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары (форель подкопченная, сало соленое, сырки глазированные «Веселые ребята», коврижка «Витебская», приправа «Универсальная») с указанием наименования товара, цены за единицу веса или единицу товара, страны происхождения товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника.
В нарушение частей 1, 3 пункта 3 Правил в магазине было допущено несоблюдение режима работы, отсутствие информации о временном приостановлении своей деятельности (для проведения ремонта, плановых санитарных дней и в других случаях). 10.04.2013 в 11.25 магазин был закрыт без предоставления покупателям информации о причинах его закрытия (согласно вывеске режим работы — с 10.00 до 17.00, в воскресенье — с 10.00 до 15.00, понедельник выходной).
В нарушение пункта 57 Правил были допущены в продажу швейные, верхние трикотажные изделия и обувь без предоставления покупателю условий для их примерки (торговый зал не был оборудован примерочной кабиной с зеркалом, скамейкой или банкеткой, подставкой).
В нарушение пункта 6 части 1, абзацев 2, 4, 8, 9 части 2 пункта 15 Правил были допущены в продажу: сало соленое в количестве 0,97 кг на сумму 35790 руб. (по цене 36900 руб. за 1 кг), колбаса салями «Минская» в количестве 0,57 кг на сумму 55890 руб. (по цене 98050 руб. за 1 кг), грудка куриная замороженная в количестве 0,76 кг на сумму 27580 руб. (по цене 36300 руб. за 1 кг), колбаса сырая «Браславская» в количестве 1,0 кг на сумму 43200 руб. (по цене 43200 руб. за 1 кг), не соответствующие требованиям подпункта 4.8.1 пункта 4.8 СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.04.2007 N 23 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», по маркировке (не обеспечено доведение в доступной форме до сведения покупателя необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях (о наименовании товара, составе товара, дате изготовления, сроке годности (хранения), условиях хранения, наименовании и местонахождении изготовителя), обеспечивающей возможность правильного выбора товаров).
В нарушение пункта 6 Правил не были соблюдены обязательные требования, установленные в технических нормативных правовых актах в части соблюдения температурного режима хранения продовольственных товаров. Так, в торговом зале в холодильных витринах:
- при температуре +3 °С хранились пресервы рыбные («Семга слабосоленая», «Сельдь атлантическая филе-кусочки «По-испански»), которые в соответствии с ТУ РБ 200216443025, ТУ ВУ 700067281006-2009 должны храниться при температуре от -8 °С до -4 °С;
- при температуре -3 °С хранились консервы молочные (молоко концентрированное стерилизованное, молоко сгущенное с сахаром, сливки сгущенные с сахаром), которые в соответствии с ГОСТ 1923-78, ГОСТ 2903-78, ТУ ВУ 100098867262-2010 должны храниться при температуре от 0 до +10 °С.
В нарушение части 2 пункта 5 Правил в кафе не было обеспечено наличие в постоянной продаже 4 видов холодных закусок (имелось 2 вида), сладких блюд, десертов, предусмотренных ассортиментным перечнем товаров, согласованным с райисполкомом.
В нарушение части 1 пункта 11 Правил обществом не было обеспечено доведение до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) кафе, наценочной категории.
В нарушение части 5 пункта 22 Правил меню, вывешенное в день проверки (09.04.2013) в кафе, никем не было подписано, а также не указана дата оформления меню (копия меню прилагается к акту проверки).
2. Проверкой соблюдения Правил бытового обслуживания, проведенной в комплексном приемном пункте УП «Ж» 15.05.2013, было установлено, что в нарушение:
- пункта 3 Правил бытового обслуживания УП «Ж» не было обеспечено доведение до сведения потребителя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на фасаде, своего наименования (фирменного наименования), наименования объекта бытового обслуживания и режима его работы;
- абзацев 7, 11 части 1 пункта 5 Правил бытового обслуживания на момент проверки (17.05.2013) в удобном для обозрения потребителя месте не были размещены сведения о ценах на оказываемые бытовые услуги, информация об органах, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере бытового обслуживания населения, их контактные телефоны.
Пример фактической основы дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 12.17 КоАП.
В нарушение требований пункта 1 статьи 11, пункта 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей», пункта 6, части первой пункта 25, пункта 26 Правил:
- на момент проверки (06.02.2013) в 12.10 при осуществлении контрольной покупки (при обслуживании методом самообслуживания) в магазине была реализована продукция по истечении срока годности, а именно хлеб «Великосельский» в количестве 2 булок по цене 5650 руб. на сумму 11300 руб. с истекшим сроком годности согласно указанной информации на маркировке производителя на 6 часов;
- на момент проверки (07.02.2013) магазина в торговом зале магазина была реализована продукция по истечении срока годности, а именно масло сливочное «Бутербродное», масса нетто 180 г, в количестве 8 пачек по цене 11350 руб. на сумму 90800 руб. с истекшим сроком годности на 2 месяца 9 дней согласно маркировке и удостоверению качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Пример фактической основы дел об административных правонарушениях по части 4 статьи 12.17 КоАП.
ООО «Б» при осуществлении оптовой торговли использовало складское помещение площадью 56 кв.м (далее — оптовый склад), арендованное у ООО «Г» по договору аренды. С целью выявления наличия на оптовом складе 15.03.2013 товарно-материальных ценностей без документов, подтверждающих их приобретение (поступление), была произведена сверка фактического наличия товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, а также с иными имеющимися документами.
Перед началом сверки в бухгалтерском комплексе «Бухгалтерия 1С» была сформирована и распечатана инвентаризационная ведомость оборотных активов, в которой директор ООО «Б» учинил расписку о том, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию и все поступившие оборотные активы оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
По результатам сверки в оптовом складе были выявлены (сличительная ведомость ООО «Б» от 15.03.2013) товарно-материальные ценности (шины пневматические, автопокрышки, камеры для автошин, ободные ленты) в количестве 56 штук (в ассортименте и стоимостью согласно описи от 02.04.2013) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, подтверждающих приобретение (поступление) (товарно-транспортные накладные, товарные накладные и др.). Также в карточках складского учета, оборотно-сальдовых ведомостях по счетам 41; 002; 004 и т.д. отсутствовали сведения о наличии (поступлении) на складе выявленных товаров.
В соответствии с подпунктом 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) в обязанности плательщика входит обеспечение, если иное не установлено законодательством, наличия документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:
- подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, — в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;
- подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, — в местах реализации.
Директору ООО «Б» 15.03.2013 в 15 ч 30 мин было предъявлено требование о представлении (срок до 17 ч 00 мин 15.03.2013) первичных учетных документов (ТТН-1, ТН-2 и др.), подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей согласно сличительной ведомости ООО «Б» от 15.03.2013 и поступление данных товарно-материальных ценностей на склад.
В нарушение подпункта 1.12 пункта 1 статьи 22 НК к указанному в требовании сроку ООО «Б» не были представлены документы, подтверждающие приобретение и поступление товарно-материальных ценностей (шины пневматические, автопокрышки, камеры для автошин, ободные ленты) в количестве 56 штук (опись от 02.04.2013).
Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по статье 12.4 КоАП.
1. В соответствии с пунктом 17 перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики (далее — перечень N 495), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 N 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 495), цены на рыбу свежую (семейство карповых) регулируются Министерством экономики Республики Беларусь.
Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 14.12.2011 N 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь» от 27 апреля 2011 г. N 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь (далее — постановление N 200) для организаций торговли, за исключением указанных в графе 4, и индивидуальных предпринимателей установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на социально значимые товары (далее — предельные надбавки), в том числе на рыбу свежую (семейство карповых); рыбу свежемороженую в тушках, с головой и без, потрошеную и непотрошеную (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых); рыбу соленую (семейство сельдевых) в размере 22%.
В соответствии с разъяснением Министерства экономики Республики Беларусь в группу 20 продовольственных товаров согласно постановлению N 200 (далее — группа) «Рыба свежая (семейство карповых); рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых); рыба соленая (семейство сельдевых)» входит рыба свежая (семейство карповых); рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых); рыба соленая (семейство сельдевых), за исключением пресервов. В группу 20 «Рыба свежая (семейство карповых); рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых); рыба соленая (семейство сельдевых)» входят перечисленные данной позицией семейства рыбы следующих родов, подсемейств и наименований: семейство карповых — род сазанов (сазан и карп), род лещей (европейский лещ, синец, белоглазка), род плотвы (типичная и сибирская плотва, каспийская вобла, азово-черноморская тарань, аральская вобла, вырезуб), род карасей (обыкновенный или золотой карась, серебряный карась), род ельцов (елец, голавль, язь), а также рыбы других родов (линь, аральский и днепровский усачи, маринка, голый осман, шемая, рыбец, сырть, каспийский рыбец, амурский толстолоб, белый и черный амуры).
Согласно ТТН ОАО «Р» на карася серебристого крупного была сформирована розничная цена в сумме 14000 руб. за 1 кг с применением торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-изготовителя в размере 23% вместо установленной предельной максимальной в размере 22%; на леща крупного сформирована розничная цена в сумме 14000 руб. за 1 кг с применением торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-изготовителя в размере 23% вместо установленной предельной максимальной в размере 22%; на карпа крупного сформирована розничная цена в сумме 25800 руб. за 1 кг с применением торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-изготовителя в размере 22,2% вместо установленной предельной максимальной в размере 22%; на карпа среднего сформирована розничная цена в сумме 23900 руб. за 1 кг с применением торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-изготовителя в размере 22,2% вместо установленной предельной максимальной в размере 22%.
Таким образом, в нарушение абзаца 3 статьи 13 Закона о ценообразовании, пункта 17 перечня N 495, постановления N 200 ОАО «Р» в период с 20.12.2011 по 07.12.2012 при формировании розничных цен были превышены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организации-изготовителя на социально значимые товары (рыбу свежую (семейство карповых)), в том числе на карася серебристого крупного и леща крупного — на 1%, карпа крупного и среднего — на 0,2%. Указанное нарушение повлекло завышение розничных цен на карася серебристого крупного и леща крупного на 100 руб. за 1 кг, карпа крупного и среднего на 50 руб. за 1 кг.
2. В соответствии с пунктом 2 перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденного постановлением N 495, облисполкомами и Минским горисполкомом регулируются цены на твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения.
В соответствии с подпунктами 2.1, 2.2, 2.3 пункта 2 приложения 2 к решению Могилевского облисполкома от 24.06.2011 N 9-66 «О розничных ценах на твердое топливо, топливные брикеты и дрова, реализуемые населению Могилевской области, установлении уровня рентабельности и признании утратившими силу некоторых решений Могилевского областного исполнительного комитета» (далее — приложение 2 к решению N 9-66) розничная цена за 1 куб.м дров, реализуемых населению на условиях франко-лесосека, в том числе: длиной 1 м сосновых, ольховых составляет 17800 руб., дубовых, ясеневых, грабовых, березовых — 19200 руб., осиновых, еловых — 14100 руб.; длиной 2 м сосновых, ольховых составляет 17000 руб., дубовых, ясеневых, грабовых, березовых — 18500 руб., осиновых, еловых — 13200 руб.
В ходе проверки было установлено, что лесхозом было реализовано населению 1659,25 куб.м (632,31 куб.м + 892,06 куб.м + 79,78 куб.м + 55,1 куб.м) дров на сумму 22630510 руб. (8663700 руб. + 12177520 руб. + 1115940 руб. + 673350 руб.). При этом цены на указанные дрова лесхозом применялись в соответствии с прейскурантом цен на дрова франко-лесосека, реализуемые населению, утвержденным приказом его директора от 18.02.2011. Так, розничная цена за 1 куб.м дров, реализуемых населению на условиях франко-лесосека, в том числе: длиной 1 м сосновых, ольховых составляла 16200 руб., дубовых, ясеневых, грабовых, березовых — 17500 руб., осиновых, еловых — 12800 руб.; длиной 2 м сосновых, ольховых составляла 15500 руб., дубовых, ясеневых, грабовых, березовых — 16800 руб., осиновых, еловых — 12000 руб.
В результате перерасчета стоимости дров, реализованных лесхозом, с учетом цен в соответствии с приложением 2 к решению N 9-66 было установлено занижение их стоимости.
3. В соответствии с пунктом 10 перечня N 495 цены на молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметану, творог регулируются Министерством экономики Республики Беларусь.
Согласно пункту 8 предельных надбавок для организаций торговли и индивидуальных предпринимателей установлена предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на молоко коровье пастеризованное жирностью от 1,5 до 3,5% включительно без вкусовых добавок и наполнителей; кефир из коровьего молока жирностью до 3,5% включительно без вкусовых добавок и наполнителей; сметану жирностью до 25% включительно без вкусовых добавок и наполнителей; творог жирностью до 9% в размере 11%.
В соответствии с пунктом 9 предельных надбавок на молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметану, творог (за исключением указанных в пункте 8 предельных надбавок) установлена надбавка 8%.
Согласно разъяснению Министерства экономики Республики Беларусь группа товара в пункте 9 предельных надбавок включает: молоко коровье пастеризованное любой жирности со вкусовыми добавками и наполнителями; молоко коровье пастеризованное жирностью до 1,5% без вкусовых добавок и наполнителей; кефир из коровьего молока любой жирности со вкусовыми добавками и наполнителями, в том числе био и бифидо; сметана любой жирности со вкусовыми добавками и наполнителями, в том числе био и бифидо; творог любой жирности со вкусовыми добавками и наполнителями.
Согласно реестрам розничных цен к ТТН за период с 01.01.2012 по 30.09.2012 в нарушение пункта 10 перечня N 495, пункта 9 предельных надбавок предприятием на молоко пастеризованное с массовой долей жира 3,6% емкостью 0,9 и 0,5 л; молоко пастеризованное, обогащенное витамином С «Добрай раницы», жирностью 3,2%, емкостью 0,8 и 0,5 л; молоко пастеризованное, обогащенное пищевыми волокнами с лактулозой, жирностью 1,5%, емкостью 0,8 л; молоко пастеризованное с витаминами А, С, Д, Е «Добрай раницы», жирностью 2,5%, емкостью 0,8 л; кефир жирностью 3,6%, массой нетто 0,5 кг; биокефир «Троицкий» жирностью 1%, массой нетто 0,5 кг; сметану жирностью 26% в полиэтиленовой пленке и стаканах, массой нетто 0,2 и 0,4 кг, творог жирностью 11%, массой нетто 0,2 кг применялась предельная максимальная торговая надбавка 10% вместо 8%.
Указанное нарушение повлекло завышение розничных цен на:
- молоко пастеризованное (жирность 3,6%) емкостью 0,9 л — на 60 — 110 руб. за упаковку, 0,5 л — на 30 — 60 руб.;
- молоко пастеризованное, обогащенное витамином С «Добрай раницы» (жирность 3,2%), 0,8 л — на 90 руб., 0,5 л — на 60 руб.;
- молоко пастеризованное, обогащенное пищевыми волокнами с лактулозой (жирность 1,5%), 0,8 л — на 40 руб.;
- молоко пастеризованное с витаминами А, С, Д, Е «Добрай раницы» (жирность 2,5%), 0,8 л — на 70 руб.;
- кефир (жирность 3,6%), 0,5 кг — на 30 — 70 руб.;
- биокефир «Троицкий» (жирность 1%), 0,5 кг — на 30 — 40 руб.;
- сметану (жирность 26%) в полиэтиленовой пленке, 0,4 кг — на 130 — 180 руб., 0,2 кг — на 50 — 100 руб.; в стаканах 0,2 кг — на 110 — 120 руб., 0,4 кг — на 190 руб.;
- творог (жирность 11%), 0,2 кг — на 120 — 130 руб.
4. Согласно пункту 14 предельных надбавок к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания установлена надбавка в размере 12%.
В ходе проверки было установлено, что с апреля 2012 г. по февраль 2013 г. в магазине предприятия осуществлялась торговля по розничным ценам, сформированным с взиманием торговой надбавки к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) в размере 30% вместо установленной предельной максимальной торговой надбавки в размере 12%.
Таким образом, УП «М» был нарушен порядок формирования и применения розничных цен в части превышения максимальной торговой надбавки.
5. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.05.2011 N 42 «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» утверждена Инструкция о порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги (далее — Инструкция), которая устанавливает единый порядок формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь регулируются государством.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции регулирование тарифов на платные медицинские услуги по перечню видов услуг, определенных Советом Министров Республики Беларусь, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь путем установления максимальных предельных тарифов.
В проверяемом периоде ООО «К» из определенного Советом Министров Республики Беларусь перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения Республики Беларусь (по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь), оказывало диагностические услуги (ультразвуковую диагностику) и консультации врачей-специалистов (за исключением консультаций зарубежных врачей специалистов).
В соответствии с Инструкцией общество:
- подтверждало экономическими расчетами обоснованность формирования уровня тарифов на платные медицинские услуги и сформированные тарифы помещало в прейскуранты (пункты 12 и 13);
- тарифы на платные медицинские услуги формировало исходя из норм времени на их оказание, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь (пункт 8).
В течение проверяемого периода в ООО «К» действовали утвержденные цены по оказанию услуг по ультразвуковой диагностике с 19.12.2011, 06.06.2012 и 08.01.2013, по консультации врачей-специалистов — с 10.12.2011, 03.06.2012 и 01.01.2013.
Тарифы услуг по ультразвуковой диагностике и консультации врачей по обществу в проверяемом периоде соответствовали утвержденным Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Следует отметить, что на 01.01.2013 из 37 видов услуг по ультразвуковой диагностике только 2 вида (эхокардиография на цветных цифровых ультразвуковых аппаратах и фотография УЗИ), из 6 видов консультаций врачей-специалистов только 1 вид (консультация врача-косметолога) имели положительную рентабельность. Таким образом, по абсолютному большинству регулируемых видов услуг, оказываемых обществом, затраты на их оказание были значительно выше предельных тарифов, установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь (рентабельность составляет от минус 14% до минус 62%).
При этом рентабельность тарифа на платную медицинскую услугу — консультацию врача-косметолога составила 56,07%, чем был нарушен пункт 10 Инструкции, согласно которому формирование тарифов на регулируемые платные медицинские услуги осуществляется с нормативом рентабельности не более 30%.
Врач-косметолог относится к врачам терапевтического профиля. На основании справки ООО «К» за период с 01.01.2013 по 24.05.2013 согласно журналу приема врача-косметолога в обществе было проведено 52 консультации врача-косметолога. Таким образом, цена данной услуги в ООО «К» должна была составлять 52393 руб. (40302 x 130 / 100), что меньше предельной (62900 руб.) на 10507 руб.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие материалы, используемые юридическими лицами при оказании платных медицинских услуг, должны соответствовать нормам их расхода, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Беларусь, и могут быть снижены руководителями юридических лиц в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности и других факторов.
Вместе с тем в проверяемом периоде данные нормы расхода по всем видам утвержденных в обществе цен на оказание услуг по ультразвуковой диагностике не соответствовали утвержденным постановлением Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 28.11.2007 N 129 «Об утверждении единых норм и нормативов материальных и трудовых затрат (времени, расхода основных и вспомогательных материалов) на платные медицинские услуги по инструментальной диагностике, оказываемые юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями в установленном порядке» (далее — постановление N 129) и даже включали позиции, которых нет в указанном постановлении.
Так, нормы расхода материальных затрат на УЗИ щитовидной железы с лимфатическими поверхностными узлами на цветных цифровых ультразвуковых аппаратах согласно постановлению N 129 следующие: гель — 20 мл, вата — 10 г, дезсредство — 10 мл, бумага для термопринтера (снимок) — 1 шт. В то же время согласно нормам расхода основных и вспомогательных материалов, утвержденным исполнительным директором ООО «К» 02.01.2013, на УЗИ щитовидной железы с лимфатическими поверхностными узлами на цветных цифровых ультразвуковых аппаратах расходуются: гель — 20 гр., перчатки латексные нестерильные — 1 пара, салфетки бумажные медицинского назначения о\р. 70 x 200 — 1 шт., бумага для видеопринтера 110 см x 20 м (УЗИ) — 10 см, аниозим, 1 л — 2 мл, салфетки медицинские стерильные 5 x 7,5 — 2 шт., вата — 3 гр., СурфаСейф — 5 мл, полотенца бумажные — 6 шт.
6. Решением Минского горисполкома от 16.06.2011 N 1745 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (далее — решение Мингорисполкома N 1745, в редакции от 22.12.2011) установлены предельные максимальные оптовые надбавки, применяемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при формировании отпускных цен на импортируемые социально значимые товары, предназначенные для дальнейшей реализации на территории республики (приложение 3-1)
Порядок формирования регулируемых цен установлен в Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 N 111 (далее — Инструкция N 111). Согласно пункту 5 Инструкции N 111 отпускные цены на ввезенные в республику товары, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, устанавливаются импортерами исходя из:
- контрактных цен;
- расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством). При этом учитываются конъюнктура рынка и ограничения, установленные государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов). Если контрактные цены были установлены в иностранной валюте, то они подлежат пересчету по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату установления цены.
С целью исполнения норм Инструкции N 111 на предприятии был определен порядок включения в экономические расчеты отпускных цен расходов по импорту, утвержденный приказом. Согласно утвержденному на предприятии порядку включения в отпускную цену расходов по статье затрат «другие расходы», без которых товар не может быть выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь, включение осуществляется путем распределения понесенных расходов пропорционально стоимости реализованных товаров за предыдущий аналогичный период.
Проверка представленных экономических расчетов (калькуляций), обосновывающих уровень применяемых отпускных цен на мыло хозяйственное, синтетические моющие средства бытового назначения, предназначенные для стирки, салфетки влажные для детей, подгузники и др. товары, цены на которые регулируются Минским горисполкомом, показала, что при формировании цен в калькуляцию были включены следующие статьи затрат: контрактная цена, расходы по импорту и надбавка импортера в размере от 1% до 29%.
Анализ расходов по импорту и расшифровок к ним показал, что в отпускные цены отдельных товаров по статье затрат «другие расходы» включались распределяемые расходы по хранению груза на складах временного хранения, по приобретению контрольных идентификационных знаков, по сертификации продукции, в то время как данные расходы по импорту товара предприятие не несло.
Так, в расчет отпускной цены от 26.10.2012 на мыло хозяйственное «Максима» были включены расходы по импорту в размере 147 руб. (колонка 9), в том числе таможенный сбор 3 руб. (колонка 11), транспортные расходы — 85 руб. (колонка 12), другие расходы — 59 руб. (колонка 13). В качестве документов, подтверждающих понесенные обществом расходы, были представлены импортная таможенная декларация (подтверждение таможенного сбора), платежное поручение от 06.08.2012 на оплату услуг по перевозке груза, а также к ним «Расчет транспортных и таможенных платежей на 1 единицу товара», «Предварительный и расчет к калькуляции по ООО «П». Проверка данных документов показала, что при распределении прямых расходов (таможенного сбора, оплаты услуг по перевозке груза) нарушений не было выявлено (распределялись пропорционально стоимости единицы товара от ввезенной партии). В то же время при распределении других расходов применялся коэффициент 2,63, рассчитанный с учетом стоимости контрольных знаков, которые на данный товар не наносятся.
В расчет отпускной цены от 26.10.2012 на салфетки влажные детские, ввезенные с территории Таможенного союза (поставщик ООО «Э», г. Москва), применялся коэффициент 2,63, рассчитанный с учетом стоимости контрольных знаков (на данный товар не наносятся) и стоимости услуг по хранению груза на складах временного хранения (товар не подлежит таможенному оформлению).