Общая характеристика административных правонарушений в сфере торговли.
Непосредственным объектом посягательств в рассматриваемой сфере являются отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, направленной на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров, и регулируемые в том числе Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 N 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», Законом Республики Беларусь от 29.06.2003 N 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 N 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания» (далее — постановление N 703), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 N 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей» (далее — постановление N 1590), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам» и др.
Объективная сторона совершаемых в сфере торговли административных правонарушений (ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)) включает следующее:
- нарушение правил торговли и оказания услуг населению, в частности, требований Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением N 703 (далее — Правила N 703), а также правил бытового обслуживания, в частности, требований Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением N 1590 (ч. 1 ст. 12.17 КоАП);
- реализацию или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, в частности, п. 3 ч. 10 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 29.06.2003 N 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», п. 27 Правил N 703 (ч. 2 ст. 12.17 КоАП);
- приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, в частности, требований подп. 1.12 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь, ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 (ч. 4 ст. 12.17 КоАП).
Пример нарушения по ч. 1 ст. 12.17 КоАП.
В соответствии с ч. 1 п. 22 Правил N 703 продавец обязан обеспечить наличие ценников на товары с указанием наименования товаров, их сорта, массы и меры товаров, цены товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страны происхождения товаров, даты оформления ценника.
Согласно ч. 1, абз. 2, 3, 4, 7 ч. 2 п. 15 Правил N 703 продавец обязан своевременно довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их производителях, о продукции общественного питания, предусмотренную нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
Информация должна содержать:
- наименование товаров, продукции общественного питания;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров, продукции общественного питания, а в отношении продуктов питания — о составе, пищевой ценности;
- цену товаров, продукции общественного питания и условия их приобретения;
- дату изготовления (фасования), и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, продукции общественного питания, если они установлены для конкретных товаров, продукции общественного питания, указание условий хранения товаров, продукции общественного питания, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров, продукции общественного питания либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон) ассортиментный перечень товаров — перечень товаров, которые должны быть в продаже в торговом объекте, в котором осуществляется розничная торговля, постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи.
Согласно ч. 1 п. 3 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного постановлением N 703 (далее — Положение), ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли для торгового объекта, в котором осуществляется розничная торговля, за исключением случаев, указанных в п. 5 Положения, исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, утверждаемого Министерством торговли, в зависимости от вида и типа розничного торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера с указанием классов и (или) групп товаров, видов товаров и количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и иных разновидностей), которых в таком перечне должно быть не менее, чем в перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, для соответствующего вида и типа розничного торгового объекта.
В соответствии с ч. 4 п. 9 Правил N 703 для проверки покупателем правильности цены товаров, меры и массы приобретенных товаров в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование с информацией о возможности его использования покупателями самостоятельно (контрольные весы, средства измерений геометрических размеров, объема и другого).
Согласно ч. 1 п. 12 Правил N 703 продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на всех входных дверях или фасаде строения (здания, сооружения), временной конструкции, в которых расположены торговый объект, объект общественного питания, в ином доступном для покупателя месте свое наименование (фирменное наименование), наименование, тип розничного торгового объекта, наименование, тип и класс объекта общественного питания, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель — фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование торгового объекта, объекта общественного питания индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования) и режим работы.
Проверкой, проведенной в павильоне предприятия, было установлено, что в нарушение требований:
- ч. 4 п. 9 Правил N 703 в торговом зале павильона на доступном месте не было установлено соответствующее измерительное оборудование с информацией о возможности его использования покупателями самостоятельно (контрольные весы) для проверки покупателем правильности цены товаров, меры и массы приобретенных товаров;
- ч. 1 п. 12 Правил N 703 до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на всех входных дверях или фасаде здания, в котором расположен павильон, в ином доступном для покупателя месте, не была доведена информация о типе розничного торгового объекта, режиме работы;
- ч. 1 п. 22 Правил N 703 не было обеспечено наличие ценников на реализуемую икру зернистую с указанием наименования товара, его сорта, страны происхождения, даты оформления ценника, а также на ценниках на реализуемые масло подсолнечное в ассортименте, уксус не была указана страна их происхождения;
- п. 4 ст. 1 Закона не обеспечено наличие в постоянной продаже включенных в ассортиментный перечень товаров.
В другом торговом объекте предприятия было установлено, что в нарушение требований:
- ч. 1, абз. 2, 3, 7 ч. 2 п. 15 Правил N 703 не была доведена до сведения покупателей информация о наименовании товара, сведения об основных потребительских свойствах, о составе и пищевой ценности, дата изготовления на мед натуральный весовой;
- ч. 1 п. 22 Правил N 703 имеющиеся в реализации 14 наименований консервов овощных, 15 наименований напитков безалкогольных, 10 наименований соков фруктовых не были обеспечены ценниками с указанием наименования товара, массы или меры товара, страны происхождения, даты оформления ценника.
Пример нарушения по ч. 2 ст. 12.17 КоАП.
На момент проверки 15.12.2015 в нарушение требований п. 27 Правил N 703 к продаже было предложено 7 наименований товаров с истекшими сроками годности, а именно:
- колбаса «Докторская», дата изготовления — 05.11.2015, срок годности — 30 суток;
- сосиски «Сливочные», дата изготовления — 05.11.2015, срок годности — 25 суток;
- продукт из свинины «Шинка аппетитная», дата изготовления — 25.11.2015, срок годности до 10.12.2015;
- продукт из мяса копчено-вареный «Окорочок мясной Гурман люкс», дата изготовления — 10.11.2015, срок годности — 30 суток;
- продукт из свинины «Полендвица пряная», дата изготовления — 10.11.2015, срок годности — 30 суток;
- полутушка цыпленка «Праздничная», дата изготовления — 05.11.2015, срок годности — 25 суток;
- колбаса салями «Чешская», дата изготовления — 25.11.2015, срок годности до 10.12.2015.
Причины и условия совершения административных правонарушений в сфере торговли.
К основным причинам и условиям совершения административных правонарушений в рассматриваемой сфере относятся: отсутствие соответствующих навыков и грамотности в совершении торговых операций; недостаток разъяснительной работы; отсутствие эффективного контроля за соблюдением правил торговли и оказания услуг населению; целенаправленные действия отдельных лиц, преследующие собственные корыстные интересы в экономической сфере; недостатки в организации торговой деятельности; недостатки в деятельности контролирующих (надзорных) органов.
Непосредственными объектами профилактического воздействия в рассматриваемой сфере выступают физические лица (работники, ответственные за соблюдение правил торговли и оказания услуг населению), индивидуальные предприниматели и юридические лица, по чьей вине допущены перечисленные выше нарушения, составляющие объективную сторону состава административного правонарушения, а также лица, предрасположенные к их совершению.
Главными субъектами профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы Министерства торговли Республики Беларусь и управления (отделы) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов, которые уполномочены на ведение административного процесса по рассматриваемой категории дел в пределах компетенции и применение профилактических мер на основании Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»; Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»; Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 N 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь», Указа Президента Республики Беларусь от 11.02.2009 N 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2013 N 527 «Вопросы Министерства торговли Республики Беларусь».
Профилактические меры.
В ходе организации и ведения профилактической деятельности возможно использование следующих основных форм и методов профилактики административных правонарушений в сфере торговой деятельности:
- мониторинг состояния потребительского рынка, в том числе направленный на оценку соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение;
- организация и проведение проверок соблюдения продавцами обязательных требований законодательства, в том числе правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- принятие в установленном законодательством порядке мер по приостановлению реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен был быть установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информирование об этом потребителей;
- направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством порядке;
- направление информации (предложений, представления, предписания) об устранении причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых видов административных правонарушений на конкретных торговых объектах (по конкретным направлениям торговой деятельности);
- анализ результатов работы, обобщение и распространение передового опыта по пресечению административных правонарушений в данной сфере, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций).