В подавляющем большинстве случаев ознакомление с материалами дела об административном правонарушении вызвано необходимостью дачи объективной оценки доказательствам, установления наличия либо отсутствия состава административного правонарушения, формирования процессуальной позиции участника процесса, проверки соответствия проведенной подготовки дела об административном правонарушении, а также вынесенного постановления.
Ознакомление с материалами дела позволяет проверить соответствие процессуального документа требованиям законодательства, так как каждое действие должностного лица (осмотр, освидетельствование, административное задержание, изъятие вещей и документов, опрос, назначение экспертизы, составление протокола, вынесение постановления по делу и т.д.) регламентируется законом. Если учитывать, что в силу пункта 2 части 1 статьи 12.14-1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) существенное нарушение норм ПИКоАП является основанием к отмене не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, реализация права знакомиться с материалами дела играет важную роль.
В практике судов, органов, ведущих административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, нередко встречаются случаи, когда материалы дела об административном правонарушении представляют для заявителя иной, но не процессуальный, интерес, при этом такое лицо не относится к категории участников административного судопроизводства. В качестве примера можно привести обращения о предоставлении студенту, магистранту, аспиранту либо лицу, готовящему научную работу или диссертационное исследование, возможности ознакомиться с практикой суда по применению норм законодательства об административных правонарушениях путем изучения рассмотренных дел. Профессиональный интерес со стороны представителей средств массовой информации, а также обращения не безучастных к правосудию страны граждан тоже можно назвать в качестве примера.
Рассмотрим, кто, в каком порядке и на основании каких норм законодательства имеет право знакомиться со сведениями, содержащимися в материалах дела об административном правонарушении.
Единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь, является ПИКоАП. Нормы других законодательных актов, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, подлежат включению в ПИКоАП (статья 1.1 ПИКоАП). Часть 4 статьи 1.1 ПИКоАП закрепляет, что порядок административного процесса, установленный ПИКоАП, является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для иных его участников.
Согласно ПИКоАП знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов имеют право:
- физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс (пункт 9 части 1 статьи 4.1 ПИКоАП);
- потерпевший (пункт 6-1 части 2 статьи 4.2 ПИКоАП);
- законный представитель (часть 2 статьи 4.3 ПИКоАП).
В случае если законный представитель физического лица является иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, и желает ознакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, то такое право реализуется им только после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами (часть 2-1 статьи 4.3 ПИКоАП).
Справочно. Аналогичная норма также действует в отношении представителя юридического лица, эксперта, специалиста, переводчика (часть 3 статьи 4.4, часть 2-1 статьи 4.7, часть 3-1 статьи 4.8, часть 3-1 статьи 4.9 ПИКоАП);
4) защитник и представитель (пункт 6 части 6 статьи 4.5 ПИКоАП);
5) эксперт (пункт 1 части 2 статьи 4.7 ПИКоАП).
Справочно. Эксперт имеет право знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения;
6) специалист (часть 3-1 статьи 4.8 ПИКоАП);
7) переводчик (пункт 2 части 3 статьи 4.9 ПИКоАП).
Справочно. Переводчик имеет право знакомиться с документами и другими материалами дела об административном правонарушении, которые были составлены с его участием, делать замечания, подлежащие внесению в соответствующий документ;
8) понятой (пункт 3 части 2 статьи 4.10 ПИКоАП).
Справочно. Понятой имеет право знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, и требовать внесения в него исправлений и дополнений.
Приведенные выше нормы свидетельствуют о том, что правом знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, а в определенных случаях (в зависимости от процессуального статуса) только с его отдельными материалами), обладают участники административного процесса. При этом, как следует из пункта 9 части 1 статьи 4.1, пункта 6-1 части 2 статьи 4.2, части 2 статьи 4.3 ПИКоАП, физическое лицо, в отношении которого ведется процесс, потерпевший и законный представитель могут реализовать свое право знакомиться с материалами дела:
- а) по окончании подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения;
- б) в иных случаях по своему ходатайству.
Каких-либо четких требований к форме и содержанию ходатайства об ознакомлении с материалами дела законодательство не предъявляет.
Примерный образец письменного ходатайства об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении
В суд Советского района г. Минска
220004, г. Минск,
ул. Литературная, 21 — 212
от: Иванова Ивана Ивановича, 16.06.1985 г.р.
(лицо, в отношении которого ведется
административный процесс)
220004, г. Минск,
ул. Строителей, 12 — 121,
дом. тел. 222-33-44,
моб. тел. (+37529) 566-67-77
ХОДАТАЙСТВО
об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении
В производстве суда Советского района г. Минска находится дело о совершении мной административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 4 и 9 части 1 статьи 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,
ПРОШУ:
- Предоставить возможность ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении 07.12.2016.
- Разрешить делать выписки из материалов административного дела и снимать копии с них.
2 декабря 2016 г. Иванов И.И.Иванов
Следует помнить, что заявление ходатайства является процессуальным действием, которое целесообразно осуществлять заблаговременно.
Ходатайство об ознакомлении с материалами дела может быть как направлено по почте, так и сдано непосредственно в канцелярию суда. Для подстраховки можно попросить у ответственного работника канцелярии суда снять копию ходатайства с отметкой (регистрационным штампом) о принятии.
В соответствии с абзацем 26 статьи 1.4 ПИКоАП к участникам административного процесса относятся: судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой. ПИКоАП не называет каких-либо иных участников административного процесса с вытекающими из этого правами и обязанностями.
Понятие «дело об административном правонарушении» согласно абзацу 6 статьи 1.4 ПИКоАП — это обособленное производство, которое включает заявление, сообщение об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о наложении административного взыскания и иные материалы, относящиеся к административному правонарушению.
Разъяснение термина «материалы» приводится в абзаце 14 статьи 1.4 ПИКоАП. Под материалами понимаются предметы и документы, являющиеся составной частью дела об административном правонарушении либо представленные для приобщения к нему.
Рассматривая право на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении, нельзя не указать и на другие нормы, тесно связанных с этим правом. Так, осуществляя надзор за ведением административного процесса, прокурор в пределах своей компетенции вправе:
- требовать от должностного лица органа, ведущего административный процесс, представления материалов об административном правонарушении (пункт 1 части 2 статьи 2.15 ПИКоАП);
- истребовать из соответствующих судов, органов, ведущих административный процесс, дела об административных правонарушениях (пункт 9 части 2 статьи 2.15 ПИКоАП).
Право истребовать дело об административном правонарушении, но исключительно с целью пересмотра постановления, принадлежит должностным лицам, имеющим право пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (статья 12.12 ПИКоАП).
Дела об административных правонарушениях могут быть истребованы из районных (городских) судов также для обобщения судебной практики (глава 17 Инструкции по делопроизводству в областных (Минском городском) судах Республики Беларусь (далее — Инструкция по делопроизводству в областных (Минском городском) судах), утвержденной приказом Верховного Суда Республики Беларусь от 06.10.2014 N 81 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в районных (городских) судах Республики Беларусь, Инструкции по делопроизводству в областных (Минском городском) судах Республики Беларусь, Инструкции по делопроизводству в экономических судах областей (города Минска) Республики Беларусь» (далее — приказ N 81)).
Остановимся на процедурных моментах реализации права на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении, в том числе возможности делать выписки из них, снимать копии.
Главой 15 Инструкции по делопроизводству в районных (городских) судах Республики Беларусь, утвержденной приказом N 81 (далее — Инструкция), установлены следующие нормы.
Судебные дела выдаются для ознакомления с ними в помещении суда по письменному заявлению и только с разрешения председателя суда, его заместителя или судьи:
- лицам, в отношении которых ведется административный процесс или вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшим, их законным представителям, представителям, защитникам физических лиц, в отношении которых ведется административный процесс или вынесено постановление по делу об административном правонарушении, по делам об административных правонарушениях, — по предъявлении документа, удостоверяющего личность;
- представителям, представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим по делу об административном правонарушении, представителям органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение, — также по предъявлении доверенности на ведение дела;
- судьям и другим ответственным работникам вышестоящих судов, прокурорам — по предъявлении удостоверения личности.
Справочно. С принятием Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 N 262-ФЗ возможности по ознакомлению граждан, не участвовавших в конкретных делах, с материалами дел в суде расширились. Статья 6 названного Закона закрепила, что граждане вправе знакомиться с судебной информацией, находящейся в архивных фондах (то есть те судебные дела, которые уже окончены и сданы в архив, по сути, могут быть доступны не только участникам процесса). Однако на практике возможность ознакомления гражданина с делом, в котором он не принимал участие, реализуется не так, как хотелось бы, и в подобных ситуациях суды все чаще склонны отказывать обратившимся. Тем не менее такая норма уже существует, а ее реализация — это лишь вопрос времени.
Ознакомление с материалами дела проходит в присутствии уполномоченного работника суда (секретаря судебного заседания — помощника судьи, ответственного работника канцелярии) без установления каких-либо ограничений во времени. Исключение составляет необходимость соблюдения установленного в суде режима рабочего времени и времени отдыха (начала и окончания рабочего дня, перерывов для отдыха и питания, выходных и иных нерабочих дней). Присутствие работника суда обусловлено необходимостью исключения изъятия, повреждения, уничтожения материалов дела, а также внесения в них исправлений, дописок и передачи третьим лицам. Важно не забывать об обязательном наличии при себе документа, удостоверяющего личность, — паспорта, а в случае представления интересов другого лица — и доверенности.
Канцелярией суда и заведующим архивом или архивариусом (лицом, ответственным за архив) выдаются в день обращения в суд по письменному заявлению с разрешения председателя суда, его заместителя или судьи с уплатой в надлежащих случаях государственной пошлины засвидетельствованные копии судебных постановлений по делам об административных правонарушениях — лицам, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшим, их законным представителям, представителям, защитникам физических лиц, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части может быть выдано также представителю органа, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение.
Заявления о выдаче судебных постановлений (а в случаях, предусматривающих уплату государственной пошлины, и документ, подтверждающий ее уплату) приобщаются к делу.
Выдаваемые судом копии определений и постановлений по делам об административных правонарушениях, в том числе определений и постановлений, вынесенных вышестоящим судом, должны быть удостоверены печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь. В случаях, когда определение, постановление были изменены вышестоящим судом, об этом следует указать на выдаваемой копии.
Лицо, получившее копию, должно расписаться в получении в справочном листе. В случае отправки копии документа по почте в справочном листе делается об этом отметка.
Лицо, получившее подлинный документ из дела, должно расписаться в получении этого документа на копии, оставленной в деле.
Аналогичные нормы содержатся в главе 18 Инструкции по делопроизводству в областных (Минском городском) судах.
Следует отметить, что в указанных выше инструкциях идет речь о выдаче копий судебных постановлений (приговоров, решений, определений и постановлений по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях, в том числе определений и постановлений, вынесенных вышестоящим судом) и ничего не упоминается о выдаче иных документов, например входящих в состав дела об административном правонарушении.
Справочно. Согласно абзацу 18 статьи 1.4 ПИКоАП под постановлением понимается решение, вынесенное судьей или органом, ведущим административный процесс.
Действительно, с получением копий судебных постановлений проблем не возникает, однако получение копии другого документа, относящегося к материалам дела об административном правонарушении (например, заявления, сообщения об административном правонарушении; протокола об административном правонарушении; протокола судебного заседания; протокола осмотра, опроса; заключения эксперта; актов, справок и т.д.), вызывает определенные затруднения. Известен случай, когда спустя несколько лет истец письменно обращался в районный суд, рассмотревший дело, с заявлением о выдаче копии протокола судебного заседания, однако в выдаче копии испрашиваемого документа последнему было отказано.
В обоснование своего решения суд привел положения Инструкции, которые, как отмечал суд, не предусматривают выдачу копий других документов, помимо судебных постановлений. Данной позиции придерживался и областной суд (вышестоящий), отказывая в удовлетворении жалобы на ответ районного суда.
Как представляется, приведенная позиция требует дополнительной аргументации, поскольку пункт 16 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь предусматривает возможность сторон и других участников процесса по письменной просьбе получить от суда копии других документов, находящихся в рассмотренном по существу деле, при условии уплаты государственной пошлины в установленном размере.
Другим дискуссионным моментом является вопрос о практической реализации права снимать копии с материалов дела об административном правонарушении. К сожалению, ни Инструкция, ни Инструкция по делопроизводству в областных (Минском городском) судах не дают ответа на следующие вопросы: обязательно ли использовать только копировально-множительную технику суда; разрешается ли использование личного сканера, фотоаппарата, мобильного телефона и т.д.?
В контексте обсуждаемой темы нельзя обойти стороной положения статьи 10.8 «Недопустимость разглашения сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении» ПИКоАП. Из названия указанной статьи не следует, что административный процесс является тайным, однако содержащаяся в ней норма требует определенного разъяснения некоторых понятий и круга лиц, правомочных принимать решение о придании сведениям огласки.
Согласно части 1 статьи 10.8 ПИКоАП сведения, содержащиеся в деле об административном правонарушении, могут быть преданы гласности лишь с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, а в случае если такие сведения затрагивают личную жизнь потерпевшего, — с разрешения потерпевшего и в том объеме, в каком он признает это возможным.
Абзац 25 статьи 1.4 ПИКоАП раскрывает понятие судьи как профессионального судьи суда общей юрисдикции.
Орган, ведущий административный процесс, — государственный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, должностное лицо, в пределах своей компетенции составляющее протокол об административном правонарушении и ведущее подготовку дела об административном правонарушении либо налагающее административное взыскание (абзац 16 статьи 1.4 ПИКоАП).
Несмотря на то что в статье 10.8 ПИКоАП идет речь о сведениях, содержащихся в деле об административном правонарушении, сам ПИКоАП не дает такого понятия.
Разглашаемые сведения — это обычно сведения о фактических обстоятельствах дела об административном правонарушении (содержание объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (часть 1 статьи 6.4 ПИКоАП), потерпевших (часть 1 статьи 6.5 ПИКоАП), свидетелей (часть 1 статьи 6.6 ПИКоАП), содержание иных документов (заключений, актов, протоколов и т.д.)), признанных источниками доказательств и необходимых для рассмотрения дела.
Под разглашением сведений, как представляется, возможно понимать предание их огласке в любой форме: опубликование или распространение в устной или письменной форме, через средства массовой информации или иным другим способом, в том числе в результате действия или бездействия.
Разглашение заключается в доведении таких сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении, до сведения хотя бы одного лица.
Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, могут разрешить дать огласку сведениям, содержащимся в деле об административном правонарушении, в определенных пределах, если предание их гласности не повлечет нарушения прав участников административного процесса.
ПИКоАП не содержит конкретного механизма реализации указанной нормы, вследствие чего декларированная возможность порождает дополнительные вопросы как в отношении формы выражения такого разрешения, так и в отношении лиц, которые могут ставить вопрос о предании сведениям гласности.
На практике разрешение уполномоченного лица на разглашение сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении, может быть сделано путем принятия соответствующего решения по результатам рассмотрения поступившего ходатайства. Так, в резолюции, наложенной на документе, может определяться объем оглашаемой информации, допустимые способы ее использования, а также предписываться иные меры поведения с полученной информацией.
Очевидно, что при всей предполагаемой либеральности части 1 статьи 10.8 ПИКоАП это не должно стать ее недостатком. Либеральность не предполагает вседозволенности, она предусматривает прежде всего порядок. Из этого следует, что гласность должна иметь разумные пределы, т.е. разглашение не должно противоречить интересам ведения административного процесса, не должно повлечь нарушения предоставленных и охраняемых законом прав и интересов участников административного процесса.
Нельзя забывать о том, что информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу, относится к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (статья 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»).
Что касается направления судебных дел почтой или с рассыльным, то приведенные выше инструкции достаточно четко определили, что такие действия могут быть выполнены только по письменному требованию вышестоящих судов и органов, которым законодательством предоставлено право истребовать дела, и на основании распоряжения председателя или заместителя председателя соответствующего суда. Приведенные нормы направлены на развитие положений пункта 9 части 2 статьи 2.15, статьи 12.12 ПИКоАП, закрепляющих право истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления (осуществления надзора) за должностным лицом, имеющим на это право.