Постановление по делу об административном правонарушении, если оно обжаловалось или опротестовывалось в установленном законом порядке, вступает в законную силу немедленно после его вынесения. Это значит, что датой вступления его в законную силу является дата его вынесения. С последующего дня после дня вынесения постановления начинает течь срок, в течение которого вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено. Субъектами подачи жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 12.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) являются:
- лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении (лицо, в отношении которого ведется административный процесс);
- потерпевший;
- их законные представители, представитель, представитель юридического лица;
- защитник;
- руководитель органа, осуществившего подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению.
Указанные участники административного процесса могут обжаловать вступившее в законную силу постановление лишь в том случае, если они обжаловали данное постановление до его вступления в законную силу.
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть также опротестовано надзирающим прокурором. Его право опротестования не ограничено необходимостью подавать протест до вступления постановления в законную силу, что обусловлено наличием обязанности, а не права реагировать на нарушения законности и отсутствием личной заинтересованности в деле об административном правонарушении.
Общим сроком подачи жалобы (протеста) является срок в шесть месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Субъект обжалования может реализовать свое право путем подачи жалобы как прокурору, так и в суд. При подаче жалобы срок обжалования не будет являться пропущенным, если до истечения шести месяцев она будет направлена не непосредственно в суд, а прокурору.
По сравнению с обжалованием (опротестованием) не вступившего в силу постановления по делу об административном правонарушении при пересмотре появляется еще один субъект, полномочный поставить под сомнение законность, обоснованность и справедливость вынесенного постановления, — председатель вышестоящего суда. Наличие такого полномочия обусловлено необходимостью ведомственного контроля в рамках судебной системы. ПИКоАП не ограничивает судебный контроль со стороны председателя вышестоящего суда какими-либо сроками.
К жалобе на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении ПИКоАП не предъявляет никаких дополнительных требований. В силу этого ее следует считать по содержанию идентичной. Аналогичные требования должны предъявляться и к материалам, которые прилагаются к жалобе.
Определение инстанции пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении подчиняется четким правилам подсудности. Субъектная и предметная подсудность здесь в полной мере совпадают с аналогичными критериями определения подсудности жалоб (протестов) на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях.
По делам об административных правонарушениях в отношении физических лиц, а также административных правонарушениях, указанных в ч. 1, 3 и 5 ст. 12.3 ПИКоАП, подсудность выглядит следующим образом:
- если до вступления в законную силу постановление по делу об административном правонарушении обжаловалось (опротестовывалось) в районный исполнительный комитет, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление должна направляться в районный (городской) суд;
- если до вступления в законную силу постановление по делу об административном правонарушении обжаловалось (опротестовывалось) в районный (городской) суд, то жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление должна направляться председателю областного (Минского городского) суда;
- если до вступления в законную силу постановление по делу об административном правонарушении обжаловалось (опротестовывалось) в областной (Минский городской) суд, то жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление должна направляться председателю Верховного Суда Республики Беларусь;
- если до вступления в законную силу постановление по делу об административном правонарушении обжаловалось (опротестовывалось) в Верховный Суд Республики Беларусь, то жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении также направляется председателю Верховного Суда Республики Беларусь.
При рассмотрении жалоб (протестов) на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, указанных в ч. 2 и 4 ст. 12.3 ПИКоАП, необходимо руководствоваться следующими правилами подсудности:
- если до вступления в законную силу постановление по делу об административном правонарушении обжаловалось (опротестовывалось) в районный исполнительный комитет, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление должна направляться в хозяйственный суд области (г. Минска);
- если до вступления в законную силу постановление по делу об административном правонарушении обжаловалось (опротестовывалось) в хозяйственный суд области (г. Минска), то жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
- если до вступления в законную силу постановление по делу об административном правонарушении обжаловалось (опротестовывалось) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, то жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении также направляется председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
В отличие от не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении вступившее в законную силу постановление, вынесенное судом, может быть пересмотрено и при отсутствии жалобы (протеста). Законность, обоснованность и справедливость такого постановления может быть по собственному усмотрению проверена председателем вышестоящего суда.
Рассмотрение жалобы (протеста) осуществляется уполномоченным судом в течение месяца со дня ее поступления. Стадиями рассмотрения жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении являются:
- подготовка к рассмотрению жалобы (протеста);
- непосредственное рассмотрение жалобы (протеста);
- вынесение решения по рассмотренной жалобе (протесту).
Подготовка к рассмотрению включает в себя проверку следующих обстоятельств:
- направлена ли жалоба (протест) в суд, уполномоченный ее рассматривать;
- соблюдены ли сроки направления жалобы (протеста);
- обжаловалось (опротестовывалось) ли по данному делу не вступившее в законную силу постановление;
- имеются ли в жалобе (протесте) сведения, могущие служить основанием для пересмотра вступившего в законную силу постановления;
- есть ли необходимость в истребовании материалов дела об административном правонарушении;
- имеется ли необходимость в приостановлении исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Если уполномоченный рассматривать жалобу (протест) суд установит, что для принятия законного и обоснованного решения недостаточно сведений, содержащихся в жалобе (протесте) или прилагаемых к ней материалах, то могут истребоваться материалы дела об административном правонарушении. В этом случае сроки, установленные законодательством на рассмотрение жалобы (протеста), исчисляются со дня поступления истребованного дела об административном правонарушении.
В отдельных случаях, когда вынесенное по делу постановление в случае его исполнения может причинить невосстановимый вред правам, свободам и законным интересам участников административного процесса, уполномоченный на пересмотр суд, а также надзирающий прокурор могут приостановить исполнение данного постановления. Это, например, может иметь место в том случае, когда при производстве по делу был наложен арест на индивидуально определенное имущество. Если такое имущество обращено в доход государства и реализовано, то при отмене постановления по делу полностью или в части как необоснованного, незаконного либо несправедливого аналог ему найти затруднительно или невозможно (например, редкие предметы антиквариата, искусства и т.п.). Исполнение постановления приостанавливается до разрешения жалобы (протеста).
При непосредственном рассмотрении жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении уполномоченный суд проверяет данное постановление на предмет законности, обоснованности и справедливости его вынесения в объеме доводов, указанных в жалобе (протесте). Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 12.14 ПИКоАП, если суд сочтет возможным улучшить положение лица, привлеченного к административной ответственности, то им может быть принято об этом решение и без наличия об этом просьбы в жалобе (протесте). ПИКоАП не предусматривает присутствия при рассмотрении жалобы участников административного процесса, ее направивших, а также проведения каких-либо процессуальных действий.
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении согласно ч. 2 ст. 12.14 ПИКоАП компетентным судом может быть вынесено одно из следующих решений:
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) — без удовлетворения;
- об отмене постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение;
- об отмене постановления полностью или в части и прекращении дела об административном правонарушении;
- об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений;
- об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено.
Решения, предусмотренные п. 2 — 5, принимаются в случаях, предусмотренных ст. 12.14-1 ПИКоАП, и оформляются постановлением. При принятии же решения об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) — без удовлетворения лицу, от которого была получена жалоба (протест), направляется письменный ответ с мотивировкой принятого решения. Копия постановления или письменный ответ направляются лицу, направившему жалобу (протест), в течение трех дней с момента принятия решения. При этом потерпевшему копия постановления или письменный ответ направляются только при наличии его ходатайства.
Решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) — без уведомления (п. 1 ч. 2 ст. 12.14 ПИКоАП) принимается в том случае, когда в ходе рассмотрения жалобы (протеста) будет установлено, что ранее вынесенное решение по делу об административном правонарушении признано законным, обоснованным и справедливым, а также отсутствуют основания, указанные в ст. 12.14-1 ПИКоАП.
Постановление об отмене постановления полностью или в части и прекращении дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 2 ст. 12.14 ПИКоАП) выносится в случае, если в процессе рассмотрения жалобы (протеста) установлены обстоятельства, исключающие административный процесс, обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением, что подтверждено имеющимися доказательствами.
Если же доказательств, позволяющих вынести окончательное решение по результатам рассмотрения жалобы (протеста), недостаточно, то полномочный суд выносит решение об отмене постановления полностью или в части и о направлении дела на новое рассмотрение (п. 2 ч. 2 ст. 12.14 ПИКоАП).
Если при рассмотрении жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении было установлено, что последнее из принятых по делу решений принято с нарушением положений законности, обоснованности и справедливости, однако одно из ранее принятых по данному делу решений в полной мере им соответствует, то полномочный суд отменяет последнее по времени постановление и оставляет в силе одно из ранее вынесенных по делу постановлений (п. 4 ч. 2 ст. 12.14 ПИКоАП).
После вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (в особенности, если это постановление о наложении административного взыскания) у участников административного процесса могут возникнуть вполне обоснованные проблемы при его исполнении. Так, например, на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении административное взыскание в виде штрафа было законным, обоснованным и справедливым и лицо, в отношении которого ведется административный процесс, было в состоянии его оплатить. Вместе с тем, внезапно потеряв источник доходов, виновное лицо стало не в состоянии выплатить штраф в полном объеме. В силу этого, приняв во внимание сложившиеся обстоятельства, суд может изменить постановление по делу с тем, чтобы взыскание не было усилено (п. 5 ч. 2 ст. 12.14 ПИКоАП). Это решение касается и тех случаев, когда уже исполненное на момент пересмотра административное взыскание признается достаточным для исправления виновного лица.
Как уже отмечалось выше, любое вступившее в законную силу постановление суда может быть пересмотрено председателем вышестоящего суда. При этом ПИКоАП не ставит полномочие на пересмотр постановления в зависимость от наличия жалобы (протеста) соответствующих участников административного процесса. Таким образом, председателем вышестоящего суда постановление по делу может быть пересмотрено и в том случае, если оно не обжаловалось (не опротестовывалось) до его вступления в законную силу. В силу отсутствия указания в законе на сроки такого пересмотра ограничением можно признать лишь сроки давности привлечения к административной ответственности и сроки давности обращения административного взыскания к исполнению.
После принятия решения по делу об административном правонарушении по результатам пересмотра принятое решение (постановление) вместе с делом об административном правонарушении (если оно истребовалось) направляется в суд, орган, откуда истребовалось дело.
При принятии решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого вынесено данное постановление, а также иные заинтересованные участники административного процесса имеют право в соответствии с положениями гл. 13-1 ПИКоАП на восстановление их нарушенных прав, свобод и законных интересов. Нарушение их прав, свобод и законных интересов может выражаться в:
- причинении физического вреда применением административного задержания, иных мер обеспечения административного процесса, административного ареста, принудительного осуществления депортации;
- ограничении свободы передвижения лица, свободы въезда иностранного гражданина и лица без гражданства в Республику Беларусь;
- причинении материального вреда в результате осуществления административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости предмета административного правонарушения;
- ограничении в пользовании специальным правом либо правом заниматься определенной деятельностью;
- причинении морального вреда или вреда деловой репутации применением мер обеспечения административного процесса, административного взыскания.
В результате отмены постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела об административном правонарушении полномочным судом должны быть предприняты следующие меры:
- немедленное освобождение лица, подвергнутого административному аресту;
- снятие запрета на въезд в Республику Беларусь иностранного гражданина и лица без гражданства, подвергнутого депортации;
- возврат сумм, незаконно или необоснованно полученных при исполнении административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения;
- возврат конфискованного имущества (при невозможности возврата его в натуре возвращается его стоимость на момент исполнения постановления об отмене постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела об административном правонарушении);
- восстановление лица в специальном праве или праве заниматься определенной деятельностью;
- сообщение по просьбе лица, в отношении которого вынесено постановление, о принятом решении по месту его работы, учебы, жительства.
Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, производится в порядке, предусмотренном ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). Если же вред причинен незаконными действиями органа, ведущего административный процесс, то он возмещается в порядке, предусмотренном ст. 938 ГК. Также именно в рамках гражданского процесса осуществляется возмещение упущенной выгоды, которая имела место в результате неправомерных действий суда или государственного органа при ведении административного процесса.