В настоящее время Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК) содержит пять составов преступлений, предусматривающие ответственность на рынке ценных бумаг:
- незаконной выпуск (эмиссия) ценных бумаг (ст. 226);
- незаконное использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг (ст. 226-1);
- незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями (ст. 226-2);
- манипулирование рынком ценных бумаг (ст. 226-3);
- подлог проспекта эмиссии ценных бумаг (ст. 227).
Статья 226 УК
Преступным признается выпуск (эмиссия) ценных бумаг без регистрации, либо их публичное размещение с нарушением установленного порядка, либо использование для регистрации ценных бумаг заведомо подложных документов.
Несмотря на то, что на практике ст. 226 УК применяется крайне редко, это не препятствует постановке вопроса о целесообразности уголовной ответственности именно за незаконный выпуск (эмиссию) ценных бумаг. Следует выяснить, насколько действия, указанные в названной статье, общественно опасны и чем они отличаются от административного правонарушения.
Так, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает административную ответственность за нарушение порядка эмиссии и размещения ценных бумаг (ст. 11.9), порядка обращения ценных бумаг и осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 11.10) и т.д. Согласно ст. 226 УК преступным является выпуск (эмиссия) ценных бумаг без регистрации, а часть 1 ст. 11.9 КоАП правонарушением признает эмиссию ценных бумаг без регистрации. Очевидно, что эти нормы дублируют друг друга.
Форма незаконного выпуска (эмиссии) ценных бумаг — публичное размещение ценных бумаг с нарушением установленного порядка. В отечественной юридической литературе данная форма понимается как открытая продажа ценных бумаг без регистрации проспекта эмиссии в территориальном органе по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, без заверения краткой информации об открытой продаже ценных бумаг в этом органе и без опубликования ее эмитентом в периодическом печатном издании, а облигаций — в нарушение порядка, определенного подп. 1.10 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. N 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» <1>. Обратим внимание: ранее за размещение ценных бумаг, предлагаемых к открытой подписке и продаже, без опубликования краткой информации, заверенной республиканским органом государственного управления по ценным бумагам, была установлена не уголовная, а административная ответственность (часть 1 ст. 11.10 КоАП в прежней редакции). Сегодня же часть 3 ст. 11.9 КоАП предусматривает ответственность за иные нарушения установленного порядка эмиссии и размещения ценных бумаг.
<1> Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / под общ. ред. А.И.Лукашова. — Минск, 2009. — С. 284.
Таким образом, нарушение порядка публичного размещения ценных бумаг может иметь различные виды, причем незаконные действия, которые связаны с нарушением порядка, влекут именно административную ответственность.
Следовательно, незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг не может сводиться только к использованию заведомо подложных документов для регистрации ценных бумаг, т.к. эти действия составляют суть служебного подлога. Поэтому ст. 226 УК, как не соответствующая критериям криминализации общественно опасного деяния в сфере экономической деятельности, должна быть исключена из уголовного закона. Действия по первичному размещению (по проведению подписки или продаже) ценных бумаг, в результате чего эти бумаги эмитент передает в собственность других лиц, но при этом никому не причиняется ущерб, не должны признаваться преступлением, даже если при выпуске (эмиссии) ценных бумаг нарушен порядок действий. Это должно являться административным правонарушением.
Статья 227 УК
Преступным признается внесение должностным лицом в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверных сведений либо удостоверение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверные сведения, повлекшее причинение инвесторам ущерба в особо крупном размере.
Основная цель ст. 227 УК — защита интересов инвесторов. Общественная опасность подлога проспекта эмиссии ценных бумаг в том, что виновное лицо обманом побуждает потерпевшего к совершению сделки с ценными бумагами. Если обратиться к тексту запрета, содержащегося в ст. 227 УК, можно увидеть, что технико-юридически данная уголовно-правовая норма построена по типу нормы о должностном подлоге.
Подлог проспекта эмиссии ценных бумаг по своей сути напоминает мошеннический обман, поскольку субъект преступления искажает сведения о существенных фактах эмиссии ценных бумаг (например, сведения о реальной цене ценных бумаг, об их количестве, об объемах планируемых поступлений, выплате дивидендов и т.д.). Лицо главным образом стремится в будущем извлечь для себя или для возглавляемой им организации выгоду от совершенного злоупотребления — подлога проспекта эмиссии ценных бумаг. Однако такой обман на рынке ценных бумаг влечет уголовную ответственность лишь в случае, если связан с эмиссией ценных бумаг и выражен в формальных документах — проспекте эмиссии.
Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверных сведений возможно на стадии его подготовки. Такое деяние может совершить как руководитель, так и любой работник эмитента, которому поручено подготовить проспект эмиссии ценных бумаг <2>. Недостоверные сведения могут содержаться в любом разделе проспекта эмиссии ценных бумаг, их внесение связано с желанием лица любым способом отразить в проспекте эмиссии эти сведения. Заведомо ложная информация может представлять собой сообщение вымышленных данных о государственной регистрации юридического лица, завышение или занижение объема выпуска и количества ценных бумаг, завышение размера уставного капитала организации, занижение размера просроченной кредиторской задолженности и т.д. При этом утвердившие отчет лица (члены совета директоров, наблюдательного совета, участники общего собрания) могут быть введены в заблуждение и ошибочно полагать, что содержащиеся в проспекте эмиссии ценных бумаг сведения достоверны.
<2> Работник, вносящий ложные сведения или иную информацию в проспект эмиссии, не всегда может являться должностным лицом. Субъектом преступления в принципе может стать и физическое лицо, которое готовило проспект эмиссии ценных бумаг на основании распоряжения уполномоченного лица.
При анализе ст. 227 УК обратим внимание: заведомо ложные сведения в проспект эмиссии ценных бумаг должно внести именно должностное лицо юридического лица, ответственное за достоверность данных проспекта эмиссии. Однако кто относится к таким лицам, не совсем ясно.
Эта неопределенность связана еще и с тем, что вторая разновидность подлога проспекта эмиссии ценных бумаг — удостоверение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверные сведения. В правовой литературе вопрос о субъекте преступления при данной форме подлога также решается неоднозначно. Например, Н.А.Бабий указывает, что проспект эмиссии удостоверяют уполномоченные работники центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Поэтому субъектом преступления, по сути, является уполномоченный на удостоверение проспекта эмиссии служащий данного органа <3>. А.И.Лукашов, напротив, полагает, что ответственность за совершение преступления в виде внесения в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверных сведений несет должностное лицо юридического лица, а в виде удостоверения проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверные сведения, — должностное лицо юридического лица, а именно руководитель эмитента, его главный бухгалтер и должностное лицо профессионального участника рынка ценных бумаг, если его услуги использовались при подготовке эмиссии ценных бумаг <4>.
<3> Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф.Ахраменка [и др.]; под ред. А.В.Баркова, В.М.Хомича. — 2-е изд., с изм. и доп. — Минск, 2010. — С. 497 — 498.
<4> Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / А.И.Лукашов [и др.]; под общ. ред. А.И.Лукашова. — Минск, 2009. — С. 296.
Как видно, вопрос весьма серьезный и во многом связан с уяснением правовых терминов, используемых в ст. 227 УК. Сложность определения субъекта преступления состоит еще и в том, что в большинстве случаев по национальному законодательству решение о выпуске ценных бумаг утверждает коллегиальный орган управления юридического лица, а сам проспект эмиссии подписывает эмитент.
Для того чтобы разобраться в ситуации, начнем, пожалуй, с того, что в диспозиции ст. 84-2 «Подлог проспекта эмиссии ценных бумаг» УК БССР 1960 г. речь шла об утверждении проспекта эмиссии, но сегодня в ст. 227 УК говорится не об утверждении, а об удостоверении. Понятия же «удостоверение» и «утверждение» не совсем идентичные.
Статья 9 Закона Республики Беларусь от 12 марта 1992 года N 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» содержит перечень сведений, которые должны быть включены в проспект эмиссии.
Проспект эмиссии подписывает руководитель, главный бухгалтер или уполномоченные лица эмитента, а также профучастник, услуги которого использовались при подготовке проспекта эмиссии, и утверждает общее собрание акционеров (при принятии решения об увеличении уставного фонда путем выпуска дополнительных акций, размещаемых путем проведения открытой подписки (продажи)); собственник имущества или уполномоченный орган эмитента (при принятии решения о проведении открытой продажи облигаций).
В соответствии с подп. 4.2 п. 4 Положения о Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 982 «Об отдельных вопросах Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», Департамент по ценным бумагам осуществляет государственную регистрацию выпусков акций и облигаций.
В силу Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. N 146, при регистрации проспекта эмиссии акций и заверении краткой информации об открытой подписке (продаже) на акции эмитенту выдается письмо, содержащее сведения о регистрации (заверении) указанных документов, с приложением проспекта эмиссии акций и краткой информации об открытой подписке (продаже) на акции с отметкой о регистрации (заверении).
Таким образом, удостоверение проспекта эмиссии ценных бумаг не может включать его утверждение. Утверждение — это распорядительный акт уполномоченного органа юридического лица, а удостоверение предполагает регистрацию уже утвержденного и подписанного юридическим лицом проспекта эмиссии ценных бумаг.
Как верно отметил И.А.Клепицкий, «по существу, проспект эмиссии — это публичное объявление эмитента о предстоящем выпуске им ценных бумаг с раскрытием информации, имеющей значение для потенциальных покупателей ценных бумаг (данные о финансовом положении эмитента, его органах и крупных инвесторах, о предстоящем выпуске и т.п.)» <5>. Проспект эмиссии ценных бумаг — это непосредственный акт эмитента, своеобразная декларация о намерении выпустить ценные бумаги на определенных условиях. Следовательно, утвердить проспект эмиссии могут только должностные лица эмитента, а удостоверить — лица, призванные осуществлять контроль и надзор за рынком ценных бумаг.
<5> Клепицкий, И.А. Система хозяйственных преступлений / И.А.Клепицкий. — М., 2005. — С. 202.
В связи с этим представляется, что уголовная ответственность должна наступать не только для должностного лица, внесшего в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверные сведения, но и для должностного лица (руководителя, главного бухгалтера эмитента, а также для профессиональных участников рынка ценных бумаг, если их услуги использовались при подготовке эмиссии ценных бумаг), утвердившего (подписавшего) проспект эмиссии, содержащий заведомо недостоверные сведения. При этом удостоверение проспекта эмиссии ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию), должно оставаться самостоятельным признаком подлога проспекта эмиссии ценных бумаг и означать регистрацию проспекта ценных бумаг.