Проведенное автором исследование по проблеме противодействия взяточничеству свидетельствует о том, что решить ее только уголовно-правовыми средствами с помощью усиления наказания, как подтверждает исторический опыт, невозможно. Это объясняется тем, что уголовный закон в борьбе с данным негативным явлением играет важную, но не ключевую роль. В данной статье дается характеристика иных правовых мер (кроме уголовных) в борьбе со взяточничеством, которые в дальнейшем должны сыграть свою ключевую роль.
В настоящее время большинство ученых-криминологов стран СНГ, занимающихся изучением проблем борьбы с коррупцией, одним из основных элементов успешной борьбы с этим явлением считают формирование надлежащего антикоррупционного законодательства [1; 2]. Идея противостоять коррупционной преступности средствами других отраслей права нашла поддержку как среди ученых, так и лиц, непосредственно ведущих борьбу с коррупцией. По этому вопросу, и в первую очередь в Российской Федерации, уже имеются многочисленные публикации [3].
Еще в ноябре 2000 г. в г.Москве Институтом государства и права РАН совместно с Американским университетом (г.Вашингтон) и Московским исследовательским центром по проблемам организованной преступности и коррупции была проведена Международная научно-практическая конференция на тему «Предупреждение организованной и коррупционной преступности средствами реальных отраслей права» [4]. Академик Российской Федерации Б.Н.Топорнин в своем выступлении особое внимание обратил на то, что эффективность социально-правового контроля названных форм преступной деятельности и ее предупреждение зависят не только от реализации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, но и от разработки и действия всех других отраслей права (конституционного, гражданского, хозяйственного, предпринимательского, земельного, банковского, финансового, налогового, бюджетного, таможенного и др.), на основе которых формируется правопорядок во всех сферах человеческой деятельности, предотвращающей организованные и коррупционные преступные деяния. Он призвал специалистов различных отраслей права принять самое активное участие в обсуждении и разработке данной проблематики. Данное предложение было поддержано другими учеными из числа выступающих на конференции [5].
В Республике Беларусь реализация и научно-прикладное обеспечение противодействия коррупции средствами различных отраслей права еще находится в стадии зарождения. В данном диссертационном исследовании будет предпринята, пожалуй, первая попытка комплексно предложить пути совершенствования правовых мер в борьбе со взяточничеством с учетом особенностей национального законодательства.
Правовое регулирование противодействия взяточничеству за последние десятилетия затрагивало в основном три направления: совершенствование уголовно-правового законодательства; определение оптимальных организационных структур, ведущих борьбу с коррупцией; разработка вспомогательных правовых актов, направленных на активизацию борьбы в этом направлении.
Однако как свидетельствует правоприменительная практика и результаты деятельности правоохранительных органов, достичь переломного момента в борьбе с коррупционной преступностью не удалось. За последнее десятилетие повсеместно на постсоветском пространстве отмечался существенный рост коррупционной преступности. Стало очевидным: чтобы государство могло влиять и контролировать ситуацию в сфере борьбы с коррупцией, необходимо попытаться решить эту проблему комплексно, задействовав не только правоохранительный блок, но и другие социальные институты.
В этой связи, несмотря на то что в Республике Беларусь уже принимались и действовали программы по усилению борьбы с преступностью, по поручению Главы государства была подготовлена и утверждена специализированная Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002 — 2006 годы [6]. Данный документ представляет собой комплексную систему антикоррупционных мер, обеспечивающую согласованное применение государственными органами и иными организациями организационно-правовых, экономических, образовательных и профилактических мероприятий по борьбе с коррупцией.
Основными задачами Государственной программы являлись: дальнейшее правовое и организационное предупреждение коррупции во всех ее проявлениях; внедрение криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов, направленных на регулирование правовых отношений в финансово-экономической сфере, в сферах природоохраны, образования, здравоохранения, социальной защиты; развитие эффективной системы общественного контроля за деятельностью государственного аппарата, совершенствование порядка обжалования действий должностных лиц; гарантирование неотвратимости наказания за совершенное преступление и возмещения причиненного вреда; формирование антикоррупционного общественного сознания на основе мониторинга, оценки эффективности принимаемых мер и освещения в средствах массовой информации хода реализации Государственной программы, в том числе с профилактической целью.
Несмотря на то что не все аспекты этой программы удалось реализовать за четыре года, ее принятие явилось первым комплексным шагом на пути противодействия коррупции в Республике Беларусь. Аналогичные программы были разработаны и в других постсоветских республиках (Казахстане, Латвии, Украине).
Одним из существенных моментов в реализации организационно-правовых мер вышеуказанной Государственной программы явилась разработка и принятие нового Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 165-З «О борьбе с коррупцией» [7], который вступит в законную силу через шесть месяцев после его официального опубликования. Этот закон устанавливает правовые основы государственной политики в области борьбы с коррупцией и направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угрозы, вытекающей из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, устранение их последствий. Он явился третьим по счету со времени обретения Республикой Беларусь своей независимости: первый закон о коррупции появился в 1993 году, а второй — «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» — в июне 1997 года.
Не вдаваясь в глубокий анализ нового закона и не очерчивая его плюсы и минусы, отметим его отличительные особенности: во-первых, дано новое правовое определение коррупции; во-вторых, по-новому очерчен круг субъектов коррупционных правонарушений; в-третьих, на законодательном уровне определена система мер борьбы с коррупцией; в-четвертых, Прокуратура Республики Беларусь определена государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией; в-пятых, определены меры по предупреждению коррупции, а также перечень как правонарушений, создающих условия для коррупции, так и коррупционных правонарушений.
В законе термин «коррупция» рассматривается как умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Эта трактовка является более детализированной, чем ныне действующее определение. Во-первых, введены новые юридические понятия: государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам; иностранные должностные лица. Во-вторых, противоправное получение имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества будет распространяться не только на государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо, но и на третьих лиц (сейчас противоправное приобретение имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ распространяется на лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц приравненным к ним, а также на их близких родственников). В-третьих, на законодательном уровне определен новый вид коррупционной «услуги» — обещание преимущества.
Наряду с этим законом, за период действия первой Государственной программы по усилению борьбы с коррупцией были приняты и другие нормативные правовые акты, имеющие антикоррупционную направленность.
- Во-первых, Республика Беларусь ратифицировала: в мае 2003 г. Конвенцию Совета об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [8], в ноябре 2004 г. Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. [9] и в декабре 2005 г. Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. [10].
- Во-вторых, приняты следующие законы: от 14 июня 2003 г. N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» [11] и от 4 января 2003 г. N 174-З «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств» [12].
- В-третьих, приняты и другие нормативные правовые акты, касающиеся этой проблематики: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» [13], Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. N 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» [14], постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 2003 г. N 1471 «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в государственных органах» [15] и др. Также вносились изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и в Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2000 г. N 577 «О некоторых мерах по совершенствованию работы с кадрами в системе государственных органов».
Вместе с тем принятые и дополненные нормативные правовые акты не лишены возможности их корректировки и дальнейшего совершенствования. Кроме того, не был принят кодекс этики служащих государственного аппарата, не создано правовое поле для проведения криминологических экспертиз проектов нормативных правовых актов, так и не вступил в юридическую силу новый Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», принятый еще в апреле 2003 г., хотя все это предусматривалось в Государственной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002 — 2006 годы.
В этой связи нами предлагается осуществить следующие мероприятия по повышению эффективности правовых мер в борьбе со взяточничеством:
1. Несмотря на принятие Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», требуется дальнейшая работа по разработке новых законов, дополняющих действующие и носящие антикоррупционную направленность «Об основах антикоррупционной политики государства» и «О проведении криминологической экспертизы».
Следует отметить, что постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 15 ноября 2003 г. N 22-15 принят модельный Закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» [16]. Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики, и ее стратегия должна включать в себя мероприятия, направленные на осуществление разносторонних и последовательных усилий государства и общества для устранения причин и условий, благоприятствующих коррупции на всех уровнях, увеличения вероятности выявления коррупционных правонарушений и наказания за причиненный вред, для создания атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях. Целью данного Закона является создание долговременных правовых основ формирования и реализации антикоррупционной политики, систематизации и гармонизации антикоррупционного законодательства.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006 г. N 482 на вновь созданное государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь» возложено также и проведение в установленном порядке обязательной криминологической экспертизы проектов декретов и указов Президента Республики Беларусь. Вместе с тем на сегодняшний день пока еще не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ее проведения. На наш взгляд, криминологическую экспертизу можно рассматривать как в узком, так и широком смысле.
Криминологическая экспертиза в широком смысле состоит в оценке возможных криминальных последствий принимаемых решений в различных областях социальной жизни. На основе криминологической экспертизы должны вноситься соответствующие коррективы в систему мер, оказывающих влияние на криминогенную обстановку. Ценность криминологической экспертизы состоит не только в прогнозировании криминальных последствий, хотя без этого невозможна сама экспертиза, но и в опережающей разработке профилактических мер, блокирующих или смягчающих возможные негативные последствия принимаемых решений.
2. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующее прохождение службы в государственном аппарате.
Принятый в июне 2003 г. новый Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» содержит ряд антикоррупционных норм: установлены ограничения, связанные с государственной службой; обозначены случаи представления в соответствующий государственный орган декларации о доходах и имуществе; определена ответственность служащих государственного аппарата за неправомерность своих действий или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Вместе с тем эти нормы необходимо развить в соответствии с новым Законом «О борьбе с коррупцией», а также ввести новый правовой институт «конфликт интересов», который существует в законодательстве Российской Федерации и нашел поддержку среди ученых и практиков как одна из мер противодействия коррупции.
Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [17] под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
При этом под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, состоящих в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Подытоживая данное российское нововведение, отметим, что целью института конфликта интересов является установление правовых форм предупреждения, предотвращения и прекращения конфликта интересов, который возникает, когда властные полномочия используются государственными служащими в частных (личных) интересах, а также предоставление гражданам возможности защищать государство от злоупотреблений властью его «слугами» и защищаться самим от несправедливых действий государства.
Внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе является одной из форм противодействия коррупции нормами административного и трудового законодательства.
3. Успехи в борьбе со взяточничеством во многом будут зависеть от эффективной работы специализированных подразделений по борьбе с коррупцией.
В соответствии с действующим законодательством борьбу с коррупцией осуществляют органы внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры, а также органы Комитета государственного контроля, государственные налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции [18].
Новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» [19] также определил, что борьбу с коррупцией будут непосредственно осуществлять органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, а в этих органах создаются специальные подразделения.
За последние пятнадцать лет специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией подвергались периодическому реформированию, которое, как правило, сопровождалось кадровой ротацией.
До 1991 года основная нагрузка по выявлению фактов взяточничества приходилась на службу по борьбе с экономическими преступлениями МВД Республики Беларусь. Новый виток борьбе с коррупционной преступностью придало образование 28 марта 1991 г. Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД СССР. В его структуру вошло Межрегиональное управление (МРУ) N 1, основной задачей которого являлось противодействие организованным криминальным группировкам на территории Республики Беларусь. Указанное подразделение находилось в оперативном подчинении руководства МВД БССР. В последующем приказом МВД СССР от 18 декабря 1991 г. оно было подчинено МВД БССР и вошло в его структуру. Несколько позднее, после распада СССР, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1992 г. N 321 было утверждено новое Положение об управлении по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в соответствии с п. 7 которого одной из задач, возлагаемых на УБОП МВД, являлась организация борьбы с коррупцией.
В последующем согласно Указу Президента Республики Беларусь от 7 февраля 1997 г. N 136 на базе Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Республики Беларусь был образован Комитет по организованной преступности и коррупции [20] как специальное подразделение по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 июня 1998 г. N 172-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О милиции» [21] была введена статья 12-2 «Милиция по организованной преступности и коррупции», согласно которой милиция по организованной преступности и коррупции в пределах своей компетенции, наряду с другими задачами, решает задачу по разработке и осуществлению мер по предотвращению и пресечению проявлений коррупции в государственных органах, легализации преступных доходов. Данная поправка явилась логическим завершением становления нового специального подразделения в системе МВД по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
29 июня 2001 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь N 358 [22] Комитет по организованной преступности и коррупции при Министерстве внутренних дел был переименован в Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией при Министерстве внутренних дел, а 4 июня 2004 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь N 268 [23] был вновь реформирован в Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Республики Беларусь.
Несмотря на периодическое реформирование, результативность деятельности ГУБОПиК МВД Республики Беларусь по борьбе со взяточничеством удалось сохранить. Так, если в 2000 году им было выявлено 243 факта взяточничества (29,2% от всех выявленных в республике), то в 2005 — 285 (22,9%). Вместе с тем, на наш взгляд, данное специализированное подразделение должно сосредоточить свой потенциал на выявлении, в первую очередь, коррупционного взяточничества. Ведь на сегодняшний день правоохранительными органами в подавляющем большинстве случаев пока выявляется бытовое взяточничество, где размер взятки зачастую не превышает 200 долларов США.
На протяжении уже длительного периода основная нагрузка по выявлению коррупционной преступности приходится на органы внутренних дел и прокуратуры. Так, в 2001 году ими было выявлено 96,7% взяточничества от общего количества зарегистрированного в республике. В 2002 году этот показатель составил 95,1%, в 2003 — 94,2%, в 2004 — 91,5%, а в 2005 — 93,3%.
В то же время вклад других правоохранительных органов (и в первую очередь КГБ и ДФР КГК) в дело борьбы со взяточничеством можно назвать очень скромным, несмотря на то что и органы КГБ также имеют специализированное подразделение. Так, согласно статистической форме отчетности 1Г в 2001 году органами ДФР КГК было выявлено только 8, в 2002 — 6, в 2003 — 4, в 2004 — 31, а в 2005 — 15 фактов взяточничества. Несколько больше фактов взяточничества выявляют органы КГБ: в 2001 — 22, в 2002 — 46, в 2003 — 58, в 2004 — 50, а в 2005 году — 45.
На сегодняшний день на законодательном уровне среди специализированных правоохранительных подразделений по борьбе с коррупцией не определены и не разграничены сферы их деятельности, что зачастую приводит к дублированию друг друга. На наш взгляд, этот пробел можно устранить при разработке положений о специализированных подразделениях, которые будут перерабатываться в связи с новым Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией».
Наряду с этим, необходимо также регламентировать и критерий профессиональной деятельности специальных подразделений, так как теперешняя оценка, связанная с количеством выявленных преступлений, нуждается в корректировке и не всегда объективно отражает результат работы.
Следует также отметить, что согласно новому закону Прокуратура Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией. На Межведомственную комиссию по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь, которая создавалась в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1995 г. N 244 [24], возложена функция координации деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.
4. В борьбе с коррупционной преступностью роль иных государственных органов пока еще остается незначительной.
Так, в соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» к государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь относятся: Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь, Государственный комитет пограничных войск Республики Беларусь и пограничные войска Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации.
Сегодня остро стоит вопрос о координации действий всех субъектов, участвующих в борьбе с коррупционной преступностью, так как правовая регламентация этого вопроса пока отсутствует.
5. Назрела необходимость последовательно совершенствовать законодательство с целью упразднения специального уголовно-процессуального статуса депутатов и судей при совершении ими коррупционных преступлений (депутатский и судейский иммунитет в таких случаях не должен применяться).
Еще Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002 — 2006 годы предусматривала рассмотреть вопрос совершенствования законодательного регулирования оснований и процедуры ограничения неприкосновенности судей, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь исходя из требований Конституции Республики Беларусь.
Вместе с тем и сегодня этот вопрос остается открытым и до конца не решенным. Соответствующие дополнения и изменения в действующие нормативные правовые акты не вносились.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. / С.В.Максимов. — М.: «ЮрИнфоР», 2000. — 143 с.
2. Мельник Н.И. Коррупция: сущность, понятие, методы противодействия: монография / Н.И.Мельник. — Киев: Атика, 2001. — 304 с.
3. Основы противодействия коррупции / под науч. ред. С.В.Максимова [и др]. — М.: Спарк, 2000. — 228 с.
4. Предупреждение организованной и коррупционной преступности средствами реальных отраслей права: междунар. науч.-практ. конф., Москва, нояб. 2000 г. / Ин-т гос-ва и права РАН; Америк. Ун-т (г.Вашингтон); Моск. исслед. центр по проблемам организованной преступности и коррупции // Гос-во и право. — 2001. — N 5. — С. 103 — 105.
5. Предупреждение организованной и коррупционной преступности средствами реальных отраслей права: междунар. науч.-практ. конф., Москва, нояб. 2000 г. / Ин-т гос-ва и права РАН; Америк. Ун-т (г.Вашингтон); моск. исслед. Центр по проблемам организованной преступности и коррупции // Гос-во и право. — 2001. — N 5. — С. 103.
6. О государственной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002 — 2006 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 окт. 2002 г., N 500 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2002. — N 113. — 1/4068.
7. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г., N 165-З // Советская Белоруссия. — 2006 — 1 авг. — С. 4, 5.
8. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: Закон Респ. Беларусь, 26 мая 2003 г., N 199-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 61. — 2/948.
9. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2004 г., N 344-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — N 192. — 2/1093.
10. О ратификации Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: Закон Респ. Беларусь, 26 дек. 2005 г., N 75-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — N 4. — 2/1172.
11. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., N 204-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 70. — 2/953.
12. О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2003 г., N 174-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 8. — 2/923.
13. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., N 17 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 79. — 1/4779.
14. О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 июля 2005 г., N 300 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2005. — N 105. — 1/6586.
15. Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в государственных органах: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 нояб. 2003 г., N 1471 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 131. — 5/13401.
16. Основы законодательства об антикоррупционной политике: Модельный закон, 15 нояб. 2003 г., N 22-15 // Информ. бюл. Межпарламентской Ассамблеи СНГ. — 2004. — N 33. — С. 225 — 260.
17. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации, 27 июля 2004 г., N 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — N 31. — Ст. 3215.
18. О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 26 июня 1997 г., N 47-З // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. — 1997. — N 24. Ст. 460.
19. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г., N 165-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — N 122. — 2/1262.
20. Об образовании Комитета по организованной преступности при Министерстве внутренних дел: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 февр. 1997 г., N 136 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. — 1997. — N 4. — Ст. 151.
21. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О милиции»: Закон Респ. Беларусь, 29 июня 1998 г., N 172-З // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. — 1998. — N 28. — Ст. 458.
22. Вопросы Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией при Министерстве внутренних дел: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июня 2001 г., N 358 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2001. — N 64. — 1/2798.
23. О некоторых вопросах органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 июня 2004 г., N 268 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — N 91. — 1/5581.
24. Вопросы Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 июня 1995 г., N 244 // Собр. указов Президента и постановлений Кабинета Министров Респ. Беларусь. — 1995. — N 19. — Ст. 428.