Правовые основы деятельности холдингов в Республике Беларусь

Основным документом, регулирующим порядок создания и деятельности холдингов, является подписанный Президентом Республики Беларусь Указ от 28.12.2009 N 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее — Указ N 660). С 20 января 2012 г. вступили в законную силу изменения и дополнения, касающиеся некоторых вопросов создания и деятельности холдингов, которые предусмотрены Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2011 N 458 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности холдингов».

В данной статье будут рассмотрены правовые основы деятельности холдингов в Республике Беларусь.

Общие моменты

Термин «холдинг» является производным от английского — «держать», т.е. в русской интерпретации это «держательная» компания, которая владеет контрольными пакетами акций других компаний.

Согласно п. 1 Указа N 660 холдинг — это объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором одна из коммерческих организаций или физическое лицо (не является участником холдинга, но управляет им) оказывают влияние на решения, принимаемые участниками холдинга на основании владения 25% и более долей в уставном фонде (простых акций) либо обладания статусом собственника имущества унитарного предприятия.

Холдинг не является юридическим лицом.

Таким образом, холдинг обладает следующими признаками:

— объединение только коммерческих организаций, т.к. если в роли управляющего выступает физическое лицо — собственник, то оно не входит в состав холдинга и осуществляет исключительно управление таким объединением без образования управляющей компании холдинга;

— участниками могут быть только хозяйственные общества, унитарные предприятия;

— управляющая компания (собственник) осуществляет управление участниками холдинга путем оказания влияния на принимаемые решения на основании:

  • владения 25% и более процентами акций (долей в уставных фондах);
  • обладания статусом собственника имущества унитарного предприятия;
  • управления деятельностью дочерних компаний холдинга (унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией либо по отношению к которым она приобрела статус учредителя по иным основаниям), а также учреждений, созданных управляющей компанией холдинга;
  • договора доверительного управления 25% и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
  • иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга;

— имеется решение управляющей компании или собственника о создании холдинга;

— холдинг зарегистрирован и включен в Государственный реестр холдингов.

Стоит отметить, что у управляющей компании (собственника) нет обязанности принять решение о создании и зарегистрировать холдинг при наличии его существенных признаков.

Таким образом, регистрация холдинга является делом абсолютно добровольным.

Отграничение холдинга от схожих объединений

1. Отличия холдинга от финансово-промышленной группы (далее — ФПГ):

  • холдинг создается на основании решения управляющей компании (собственника), а ФПГ возникает на основании договора;
  • в холдинг могут входить только унитарные предприятия и хозяйственные общества, а в ФПГ — любые юридические лица;
  • участники холдинга могут участвовать одновременно в нескольких холдингах, а участники ФПГ могут быть участниками только одной ФПГ;
  • от имени холдинга выступает управляющая компания (собственник), а управление в ФПГ осуществляется советом управляющих.

2. Отличие холдинга от хозяйственной группы.

Холдинг является разновидностью хозяйственной группы, но законодательство о хозяйственных группах не может применяться к холдингам без специального указания в нормативных правовых актах.

3. Отличие холдинга от банковского холдинга.

Банковский холдинг существует с целью надлежащего банковского надзора. Порядок создания и деятельности холдингов с участием банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (банковских холдингов) определяется специальными законодательными актами.

Участники холдинга

В роли управляющей компании может выступать:

  • физическое лицо (не является участником холдинга, но участвует в управлении организаций, являющихся участниками холдинга);
  • коммерческая организация в виде хозяйственного общества либо унитарного предприятия.

В состав холдинга могут входить как белорусские субъекты хозяйствования, так и иностранные предприятия только в форме ООО, ОДО, акционерных обществ и унитарных предприятий.

Управляющая компания холдинга вправе на условиях и в порядке, определенных уставом (учредительным договором), договорами доверительного управления (иными) договорами, а также решениями уполномоченных органов управления участников холдинга, формировать централизованный фонд за счет отчислений от прибыли участников холдинга, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Средства фонда должны использоваться строго по целевому назначению: например, на финансирование капитальных вложений производственного назначения и иных целей, предусмотренных в ч. 5 п. 12 Указа N 660.

Полученные управляющей компанией холдинга — налоговым резидентом Республики Беларусь денежные средства для формирования централизованного фонда, а также полученные участниками холдинга — резидентами Республики Беларусь денежные средства из централизованного фонда при исчислении налога на прибыль не включаются в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.

В случае нецелевого использования или неиспользования в течение 24 месяцев (с даты получения из централизованного фонда) участниками холдинга денежных средств:

  • а) соответствующие суммы включаются в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором была применена льгота;
  • б) доначисляется налог на прибыль и рассчитывается пеня за период со дня применения льготы по день уплаты налога на прибыль включительно;
  • в) за нецелевое использование средств централизованного фонда к участнику холдинга применяется ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налогов.

Частью 10 п. 12 Указа N 660 предусмотрено, что участники холдинга вправе по согласованию с управляющей компанией холдинга (собственником) осуществлять безвозмездную передачу денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг (далее — имущество), иным участникам холдинга — резидентам Республики Беларусь.

Действие Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 N 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ N 300) на безвозмездную передачу вышеназванного имущества не будет распространяться.

Безвозмездно полученное имущество при исчислении налога на прибыль не включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • управляющая компания холдинга (собственник) владеет более чем 50% простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга — хозяйственных обществ, передающих и принимающих имущество;
  • участники холдинга, передающие и принимающие имущество, не применяют особые режимы налогообложения и не зарегистрированы в качестве резидентов свободных экономических зон;
  • участники холдинга, передающие и принимающие имущество, не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, производителями алкогольной и табачной продукции, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, не имеют в соответствии с законодательством освобождения (права на неуплату) от налога на прибыль в течение нескольких налоговых периодов;
  • полученное имущество используется в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Если одно из вышеназванных условий не соблюдается, то освобождение от налогообложения не применяется.

В состав участников холдинга, на наш взгляд, не могут входить:

  • организации, которые могут каким-либо образом осуществлять управление управляющей организацией (собственником): в силу договора доверительного управления имуществом, доверенности, косвенного владения пакетами акций (долями в уставном фонде) через третьих лиц;
  • дочерние организации второго уровня, т.е. организации, на решения которых оказывают влияние дочерние организации самого холдинга;
  • нерезиденты, зарегистрированные в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам.

Организация — участник холдинга может участвовать в нескольких холдингах, в том числе с одной и той же управляющей компанией или собственником.

Процедура создания холдинга

Указ N 660 предусматривает следующие этапы процедуры создания холдингов:

1. Получение согласия антимонопольного органа.

Согласие получается в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

2. Регистрация холдинга в Министерстве экономики Республики Беларусь (государственная пошлина за регистрацию не взимается). Эта процедура уже не носит формального характера, т.к. ранее в регистрации холдинга могло быть отказано только при неполучении согласия антимонопольного органа.

Пунктом 7-1 Указа N 660 установлен перечень случаев для отказа в государственной регистрации холдинга.

3. Внесение изменения в наименование управляющей компании холдинга.

В течение 2 месяцев со дня регистрации холдинга управляющая компания должна включить в свое фирменное наименование слова «управляющая компания холдинга», внести соответствующие изменения в учредительные документы и обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией таких изменений и (или) дополнений, а также в Министерство экономики Республики Беларусь с заявлением о внесении изменений в перечень участников холдинга в связи с изменением наименования управляющей компании холдинга.

Также в устав управляющей компании необходимо включить положения о ведении консолидированного бухгалтерского учета и отчетности холдинга, обязанности соблюдения конфиденциальности полученной от дочерних компаний холдинга информации. Срок для внесения соответствующих изменений в устав управляющей компании не установлен.

Прекращение деятельности холдинга

Холдинг считается прекратившим свою деятельность согласно ч. 11 п. 5 Указа N 660 в случаях:

  • истечения срока, на который создавался холдинг;
  • принятия управляющей компанией холдинга (собственником) решения о прекращении деятельности холдинга;
  • прекращения (утраты) оснований, предусмотренных для создания холдинга;
  • выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что холдинг имеет целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также если создание и деятельность холдингов противоречат актам законодательства, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан.

В случаях наличия второго и третьего из перечисленных обстоятельств для прекращения деятельности холдинга управляющая компания холдинга обязана не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности холдинга или прекращения (утраты) оснований для создания холдинга письменно уведомить об этом Министерство экономики Республики Беларусь и сдать свидетельство о регистрации холдинга.

Министерство экономики Республики Беларусь исключает холдинг из Государственного реестра холдингов со дня возникновения (выявления) обстоятельств, предусмотренных для прекращения деятельности холдинга.

Согласно п. 8 Указа N 660 управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) несет ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для регистрации холдинга (внесения изменений в перечень участников холдинга).

При обнаружении заведомо ложных сведений, представленных в Министерство экономики Республики Беларусь для регистрации холдинга (внесения изменений в перечень участников холдинга), регистрация холдинга (внесение изменений в перечень участников холдинга) признается недействительной (недействительным) судом по иску органов внутренних дел Республики Беларусь, государственной безопасности Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и иных уполномоченных органов.

Под заведомо ложными сведениями Указ N 660 понимает не соответствующие действительности сведения (информацию), подложные документы о фактах, имеющих существенное значение для регистрации холдинга (внесения изменений в перечень участников холдинга). При этом к заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр и иные подобные ошибки.

Утрата льгот (преференций) участниками холдинга происходит, если:

  • регистрация признана недействительной — с даты регистрации холдинга;
  • изменения в перечень участников холдинга признаны недействительными — с даты внесения изменений в перечень участников холдинга.

Плюсы и минусы создания холдинга

Можно выделить следующие плюсы создания холдинга:

  • решение о совершении крупной сделки между участниками холдинга может принимать управляющий (директор) соответствующего участника холдинга;
  • директор участника холдинга может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других участниках холдинга;
  • участниками холдинга могут быть субъекты с различными режимами налогообложения;
  • участник холдинга не отвечает по долгам управляющей компании (собственника), но управляющая компания отвечает солидарно с участником холдинга (собственника) по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение обязательных указаний управляющей компании (данное правило будет применяться, если управляющая компания (собственник) имеет 50% + 1 в отношении дочерней организации);
  • организация, участник холдинга, может участвовать в нескольких холдингах, в том числе с одной и той же управляющей компанией или собственником;
  • управляющая компания холдинга вправе формировать централизованный фонд за счет отчислений от прибыли участников холдинга, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей;
  • полученные управляющей компанией холдинга — налоговым резидентом Республики Беларусь денежные средства для формирования централизованного фонда, а также полученные участниками холдинга — резидентами Беларуси из централизованного фонда при исчислении налога на прибыль не включаются в состав внереализационных доходов;
  • участники холдинга вправе осуществлять безвозмездную передачу имущества иным участникам холдинга — резидентам Республики Беларусь без уплаты налога на прибыль при одновременном соблюдении предусмотренных законодательством условий;
  • безвозмездная передача имущества не подпадает под правовое регулирование Указа N 300;
  • управляющая компания холдинга, осуществляющая только деятельность по управлению, освобождается от отчислений в инновационные фонды.

Минусы создания холдинга:

  • каждый участник холдинга самостоятельно уплачивает все налоги (за исключением случаев, когда резидент признан постоянным представительством нерезидента в целях налогообложения и других случаев, предусмотренных налоговым законодательством);
  • участники холдинга ограничены в установлении целей, на реализацию которых можно направить средства, выделенные из централизованного фонда;
  • отсутствие достаточной правоприменительной практики деятельности холдингов в Беларуси.

Таким образом, в перспективе преимущества холдинговых компаний в Беларуси могут состоять в том, что холдинги:

  • борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией (совместное лоббирование интересов, контроль за определенной долей рынка);
  • имеют самодостаточную вертикально интегрированную систему от добычи сырья до выпуска готовой продукции (в процессе производства товаров нет надобности в привлечении третьих лиц — посредников, повышается эффективность и сокращаются издержки производства);
  • обладают объединенным производством, техническим опытом и научно-исследовательскими разработками и т.д.;
  • перераспределяют средства с целью уравнивания доходов дочерних компаний, покрывая убытки одних прибылями других.