Представление сведений, составляющих банковскую тайну и входящих в состав кредитной истории <1>
<1> В состав кредитной истории входят в том числе сведения, составляющие банковскую тайну, например о кредитном договоре, договоре, содержащем условия овердрафтного кредитования (см. подробнее в статье 6 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 441-З «О кредитных историях» (далее — Закон N 441-З)). Порядок предоставления Национальным банком Республики Беларусь пользователям кредитной истории и субъектам кредитных историй указанных сведений в виде кредитного отчета регулируется Законом N 441-З, а государственным органам и иным лицам, обладающим в соответствии с законодательными актами правом получения сведений, составляющих банковскую тайну, — статьей 121 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК).
N
п/п |
Структурные элементы
актов законодательства, предусматривающие представление сведений, составляющих банковскую тайну и входящих в состав кредитной истории |
Кому
представляются сведения, составляющие банковскую тайну и входящие в состав кредитной истории |
Срок представления
сведений, составляющих банковскую тайну и входящих в состав кредитной истории |
Основания
представления сведений, составляющих банковскую тайну и входящих в состав кредитной истории |
1 | Статьи 10 и 11 Закона
N 441-З, форма отчетности 2501 «Сведения, входящие в состав кредитной истории», установленная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.05.2009 N 67 «О формировании кредитных историй и предоставлении кредитных отчетов» (далее — постановление N 67), пункт 3 Инструкции о порядке составления и представления информации по форме отчетности 2501 «Сведения, входящие в состав кредитной истории», утвержденной постановлением N 67, пункт 3 Инструкции о формировании кредитных историй и предоставлении кредитных отчетов, утвержденной постановлением N 67 (далее — Инструкция о формировании кредитных историй) |
Национальному
банку Республики Беларусь |
Не позднее 10
календарных дней со дня совершения действия (наступления события), сведения о котором входят в состав кредитной истории, либо со дня, когда источнику формирования кредитной истории стало известно о совершении такого действия (наступлении такого события) |
Банки Республики
Беларусь обязаны представлять сведения, составляющие банковскую тайну и входящие в состав кредитной истории, по всем заключенным кредитным сделкам с субъектами кредитных историй <2> |
2 | Статьи 13 и 16 Закона
N 441-З, главы 4 — 8 Инструкции о формировании кредитных историй, постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2009 N 215 «Об утверждении форм кредитных отчетов, предоставляемых Национальным банком Республики Беларусь» |
Пользователям кредитной истории <3> и субъектам кредитных историй |
В случае принятия
решения о предоставлении кредитного отчета <4> в течение трех банковских дней, следующих за днем принятия такого решения, если иной срок не установлен законодательными актами |
Сведения, составляющие
банковскую тайну и входящие в состав кредитной истории, предоставляются Национальным банком Республики Беларусь в виде кредитного отчета на основании договора оказания информационных услуг, за исключением случаев, когда такой отчет предоставляется без уплаты вознаграждения <5> |
<2> Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона N 441-З субъектом кредитной истории является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, а также не являющиеся банком юридическое лицо Республики Беларусь или иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом по иностранному праву, которые заключают (заключили) с банком, Национальным банком Республики Беларусь кредитную сделку и в отношении которых формируется кредитная история.
<3> Пользователь кредитной истории — физическое или юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом по иностранному праву, а также государственные органы Республики Беларусь и иные лица, не обладающие в соответствии с законодательными актами правом получения сведений, составляющих банковскую тайну, которые получили письменное согласие субъекта кредитной истории на предоставление Национальным банком Республики Беларусь его кредитного отчета и обратились в Национальный банк Республики Беларусь с запросом на получение кредитного отчета данного субъекта кредитной истории (абзац шестой статьи 1 Закона N 441-З).
<4> Определение термина «кредитный отчет» приведено в абзаце восьмом статьи 1 Закона N 441-З. Им является документ, который содержит информацию, сформированную Национальным банком Республики Беларусь на основании сведений, входящих в состав кредитной истории, и который Национальный банк Республики Беларусь предоставляет пользователям кредитных историй, субъектам кредитных историй и иным лицам, имеющим право на получение указанной информации в соответствии с Законом N 441-З и иными законодательными актами.
<5> О таких случаях см. в частях восьмой и девятой статьи 13 Закона N 441-З.
Документы и решения, являющиеся основанием для представления сведений, составляющих банковскую тайну, и требования к ним
Согласно части восьмой статьи 121 БК сведения, составляющие банковскую тайну, представляются на основании запроса <6>, отвечающего определенным требованиям по форме, содержанию и отдельным реквизитам. Запрос должен быть:
- письменным;
- содержащим ссылки на нормы законодательных актов <7>, предоставляющих государственному органу право на получение сведений, составляющих банковскую тайну;
- подписан руководителем государственного органа либо уполномоченным должностным лицом <8>;
- скреплен гербовой печатью (печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь), что требуется для особого удостоверения подлинности данного документа.
<6> Запрос: документ, запрашивающий о чем-нибудь // www.ozhegov.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/slovo/13929.html. — Дата доступа: 21.12.2013.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, сведения, составляющие банковскую тайну, представляются государственным органам (государственным организациям) без их запроса. К примеру, обязанность банков (отдельных банков) представлять такие сведения государственным органам (государственным организациям) без запроса установлена Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 N 71 «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов», абзацем пятым пункта 8 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 N 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», статьей 68 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 19.07.2000 N 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности».
<7> Согласно абзацу шестому статьи 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
<8> Полномочия должностного лица на истребование сведений, составляющих банковскую тайну, определяются соответствующим законодательным актом. См., например, пункт 3 статьи 1066 Гражданского кодекса Республики Беларусь, абзац седьмой части первой статьи 351 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, абзац шестой статьи 20 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур».
Эти требования обязательны для любого государственного органа, уполномоченного должностного лица, в деятельности которых образуется указанный документ <9>.
<9> Отдельные государственные органы установили требования к таким запросам, разработали их формы. Они приведены:
- в пункте 9 Инструкции о порядке истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.06.2005 N 26;
- в приложении 1 к Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 N 40;
- в приложении 10 к приказу Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2012 N 19 «Об установлении примерных форм некоторых документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами, и о признании утратившими силу приказов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 6 октября 2010 г. N 82 и от 31 марта 2011 г. N 32»;
- в письмах Следственного комитета Республики Беларусь от 10.06.2013 N 12/595 «Об оформлении документов для получения сведений, составляющих банковскую тайну, при производстве по материалам и уголовным делам» и от 04.12.2013 N 12/1329 «Об оформлении документов для получения сведений, составляющих банковскую тайну» (далее — письмо N 12/1329).
Требования к запросу об истребовании сведений, составляющих банковскую тайну физического лица, для осуществления административной процедуры предусмотрены пунктом 2 статьи 22 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур».
Для придания запросу юридической силы необходимо наличие и других обязательных реквизитов (даты, регистрационного номера, наименования организации), а также оформление запроса на бланке или с использованием углового штампа организации, что предусмотрено пунктами 18 и 19 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 (далее — Инструкция по делопроизводству).
Наряду с этим, в случаях, когда для представления сведений, составляющих банковскую тайну, необходима санкция прокурора или его заместителя, запрос должен содержать соответствующую резолюцию прокурора или его заместителя, которая скрепляется печатью прокуратуры <10>.
<10> См. пункт 2 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — 2/1317).
Если сведения, составляющие банковскую тайну, представляются при определенных условиях, то в запросе указывается на их наличие. К примеру, в запросе суда о представлении сведений, составляющих банковскую тайну физического лица (обвиняемого), приводится информация о том, что по находящемуся в производстве суда уголовному делу в соответствии с уголовным законом могут быть применены конфискация имущества и (или) иное имущественное взыскание либо заявлен гражданский иск, который рассматривается в уголовном процессе.
Запрос не является единственным основанием для представления сведений, составляющих банковскую тайну. Уголовно-процессуальным законодательством и законодательством, устанавливающим порядок административного процесса, предусмотрено вынесение решений (постановлений) <11>, также служащих основанием для представления указанных сведений, содержащихся в документах (носителях банковской тайны), которые образуются в деятельности банка.
<11> В уголовном процессе постановлением является любое, помимо приговора и определения, решение, вынесенное судьей либо судом или органом уголовного преследования при производстве по материалам или уголовному делу (пункт 24 статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК)), а в административном процессе — решение, вынесенное судьей или органом, ведущим административный процесс (абзац восемнадцатый статьи 1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)).
В случае выемки (изъятия) документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, основанием для их представления будет являться соответствующее решение (постановление). В уголовном (в стадии предварительного расследования) и административном (в стадии возбуждения дела об административном правонарушении) процессах обязательное вынесение соответственно постановления о проведении выемки документов, содержащих такие сведения, и постановления об изъятии указанных документов предусмотрено частью 1 статьи 210 УПК и частью 4 статьи 8.9 ПИКоАП. При этом постановление о проведении выемки, вынесенное следователем, органом дознания, должно быть санкционировано прокурором или его заместителем, за исключением случаев проведения выемки по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности (часть 5 статьи 35 и часть 6 статьи 38 УПК), а постановление об изъятии, вынесенное должностным лицом органа, ведущего административный процесс, — прокурором.
Постановления о проведении выемки документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, как правило, скрепляются гербовой печатью.
Начало такой практики положено государственными органами, уполномоченными законом осуществлять предварительное следствие и дознание, задолго до того, как впервые (июль 2012 г.) законодательным актом <12> было установлено, что банковская тайна раскрывается на основании документа, подлежащего скреплению гербовой печатью.
<12> См.: О внесении дополнений и изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 13 июля 2012 г., N 416-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — 2012. — 2/1968.
По этому вопросу еще в апреле 1995 г. Прокуратурой Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь в совместном указании определено, что «подпись руководителя органа дознания, следователя, прокурора на постановлении о производстве выемки денежных документов, наложении ареста на счета, денежные средства и другие ценности, а также на запросах об истребовании финансово-бухгалтерской документации, или сведений, составляющих банковскую тайну, должна быть заверена гербовой печатью соответствующего учреждения» <13>.
<13> См. указание Прокуратуры Республики Беларусь от 27.04.1995, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27.04.1995, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 28.04.1995 N 08/20/19/12/419 «О дополнительных мерах по соблюдению законности при производстве выемки документов и наложении ареста на счета, денежные средства и другие ценности, хранящиеся в банках и учреждениях, производящих финансовые операции» (далее — указание N 08/20/19/12/419).
Этот порядок действовал восемнадцать лет (указание N 08/20/19/12/419 признано утратившим силу постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 22.04.2013 N 22/160/20 «О признании утратившим силу указания Прокуратуры Республики Беларусь от 27 апреля 1995 г. N 08/20, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27 апреля 1995 г. N 19, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 28 апреля 1995 г. N 12/419», вступившим в силу после его подписания) и способствовал обеспечению режима банковской тайны в целях защиты прав и интересов вкладчиков банка. Вот какие аргументы приводились в констатирующей части указания N 08/20/19/12/419 в обоснование установления приведенного выше порядка: «В органах внутренних дел, прокуратуре и Комитете государственной безопасности при расследовании хозяйственных и должностных преступлений часто возникает необходимость в истребовании финансово-бухгалтерской документации, выемки документов, наложении арестов на счета, денежные средства и другие ценности обвиняемых, находящиеся в банках и учреждениях, выполняющих финансовые операции. При поступлении в названные учреждения запросов, постановлений следователей у руководителей финансовых структур возникает правомерный вопрос о подлинности этих документов, так как образцов подписей работников правоохранительных органов в финансовых учреждениях нет и эти подписи на документах не удостоверены. Бланки процессуальных документов, используемые работниками правоохранительных органов, не являются бланками строгой отчетности и нигде не учитываются. Условия хранения этих бланков не исключают возможности доступа к ним посторонних лиц. Исполнение постановлений органов дознания, следователей администрацией финансовых учреждений затрагивает интересы юридических и физических лиц и в случае фальсификации этих документов может повлечь причинение значительного материального ущерба, существенное нарушение прав граждан. В определениях судов по этим вопросам, направляемых в финансовые учреждения, подпись судьи всегда скрепляется печатью суда».
Представляется, что эти аргументы и в настоящее время не утратили своей актуальности.
Следует отметить, что практики скрепления гербовой печатью постановлений о проведении выемки документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, придерживался в своей деятельности и новый орган предварительного следствия — Следственный комитет Республики Беларусь <14>.
<14> Положения указания N 08/20/19/12/419 могли не применяться Следственным комитетом Республики Беларусь. С учетом требований Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» данное указание не являлось нормативным правовым актом, поэтому не имелось правовых оснований для применения пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 10.11.2011 N 518 «Вопросы Следственного комитета Республики Беларусь», предусматривающего, что нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь в части, касающейся подразделений предварительного расследования, действуют до принятия Следственным комитетом Республики Беларусь соответствующих нормативных правовых актов.
Однако имеются основания полагать, что эта практика может измениться. В письме N 12/1329 Следственный комитет Республики Беларусь выразил точку зрения о том, что постановления о проведении выемки документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, не требуется скреплять гербовой печатью, поскольку это не предусмотрено УПК и БК, а указание N 08/20/19/12/419 признано утратившим силу.
Если обратиться к части восьмой статьи 121 БК, то ее норма предусматривает особое удостоверение подлинности лишь запроса, тогда как о других документах или решениях в ней не говорится. Постановление о проведении выемки (об изъятии) документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, трудно назвать решением (документом), удостоверяющим права, свободы и (или) законные интересы граждан, права и обязанности юридических лиц. Поэтому для его скрепления гербовой печатью, как этого требует часть пятая пункта 62 Инструкции по делопроизводству, не имеется достаточных правовых оснований.
В то же время уместно вести речь о том, что постановление о проведении выемки (об изъятии) документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, как и запрос, является решением (документом), требующим особого удостоверения подлинности путем проставления на нем гербовой печати. Ведь фактически на основании этого постановления, как и на основании запроса, подлинность которого удостоверяется такой печатью, банк раскрывает банковскую тайну. Разница заключается лишь в том, что при проведении выемки (при изъятии) банком представляются сведения, составляющие банковскую тайну, с их носителями (документами), что само по себе не создает, на наш взгляд, предпосылок для того, чтобы не удостоверять подлинность указанного постановления гербовой печатью.
Думается, что подлинность любого документа (например, запроса) или решения (к примеру, постановления), на основании которого банком представляются сведения, составляющие банковскую тайну (в том числе с их носителями), подлежит особому удостоверению. Многолетняя практика проставления гербовой печати, в том числе на постановлениях о проведении выемки документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, является признанием правильности именно такого подхода. Однако если от него отойти, то подлинность документов (запросов, на основании которых истребуются только сведения, составляющие банковскую тайну) будет подлежать особому удостоверению, тогда как подлинность решений (постановлений, на основании которых эти же сведения представляются с их носителями) — нет. Поэтому, по мнению автора, целесообразно сохранить сложившуюся практику, следовать приведенному выше подходу и закрепить его законодательно, внеся соответствующие коррективы в часть восьмую статьи 121 БК <15>.
<15> Ее редакция могла бы быть следующей: «Сведения, составляющие банковскую тайну, представляются банком на основании письменного запроса, решения, вынесенного в соответствии с законодательным актом Республики Беларусь, подписанных руководителем государственного органа, уполномоченным должностным лицом, скрепленных печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь и содержащих ссылки на нормы законодательных актов Республики Беларусь, предоставляющих государственному органу право на получение такой информации.».
И еще о практике и решениях, на основании которых представляются сведения, составляющие банковскую тайну.
По уголовным делам, предварительное следствие по которым производится следователями Следственного комитета Республики Беларусь, распространено вынесение постановлений о представлении (получении, истребовании) сведений, составляющих банковскую тайну (далее — постановление о представлении сведений) <16>. Практикуется вынесение таких постановлений и при производстве по материалам <17>, в том числе органами дознания (преимущественно органами внутренних дел). При их вынесении, как и при подготовке запросов, следователи, орган дознания руководствуются частью 2 статьи 103 УПК, дающей им право требовать от организаций и должностных лиц представления предметов и документов, которые имеют значение для уголовного дела.
<16> В письме N 12/1329 Следственным комитетом Республики Беларусь указано на необходимость исключения такой практики. При этом отмечено, что «действующим законодательством не предусмотрено при производстве по материалам и уголовным делам вынесение постановлений о получении (истребовании) сведений, составляющих банковскую тайну, которые по существу являются запросами в порядке статьи 103 УПК, подлежат санкционированию прокурором и заверению гербовой печатью следственного подразделения, как это предусмотрено в статье 121 БК».
<17> Производство по материалам — это совокупность процессуальных действий и процессуальных решений, совершаемых и выносимых при принятии и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении и ускоренном производстве (абзац второй пункта 31 статьи 6 УПК).
Указанные постановления по своей сути не отличаются от запросов. Как и запросы, они содержат требование о представлении сведений, составляющих банковскую тайну, и исполняются банками при условии их соответствия (по содержанию и отдельным реквизитам) определенным требованиям. А они, если придерживаться подхода (что представляется необходимым), заложенного в актах банковского законодательства и законодательства о делопроизводстве, являются такими же, как и требования к запросам. Поэтому юридическую силу постановлениям о представлении сведений, составляющих банковскую тайну, придадут обязательные реквизиты (пункты 18 и 19 Инструкции по делопроизводству), подпись надлежащего должностного лица и особое удостоверение подлинности (скрепление гербовой печатью). Обязательны и ссылки в них на нормы законодательных актов, предоставляющих государственному органу, уполномоченному должностному лицу право на получение сведений, составляющих банковскую тайну. К тому же постановления о представлении сведений, составляющих банковскую тайну, должны быть санкционированы прокурором или его заместителем.
Меры административной и уголовной ответственности за непредставление либо представление недостоверных сведений, составляющих банковскую тайну, нарушение порядка их представления или разглашение указанных сведений
Штраф в размере от четырех до десяти базовых величин <18> предусмотрен за несоблюдение установленных законодательством сроков представления документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры (статья 9.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)).
<18> Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2013 N 842 «Об установлении размера базовой величины» с 01.10.2013 базовая величина установлена в размере 130000 руб.
Такое же административное взыскание (по части 1 статьи 13.8 КоАП — в размере двух базовых величин с увеличением его на одну базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более тридцати базовых величин, а по части 2 статьи 13.8 КоАП — от двух до тридцати базовых величин) предусмотрено за непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений.
Предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин предусмотрено за неоднократное (два и более раза в течение одного года) нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и (или) представления такого формуляра в орган финансового мониторинга (статья 23.20 КоАП).
Штраф в размере от четырех до двадцати базовых величин предусмотрен за непредставление должностными лицами государственных органов и иных организаций в установленный законодательными актами срок сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариальных действий, либо представление таких сведений и (или) документов, содержащих недостоверную информацию (статья 23.70 КоАП).
Наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин или предупреждение предусмотрено за несообщение либо непредставление в суд без уважительных причин доказательств по гражданским либо хозяйственным делам лицом, не являющимся участником судопроизводства (часть 2 статьи 24.7 КоАП) <19>.
<19> Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.8 КоАП, рассматривают органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и налоговые органы, статьей 9.26 КоАП — органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, статьей 23.20 КоАП — органы Национального банка Республики Беларусь и органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь в зависимости от того, должностным лицом какого из этих органов составлен протокол об административном правонарушении, статьями 22.13, 23.70 и 24.7 КоАП — суд.
Лица, получившие в соответствии со статьей 121 БК сведения, составляющие банковскую тайну, не вправе их разглашать без согласия владельца счета и (или) вклада (депозита) или поклажедателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Административное взыскание в виде штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин предусмотрено за умышленное разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны (в том числе банковской) без согласия ее владельца лицом, которому такая коммерческая или иная тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если это деяние не влечет уголовной ответственности (статья 22.13 КоАП). Ответственность за указанное деяние наступит только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности (статья 4.5 КоАП).
Согласно части 1 статьи 255 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) за умышленное разглашение банковской тайны без согласия ее владельца при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226-1 и 254 УК, лицом, которому такая тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, последует наказание в виде штрафа, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ареста на срок до шести месяцев, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок. То же действие, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до пяти лет (часть 2 статьи 255 УК) <20>.
<20> Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 255 УК, согласно части 1 статьи 182 УПК относятся к подследственности следователей Следственного комитета Республики Беларусь.
Деяние, предусмотренное статьей 255 УК, влечет уголовную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке требования лица, пострадавшего от преступления, или его законного представителя либо представителя юридического лица привлечь виновного к уголовной ответственности (часть 1 статьи 33 УК).