В предложенной статье приводятся примеры привлечения к административной ответственности по следующим нормам Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП): части 4 — 5 статьи 11.16, статья 11.77, части 1 — 3 статьи 21.17, статья 23.83.
Примеры нарушений.
По частям 4 и 5 статьи 11.16 КоАП.
1. В соответствии с частью 2 пункта 5 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений (далее — Положение о комиссии), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 778 (далее — постановление N 778), состав комиссии утверждается локальным нормативным правовым актом, в котором также определяются задачи комиссии и предоставляются полномочия для выполнения этих задач. Согласно части 3 пункта 16 Положения о комиссии порядок подготовки и проведения ее заседаний определяется регламентом работы комиссии, утверждаемым руководителем (уполномоченным им должностным лицом) заказчика (организатора) либо индивидуальным предпринимателем, с учетом Положения о комиссии.
В нарушение части 1 пункта 1 статьи 19 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках), части 2 пункта 5, части 3 пункта 16 Положения о комиссии учреждением не были определены задачи для комиссии.
В соответствии с частями 1, 3, 5 пункта 1 статьи 18 Закона о госзакупках информация о государственных закупках, за исключением сведений, указанных в части 1 пункта 3 статьи 18 Закона о госзакупках, и акты законодательства о государственных закупках размещаются на белорусском и (или) русском языках в открытом доступе на официальном сайте. К информации о государственных закупках относятся годовые планы государственных закупок, приглашения к участию в процедурах государственных закупок, документы, представляемые участнику для подготовки предложения на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, сообщения о результатах процедур государственных закупок, сведения о договорах, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, а также изменения и дополнения к ним, протоколы заседаний комиссий по вопросам открытия предложений, отклонения предложений и подведения итогов процедуры государственной закупки в случае проведения открытых конкурсов, электронных аукционов. Информация о государственных закупках размещается на официальном сайте и электронной торговой площадке заказчиком (организатором), уполномоченным государственным органом по государственным закупкам в электронном виде, если иное не установлено Законом о госзакупках и иными актами законодательства о государственных закупках.
Согласно пунктам 7, 9, 12 статьи 49 Закона о госзакупках открытие предложений производит комиссия в момент истечения срока для подготовки и подачи предложений или при возникновении причин организационного характера в иные сроки (но не позднее дня истечения срока для подготовки и подачи предложений) в порядке и месте, указанных в документах, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.
Наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, — для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика каждого участника, предложение которого открывается, цена такого предложения, включая возможные скидки, а также сведения о присутствующих участниках или их представителях объявляются при открытии предложений и заносятся в протокол заседания комиссии, а также сообщаются участникам по их запросам.
После заключения договора либо отмены процедуры запроса ценовых предложений или признания ее несостоявшейся все участники извещаются об этом, а сообщение о результате процедуры государственной закупки размещается на официальном сайте.
В соответствии с абзацем 4 пункта 7 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением N 778 (далее — Положение о размещении информации), на официальном сайте подлежат размещению протоколы заседаний комиссий по вопросам открытия и отклонения предложений, подведения итогов открытого конкурса, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений, запросы о разъяснении конкурсных и аукционных документов, документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, и ответы на них, протоколы встреч заказчика (организатора) с участниками и (или) иными юридическими или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, по вопросам разъяснения конкурсных документов.
Исходя из абзаца 6 части 2 пункта 10 Положения о размещении информации на официальном сайте размещается протокол заседания комиссии по вопросу об открытии предложений — в день открытия предложений.
Согласно пункту 18 Положения о комиссии секретарь комиссии обеспечивает организацию заседаний комиссии, оформляет и регистрирует протоколы заседаний комиссии, выполняет иные функции в соответствии с Положением о комиссии и регламентом работы комиссии. В силу пункта 21 Положения о комиссии решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании, ее секретарем и иными членами комиссии, участвовавшими в ее заседании, в день проведения заседания комиссии или, за исключением протокола открытия предложений, при возникновении причин организационного характера не позднее дня, следующего за днем проведения заседания комиссии. Если кто-либо из членов комиссии имеет особое мнение по принятому комиссией решению, то такое мнение отражается в протоколе заседания комиссии или прилагается в виде отдельного документа к протоколу заседания комиссии.
В нарушение части 3 пункта 1 статьи 18, пункта 12 статьи 49 Закона о госзакупках, абзаца 4 пункта 7, абзаца 6 части 2 пункта 10 Положения о размещении информации, пункта 21 Положения о комиссии учреждением не были оформлены и не размещены на официальном сайте протоколы заседания комиссии по вопросу открытия предложений и выбору поставщика, а также сообщение о результате процедуры государственной закупки.
2. Учреждением был размещен запрос ценовых предложений по закупке компьютеров в количестве 35 штук в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». Согласно сообщению о результате процедуры государственной закупки, размещенному на официальном сайте, процедура запроса ценовых предложений по закупке компьютеров была признана несостоявшейся.
Вместе с тем в деле по процедуре закупки в нарушение статьи 30 Закона о госзакупках отсутствовали протоколы заседания комиссии по вопросу об открытии предложений и протоколы заседания комиссии по признанию процедуры запроса ценовых предложений по закупке компьютеров несостоявшейся.
В то же время учреждением был заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «А» на поставку компьютеров в количестве 10 штук на общую сумму 50 млн.руб.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о госзакупках справка о процедуре государственной закупки составляется заказчиком (организатором) в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся. Частью 1 пункта 2 статьи 29 Закона о госзакупках установлены требования к содержанию справки о процедуре государственной закупки.
В нарушение пункта 1 статьи 29 Закона о госзакупках учреждением не была составлена справка о процедуре государственной закупки из одного источника на компьютеры в количестве 10 штук на общую сумму 50 млн.руб.
4. Согласно пункту 7 статьи 25 Закона о госзакупках не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением изменения объема (количества) предмета государственной закупки в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона о госзакупках. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения; изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства; увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги).
Учреждение в нарушение пункта 7 статьи 25 Закона о госзакупках допустило изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки.
5. В соответствии с приказом начальника учреждения комиссией была организована и проведена процедура государственной закупки в виде электронного аукциона.
Аукционные документы к электронному аукциону на закупку оборудования, программного обеспечения и услуг в соответствии с разработанным проектом были утверждены руководителем учреждения и вместе с приглашением к участию в нем размещены (в форме электронных документов) на электронной торговой площадке (на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет www.goszakupki.by) и официальном сайте (www.icetrade.by), операторами которых является республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
Согласно аукционным документам и приглашению к участию в аукционе предметом закупки из одного лота являлись оборудование, программное обеспечение и услуги в соответствии с разработанным проектом. В позиции «Описания потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки» сведений о лотах аукционных документов было указано, что поставке подлежат средства вычислительной техники и программное обеспечение, полностью соответствующее требуемой спецификации, а также услуги по пусконаладочным и монтажным работам. В случае отклонения от спецификации или предложения поставки аналогов предложение участника не рассматривается. Кроме того, аукционные документы содержали два приложения: приложение 1 включало основные технические решения (структуру системы, перечень подсистем, комплекс технических средств, программное обеспечение, модернизацию аппаратного обеспечения, миграцию серверов на виртуальную инфраструктуру, модернизацию подсистем связи с удаленными подразделениями и доступа в сеть Интернет, разработку исполнительной документации и регламентов работы), приложение 2 — спецификацию оборудования и материалов с их техническими характеристиками, наименования и техническую характеристику оборудования или видов работ и наименования видов работ.
В приложении 2 к аукционным документам описание технических показателей (характеристик) предмета государственной закупки было изложено с указанием конкретных фирменных наименований и производителей закупаемого оборудования без содержания слов «или аналог». Так, в позиции 1 таблицы «Спецификация оборудования и материалов» приложения 2 к аукционным документам был указан маршрутизатор Cisco 2921/K9, завод-изготовитель — Cisco, США (1 шт.); в позиции 2 — сервер HP ProLiant DL360p, завод-изготовитель HP, США (1 шт.).
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о госзакупках описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частями 1, 2 пункта 3 статьи 20 Закона о госзакупках технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя). Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова «или аналог».
Таким образом, в нарушение частей 1, 2 пункта 3 статьи 20 Закона о госзакупках учреждением в аукционных документах в описании технических показателей (характеристик) предмета закупки были указаны ссылки на конкретные фирменные наименования, производителя товара (оборудования) без указания слов «или аналог».
6. В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 21 Закона о госзакупках приглашение составляется на белорусском и (или) русском языках, а при необходимости и на других языках и должно содержать указание даты торгов в случае, если проводится электронный аукцион.
Согласно абзацу 9 пункта 1 статьи 43 Закона о госзакупках аукционные документы должны содержать условия применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь.
Частью 1 подпункта 1.7 пункта 1 постановления N 778 установлено, что при проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере:
15 процентов — в случае предложения участником товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
25 процентов — в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников.
В нарушение абзаца 8 пункта 1 статьи 21, абзаца 9 пункта 1 статьи 43 Закона о госзакупках приглашение к участию в электронном аукционе не содержало указания даты торгов, аукционные документы — условия применения преференциальной поправки, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
7. В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 18 Закона о госзакупках к информации о государственных закупках относятся годовые планы государственных закупок, приглашения к участию в процедурах государственных закупок, документы, представляемые участнику для подготовки предложения на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, сообщения о результатах процедур государственных закупок, сведения о договорах, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, а также изменения и дополнения к ним, протоколы заседаний комиссий по вопросам открытия предложений, отклонения предложений и подведения итогов процедуры государственной закупки в случае проведения открытых конкурсов, электронных аукционов. Исходя из части 4 пункта 1 статьи 18 Закона о госзакупках при проведении электронного аукциона информация о государственных закупках размещается также на электронной торговой площадке.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о госзакупках заказчик (организатор) размещает в открытом доступе на официальном сайте, а в случае проведения электронного аукциона — на электронной торговой площадке сообщение о результате процедуры государственной закупки, приглашение к участию в которой подлежит размещению, после заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.
В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Закона о госзакупках заказчик (организатор) уведомляет оператора электронной торговой площадки о заключении договора не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения договора, и размещает сообщение о результате электронного аукциона на официальном сайте и электронной торговой площадке.
В нарушение части 4 пункта 1 статьи 18, пункта 1 статьи 28, пункта 4 статьи 48 Закона о госзакупках учреждением на момент проверки на электронной торговой площадке не было размещено сообщение о результате электронного аукциона после заключения с ООО «С» договора.
8. Выборочной проверкой соблюдения законодательства при проведении государственных закупок товаров (работ, услуг) было установлено, что в соответствии с перечнем организаций области, которые будут приобретать за счет средств областного бюджета специальные технические средства для перевозки, согласно решению облисполкома из областного бюджета организации было выделено 300 млн.руб.
В нарушение части 2 пункта 2 статьи 18 Закона о госзакупках, абзаца 2 пункта 7 Положения о размещении информации изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок не вносились и не были размещены на официальном сайте, как и сам план.
В нарушение требований пункта 1 статьи 49 Закона о госзакупках, подпункта 1.5 пункта 1 постановления N 778 организацией были приобретены указанные средства без проведения процедуры государственных закупок (запрос ценовых предложений) на основании заключенного договора поставки с обществом с дополнительной ответственностью «Л» путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в форме предоплаты.
По статье 11.77 КоАП.
1. В нарушение частей 2 — 4 подпункта 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление N 229) руководителем общества порядок осуществления закупок за счет собственных средств не утверждался. Тем не менее в нарушение подпункта 1.1, части 1 подпункта 2.1 пункта 2 постановления N 229 открытое акционерное общество (ОАО) «С» заключило 2 договора на закупку товаров и услуг за счет собственных средств без применения конкурентных процедур закупок, а также без применения процедуры закупки из одного источника.
2. Согласно порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств ОАО «М» закупки осуществляются с применением процедуры запроса ценовых предложений — от 1000 до 8000 базовых величин; открытого конкурса — при ориентировочной стоимости закупки от 8000 базовых величин; процедуры закупки из одного источника — от 1000 базовых величин в случаях, если возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения; организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя); конкурентная процедура закупки либо часть (лот) предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным. В то же время ОАО «М» без проведения конкурентных процедур закупок заключило с ООО «П» (поставщиком) договор от 23.01.2015 на поставку машинокомплектов. Общая сумма договора составила 35 млрд.руб. Согласно данному договору ООО «П» в период с 08.07.2015 по 01.10.2015 осуществило поставку в адрес ОАО «М» 35 единиц машинокомплектов на общую сумму 35 млрд.руб. Таким образом, в соответствии с порядком осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств необходимо было провести открытый конкурс.
3. Согласно положению о закупках на предприятии выбор поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым будет заключен договор на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), осуществлялся с применением следующих процедур закупок при ориентировочной стоимости закупки более 1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия решения о проведении закупки: процедура запроса ценовых предложений — при ориентировочной стоимости закупки от 1000 до 8000 базовых величин; конкурса — при ориентировочной стоимости закупки от 8000 базовых величин и более; процедуры закупки из одного источника. В то же время критерии и способы оценки для определения победителя конкурентной процедуры закупки в положении о закупках, положении о конкурсной комиссии и регламенте работы конкурсной комиссии предприятием не были установлены. В нарушение подпункта 1.1 пункта 1, подпункта 2.1 пункта 2 постановления N 229 в 2015 году предприятием было заключено 5 договоров поставки товаров (работ, услуг) свыше 1000 базовых величин на общую сумму 2 млрд.руб., в том числе 4 договора на общую сумму 1,7 млрд.руб. без проведения конкурентных процедур закупок. В нарушение подпункта 2.10 пункта 2 постановления N 229 предприятием в проверяемом периоде сообщение о результатах конкурентной процедуры закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» не размещалось.
4. В нарушение подпункта 2.10 пункта 2 постановления N 229 сообщения о результатах конкурентных процедур закупок, проведенных в 2015 году, не размещались в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 календарных дней после заключения договора на закупку либо принятия решения об ином результате процедуры закупки. Так, для закупки товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на сайте www.icetrade.by/tenders 20.04.2015 было размещено приглашение на участие в процедуре запроса ценовых предложений. Согласно протоколу заседания тендерной комиссии от 15.05.2015 по результатам оценки поступивших предложений поставщиком было выбрано ООО «Н», с которым 26.06.2015 заключен договор поставки. Из сведений сайта www.icetrade.by/tenders по процедуре данной закупки (раздела «События в хронологическом порядке») следовало, что заказчик — ОАО «С» приглашение к участию в процедуре закупки разместил на официальном сайте 20.04.2015, иные записи в данном разделе отсутствовали. Таким образом, сообщение о результатах процедуры запроса ценовых предложений по закупке ТМЦ на официальном сайте размещено не было.
По статье 21.17 КоАП.
1. При выборе подрядчика на проведение текущего ремонта по объекту была проведена процедура переговоров (форма размещения заказов на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров), в соответствии с которой согласно протоколам заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предложениями от 30.05.2015 и выбору победителя торгов от 30.05.2015 победителем торгов было выбрано ООО «С» с ценой предложения 10000 базовых величин.
При этом учреждением не были соблюдены требования установленного порядка проведения переговоров при организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов. В частности, при выборе подрядчика для выполнения работ по объекту было установлено, что в приглашениях к участию в процедуре переговоров не указаны следующие сведения: способ проведения переговоров, цена заказа, порядок получения документации для переговоров, место, дата и время проведения процедуры вскрытия конвертов с предложениями для переговоров, дата и место проведения предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости); дата и место проведения переговоров и подведения их итогов; совокупность критериев, указанных в документации для переговоров, в соответствии с которыми определяется победитель переговоров; сроки заключения соответствующего договора; форма, размер и срок предоставления обеспечения исполнения договора (при необходимости), а также иные необходимые данные со ссылкой на представление в документации для переговоров более подробных условий для их проведения; отсутствует обязательная к указанию информация о праве организатора переговоров на отказ от проведения переговоров в любой срок без возмещения участникам убытков, чем были нарушены требования пункта 67 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 N 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее — Положение N 88).
Согласно указанным протоколам с ООО «С» был заключен договор строительного подряда от 05.06.2015 (10000 базовых величин), предметом которого являлся текущий ремонт объекта. В дальнейшем к указанному договору строительного подряда были заключены дополнительные соглашения, согласно которым лимит бюджетного финансирования был увеличен, а также увеличен срок окончания производства работ и график платежей.
Следует отметить, что согласно положениям абзацев 38 и 16 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон об архитектурной деятельности) определено, что текущий ремонт объекта — совокупность работ по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, а капитальный ремонт — совокупность работ по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления, улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования, элементов объекта строительства.
Кроме того, техническим кодексом установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве», в перечне основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений, указаны такие работы, как замена и ремонт изношенных элементов наружных тепловых сетей. Также техническим кодексом установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250)), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 N 172 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве», в пункте 3.3.4 дано определение капитального ремонта как ремонта, связанного с восстановлением основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств зданий и сооружений, утраченных в процессе эксплуатации.
Фактически производилась замена конструкций и инженерно-технического оборудования, проводились работы по капитальному ремонту.
Таким образом, в результате неверного определения типа строительных работ, отнесенного к текущему, а не капитальному ремонту при стоимости работ более 6000 базовых величин, неверно была выбрана и проведена процедура выбора подрядчика на проведение данных строительных работ, т.е. не проведены подрядные торги в строительстве, чем были нарушены требования абзаца 2 подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ N 591), где определено, что проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств местных бюджетов (полностью или частично), — при стоимости строительства объектов 6000 базовых величин и более.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона об архитектурной деятельности государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства; требования градостроительной документации и проектной документации на строительство, утвержденных в установленном порядке.
В силу пункта 2 статьи 53 Закона об архитектурной деятельности строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований Закона об архитектурной деятельности, иных актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, градостроительной документации и проектной документации.
Согласно подпунктам 1.1, 1.2, 1.3 пункта 1 Указа N 591 закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований Указа N 591 путем проведения подрядных торгов либо переговоров. Закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа N 591 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров. Законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 01.01.2016 при проведении процедур закупок при строительстве.
На основании абзаца 2 подпункта 1.4 пункта 1 Указа N 591 проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе (далее — строительство объектов), за исключением случаев, предусмотренных в подпункте 1.6 пункта 1 Указа N 591, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, при стоимости строительства объектов 6000 базовых величин и более.
В соответствии с абзацами 2 и 3 подпункта 1.5 пункта 1 Указа N 591 при строительстве объектов с обязательным проведением в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Указа N 591 подрядных торгов обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами; выполнение проектных и изыскательских работ.
Монтаж оборудования связи относится к строительной деятельности (согласно подпункту 26.227 пункта 26 перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установленного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 N 17), в результате чего проведение процедуры закупки системы связи на основании проектно-сметной документации с последующим ее монтажом необходимо было осуществлять в соответствии с Указом N 591.
Таким образом, учреждение в нарушение подпунктов 1.1, 1.2, 1.3 пункта 1, абзаца 2 подпункта 1.4 пункта 1, абзацев 2, 3 подпункта 1.5 пункта 1 Указа N 591 не провело подрядные торги, торги при выборе подрядной организации для разработки проектно-сметной документации по объекту и поставщика для поставки, установки и настройки оборудования системы связи стоимостью более 6000 базовых величин.
3. В ходе проверки проведенных подрядных торгов по выбору подрядчика для выполнения подрядных работ по строительству объекта стоимостью 70000 базовых величин было установлено, что подрядные торги должны были быть проведены 20.06.2015.
Извещение о проведении торгов в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет было размещено 30.05.2015, т.е. менее чем за 30 календарных дней до их проведения.
Заседание конкурсной комиссии по выбору победителя рассматриваемых торгов фактически состоялось 25.06.2015, чем были нарушены требования части 2 пункта 36 Положения N 88.
Кроме того, протокол заседания конкурсной комиссии от 25.06.2015 по выбору победителя подрядных торгов не был утвержден организатором подрядных торгов, что повлекло нарушение требований части 14 пункта 36 Положения N 88.
В соответствии с пунктом 17 Положения N 88 процедура предварительного квалификационного отбора участников является обязательной при размещении заказов на подрядных торгах (торгах). В ходе заседания конкурсной комиссии было вскрыто 2 конверта. В протоколе от 20.06.2015 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами было отмечено, что предквалификационные документы, представленные участниками, полностью соответствуют требованиям предварительного квалификационного отбора участников и принимаются к рассмотрению конкурсной документации. Однако протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников не оформлялся и организатором торгов (его руководителем) утвержден не был, чем были нарушены требования частей 2 и 3 пункта 23 Положения N 88.
Кроме того, организатор подрядных торгов не известил участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников, чем были нарушены требования части 4 пункта 23 Положения N 88.
Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере.
Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В связи с этим предварительно должны быть изучены документы по государственной закупке, договоры и иные документы, составляющие их неотъемлемую часть, платежные поручения, документы, подтверждающие поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), статистическая отчетность и т.д. Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, принятия решения, соответствующего законодательству о государственных закупках (отмены незаконного решения, прекращения процедуры государственной закупки, расторжения договора).
Для минимизации рисков привлечения к административной ответственности можно предложить общие и частные рекомендации. Общие рекомендации относятся к любым случаям привлечения лиц к административной ответственности, частные зависят от конкретного состава административного правонарушения. В связи с этим необходимо оптимизировать и повысить эффективность взаимодействия между должностными лицами заказчика, ответственными за выполнение функций по закупкам, а также взаимодействие с иными лицами. С этой целью необходимо в должностных инструкциях сотрудников четко определить круг обязанностей и сферу ответственности за выполнение тех или иных функций с целью исключения административной ответственности лиц за выполнение несвойственных для них трудовых обязанностей. Дополнительно необходимо распределить функции и зоны ответственности между комиссиями, структурными подразделениями заказчика, максимально сократив количество физических лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за одно деяние (уменьшить число случаев групповой ответственности). Кроме того, рекомендуется своевременно инициировать обращение с письменными запросами о разъяснении законодательства, регулирующего проблемные аспекты деятельности заказчика; своевременно и на постоянной основе формировать «необходимую» судебную практику по спорным (проблемным) вопросам правоприменения, возникающим в деятельности заказчика; проводить на систематической основе совещания по вопросам анализа ситуаций, связанных со спорными (проблемными) вопросами правоприменения, возникающими в деятельности заказчика, с последующей выработкой мер, направленных на устранение выявленных проблем.