Тактика назначения и производства экспертиз

Основанием назначения экспертизы служит потребность применения специальных познаний в области науки, техники, искусства, ремесла и иных сферах деятельности для установления обстоятельств, имеющих значение для проверки. При этом специальные познания в форме экспертизы используются не для разъяснения вопросов, а для получения новой информации, которая иным способом получена быть не может, т.е. объектом деятельности эксперта является добывание нового доказательства, а объектом деятельности специалиста — уже имеющиеся в деле доказательства. Эксперт не объясняет уже имеющийся факт, а добывает новый и дает ему профессиональную оценку, которая и составляет содержание доказательства — заключения эксперта.

Тактика назначения и производства экспертизы в рамках проведения проверки заключается прежде всего в четком обозначении ее основных этапов, таких как: изучение обстоятельств, относящихся к предмету экспертизы; формулирование вопросов эксперту; производство исследований, включая формирование ответов на вопросы; оглашение заключения и его разъяснение экспертом при необходимости. При этом специальное исследование характеризует сущность экспертизы и имеет свой алгоритм, необходимые этапы, такие как: выбор специальных методик исследования, выявление так называемых промежуточных фактов специальной природы, их исследование и профессиональная оценка выявленных фактов и взаимосвязей, которая и выступает вовне в качестве вывода эксперта. Оценка итогов исследования в целом составляет самостоятельный этап экспертной деятельности, которая основана на сделанных экспертом промежуточных выводах. Именно такая профессиональная оценка является основой экспертного вывода о специальном факте — предмете экспертизы.

В законодательстве выделяются следующие виды экспертиз (приложение 3 к Инструкции о порядке выдачи свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, внесения в него изменений, продления срока действия и прекращения действия указанного свидетельства, утвержденной постановлением Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 15.05.2014 N 8): почерковедческая экспертиза (почерка и подписей); техническая экспертиза документов (реквизитов документов; материалов документов); экспертиза условий, средств, материалов и следов звукозаписей; экспертиза фонограмм голоса и речи методом акустического анализа; экспертиза фонограмм голоса и речи методом лингвистического анализа; экспертиза технического состояния деталей и узлов транспортных средств; экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия расчетными методами; транспортно-трасологическая экспертиза; автотовароведческая экспертиза; автодорожная экспертиза; экспертиза волокнистых материалов и изделий из них; экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий; экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов; экспертиза металлов, сплавов и изделий из них; экспертиза стекла и изделий из него; почвоведческая экспертиза (объектов почвенного происхождения); экспертиза строительных объектов и территории, функционально связанной с ними; экономическая экспертиза (записей бухгалтерского учета; показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта; финансового состояния и платежеспособности должника; наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору); товароведческая экспертиза (непродовольственных товаров народного потребления); компьютерно-техническая экспертиза (информационных компьютерных средств); экспертиза радиоэлектронных устройств (электробытовой техники, электротехнических, электромеханических устройств бытового назначения); экспертиза по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав (предприятия как имущественные комплексы, доли в уставных фондах юридических лиц, ценные бумаги и имущественные права на них; капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, не завершенные строительством объекты и имущественные права на них; земельные участки и имущественные права на них; машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы и имущественные права на них, другое имущество (за исключением предприятий как имущественных комплексов, долей в уставных фондах юридических лиц, ценных бумаг, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, не завершенных строительством объектов, объектов интеллектуальной собственности, земельных участков и имущественных прав на них); объекты интеллектуальной собственности и имущественные права на них).

В то же время при назначении и производстве экспертизы необходимо: определить юридические и фактические основания, а также момент назначения экспертизы; определить учреждение, в котором должна быть произведена экспертиза, или выбрать эксперта, выяснив необходимые данные о его специальности и компетентности; вынести решение о назначении экспертизы с указанием времени и места ее производства; ознакомить с решением проверяемого субъекта; подготовить для исследования материалы (объекты) и образцы для сравнительного изучения; отобрать и представить в распоряжение экспертов материалы дела, необходимые для проведения исследования; заявить о своем присутствии или неприсутствии при производстве экспертизы.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что согласно Положению об определении случаев и порядка возмещения (оплаты) затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов, а также размеров сумм, подлежащих выплате эксперту, специалисту, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.04.2010 N 551 «Об утверждении Положения об определении случаев и порядка возмещения (оплаты) затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов, а также размеров сумм, подлежащих выплате эксперту, специалисту, и о признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. N 553», привлечение эксперта, специалиста для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз осуществляется на основании гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (далее — договор). Договор подписывается руководителем контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку (его заместителем), и руководителем (его заместителем) организации, направляющей эксперта, специалиста, либо физическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) — экспертом, специалистом. В договоре указываются: перечень вопросов, поставленных перед экспертом, специалистом; объемы подлежащих проведению исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, отборов проб и образцов; сроки выполнения работ (оказания услуг); порядок возмещения (оплаты) затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов; ответственность сторон. Оплата стоимости выполненных работ (оказанных услуг), связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов, осуществляется проверяемым субъектом, если на день окончания срока исполнения обязательства по оплате установлены нарушения по вопросам, по которым назначались исследования, испытания, технические освидетельствования, экспертизы, привлекался эксперт, специалист, производился отбор проб и образцов, либо за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных на содержание контролирующего (надзорного) органа, если такие нарушения на день окончания срока исполнения обязательства по оплате не установлены. При выявлении указанных нарушений после установленного срока исполнения обязательства по оплате стоимости выполненных работ (оказанных услуг) возмещение стоимости производства исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, затрат, связанных с привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов, осуществляется проверяемым субъектом в десятидневный срок со дня надлежащего уведомления его контролирующим (надзорным) органом.

Для того чтобы произвести сравнительное исследование объектов при производстве экспертизы, часто их необходимо с чем-то сравнить. Для этого необходимо получить образцы для сравнительного исследования. Под образцами понимаются предметы, вещества, документы, а также материально фиксированные отображения, подлежащие сравнительному исследованию с целью идентификации объектов или решения других познавательных задач и необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения. Получение образцов для сравнительного исследования является самостоятельным действием и одним из важных элементов подготовки экспертизы, необходимым для ее проведения. Отбор образцов зависит от рода и вида экспертизы, характера вопросов, выносимых на ее разрешение. Образцы являются носителями отобразившихся в них признаков другого объекта либо частью объекта. С этой точки зрения все образцы могут быть разделены на две группы: образцы, выражающие признаки другого объекта, и образцы, выражающие свои собственные признаки. Отобранное общее количество (объем) проб или образцов (за исключением товара, который в процессе проведения экспертизы не разрушается), как правило, разделяют на две равные части: аналитическую (пробу N 1), используемую для фактического исследования; контрольную (пробу N 2), предназначенную для исследования в случае обжалования результатов первичного исследования. Каждая из двух частей пробы или образца товаров: снабжается этикеткой, на которой проставляется оттиск печати контролирующего (надзорного) органа; упаковывается и пломбируется способом, исключающим доступ к такой пробе или образцу без нарушения упаковки и (или) пломбы, за исключением случаев, когда проба или образец могут быть идентифицированы иным приемлемым способом; сопровождается копиями документов, содержащих сведения о свойствах, токсичности, мерах безопасности, индивидуальных средствах защиты, в случае если товаром является химическое вещество. Процесс получения образцов для сравнительного исследования должен соответствовать следующим требованиям: образцы должны быть получены надлежащим лицом и в соответствии со специальными правилами, которые обусловлены особенностями получаемых образцов (технические, санитарные, иные нормативы, этические требования); они должны быть достаточного количества и надлежащего качества; они должны быть сопоставимыми, т.е. максимально соответствовать исследуемому объекту по механизму их образования и по другим параметрам; должна быть установлена несомненность их происхождения от конкретного объекта. Факт изъятия образцов для сравнительного исследования должен быть отражен в отдельном документе, где указываются условия, при которых получены образцы, их точное название, количество, у кого они были получены, и характер (были изъяты добровольно или принудительно). В нем также отражаются сведения о том, в какой материал или в какую емкость образцы упакованы, как и кем заверены, а также заявления и замечания (если они поступили) участников данного действия.

С учетом требований пункта 44 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение N 510), решение о назначении экспертизы рекомендуется составлять из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части указывается: день, месяц, год и место его составления, кто составил решение (с указанием должности и органа). В описательной части кратко излагается фабула, что дает эксперту возможность решить вопрос о необходимости ознакомления с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, называются конкретные обстоятельства и факты, указывается отрасль специальных знаний, необходимая для их экспертного исследования. В резолютивной части указывается вид экспертизы, формулируются вопросы, назначается эксперт или определяется экспертное учреждение, приводится перечень материалов, направляемых для исследования. В перечне указываются: объект исследования, образцы для сравнительного исследования, материалы, знание которых необходимо эксперту. Указывается также местонахождение объектов и образцов, отмечается, как упакованы направляемые материалы. Вопросы эксперту должны вытекать из существа дела, они конкретизируются в отношении лиц, обстоятельств, объектов, времени. Вопросы, выходящие за пределы специальных знаний эксперта, не допускаются. При формулировании вопросов допустимо пользоваться консультациями (в том числе лиц, которых предполагается привлечь в качестве экспертов).

Заключение эксперта — процессуальный документ, удостоверяющий факт, ход и результаты исследования экспертом предоставленных материалов и содержащий выводы по поставленным перед экспертом вопросам, основанные на специальных знаниях эксперта в области науки, техники, искусства, ремесла и иных сферах деятельности. Заключение эксперта должно состоять из трех частей: вводной, исследовательской и итоговой (собственно выводы). Во вводной части заключения эксперта должны содержаться: сведения об эксперте или экспертах (при производстве комиссионной или комплексной экспертизы), как то: фамилия, имя и отчество, образование, стаж работы по специальности и пр.; основание производства экспертизы (решение о назначении экспертизы, когда и кем оно вынесено); дата поступления материалов на экспертизу и дата подписания заключения, наименование поступивших на экспертизу материалов; обстоятельства и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы; место производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение эксперта. Вопросы экспертом приводятся в той формулировке, в какой они даны в решении о назначении экспертизы; изменение формулировок не допускается. Эксперт вправе также сгруппировать вопросы, изложить их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок исследования.

В исследовательской части заключения описывается процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам. Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух и более вопросов, тесно связанных между собой, результаты излагаются в одном разделе. В исследовательской части излагаются: методы и приемы исследований, которые описываются доступно для понимания лицами, не имеющими специальных познаний, подробно, чтобы при необходимости можно было проверить правильность выводов эксперта, повторив исследование; обоснование и объяснение принятых при производстве расчетов (подсчетов) величин (показателей), а также выявленных расхождений (несоответствий) в учетных данных со ссылкой на документы, подтверждающие несогласованность исследуемых величин (показателей); справочно-нормативные материалы (инструкции, постановления, приказы), которыми эксперт руководствовался при решении поставленных вопросов, с указанием даты и места их издания; результаты действий, принятые в качестве исходных данных, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов; ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним; экспертная оценка результатов исследования с развернутой мотивировкой суждения, обосновывающего вывод по решаемому вопросу. Специальные термины должны разъясняться. Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможности дать ответ, в исследовательской части эксперт (эксперты) указывает причины этого.

В итоговой части заключения эксперта содержатся выводы, к которым эксперт пришел в результате своего исследования в рамках вопросов, поставленных на его разрешение. Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы изложены во вводной части заключения. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения по тем или иным причинам. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые были установлены им (ими) в процессе исследования, излагаются в конце заключения. Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В исключительных случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.

Примеры.

1. В соответствии с подпунктом 1.10 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции. Первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

В связи с этим для доказательства отсутствия юридической силы у первичных учетных документов, якобы подтверждающих взаимоотношения проверяемых субъектов хозяйствования с «лжепредпринимательскими» структурами, проводятся следующие проверочные мероприятия:

  • проверяется дата выдачи и наименование получателя бланков первичных учетных документов «лжепредпринимательских» структур по взаимоотношениям с проверяемым субъектом;
  • опрашиваются должностные лица «лжепредпринимательских» структур по факту осуществления ими финансово-хозяйственных взаимоотношений с проверяемым субъектом;
  • в случае отказа должностных лиц от подписи на первичных учетных документах и учинения оттиска печати проводится экспертиза подписи и печати;
  • в налоговых органах получаются сведения об уплате «лжепредпринимательскими» структурами налогов (сборов) в проверяемом периоде;
  • определяется, кому принадлежат автомобили, указанные в первичных учетных документах (ТТН) «лжепредпринимательских» структур, по взаимоотношениям с проверяемым субъектом;
  • опрашиваются владельцы автомобилей и водителей по факту осуществления (неосуществления) перевозок;
  • изучаются вопросы наличия путевых листов на данные перевозки, дата получения бланков данных путевых листов;
  • производится осмотр пунктов погрузки и разгрузки, указанных в товарно-транспортной накладной (далее — ТТН), с целью определения возможности проведения погрузочно-разгрузочных работ по данным адресам;
  • опрашиваются должностные лица арендодателей или иных лиц, которые могут подтвердить факт осуществления (неосуществления) погрузочно-разгрузочных работ по данным адресам.

Для доказательства отсутствия юридической силы у актов выполненных работ (формы типа С-2, С-3 и др.) проводятся проверочные мероприятия, связанные с получением:

  • показаний должностных лиц предприятия-субподрядчика о том, что работы, указанные в документах, их предприятием не выполнялись (в случае отказа должностных лиц от подписи на первичных учетных документах и учинения оттиска печати проводится экспертиза подписи и печати);
  • показаний службы охраны предприятия о том, что работники предприятия-субподрядчика территорию режимного объекта не посещали;
  • показаний рабочих субъекта-субподрядчика о том, что работы, указанные в документах, они не выполняли;
  • показаний рабочих субъекта-генподрядчика о том, что работы, указанные в документах, выполняли только они;
  • сведений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о том, что у субъекта-субподрядчика, кроме директора и бухгалтера, других работников нет;
  • сведений из инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о том, что субподрядчик налоги в проверяемом периоде не уплачивал, либо ликвидирован, либо вообще не зарегистрирован в установленном порядке.

Решение о возможности констатации в акте проверки вывода о том, что проверяемый субъект хозяйствования принял к бухгалтерскому учету первичные учетные документы (ТТН, товарная накладная, акты формы типа С-2, С-3 и т.д.), не имеющие юридической силы, и что данные документы не подтверждают осуществление хозяйственных операций между проверяемым субъектом и «лжепредпринимательской» структурой, должно приниматься по совокупности полученной (в том числе и при проведении иных проверочных мероприятий, не указанных выше) информации, подтверждающей факт совершения проверяемым субъектом нарушения налогового законодательства.

Таким образом, в рассматриваемых случаях, как правило, необходимо проведение почерковедческой экспертизы. Значительное место среди идентификационных почерковедческих экспертиз занимают исследования подписей. Задача исследования почерка состоит в установлении исполнителя. При решении данной задачи перед экспертом обычно ставятся следующие вопросы: кем из числа определенных лиц исполнен рукописный текст либо его часть; не исполнена ли подпись от имени определенного лица этим же или другим определенным лицом; кем из числа конкретных лиц выполнены цифровые записи; исполнены ли тексты разных документов или разные части одного документа одним лицом; исполнены ли текст документа и подпись в нем одним лицом? Еще одной тонкостью назначения почерковедческой экспертизы является надлежащий процесс отбора сравнительных образцов, которые должны быть предоставлены в распоряжение эксперта. При оценке почерковедческой экспертизы в первую очередь оценивается, насколько правильно были отобраны образцы почерка для эксперта и достаточно ли было графического материала для его категоричных выводов. При назначении экспертизы по идентификации почеркового объекта по копии необходимо учитывать и тот факт, что копии документов могут быть представлены намеренно, с целью скрыть возможность установления экспертом способа его выполнения в оригинале. Поэтому при оспаривании документов в отношении подписей (записей) по копиям необходимо назначение как почерковедческой, так и технической экспертизы документов. При этом техническая экспертиза документов с целью решения задачи о возможности изготовления документа путем монтажа или о выполнении подписей с использованием приемов технического копирования может проводиться самостоятельно, а может быть комплексной.

2. Экспертиза строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, с технической точки зрения может решить вопросы: о капитальности зданий, сооружений; о соответствии требованиям СНиП, ГОСТов и другим нормативным строительным актам для зданий и сооружений; о создании угрозы жизни и здоровью граждан возведенными зданиями, сооружениями. Основными объектами, предоставляемыми на данную экспертизу, выступают: здания, сооружения, их части (строительные объекты); строительное оборудование и материалы; строительно-техническая документация (строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ), исполнительная техническая документация (журналы работ, авторского надзора и др.); участки территории, где расположены строительные объекты; архитектурно-планировочные задания на разработку проектной документации, и т.д. Соответственно предметом рассматриваемой экспертизы являются устанавливаемые на основе специальных знаний в области строительства фактические данные: о принадлежности продукции строительного производства, продукции производства строительных конструкций, изделий и материалов; выполненных (выполняемых) строительных работ определенному классу, роду, типу, виду, группе; о стоимости строительных объектов и выполненных работ; цене объектов недвижимости промышленной, жилищной и градостроительной сферы; о соответствии нормативно-техническим данным продукции строительного производства; продукции производства строительных конструкций, изделий, деталей и материалов; о причинах, условиях, обстоятельствах и механизме аварии, несчастного случая в строительстве; частичной или полной утраты продукцией строительного производства функциональных, эксплуатационных, потребительских, эстетических свойств и свойств безопасности; о соответствии действий лиц — участников события (аварии, несчастного случая в строительстве), а также лиц, ответственных за надлежащее ведение и безопасность условий производственного процесса, специальным правилам; о возможности преобразования строительных объектов и участков земли, функционально связанных с ними, вариантах такого преобразования (реальные разделы домовладений между собственниками; изменение функционального назначения, габаритов, этажности и других характеристик зданий, строений и сооружений).

В то же время исследования, связанные с определением стоимости выполненных работ и использованных строительных материалов, строительного объекта в целом либо отдельной его части, выходят за рамки рассматриваемой экспертизы, определенные ее названием. В связи с этим необходимо иметь в виду, что до проведения экспертизы возможно проведение контрольного обмера выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства) — способа контроля (надзора) путем инструментального обмера (с помощью инструментов, приборов, оборудования), осмотра и сопоставления фактически выполненных объемов работ и израсходованных на их выполнение денежных, материальных и других средств с объемами (сумма, размер), предусмотренными (отраженными) в проектно-сметной документации, договорах строительного подряда, документах бухгалтерского учета и других документах, служащих основанием для получения денежных средств, а также определения соответствия требованиям актов законодательства, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.

При этом (с учетом положений постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 N 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства») при определении завышения стоимости строительства устанавливаются:

  • наличие разрешительной документации, выданной в порядке, установленном законодательством;
  • наличие проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке;
  • наличие документов о проведении подрядных торгов, соответствие порядка их проведения требованиям, установленным законодательством;
  • соответствие расчета договорной цены установленному порядку;
  • наличие договоров подряда на строительство объектов, их соответствие установленным правилам;
  • соответствие условий заключенного договора тендерному предложению победителя торгов, результатам переговоров;
  • соблюдение договорных обязательств;
  • наличие документов, подтверждающих приемку выполненных работ и их стоимость;
  • соответствие выполненных работ требованиям утвержденной проектной документации и техническим нормативным правовым актам;
  • соответствие расчетов стоимости выполненных работ требованиям нормативных правовых актов по ценообразованию в строительстве;
  • соблюдение порядка расчетов за выполненные работы требованиям, установленным законодательством, в том числе уплата процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неотработанных авансов и (или) использованных не по назначению целевых авансов;
  • соответствие объемов и стоимости выполненных на объекте видов (этапов) работ оплаченным (предъявленным к оплате);
  • наличие по данным бухгалтерского учета оприходования и списания материальных ценностей, использованных для выполнения работ, соблюдение нормативов расхода ресурсов;
  • наличие документов, подтверждающих техническую готовность оплаченных работ, этапов (комплексов) работ и объекта строительства в целом;
  • законченность работ по монтажу оборудования;
  • по конструкциям, инструментальный обмер которых затруднен, — соответствие фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии монтажа этих конструкций в проектное положение. Кроме того, используются документы, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая журналы производства работ, акты на скрытые работы, исполнительную документацию.

Оценка заключения эксперта включает: анализ соблюдения порядка подготовки, назначения и проведения экспертизы; сравнение соответствия заключения заданию, поставленным вопросам; определение полноты заключения; оценку научной обоснованности заключения, достоверности выводов, определение их места в системе другой информации по делу. Изучение вводной части дает информацию о личности эксперта (его возраст, уровень профессиональной подготовки, опыт работы и т.д.), о состоянии доставленных на исследование объектов, о месте, времени проведения экспертизы. Анализ исследовательской части заключения позволяет получить сведения об объеме и о характере исследований, о их методике и использованных средствах. Без этих сведений невозможно составить суждение о полноте и объективности экспертизы, об обоснованности выводов, приведенных в заключительной части документа. Наибольшую сложность представляет оценка научной обоснованности методов экспертизы и соответственно ее выводов. Анализируя заключения эксперта, необходимо убедиться, что все материалы, имеющие значение для ответа на поставленные вопросы, были представлены для исследования. Нужно обратить внимание, на все ли вопросы эксперт дал исчерпывающие ответы. Если вопросы поставлены, ответы на них обязательны и эксперт не должен по своему усмотрению вносить в них коррективы или уклоняться от ответа.

При выявлении обстоятельств, дающих основание сомневаться в добросовестности или компетентности эксперта, обоснованности и правильности заключения, может быть назначена дополнительная либо повторная экспертиза. В соответствии с пунктом 48 Положения N 510 дополнительная экспертиза назначается руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем в случае недостаточной ясности или полноты заключения, а также в случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств и поручается тому же или другому эксперту (экспертам), повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту (экспертам).

Таким образом, при производстве повторной или дополнительной экспертизы во вводной части излагаются также сведения о первичных (предшествующих) экспертизах: кем и где они проведены; номер и дата заключения; выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертизы, указанные в решении о ее назначении. При производстве дополнительной экспертизы в исследовательской части заключения может быть сделана ссылка на материалы основной экспертизы, если экспертом использованы результаты проведенных ранее исследований. В исследовательской части заключения повторной экспертизы указываются причины расхождений выводов с результатами предшествующих экспертиз, если таковые имели место (отступление от методики исследования, принятие иных количественных и стоимостных величин, ошибки в расчетах и т.п.).