А есть ли льгота?

Участие Республики Беларусь в Таможенном союзе (далее — ТС), а впоследствии — в созданном Едином экономическом пространстве (далее — ЕЭП) влечет новое международное правовое регулирование отдельных вопросов осуществления хозяйственной деятельности, предполагающее среди прочего корректировку положений национального законодательства и внутренней правоприменительной практики. Один из таких вопросов — порядок предоставления таможенных льгот организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории Республики Беларусь.

Национальное регулирование и наднациональные требования

Несмотря на существование возможности для инвесторов заключать инвестиционные договоры с Республикой Беларусь до второй половины 2009 г., институт инвестиционных договоров в его нынешнем виде был сформирован Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Декрет).

Декрет в первоначальной редакции предполагал, что любое ввозимое на таможенную территорию Республики Беларусь оборудование и запасные части к нему, связанные с реализацией инвестиционного проекта, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин. Для получения данной льготы было необходимо согласование местного исполкома или государственного органа, принявшего решение о заключении инвестиционного договора. Кроме того, по ряду инвестиционных проектов, по которым в отношении инвесторов принимались индивидуальные решения, льгота расширялась: в перечень льготируемых объектов, помимо оборудования, включалось сырье и иные товары, необходимые для реализации инвестиционного проекта. Таким образом, процедура предоставления таможенных льгот носила локальный характер, т.е. вопрос об их предоставлении в любом случае решался внутри страны.

Безусловно, речь идет о существенных льготируемых суммах, и многие инвестиционные проекты привлекательны для инвесторов не в последнюю очередь благодаря возможности сэкономить на таможенных пошлинах. Подавляющее большинство средних и крупных строительных проектов в Беларуси в настоящее время реализуются именно на основании инвестиционных договоров, заключенных в соответствии с Декретом, и все без исключения инвесторы рассчитывают на возможность воспользоваться таможенными льготами.

Став членом ТС, а теперь войдя в ЕЭП, Беларусь оказалась в новой правовой ситуации: государство взяло обязательство перед инвесторами предоставить соответствующие льготы, а перед другими членами ТС — от них отказаться либо как минимум упорядочить. Порядок предоставления таможенных льгот утратил исключительно локальный характер и переместился на межгосударственный уровень.

Отметим, что законодательство ТС не предполагает полного отказа от индивидуальных таможенных льгот, но однозначно требует, чтобы система их предоставления была прозрачной, понятной и к тому же регулируемой на наднациональном уровне. В частности, предполагается, что политика предоставления таможенных льгот является единой или по крайней мере согласованной для всех участников.

Льгота по Решению Комиссии ТС

Основные требования к предоставлению индивидуальных таможенных льгот сформулированы в Решении Комиссии ТС от 27 ноября 2009 года N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее — Решение), п. 7 которого содержит исчерпывающий перечень случаев освобождения от ввозной таможенной пошлины. Каждая из частей подп. 7.1.11 п. 7 Решения, касающегося порядка предоставления таможенных льгот при реализации инвестиционных проектов, нуждается в анализе, что позволит понять возможности и перспективы таких льгот.

Так, от ввозной таможенной пошлины освобождается технологическое оборудование, комплектующие запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для использования исключительно на территории государства — участника ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства — участника ТС согласно законодательству этого государства.

Дает ли Решение достаточную свободу действий белорусской стороне, чтобы она могла и далее применять в необходимом объеме нормы Декрета? На первый взгляд да. Декрет, как и Решение, содержит условие о льготировании именно технологического оборудования и запасных частей к нему. Но возникают два вопроса.

Во-первых, льготируемые товары должны ввозиться в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства. Сегодня это понятие не раскрывается ни в одном национальном нормативном акте, что создает почву для различных трактовок и, следовательно, споров.

Белорусской стороне, конечно, хотелось бы, чтобы все виды деятельности, в отношении которых заключаются инвестиционные договоры, включая строительство гостиниц, гипермаркетов, отелей, жилых комплексов, логистических центров и т.п., рассматривались как приоритетные. Однако убедить в правомерности такого подхода партнеров по ТС (ЕЭП) может быть сложной задачей.

Во-вторых, часть третья подп. 7.1.11 п. 7 Решения устанавливает специальный порядок контроля за предоставлением льгот по инвестиционным проектам: в ведение Комиссии ТС входит составление и обновление на основании предложений государств — участников ТС перечня инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота; ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему; перечня сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), производителей, годового объема производства и потребления), а также определение порядка контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов. Следовательно, у Республики Беларусь существует обязательство направлять предложения в Комиссию ТС применительно к инвестиционным проектам, по которым предоставляются таможенные льготы.

Согласно части второй подп. 7.1.11 п. 7 Решения льгота предоставляется в отношении сырья и (или) материалов, если они не производятся (либо производятся в недостаточном для реализации инвестиционного проекта количестве) в государствах — участниках ТС или если производимые сырье и (или) материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.

Как видим, возможность предоставления льготы не ставится в зависимость только от приоритетности инвестиционного проекта и его попадания в список Комиссии ТС. Для получения льготы необходимо доказать исключительность ввозимых сырья и материалов. Как это сделать — неизвестно, особенно с учетом территориального и производственного масштаба наших коллег по ТС (ЕЭП). Нельзя исключить, что производители России и Казахстана попытаются использовать данную норму и буквально навяжут свою продукцию белорусским покупателям. Указаний, как действовать в таких ситуациях, ни законодательство ТС, ни законодательство ЕЭП не содержит. Нет сегодня и единого информационного ресурса, который позволил бы сориентироваться в том, какие сырье и материалы производятся на территории ТС. Причем, как было указано выше, право на льготу (вне зависимости от страны производства и технических характеристик ввозимых сырья и материалов) было дано отдельным инвесторам на основании индивидуальных решений.

Наконец, нельзя забывать о существующей в Беларуси практике принятия актов для служебного пользования, в том числе определяющих условия реализации крупных инвестиционных проектов. Поскольку данные акты — закрытые, возникает вопрос, будет ли ознакомлена Комиссия ТС с предоставленными на их основании льготами.

Временный карт-бланш

Решение Комиссии ТС от 15 июля 2011 года N 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» вступило в силу 18 августа 2011 г. Согласно данному Решению до установления Комиссией ТС порядка применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин по категориям товаров, определенным подп. 7.1.11 п. 7 Решения, указанная тарифная льгота применяется в порядке, действующем в государстве — члене ТС.

Поскольку до настоящего времени конкретный порядок освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин на уровне ТС не определен, можно сделать вывод, что существует определенный временный карт-бланш на получение инвесторами таможенных льгот в порядке, предусмотренном Декретом.

В то же время по-прежнему действует подп. 7.1.11 п. 7 Решения, а значит, предоставление льгот после утверждения Комиссией ТС специального порядка будет осуществляться на условиях, описанных выше (а не на условиях национального законодательства). Более того, как было сказано ранее, уже сейчас льготы существуют только в отношении товаров, ввозимых для реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства — участника ТС, а такая их классификация в белорусском законодательстве отсутствует.

Об определенной неготовности белорусской стороны к упорядочиванию предоставления таможенных льгот в новой правовой ситуации говорит следующий пример. По Решению без необходимости любого рода внешних согласований, а лишь при условии представления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению чемпионата мира по хоккею, содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые их ввозят, льготируется ввоз таких товаров (за исключением подакцизных) в целях подготовки к проведению в Минске упомянутого чемпионата в 2014 г.

В определенный период в Беларуси складывалась парадоксальная практика заключения инвестиционных договоров, когда инвестиционные проекты предлагалось заявлять в качестве связанных с чемпионатом, даже если планировалось строительство таких объектов, как жилье, многофункциональные комплексы или иные, мало похожие на спортивные, объекты. Решение, безусловно, оригинальное, но не универсальное: все-таки сложно объяснить связь строительства подавляющего большинства объектов с проведением в Минске чемпионата мира по хоккею, да и далеко не все объекты могут быть построены до 2014 г. включительно.

Более универсальным решением можно назвать внесение изменений в Декрет в июне 2011 г. Тогда многие юристы писали о существенном расширении перечня льгот, предоставляемых инвесторам, и были, безусловно, правы: он действительно расширился. Но мало кто обратил внимание на один малозаметный, но существенный момент, касающийся порядка предоставления таможенных льгот. По нынешней редакции Декрета по-прежнему льготируются в части уплаты таможенных пошлин ввозимое на территорию Республики Беларусь технологическое оборудование и запасные части к нему, но только с учетом международных обязательств Республики Беларусь. Это означает, что в случае если та или иная льгота будет предоставляться вразрез с требованиями законодательства ТС (ЕЭП), государство фактически снимает с себя ответственность за несоответствие льготы международным обязательствам как участника ТС (ЕЭП).

Таким образом, белорусская система предоставления инвесторам индивидуальных таможенных льгот вступает в определенный конфликт с международным законодательством ТС (ЕЭП). Следовательно, инвесторам следует внимательно следить за развитием ситуации, особенно за утверждением специального порядка применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин товаров, ввозимых для реализации инвестиционных проектов, и при первых признаках ее изменения просчитать риски, возникающие в случае возможных затруднений с предоставлением таможенных льгот.