Административная ответственность за незаконный ввоз лиц в Республику Беларусь и необходимость введения ее в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Законом Республики Беларусь от 10.01.2015 N 242-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности», вступившим в силу 23 июля 2015 г., внесен ряд изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

В том числе по инициативе Государственного пограничного комитета Республики Беларусь была введена административная ответственность за незаконный ввоз лиц в Республику Беларусь, предусмотренная статьей 23.87 КоАП. Это было обусловлено как складывающейся миграционной обстановкой, следующими через Республику Беларусь транзитными потоками, так и принятыми нашим государством международными обязательствами.

Так, Законом Республики Беларусь от 03.05.2003 N 196-З «О ратификации Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» был ратифицирован Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят в г. Палермо 15.11.2000) (далее — Протокол), подписанный Республикой Беларусь 14 декабря 2000 г.

В пунктах 1 — 3 статьи 11 Протокола предусмотрена возможность государств-участников устанавливать:

  • меры пограничного контроля, которые могут потребоваться для предупреждения и выявления незаконного ввоза мигрантов;
  • законодательные или другие надлежащие меры для предупреждения использования транспортных средств, эксплуатируемых коммерческими перевозчиками, при совершении преступления, связанного с незаконным ввозом мигрантов;
  • обязательства для коммерческих перевозчиков, в том числе любой транспортной компании или владельца, или оператора любых транспортных средств, убедиться в том, что все пассажиры имеют документы на въезд / выезд, необходимые для въезда в принимающее государство.

Кроме того, пункт 4 статьи 11 Протокола позволяет государствам-участникам принимать необходимые меры в соответствии со своим внутренним законодательством, с тем чтобы предусмотреть санкции за нарушение вышеуказанных обязательств перевозчиками.

В свою очередь, обязанность перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров авиационным транспортом, по возвращению иностранных граждан, в отношении которых компетентными органами принято решение о непропуске их через границу, закреплена в Конвенции Международной организации гражданской авиации «О международной гражданской авиации» (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (далее — Конвенция «О международной гражданской авиации»), к которой Республика Беларусь присоединилась согласно постановлению Верховного Совета Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2022-XII «О присоединении Республики Беларусь к Чикагской конвенции о Международной гражданской авиации».

Механизм возврата иностранцев, не пропущенных через границу, изложен в главе 5 приложения 9 к Конвенции «О международной гражданской авиации» (далее — приложение).

При этом в соответствии с пунктом 5.14 приложения договаривающиеся государства не налагают на эксплуатантов воздушных судов штраф в том случае, если прибывающие и транзитные лица оказались без надлежащих документов, а эксплуатанты могут доказать, что они приняли достаточные меры для обеспечения того, чтобы эти лица выполнили требования, предъявляемые к документам для въезда в принимающее государство.

Пункт 5.15 приложения носит рекомендательный характер: в тех случаях, когда эксплуатанты сотрудничают с государственными полномочными органами, например, в соответствии с меморандумами о взаимопонимании, которые заключаются между соответствующими сторонами, в принятии мер по недопущению перевозки лиц без права на въезд, и это сотрудничество удовлетворяет данные органы, договаривающимся государствам следует смягчать штрафы и санкции, которые могли бы применяться в противном случае при доставке таких лиц на их территорию.

Кроме того, при принятии решения о введении в КоАП ответственности за незаконный ввоз лиц в Республику Беларусь учитывался опыт иных государств.

В частности, такие нормы прописаны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 18.14), Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях (статья 515), Законе Украины от 10.01.2002 N 2920-III «Об ответственности перевозчиков во время осуществления международных пассажирских перевозок».

В Европейском союзе обязанность перевозчиков удостовериться в наличии у пассажира документов, необходимых для въезда на территорию государства — участника Шенгенского договора, изложена в статье 26 Конвенции о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 года между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (заключена в г. Шенгене 19.06.1990) (далее — Конвенция о применении Шенгенского соглашения). При этом в соответствии с Директивой Совета 2001/51/EC от 28.06.2001, дополняющей положения статьи 26 Конвенции о применении Шенгенского соглашения, государства обязаны назначать транспортным операторам санкции за невыполнение указанных требований.

В Республике Беларусь обязанность перевозчика до начала международной перевозки пассажиров морским, внутренним водным, автомобильным и воздушным транспортом убедиться в том, что пассажиры имеют документы, необходимые для въезда в Республику Беларусь, изложена в абзаце 2 части 2 статьи 45 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь».

Аналогичные обязанности перевозчика также изложены в абзаце 7 части 1 статьи 32 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», пункте 2 части 1 статьи 146 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь, абзаце 10 части 1 статьи 106 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь и части 3 статьи 99 Воздушного кодекса Республики Беларусь (далее — ВзК).

Общим объектом правонарушения, предусмотренного статьей 23.87 КоАП, выступают отношения в сфере обеспечения пограничной безопасности, непосредственным — отношения, регулирующие порядок международных перевозок пассажиров.

Объективная сторона состава правонарушения, изложенного в части 1 статьи 23.87 КоАП, заключается в фактическом доставлении перевозчиком внутренним водным, морским или автомобильным транспортом через Государственную границу в Республику Беларусь физического лица, у которого отсутствуют документы, необходимые для въезда в Республику Беларусь.

В свою очередь, административная ответственность по части 2 статьи 23.87 КоАП наступает за совершение перевозчиком, осуществляющим перевозку пассажиров воздушным транспортом, следующих альтернативных действий:

доставление на территорию Республики Беларусь физического лица, не имеющего документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь;

доставление на территорию Республики Беларусь физического лица, в отношении которого до начала перевозки перевозчик уведомлен об отказе ему во въезде в Республику Беларусь;

неисполнение обязанности по передаче персональных данных пассажиров в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, повлекшее доставление на территорию Республики Беларусь физического лица, которому отказано во въезде в Республику Беларусь.

Правовые основания предоставления персональных данных пассажиров воздушных судов и иной информации о перевозке пассажиров изложены в статье 78-1 ВзК и детализированы Положением о порядке создания и ведения автоматизированной информационной системы персональных данных пассажиров воздушных судов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2015 N 593.

Субъективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения выражается в форме умысла либо неосторожности.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 23.87 КоАП, являются индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. По части 2 статьи 23.87 КоАП субъектом выступает только юридическое лицо.

В соответствии с определением, изложенным в абзаце 11 статьи 1.3 КоАП, под физическим лицом, если иное не установлено КоАП, понимается гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Вместе с тем ввоз без документов в Республику Беларусь гражданина Республики Беларусь не может служить основанием для привлечения перевозчика к административной ответственности по статье 23.87 КоАП. Это обусловлено гарантиями для граждан Республики Беларусь беспрепятственно, без каких-либо ограничений, возвращаться в Республику Беларусь, изложенными в статье 30 Конституции Республики Беларусь и статье 3 Закона Республики Беларусь от 20.09.2009 N 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

В соответствии с положениями статей 1 и 27 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», а также пункта 4 Визовых правил Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2010 N 1065, документами, необходимыми для въезда в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, являются:

  • действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией;
  • виза, если Республикой Беларусь с государством гражданской принадлежности иностранного гражданина или лица без гражданства не установлен безвизовый режим;
  • действительный вид на жительство в Республике Беларусь.