Административная ответственность за правонарушения в области страхования

Страховой рынок является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Уровень его развития и совершенства определяется степенью развития и благосостояния общества. Функционирование страхового рынка строится на основополагающих принципах, таких как демонополизация страховой деятельности, конкуренция страховых организаций, свобода выбора для страхователей условий предоставления страховых услуг, форм и объектов страховой защиты и др. При этом важную роль играет законодательство о страховании, призванное обеспечить законность и правомерность осуществления страховых операций по защите страховых интересов страхователей.

Одной из составляющих законодательства о страховании является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), а также иные акты законодательства, издаваемые в соответствии с ним.

По мнению специалистов, административные проступки в области страхования не обладают такой степенью общественной опасности, как уголовно наказуемые деяния (преступления), однако, как показывает опыт, причиняют определенный (иногда весьма существенный) вред общественным отношениям. Согласно статистическим данным рост количества административных правонарушений ведет к возникновению проблем их правильной квалификации, отграничения административных проступков от преступлений. Как свидетельствует практика, при расследовании и рассмотрении дел об административных правонарушениях уполномоченные на то судьи и должностные лица государственных органов иногда допускают ошибки, что приводит к неправильной квалификации деяний и необоснованному привлечению лиц, подозреваемых в их совершении, к административной ответственности.

Зачастую причиной несоблюдения основополагающего принципа права — законности — является незнание участниками страховых отношений норм административного законодательства и соответственно непонимание того, что за правонарушениями в области страхования последует ответственность.

Правовое регулирование страховой деятельности

В настоящее время осуществление страховой деятельности регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК);
  • Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности», которым утверждено Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь;
  • иными актами законодательства и отдельными положениями ряда законов Республики Беларусь по вопросам страхования.

Особого внимания заслуживает Закон Республики Беларусь от 26.12.2007 N 300-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь по вопросам страхования». Наиболее существенные изменения и дополнения этим Законом внесены в ГК, Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь, Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, КоАП, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) и др.

Понятие и признаки административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.1 КоАП административным правонарушением может быть деяние в виде:

  1. оконченного административного правонарушения;
  2. покушения на административное правонарушение.

Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния. Вместе с тем административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (статья 2.2 КоАП).

Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. При этом административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП (статья 2.3 КоАП).

Как и любые другие правонарушения, административные правонарушения являются деяниями, то есть совершаются путем действия или бездействия. Понятием деяния охватываются как действие (бездействие), так и вредные последствия.

Административное правонарушение характеризуется рядом признаков, таких как:

  • общественная опасность;
  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость.

Общественная опасность означает, что любой административный проступок в отношении тех или иные общественных отношений причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т.д. Общественная опасность деяния зависит от многих признаков: места, времени, способа совершения административного проступка, размеров ущерба, степени и формы вины и др.

С учетом степени общественной опасности решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений. Для этого используются следующие признаки: наличие тяжких последствий; возможность наступления таковых; размер материального ущерба; неоднократность совершения правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой.

Ряд статей КоАП содержит гипотезу (диспозицию) и санкцию правовой нормы, но чаще всего применяется отсылочная формулировка, например «нарушение установленного порядка» (затем указывается, какого порядка), и санкция.

Виновность означает психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному деянию (действию или бездействию), а также к наступившим последствиям.

Здесь следует обратить внимание на один из основополагающих правовых принципов — принцип презумпции невиновности. Согласно презумпции невиновности (статья 26 Конституции Республики Беларусь) никто не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения и привлечен к административной ответственности до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законодательством порядке.

Наказуемость означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административная ответственность.

Тот факт, что за совершение административного правонарушения законодатель предусмотрел административную ответственность, не исключает возможность применения к лицам, совершившим такое деяние, дисциплинарной ответственности, если на них распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Общие условия привлечения к административной ответственности

Для привлечения лица к административной ответственности нужно установить, что в совершенных им деяниях имеется состав административного правонарушения. Лицо может быть признано виновным и подлежащим административной ответственности только при наличии в его деяниях всех необходимых субъективных и объективных признаков состава административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения, будучи закрепленными нормами права, образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Состав административного правонарушения содержит четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом административного правонарушения является то, на что направлено и на что посягает правонарушение, совершенное конкретным лицом. Любое административное правонарушение прямо или косвенно посягает на общественные отношения, которые охраняются административным законодательством. Отсюда следует, что посягательство на конкретный объект всегда связано с нарушением административно-правовой нормы.

В теории права различают общий, родовой и непосредственный объекты административного правонарушения. Общим объектом в составе административного правонарушения в области страхования являются общественные отношения в сфере управленческой деятельности, регулируемые нормами административного права (в ряде случаев банковского, финансового, налогового, таможенного, трудового и др.). Родовым объектом состава административного правонарушения является совокупность близких между собой общественных отношений в области страхования. Непосредственным объектом состава административного правонарушения являются конкретные общественные отношения в области страхования. Установление непосредственного объекта каждого административного правонарушения является необходимым условием правильной квалификации совершенного деяния.

Для правильной квалификации совершенного административного правонарушения в отдельных случаях необходимо отличать предмет правонарушения от непосредственного объекта посягательства. К примеру, при нарушении порядка осуществления страховой деятельности в виде осуществления страховых выплат, определения страховых взносов (части 7 и 8 статьи 11.64 КоАП) предметом правонарушения являются денежные средства. Однако непосредственный объект этого административного правонарушения — общественные отношения в области страхования, связанные с порядком осуществления страховых выплат, определения страховых взносов.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, а также в наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

В ряде составов административных правонарушений в качестве необходимой части объективной стороны указывается время (срок) совершения административного проступка (например, нарушение срока обращения в страховую организацию для внесения изменений и (или) дополнений в договор обязательного страхования (часть 4 статьи 11.65 КоАП)).

В составах административных правонарушений в области страхования характеристика объективной стороны правонарушения исчерпывается совершением определенного действия или бездействием.

Субъектом состава административного правонарушения в области страхования является лицо, обладающее административной деликтоспособностью, то есть лицо, которое в соответствии с административно-деликтным законодательством может быть привлечено за совершение правонарушения к административной ответственности. Субъектом состава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста (за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.3 КоАП).

К специальным субъектам состава административного правонарушения относятся военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (статья 4.7 КоАП), индивидуальные предприниматели и юридические лица (статья 4.8 КоАП).

Здесь следует обратить внимание на три принципиальных положения привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленных статьей 4.8 КоАП.

1. Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП.

2. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица.

3. Привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Кроме того, статьей 4.8 КоАП определено юридическое лицо, привлекаемое к ответственности за совершенное административное правонарушение:

  • вновь возникшее юридическое лицо — при слиянии нескольких юридических лиц;
  • присоединенное юридическое лицо — при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу;
  • юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам и имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение, — при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц;
  • вновь возникшее юридическое лицо — при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает: вину нарушителя; мотивы, которыми руководствовался субъект; цели, которые он преследовал.

Согласно статье 3.1 КоАП вина — это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (статья 3.5 КоАП).

Мотив — это побуждения, которыми руководствовалось лицо при совершении административного правонарушения. В отдельных случаях мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследовал. К примеру, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 23.1 КоАП, требует наличия такой цели, как неисполнение предписания об устранении нарушений законодательства в области страхования.

Общая характеристика административных правонарушений в области страхования

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время административные правонарушения в области страхования, в отличие от административных правонарушений в иных сферах управленческой деятельности (банковской, финансовой, налоговой, таможенной и др.), не выделены в отдельную главу КоАП. Так, большинство из них изложено в главе 11 КоАП, а отдельные нормы — в главах 12, 18 и 23 КоАП. Перечислим упомянутые административные правонарушения в порядке их расположения в КоАП:

  • нарушение установленного порядка формирования, инвестирования, размещения и использования страховых резервов, гарантийных фондов, фондов предупредительных (превентивных) мероприятий либо несоздание таких резервов и фондов (статья 11.21);
  • нарушение порядка осуществления страховой деятельности (статья 11.64);
  • невыполнение требований о заключении договора обязательного страхования либо нарушение срока обращения за внесением в него изменений и (или) дополнений (статья 11.65);
  • нарушение установленного порядка осуществления посреднической деятельности в области страхования (статья 11.66);
  • осуществление незаконной страховой деятельности (статья 12.39);
  • эксплуатация или выпуск в эксплуатацию транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (статья 18.20);
  • неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления об устранении нарушения (статья 23.1);
  • прием на работу без документов (статья 23.15);
  • нарушение установленного порядка создания страховыми организациями и страховыми брокерами обособленных подразделений, а также организаций за пределами Республики Беларусь для осуществления деятельности в области страхования либо приобретения долей в уставных фондах (акций) таких организаций (статья 23.75);
  • нарушение сроков представления либо непредставление бухгалтерской, статистической отчетности, а также ее недостоверная публикация (статья 23.76).

Анализ вышеназванных статей КоАП позволяет характеризовать их следующим образом.

Родовым объектом рассматриваемых административных правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений в области страхования.

С объективной стороны административные правонарушения этой группы совершаются путем действия (статья 12.39) либо бездействия (часть 2 статьи 23.1).

При этом часть административных правонарушений рассматриваемой группы относятся к правонарушениям с формальным составом (статья 11.21), а часть — к правонарушениям с материальным составом (статья 11.64).

В одних составах в качестве обязательного признака названо время совершения административного правонарушения (статья 23.76), в других — совершение противоправных действий повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (часть 2 статьи 23.15).

Субъектами административных правонарушений в области страхования являются вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, страховые агенты, страховые брокеры, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Перечень административных правонарушений в области страхования

Для удобства восприятия полный перечень предусмотренных сегодня КоАП видов административных правонарушений в области страхования, государственных органов, должностные лица которых имеют право составлять по ним протоколы, а также судов и государственных органов, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, оформлен в виде таблицы.

                                   Виды административных правонарушений в области страхования
         Статья КоАП        Состав    Административные взыскания, наложенные   Должностные

лица,

уполномоченные

составлять

протоколы об

административных

правонарушениях

(ст. 3.30

ПИКоАП)

 Судьи, органы,

уполномоченные

рассматривать

дела об

административных

правонарушениях

(ст. 3.2, 3.6,

3.7, 3.11 —

3.13, 3.15,

3.17, 3.20,

3.24, 3.25

ПИКоАП)

  N     Название Часть на физическое

лицо

      на

индивидуального

предпринимателя

     на

юридическое

лицо

   основное

(штраф)

   основное

(штраф)

  основное

(штраф)

  1         2   3          4       5        6       7        8        9
11.21 Нарушение

установленного

порядка

формирования,

инвестирования,

размещения и

использования

страховых

резервов,

гарантийных

фондов, фондов

предупредительных

(превентивных)

мероприятий

либо несоздание

таких резервов и

фондов

  Несоблюдение

страховыми

организациями

установленного

порядка

формирования,

инвестирования,

размещения и

использования

страховых резервов,

формирования,

использования и

размещения

гарантийных фондов,

формирования и

использования фондов

предупредительных

(превентивных)

мероприятий, а равно

несоздание таких

резервов и фондов

От 10 до 20

базовых

величин

(далее — БВ)

       — От 300 до 500

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

11.64 Нарушение порядка

осуществления

страховой

деятельности

1 Деятельность

страховой

организации, которая

не соответствует

предмету

деятельности

страховщика

      —        — В 2-кратном

размере

полученного

дохода от

осуществления

такой

деятельности

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

2 Превышение страховой

организацией

установленных

законодательством

нормативов

ответственности по

договорам

добровольного

страхования

(сострахования,

перестрахования),

не относящимся к

страхованию жизни

      —        — От 200 до 500

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

3 Превышение страховой

организацией

установленного

законодательством

норматива расходов

на ведение дела

      —        — В размере

суммы его

превышения

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

4 Отсутствие у

страховой

организации на

счетах в банках

Республики Беларусь

суммы денежных

средств,

соответствующей

минимальному размеру

уставного фонда,

установленному

Президентом

Республики Беларусь

      —        — От 200 до 500

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

5 Незаконный отказ

страховой

организации от

заключения договора

обязательного

страхования

От 10 до 20 БВ        — От 100 до 300

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

6 Нарушение страховой

организацией

определенного

законодательством

порядка учета,

хранения,

заполнения,

использования и

выписки страховых

полисов

(свидетельств,

сертификатов) либо

квитанций

От 10 до 20 БВ        — От 100 до 200

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

7 Нарушение страховой

организацией

установленных

законодательством

или правилами

страхования порядка

или условий

страхования

(сострахования,

перестрахования),

осуществления

страховых выплат,

определения

страховых взносов

      —        — От 200 до 500

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

8 Совершение страховой

организацией иных,

чем предусмотрено в

КоАП,

нарушений

законодательства или

правил страхования в

связи со

страхованием

(сострахованием,

перестрахованием),

осуществлением

страховых выплат,

определением

страховых взносов

      —        — От 200 до 500

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

11.65 Невыполнение

требований о

заключении

договора

обязательного

страхования либо

нарушение срока

обращения за

внесением в него

изменений и (или)

дополнений

1 Осуществление

перевозок без

заключения договора

обязательного

страхования

гражданской

ответственности

перевозчика перед

пассажирами

      — От 50 до 150 БВ От 50 до 300

БВ

Должностные лица

областных и

Мингорисполкома,

органов

Минтранса,

органов Комитета

госконтроля

Судьи

хозяйственного

суда

 

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минтранса

2 Осуществление

юридическим лицом,

основным видом

деятельности

которого является

выращивание

(производство)

сельскохозяйственных

культур, скота и

птицы либо

обособленное

подразделение

которого

осуществляет

выращивание

(производство)

сельскохозяйственных

культур, скота и

птицы и имеет

обособленный баланс

и текущий

(расчетный) или иной

банковский счет в

части этой

деятельности, без

заключения договора

обязательного

страхования с

государственной

поддержкой урожая

сельскохозяйственных

культур, скота и

птицы в порядке и

случаях,

установленных

Президентом

Республики Беларусь,

деятельности по

выращиванию

(производству)

сельскохозяйственной

продукции

От 10 до 20 БВ        — От 50 до 100

БВ

Должностные лица

областных и

Мингорисполкома,

органов Комитета

госконтроля,

органов

Минсельхозпрода

Судьи

хозяйственного

суда

 

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы

Минсельхозпрода

3 Осуществление

юридическим лицом

либо индивидуальным

предпринимателем

долевого

строительства

многоквартирных

жилых домов за счет

денежных средств

граждан, включая

индивидуальных

предпринимателей, и

юридических лиц без

заключения договора

обязательного

страхования

ответственности за

неисполнение

обязательств по

договорам создания

объектов долевого

строительства

От 10 до 20 БВ От 75 до 100 БВ От 75 до 100

БВ

Должностные лица

областных и

Мингорисполкома,

органов Комитета

госконтроля

Судьи

хозяйственного

суда

 

Органы Комитета

госконтроля

4 Нарушение

юридическим лицом

либо индивидуальным

предпринимателем,

осуществляющими

указанное в части 3

статьи  11.65

долевое

строительство, срока

обращения в

страховую

организацию для

внесения изменений и

(или) дополнений в

договор

обязательного

страхования

ответственности за

неисполнение

обязательств по

договорам создания

объектов долевого

строительства в

части продления

срока исполнения

юридическим лицом

или индивидуальным

предпринимателем

обязательств перед

гражданами, включая

индивидуальных

предпринимателей,

либо юридическими

лицами по передаче

объекта долевого

строительства или в

части увеличения

стоимости этого

строительства

От 15 до 20 БВ От 15 до 20 БВ От 15 до 20

БВ

Должностные лица

областных и

Мингорисполкома,

органов Комитета

госконтроля

Судьи

хозяйственного

суда

 

Органы Комитета

госконтроля

11.66 Нарушение

установленного

порядка

осуществления

посреднической

деятельности в

области

страхования

1 Несоблюдение

страховыми агентами,

страховыми брокерами

порядка

осуществления

посреднической

деятельности

От 10 до 20 БВ        — От 200 до 500

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

2 Посредническая

деятельность,

связанная с

заключением на

территории

Республики Беларусь

договоров

страхования от имени

страховых

организаций,

созданных за

пределами Республики

Беларусь

В 2-кратном

размере

полученного

дохода

       —       — Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

налоговых

органов

Органы Комитета

госконтроля

 

Налоговые органы

12.39 Осуществление

незаконной

страховой

деятельности

1 Деятельность

страховых

организаций,

страховых брокеров,

осуществляемая без

специального

разрешения

(лицензии)

      —        — В 2-кратном

размере

полученного

дохода

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

2 Страховая

деятельность на

территории

Республики Беларусь

страховых

организаций,

страховых брокеров,

созданных за

пределами Республики

Беларусь, без

государственной

регистрации в

Министерстве

финансов Республики

Беларусь и получения

специального

разрешения

(лицензии) на

страховую

деятельность

      —        — В 2-кратном

размере

полученного

дохода

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

налоговых

органов

Органы Комитета

госконтроля

 

Налоговые органы

18.20 Эксплуатация или

выпуск в

эксплуатацию

транспортного

средства без

договора

обязательного

страхования

гражданской

ответственности

владельцев

транспортных

средств

средств

1 Эксплуатация в

дорожном движении

транспортного

средства без

заключения его

владельцем договора

обязательного

страхования

гражданской

ответственности

владельцев

транспортных средств

5 БВ 15 БВ 15 БВ Должностные лица

органов

внутренних дел,

органов

Минтранса,

таможенных

органов,

пограничных

войск

Судьи районного

(городского)

суда

 

Органы

внутренних дел

 

Пограничные

войска

 

Таможенные

органы

 

Органы Минтранса

2 Эксплуатация в

дорожном движении

транспортного

средства без

договора

обязательного

страхования

гражданской

ответственности

владельцев

транспортных средств

в случае совершения

дорожно-

транспортного

происшествия лицом,

уполномоченным

управлять этим

средством

10 БВ 25 БВ 25 БВ Должностные лица

органов

внутренних дел,

органов

Минтранса,

пограничных

войск

Судьи районного

(городского)

суда

 

Органы

внутренних дел

 

Пограничные

войска

 

Органы Минтранса

3 Выпуск в

эксплуатацию

транспортных средств

без договора

обязательного

страхования

гражданской

ответственности

владельцев

транспортных

средств, совершенный

владельцами этих

средств или

ответственными за их

эксплуатацию

должностными лицами

владельцев

транспортных средств

От 4 до 25 БВ        —       — Должностные лица

органов

внутренних дел,

органов

Минтранса,

органов

Минобороны

Судьи районного

(городского)

суда

 

Органы

внутренних дел

 

Органы Минтранса

4 Эксплуатация в

Республике Беларусь

транспортного

средства,

зарегистрированного

за ее пределами,

без договора

обязательного

страхования

гражданской

ответственности

владельцев

транспортных

средств, имеющего

силу на территории

Республики Беларусь

В размере,

эквивалентном

200 долларам

США

       —       — Должностные лица

органов

внутренних дел,

органов

Минтранса,

таможенных

органов,

пограничных

войск

Судьи районного

(городского)

суда

 

Органы

внутренних дел

 

Пограничные

войска

 

Таможенные

органы

 

Органы Минтранса

23.1 Неисполнение

выраженного в

установленной

законодательством

форме требования,

предписания либо

представления об

устранении

нарушения

1 Неисполнение,

ненадлежащее или

несвоевременное

исполнение

выраженного в

установленной

законодательством

форме требования

должностного лица,

осуществляющего

государственный

контроль и надзор,

предписания органа

государственной

безопасности,

представления органа

государственной

охраны либо

непринятие мер к

устранению указанных

в них нарушений

Предупреждение

или штраф

в размере

до 20 БВ

       —       — Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов

Минприроды,

органов

гостехнадзора,

органов

Минсельхозпрода,

органов

госбезопасности

Судьи районного

(городского)

суда

 

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы

Минприроды

 

Органы

госбезопасности

2 Неисполнение

страховой

организацией,

страховым брокером

предписания

Министерства

финансов Республики

Беларусь

об устранении

установленных

нарушений

законодательства в

области страхования

От 10 до 20 БВ        — От 300 до 500

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

23.15 Прием на работу

без документов

1 Прием на работу без

документов,

подлежащих

обязательному

предъявлению при

заключении трудового

договора

До 5 БВ        —       — Должностные лица

органов

внутренних дел

Судьи районного

(городского)

суда

2 То же действие,

совершенное повторно

в течение одного

года после наложения

административного

взыскания за такое

же нарушение

До 10 БВ        —       — Должностные лица

органов

внутренних дел

Судьи районного

(городского)

суда

3 Заключение трудовых

договоров с

руководителем, его

заместителями и

главным бухгалтером

страховой

организации,

страхового брокера,

а равно с

руководителями

обособленных

подразделений

страховых

организаций,

страховых брокеров

без подтверждения в

установленном

порядке их

профессиональной

пригодности

От 10 до 20 БВ        —       — Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

23.75 Нарушение

установленного

порядка создания

страховыми

организациями и

страховыми

брокерами

обособленных

подразделений, а

также организаций

за пределами

Республики

Беларусь для

осуществления

деятельности в

области

страхования либо

приобретения

долей в уставных

фондах (акций)

таких организаций

  Создание белорусской

страховой

организацией или

белорусским

страховым брокером

без получения

разрешения

Министерства

финансов Республики

Беларусь

обособленных

подразделений, в том

числе за пределами

Республики Беларусь,

а также участие

белорусской

страховой

организации или

белорусского

страхового брокера

без получения

разрешения

Министерства

финансов Республики

Беларусь в создании

организаций за

пределами Республики

Беларусь для

осуществления

деятельности в

области страхования,

включая страховых

брокеров, либо

приобретение долей

в уставных фондах

(акций) таких

организаций

      —        — От 300 до 500

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина

23.76 Нарушение сроков

представления

либо

непредставление

бухгалтерской,

статистической

отчетности, а

также ее

недостоверная

публикация

  Представление в

Министерство

финансов Республики

Беларусь страховой

организацией,

страховым брокером

бухгалтерской,

статистической

отчетности с

нарушением сроков,

установленных

законодательством,

либо ее

непредставление, а

также недостоверная

публикация этой

отчетности

      —        — От 100 до 200

БВ

Должностные лица

органов Комитета

госконтроля,

органов Минфина

Органы Комитета

госконтроля

 

Органы Минфина