Альтернативные лишению свободы виды наказания при осуждении подростков

Уголовная ответственность как способ реакции государства на преступное поведение направлена на снижение преступности. Достигается это в первую очередь многообразием форм уголовной ответственности. В то же время в отношении несовершеннолетних суды существенно ограничены в выборе вида и меры наказания, что связано с необходимостью их повышенной правовой защиты, обусловленной возрастными особенностями.

В настоящей статье разбираются 3 вида наказаний (общественные работы, штраф и исправительные работы), которые суды могут назначать совершившим уголовно наказуемые деяния подросткам.

Общественные работы.

Данный вид наказания заключается в принудительном привлечении подростка в свободное от работы или учебы время к бесплатному труду в пользу общества. Он не требует специальной подготовки или квалификации и должен быть посильным для подростка. Срок отбывания общественных работ исчисляется часами. Продолжительность общественных работ для лиц, не достигших 18-летнего возраста, устанавливается в пределах от 30 до 180 часов, тогда как для лиц, достигших совершеннолетия, этот диапазон значительно шире — от 60 до 240 часов. В соответствии со ст. 110 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) запрещено назначать общественные работы осужденному, не достигшему 16-летнего возраста ко дню постановления приговора. Объекты, на которых будет привлекаться к труду подросток, определяются местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства подростка. Статьей 23 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК) установлен 15-дневный срок, не позднее которого подросток должен быть привлечен к труду после поступления в уголовно-исполнительную инспекцию распоряжения суда об исполнении приговора. После поступления приговора уголовно-исполнительная инспекция должна разъяснить подростку порядок и условия отбывания наказания, определить вид общественных работ. Когда несовершеннолетний приступит к отбыванию общественных работ, то уголовно-исполнительная инспекция контролирует его поведение, ведет суммарный учет отработанного времени, проводит первоначальные мероприятия по доставке подростка в случае неявки для отбывания наказания.

Согласно ч. 3, 4 ст. 25 УИК время общественных работ, отбываемых несовершеннолетним осужденным, не может превышать трех часов в дни, когда осужденный не обучается или не занят на основной работе, а в рабочие дни, дни проведения учебных занятий (занятий) — двух часов, но не более трех дней в неделю. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному отработать в течение недели меньшее количество часов.

Следует отметить, что при отбывании общественных работ несовершеннолетние должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организаций, в которых они работают, добросовестно относиться к труду, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию и другие службы территориального органа внутренних дел для проведения бесед, посещать воспитательные мероприятия, а также давать письменные объяснения по вопросам, связанным с отбыванием наказания, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Каникулы на протяжении учебного года не приостанавливают исполнения наказания в виде общественных работ.

Основанием для приостановления общественных работ может служить социальный отпуск в связи с получением образования, а также по уважительным причинам личного и семейного характера.

Администрация организации по месту отбывания подростком общественных работ осуществляет контроль за выполнением им определенных для него работ, ежемесячно представляет в уголовно-исполнительную инспекцию сведения о количестве отбытых несовершеннолетним часов, уведомляет уголовно-исполнительную инспекцию о нарушении осужденным порядка и условий отбывания наказания.

Среди нарушений порядка и условий отбывания подростком наказания в виде общественных работ ст. 27 УИК выделяет:

  1. невыполнение общественных работ без уважительных причин;
  2. отказ от выполнения определенного для осужденного вида общественных работ;
  3. иное нарушение трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;
  4. неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин.

За данные нарушения уголовно-исполнительная инспекция вправе вынести подростку официальное предупреждение об уголовной ответственности по ст. 419 УК.

Законодателем закреплено такое понятие, как злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде общественных работ.

Под ним понимается:

  1. невыход подростка на общественные работы без уважительных причин более двух раз после официального предупреждения в период отбывания наказания;
  2. неоднократное (более двух раз) нарушение трудовой дисциплины в период выполнения общественных работ после официального предупреждения;
  3. выезд с места жительства с целью уклонения от отбывания общественных работ.

Штраф.

Данный вид наказания не затрагивает личные права и свободы подростка, поскольку заключается в ограничениях имущественного характера. В первую очередь, штраф удовлетворяется за счет денежного взыскания, которое обращается на самостоятельный заработок подростка и его доходы. Во вторую очередь, исполнение штрафа происходит за счет реализации имущества, которое принадлежит на праве собственности осужденному. Подобный механизм исполнения штрафа предопределил ограничения, при которых, в отличие от лица, достигшего 18-летнего возраста, суд не может назначить штраф подростку. Так, штраф не может быть назначен несовершеннолетнему в случае отсутствия у него самостоятельного заработка или имущества.

Статьей 50 УК установлены минимальный и максимальный пределы штрафных санкций — от 30 до 1000 базовых величин. За преступления против порядка осуществления экономической деятельности и против интересов службы штраф устанавливается в размере от трехсот до пяти тысяч базовых величин. Однако ст. 111 УК для несовершеннолетних данный диапазон значительно сужен. За корыстное преступление размер штрафа не может превышать 100 базовых величин, по остальным видам преступлений максимальный размер штрафа составляет 20 базовых величин. Несмотря на отсутствие в ст. 111 УК ссылки на минимальный размер штрафа, в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 N 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» определено, что он не может быть менее 1 базовой величины. Ограничения, связанные с размером штрафа, также распространяются на случаи административной преюдиции, при которых размер штрафа не может быть ниже максимального предела штрафа, налагаемого за совершение административного правонарушения.

Так, в отношении П. и Р. вынесен обвинительный приговор по ч. 4 ст. 281, ст. 70 УК с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 базовых величин. Они признаны виновными в том, что 26 августа 2014 г. на участке р. Днепр, имея умысел на незаконную добычу рыбы с использованием недозволенного орудия лова (лесковых сетей), без надлежащего на то разрешения, незаконно добыли: 14 особей щуки, 3 особи окуня, 4 особи леща, 5 особей карпа, 7 особей карася, 25 особей плотвы, чем причинили ущерб окружающей среде в особо крупном размере.

По вступлению приговора суда в законную силу у подростка возникает обязанность уплатить штраф в течение тридцати дней. Данный срок является ключевым для определения понятия добровольного порядка уплаты штрафа.

Кроме того, ч. 2 ст. 29 УИК предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки уплаты штрафа на срок до одного года при отсутствии у осужденного возможности уплатить штраф единовременно.

Подобное решение принимается судом в виде постановления на основании ходатайства несовершеннолетнего и заключения судебного исполнителя.

Для оценки материального положения осужденного последний в обоснование ходатайства о рассрочке или отсрочке штрафа обязан представить документы, подтверждающие тяжелое материальное положение (к ним относятся справки о заработке, о наличии кредитных обязательств членов семьи и т.д.), а также сведения о составе семьи, как правило, в виде справки из жилищно-эксплуатационной организации.

При невыполнении требований закона по добровольной уплате штрафа данное наказание исполняется принудительно.

Согласно п. 130 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 N 40 (далее — Инструкция N 40), обращение взыскания на заработную плату или иные приравненные к ней доходы должника производится в случае отсутствия у должника денежных средств и иного имущества или недостаточности их для полного взыскания, за исключением случая, когда размер взыскания не превышает суммы, эквивалентной десяти базовым величинам, либо доли удержания из месячной заработной платы и приравненных к ней доходов должника, установленной пунктом 134 Инструкции N 40.

При этом допускается обращение взыскания на заработную плату должника без проверки его имущественного положения (выхода (выезда) по месту жительства, направления запросов в регистрирующие органы, нотариусам) при условии, если сумма взыскания не превышает эквивалентной десяти базовым величинам либо доли удержания из месячной заработной платы и приравненных к ней доходов должника, и при обязательном наличии достоверных сведений о его месте работы. В данном случае обращение взыскания на заработную плату должника производится по истечении срока для добровольного исполнения (п. 131 Инструкции N 40).

Отсутствие у подростка необходимых денежных средств и имущества, на которое можно было бы обратить взыскание в счет погашения штрафа, влечет направление со стороны территориального отдела принудительного исполнения в суд представления о замене штрафа на общественные работы.

При уклонении несовершеннолетнего от уплаты штрафа должник официально предупреждается о недопустимости такого поведения. Об этом делается отметка в исполнительном документе. Уклонение осужденного от уплаты штрафа после официального предупреждения при возможности его уплатить является основанием для направления в орган предварительного следствия материалов для возбуждения уголовного дела по ст. 418 УК. Данная процедура регламентирована ст. 30 УИК.

При этом, по мнению С.Гурова, судьи Верховного Суда Республики Беларусь, и Л.Дулько, начальника управления обобщения судебной практики Верховного Суда Республики Беларусь, которое было высказано в журнале «Судовы веснiк» (N 1 за 2013 год), «отсутствие у осужденного к штрафу места работы и имущества в совокупности с отказом от трудоустройства, в том числе через центр занятости, несмотря на предупреждение судебного исполнителя об уголовной ответственности, может свидетельствовать об уклонении от уплаты штрафа, поскольку своими действиями осужденный фактически демонстрирует свое нежелание принимать меры к уплате штрафа, а следовательно, и исполнять наказание».

Такая позиция, на наш взгляд, представляется вполне обоснованной и свидетельствует о том, что «наличие реальной возможности исполнения данного наказания» должно следственными органами пониматься более широко, а не только в контексте скрываемого имущества и денежных средств.

Тем не менее уголовные дела по ст. 418 УК, например, в Могилевской области носят единичный характер.

Так, приговором суда М. района по ст. 418 УК к 2 месяцам ареста осужден Ч. Он признан виновным в том, что непосредственно после провозглашения в отношении его 18 мая 2012 г. приговора суда М. района по ч. 2 ст. 317-1, ч. 1 ст. 73 УК ему были разъяснены сущность и порядок исполнения наказания в виде штрафа, в том числе необходимость его уплаты в добровольном порядке в 30-дневный срок со дня вступления приговора в законную силу. Однако Ч. в добровольном порядке штраф не уплатил, в связи с чем 29 июня 2012 г. судом М. района в отношении его выписан исполнительный лист и ему повторно разъяснены порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа, а также он предупрежден об уголовной ответственности по ст. 418 УК. После частичного погашения штрафа в сумме 1300000 руб. Ч., сознавая, что без уважительных причин не уплачивает штраф, и желая поступать подобным образом, не имея медицинских противопоказаний для трудоустройства, с 17 февраля 2013 г. по 25 апреля 2014 г. штраф не уплатил, самостоятельно не трудоустраивался, от предложенной ему работы отказался и, несмотря на официальные предупреждения судебного исполнителя об уголовной ответственности по ст. 418 УК, мер к исполнению назначенного ему наказания в виде штрафа в сумме 33158861 руб. не предпринимал.

Исправительные работы.

Этот вид наказания заключается в ежемесячных удержаниях в доход государства из заработка осужденного его части, фиксированной в процентах. Исправительные работы юристы еще называют штрафом в рассрочку. Основным доводом в пользу назначения данного вида наказания является занятость достигшего 16-летнего возраста подростка общественно полезным трудом. При этом ст. 113 УК по сравнению со ст. 52 УК существенно ограничены общие правила, определяющие срок исправительных работ и размер удержаний из заработной платы. В итоге диапазон от 6 месяцев до 2 лет уменьшен до диапазона от 2 месяцев до 1 года. Процент удержаний составляет от 5 до 15, тогда как для совершеннолетнего преступника он установлен в пределах от 10 до 25, но не менее одной базовой величины ежемесячно.

К примеру, приговором суда М. района на основании ч. 1 ст. 214, ст. 70 УК к одному году исправительных работ с удержанием 15 процентов в доход государства осужден Г. Он признан виновным в том, что 9 июля 2014 г. с целью совершения поездки на транспортном средстве через незапертую дверь проник в салон автомобиля «Фольксваген гольф», принадлежащего С., и находящимся в замке зажигания ключом запустил двигатель, после чего без цели хищения неправомерно завладел данным автомобилем и совершил поездку на нем.

После поступления в уголовно-исполнительную инспекцию распоряжения суда с копией приговора, которым назначены исправительные работы, в течение 15 дней подросток должен быть привлечен к отбыванию наказания.

Разъяснение порядка и условий отбывания наказания, контроль за соблюдением условий отбывания исправительных работ возлагаются на уголовно-исполнительную инспекцию. Учет несовершеннолетних осужденных осуществляется в инспекции по делам несовершеннолетних.

В случае нетрудоустроенности подростка он имеет право добровольно в течение 15 дней поступить на работу. Если несовершеннолетний не реализовал свое право на трудоустройство, то ему выдается направление в комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета, которые обязаны трудоустроить его в приоритетном порядке. Статья 37 УИК предусматривает запрет на отказ осужденного от предложенной ему по месту жительства работы.

Основания прекращения трудовых правоотношений также ограничены положениями УИК.

Так, осужденные к исправительным работам не могут прекратить трудовой договор по соглашению сторон или по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции.

Ограничения не касаются только трудовых и социальных отпусков, которые предоставляются им на общих основаниях согласно законодательству Республики Беларусь о труде.

В отличие от ст. 196 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), устанавливающей общие положения о поощрении за труд, в ст. 42 УИК прописаны конкретные меры поощрения, которые могут применяться за хорошее поведение и добросовестное отношение подростков к труду: это объявление благодарности и досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Если осужденный твердо стал на путь исправления или доказал свое исправление, он может быть представлен уголовно-исполнительной инспекцией к замене неотбытой части наказания более мягким наказанием или к условно-досрочному освобождению от наказания.

Осужденный, который злостно уклоняется от отбывания исправительных работ, может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 416 УК.

К основаниям для применения уголовно-исполнительной инспекцией мер взыскания относятся:

  1. непоступление без уважительных причин на работу в течение пятнадцати дней со дня увольнения с прежнего места работы;
  2. неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
  3. прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
  4. появление на работе в состоянии алкогольного опьянения;
  5. прекращение трудового договора по соглашению сторон или по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции.

Надо отметить, что данный перечень не является исчерпывающим.

Злостное уклонение от отбывания исправительных работ состоит в том, что осужденный продолжает нарушать порядок и условия отбывания наказания после объявления ему официального предупреждения или скрылся с места жительства с целью уклонения от отбывания наказания.

Так, приговором суда М. района по ст. 416, ч. 1 ст. 73 УК к наказанию в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа сроком на 1 год 10 месяцев осужден Д. Он признан виновным в том, что, будучи осужденным 8 февраля 2013 г. судом М. по ч. 2 ст. 205 УК к исправительным работам, 24 мая 2013 г. под расписку был ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания в виде исправительных работ, а также предупрежден об уголовной ответственности по ст. 416 УК за уклонение от отбывания данного вида наказания.

Тем не менее Д. в нарушение требований ст. 37, 38 и 43 УИК по повесткам 12 июня, 28 июня и 17 июля 2013 г. в уголовно-исполнительную инспекцию не являлся без уважительных причин, чем нарушил порядок и условия отбывания наказания в виде исправительных работ.

За данное нарушение 19 августа 2013 г. к Д. применено взыскание в виде явки на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию в течение 3 месяцев каждую среду месяца, а также вынесено официальное предупреждение об уголовной ответственности по ст. 416 УК за злостное уклонение от отбывания наказания.

Однако Д. в нарушение требований уголовно-исполнительной инспекции на регистрацию 21 августа, 28 августа, 4 сентября, 11 сентября, 18 сентября, 25 сентября, 2 октября, 9 октября, 16 октября, 23 октября, 30 октября, 6 ноября, 20 ноября 2013 г. не являлся без уважительных причин, чем снова нарушил порядок и условия отбывания наказания.

За указанное нарушение 6 марта 2014 г. к Д. применено взыскание в виде явки на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию в течение 3 месяцев 2 раза, а именно каждые первый и третий понедельник каждого месяца, а также вынесено официальное предупреждение об уголовной ответственности по ст. 416 УК за злостное уклонение от отбывания наказания.

Однако Д. в нарушение требований уголовно-исполнительной инспекции на регистрацию 17 марта, 7 апреля, 21 апреля, 5 мая, 19 мая 2014 г. не явился без уважительных причин, чем опять нарушил порядок и условия отбывания наказания.

За данное нарушение 26 мая 2014 г. к Д. применено взыскание в виде выговора, а также вынесено официальное предупреждение об уголовной ответственности по ст. 416 УК за злостное уклонение от отбывания наказания.

Тем не менее Д., будучи трудоустроенным на фабрику П. 1 апреля 2014 г., в нарушение требований уголовно-исполнительной инспекции 9 июля 2014 г. без уведомления уголовно-исполнительной инспекции уволен с фабрики П. по ст. 40 ТК по собственному желанию, чем злостно уклонился от отбывания наказания в виде исправительных работ.

В настоящее время основная категория преступлений, которые совершаются несовершеннолетними, направлена против собственности. При этом мотивация преступной деятельности подростков, как правило, связана с бытовыми целями. Данные обстоятельства предопределяют позицию судов в назначении за менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности преступления наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Это способствует реализации на практике такого международного принципа, как максимальное содействие благополучию несовершеннолетнего, ведет к снижению уровня рецидивной преступности среди подростков, для которых арестный дом или воспитательная колония не становятся школой для оттачивания криминального мастерства.