В Республике Беларусь на законодательном уровне постоянно ведется работа, направленная на стимулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
Необходимость привлечения инвестиций признают не только официальные власти, но и представители реального сектора экономики, бизнеса. Наряду с мерами, принимаемыми внутри страны, инвестиции можно рассматривать как дополнительный стимул развития экономики, который будет настолько эффективным, насколько значительными будут инвестиции. Инвесторов привлекает стабильность условий инвестирования, которая обеспечивается в первую очередь национальным законодательством, регулирующим процесс инвестирования.
Эволюция законодательства Республики Беларусь в области инвестирования позволяет сделать интересные выводы.
Впервые об инвестициях заявлено в Соглашении о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (заключено в г. Ашгабате 24.12.1993).
21 января 1999 г. вступила в силу для Республики Беларусь Конвенция о защите прав инвестора (заключена в г. Москве 28.03.1997) (далее — Конвенция о защите прав инвестора).
Приведенные выше акты содержат достаточно общее понятие инвестиций без каких-либо уточнений о виде инвестиционного договора, сроках, уполномоченных органах и так далее. Несмотря на сухость отдельных формулировок, Конвенция о защите прав инвестора регулирует различные вопросы приватизации, обеспечения равноправия иностранных инвесторов и инвесторов страны-реципиента, взаимного информирования по определенным вопросам стран — участниц, решения судебных споров. Касательно предмета правового регулирования Конвенции о защите прав инвестора нельзя не отметить стремление договаривающихся сторон обеспечить стабильность инвестиционного климата.
Вместе с тем содержится в тексте Конвенции о защите прав инвестора и возможность национального регулирования вопросов инвестирования со стороны стран-участниц. Это и возможность запрета отдельных способов инвестирования, и возможность установления изъятий в отношении условий осуществления инвестиций и режима деятельности инвесторов по сравнению с юридическими и физическими лицами страны-реципиента, и право проведения экспертизы инвестиционных проектов на соблюдение любых требований, установленных в том числе и национальным законодательством.
Далее в Республике Беларусь в целях стимулирования и государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также защиты прав инвесторов были приняты следующие нормативные акты:
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее — ИК);
Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Декрет N 10);
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З «Об инвестициях» (далее — Закон об инвестициях);
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 63-З «О концессиях».
В то же время, когда инвестиционный договор отсутствовал в качестве самостоятельного вида договора в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее — ГК), при оформлении инвестиционных отношений применялся принцип непротиворечия законодательству.
Доказательство наличия подобного подхода можно найти в абзаце 7 статьи 4 Закона об инвестициях: «На территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются… иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь».
Данный подход с учетом принципа свободы договора позволяет гибко подобрать юридические схемы взаимодействия инвестора и государства.
Однако в главе 10 ИК было введено понятие инвестиционного договора с Республикой Беларусь. Таким образом, инвестор уже был связан определенными правилами, серьезно ограничивающими желание установления условий договора по усмотрению сторон с использованием принципа свободы договора (пункт 3 статьи 391 ГК).
Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон N 300-З) в зависимости от степени участия в строительстве причислял инвестора либо к застройщику в строительной деятельности, либо к заказчику, а инвестиционный проект в соответствии с Законом N 300-З мог реализовываться в рамках строительной деятельности.
Таким образом, инвестиционный договор мог быть заключен в форму, предусмотренную Законом N 300-З. У инвестора, который собирался инвестировать в строительство, оставались варианты оформления своих отношений с государством.
На данный момент Закон N 300-З претерпел серьезные изменения и возможность инвестора быть стороной договора строительного подряда исключена, так как сторонами указанного договора могут выступать только заказчик и подрядчик (см. Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450 (далее — Правила N 1450)).
Декрет N 10 продолжил традицию регулирования инвестиционных договоров как договоров самостоятельного вида уже после отмены ИК, так как содержал обязательные для инвестиционного договора с Республикой Беларусь условия, что соответствовало статье 8 Закона об инвестициях. В отличие от норм утратившего силу ИК, определявших, что с инвестором может быть заключен инвестиционный договор для реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь, Декрет N 10 такого подхода не имел.
И хотя возможность существования смешанных договоров по-прежнему имелась, а возможность строительства в рамках инвестиционного договора косвенно оговаривалась в Декрете N 10, в примере с договором строительного подряда инвестор по причинам процедурного характера зачастую не мог обеспечить включение условий договора строительного подряда в инвестиционный договор, так как его заключению предшествовали разные по содержанию юридически значимые события, связанные в первом случае с процедурой выбора подрядчика и во втором — с процедурой принятия решения о заключении инвестиционного договора (разные правила проведения, участники, уполномоченные на принятие решений органы), исключение составляло строительство за средства иностранного инвестора (подп. 1.8 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ N 591)).
Выходом являлся инвестиционный договор, в котором инвестору предоставлялись дополнительные льготы и преференции по сравнению с установленными в Декрете N 10. Однако и уровень принятия решений по такому договору значительно повышался, так как в данном случае договор направлялся уже в Правительство Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 N 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. N 4»).
Что касается уровня решения вопросов в сфере инвестиций, то законодателем данный уровень постоянно либо повышался, либо понижался.
Так, Законом Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З «О внесении изменений и дополнений в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон N 313-З), в пункте 3 статьи 1 было предусмотрено, что источники инвестиций, отличные от указанных в ИК, предусматриваются законодательными актами Республики Беларусь, а в соответствии с пунктом 20 указанной статьи Закона N 313-З решения о размере государственной поддержки, предоставляемой в виде выделения средств за счет централизованных инвестиционных ресурсов, определялись уже не Правительством Республики Беларусь, а Президентом Республики Беларусь.
Также в Законе Республики Беларусь от 18.07.2006 N 159-З «О внесении изменений в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь», в очередной раз внесшем изменения в ИК, в части шестой статьи 80 ИК слова «актами законодательства» были заменены словами «законодательными актами», что естественно перенесло уровень принятия решений с законов, указов и декретов Президента Республики Беларусь на постановления Правительства Республики Беларусь и иных уполномоченных государственных органов Республики Беларусь в области лицензирования. И такие примеры имеются еще.
12 ноября 2015 г. издается Декрет Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 N 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь», в соответствии с которым Декрет N 10 излагается в новой редакции, но, как говорится, новое — это хорошо забытое старое.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Декрета N 10 (в редакции от 12.11.2015) инвестиционный договор между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь может заключаться только в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики). Согласитесь, формулировка хотя и не полностью повторяет текст статьи 44 ИК, однако подход схожий, так как определяет уровень интересных для государства инвестиционных проектов, чего не было в прежней редакции Декрета N 10. Новой редакцией Декрета N 10 также введены другие изменения, в том числе дополнительные льготы инвесторам, решены некоторые коллизии относительно иностранных инвесторов (наличие нормы подпункта 1.8 пункта 1 Указа N 591 и ее отсутствие в Декрете N 10, что признавалось дополнительной льготой), кроме того, предпринята очередная попытка «помирить» инвестиционный договор с договором строительного подряда, так как в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 новой редакции Декрета N 10 инвестор имеет право на:
предоставление без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, на вещных правах в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. Оформление необходимых документов по отводу земельного участка осуществляется одновременно с выполнением работ по строительству при наличии акта выбора места размещения земельного участка (если при изъятии и предоставлении земельного участка в соответствии с законодательством проводится предварительное согласование места его размещения) и утвержденной в установленном порядке проектной документации на объект строительства (на отдельные очереди строительства). При этом при строительстве объектов, предусмотренных инвестиционным договором, на занимаемых земельных участках осуществляется снятие плодородного слоя почвы с его использованием на условиях, определенных в акте выбора места размещения земельного участка. Информация, содержащаяся в перечнях участков для реализации инвестиционных проектов, должна постоянно поддерживаться местными исполнительными комитетами в актуальном состоянии, быть полной, достоверной, открытой, доступной и включать цели возможного использования этих участков, их ориентировочные площади, а также содержать сведения о государственном органе или исполкоме, в которые необходимо обращаться для заключения инвестиционного договора. Кроме того, перечень участков для реализации инвестиционных проектов может содержать сведения об объекте инвестиций, в том числе объектах недвижимости, подлежащих сносу, обеспеченности участков инфраструктурой, о минимальном объеме инвестиций, возможных льготах и (или) преференциях инвестору (инвесторам) и (или) организации, сроках реализации инвестиционного проекта;
строительство объектов, предусмотренных инвестиционным договором, с правом удаления объектов растительного мира без осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира. Получаемая при этом древесина реализуется в порядке, установленном законодательством.
Использованные в новой редакции Декрета N 10 формулировки являются более расширенными, призванными снять проблемные вопросы, предшествующие заключению инвестиционных договоров и договоров строительного подряда, так как процедура отвода земли и вопросы подготовки проектной документации в данном случае объединены в одном нормативном правовом акте. Разъяснение неясных вопросов остается за Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения Правил N 1450.
Декрет N 10 в новой редакции не оставляет сомнений, что строить по инвестиционному договору возможно, кроме того, фактически создана новая процедура, предшествующая заключению инвестиционного договора, которая будет исключать конфликт законодательства в области закупок в строительстве, получению земли под стройку и другим моментам, как это часто имело место ранее.
Что касается уровня принятия решений в зависимости от желаний инвестора на льготы и преференции, не установленные в новой редакции Декрета N 10, то здесь все осталось без изменений.
Насколько действенными будут предпринятые нормотворцами меры по устранению проблемных вопросов при заключении инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, покажет практика применения Декрета N 10, однако сам факт того, что предпринята попытка решения проблемы, не может не радовать, тем более что, как было указано в настоящей статье, накопленный опыт в данном вопросе наверняка учитывался.