Фитосанитарный контроль при перемещении товаров через границу государств — членов Евразийского экономического союза

На практике встречаются многочисленные ситуации, когда товары, подлежащие фитосанитарному контролю, перемещаются с нарушением норм законодательства. Как правило, это происходит по причине отсутствия фитосанитарных сертификатов или при наличии фитосанитарных сертификатов, которые не могут применяться при перевозке грузов. Анализируя причины совершения таких правонарушений, следует отметить, что часто подобные факты происходят по причине незнания перевозчиками норм законодательства либо по причине недостаточно внимательного отношения к передаваемым грузоотправителями пакетам товаросопроводительных документов.

В соответствии с п. 18 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (далее — Протокол), утвержденного Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор), карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной границе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и на таможенной территории ЕАЭС осуществляется в порядке, утверждаемом Комиссией ЕАЭС.

Справочно. Согласно п. 2 ст. 99 Договора решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии, действующие на дату вступления в силу Договора, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей указанному Договору. Соответственно в настоящее время применяется Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» (далее — Решение N 318).

При этом согласно п. 23 Протокола установлено, что каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), отнесенной в соответствии с перечнем подкарантинной продукции к группе подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров) с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию ЕАЭС и (или) перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.

Справочно. Согласно Положению о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза, утвержденному Решением N 318 (далее — Положение о порядке фитосанитарного контроля на таможенной границе), фитосанитарный сертификат — это документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений (заключена в г. Риме 06.12.1951), и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.

В силу п. 21 Протокола государства-члены принимают необходимые меры по предотвращению завоза на таможенную территорию ЕАЭС и распространения на ней карантинных объектов.

В соответствии с ч. 2 п. 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением N 318 (далее — Положение о карантинном контроле на таможенной территории), порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории Таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории одного государства — члена Таможенного союза и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, определяется законодательством указанного государства.

То есть в рассматриваемой ситуации в Республике Беларусь такой порядок установлен Законом Республики Беларусь от 25.12.2005 N 77-З «О защите растений» (в Российской Федерации соответственно Федеральным законом от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений» и Федеральным законом от 15.07.2000 N 99-ФЗ «О карантине растений»).

Рассмотрим некоторые практические вопросы фитосанитарного контроля при перемещении товаров.

Пример. Коммерческая организация Республики Беларусь заключила договор с польской фирмой, которым предусматривается ввоз подкарантинной продукции из Республики Польша в Республику Беларусь. Товар будет ввозиться через республиканский пункт пропуска на границе Республики Беларусь с Республикой Польша и помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Где проводится фитосанитарный контроль и каким образом он осуществляется?

Согласно п. 3.2 Положения о порядке фитосанитарного контроля на таможенной границе карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в местах завершения таможенного оформления. В отношении подкарантинной продукции, завершение таможенного оформления которой будет происходить в месте доставки, осуществляется карантинный фитосанитарный контроль (надзор) по месту прибытия (первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)), а также карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в местах завершения таможенного оформления (вторичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)).

В месте доставки подкарантинной продукции оригинал фитосанитарного сертификата страны-экспортера подлежит изъятию при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Таким образом, фитосанитарный контроль будет проводиться в республиканском пункте пропуска на границе Республики Беларусь с Республикой Польша (первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)) и в пункте таможенного оформления, где товар будет помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (вторичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)).

Результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по месту прибытия и в местах доставки оформляются путем:

  1. проставления должностным лицом, осуществившим мероприятия по карантинному фитосанитарному контролю (надзору), соответствующего штампа на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе;
  2. составления акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Согласно п. 29 Положения о порядке осуществления государственного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и (или) в местах назначения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2006 N 881 «О реализации положений Закона Республики Беларусь «О защите растений», осуществление государственного фитосанитарного контроля в местах назначения в отношении ввезенной на таможенную территорию Республики Беларусь подкарантинной продукции для ее помещения под таможенный режим свободного обращения подтверждается наличием оттиска штампа «Размещение на территории Республики Беларусь разрешено». После проведения работ с отбором и анализом образцов выгруженной подкарантинной продукции согласно соответствующему техническому нормативному правовому акту, а при необходимости — карантинной экспертизы составляется акт досмотра установленного образца в двух экземплярах с указанием условий дальнейшего использования подкарантинной продукции, из которых первый экземпляр выдается получателю груза, а второй остается у государственного инспектора по карантину растений.

Пример. Организация намерена осуществить вывоз моркови свежей, классифицируемой в товарной подсубпозиции 0706 10 000 1 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее — ТН ВЭД ЕАЭС), из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. Необходимо ли в указанной ситуации получать фитосанитарный сертификат для подобного вывоза продукции? Если необходимо, то какими документами установлен порядок оформления фитосанитарного сертификата?

Согласно п. 23 Протокола установлено, что каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), отнесенной в соответствии с перечнем подкарантинной продукции к группе подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров) с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию ЕАЭС и (или) перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.

Такой товар, как морковь свежая, классифицируемый в товарной подсубпозиции 0706 10 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, включен в раздел I Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением N 318 (далее — Перечень подкарантинной продукции).

Выдача фитосанитарного сертификата осуществляется в соответствии с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 156).

Согласно п. 7.13 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением N 156 (далее — Единый перечень административных процедур), для получения указанного документа в государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» или его территориальные организации в областях представляются заявление, копия договора (контракта) на поставку подкарантинной продукции, копии документов, подтверждающих происхождение подкарантинной продукции, документ, подтверждающий внесение платы. Рассмотрение заявления производится в 5-дневный срок. Срок действия фитосанитарного сертификата установлен 14 дней, а при перемещении подкарантинной продукции на территории Таможенного союза — до 30 дней. Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, составляет 0,5 базовой величины.

Пример. КСХП «Т» заключило контракт с украинской фирмой «Р» на поставку в Республику Беларусь фуражного ячменя, который классифицируется в товарной подсубпозиции 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Какие следует получать разрешения и где на ввоз этого товара в Республику Беларусь? Какие документы для этого необходимо представить в компетентные органы?

Согласно ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТмК ТС, международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 4 ТмК ТС определено, что запреты и ограничения — это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Отметим, что фуражный ячмень, который классифицируется в товарной подсубпозиции 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, включен как в Перечень подкарантинной продукции, так и в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» (далее — Решение N 317).

Согласно п. 16 Протокола подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары, помещенные под таможенную процедуру транзита, перемещаются по таможенной территории ЕАЭС в порядке, устанавливаемом Евразийской экономической комиссией. Выдача разрешения на ввоз (вывоз) и транзит подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров и оформление ветеринарных сертификатов осуществляются уполномоченным органом в области ветеринарии в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Согласно п. 3.7 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением N 317, подконтрольные товары при ввозе, транзите, а также при перемещении внутри Таможенного союза с территории одного государства-члена на территорию другого в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов государств — членов ЕАЭС и компетентными органами стран-экспортеров.

Таким образом, КСХП «Т» для ввоза указанного товара в страну необходимо получать ветеринарное разрешение и фитосанитарный сертификат.

Согласно подп. 7.5.1 п. 7.5 Единого перечня административных процедур для получения разрешения на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза подконтрольных товаров (ветеринарного разрешения) заявитель представляет в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь заявление и договор (контракт), в соответствии с которым заявитель приобретает товары для ввоза в Республику Беларусь.

Согласно ч. 4 п. 5 Положения о порядке и условиях выдачи Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия разрешений на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза подконтрольных товаров (далее — Положение о порядке выдачи разрешений), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 N 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь», Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в 15-дневный срок со дня подачи заявления:

  • рассматривает документы, представленные заявителем для получения разрешения, и принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения;
  • при принятии решения о выдаче разрешения оформляет его по форме, устанавливаемой Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;
  • направляет информацию о выданном разрешении в электронном виде в государственное учреждение «Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте» и размещает ее на официальном сайте Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет. Доступ к указанной информации является свободным и бесплатным.

Разрешение выдается бесплатно и действует 1 год.

Также согласно ч. 1 п. 5 Положения о порядке выдачи разрешений может быть отказано в принятии заявлений в случаях:

  • непредставления документов, включенных в перечень документов, необходимых для получения разрешения;
  • несоблюдения требований к форме или содержанию заявления.

Об отказе в принятии заявления заинтересованного лица орган в трехдневный срок со дня подачи такого заявления принимает административное решение и возвращает лицу представленные вместе с заявлением документы.

Пример. Транспортная организация заключила договор на транспортировку белорусской овощной продукции из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. Вправе ли сотрудники Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (Россельхознадзор) остановить транспортное средство, перевозящее овощную продукцию, на территории Российской Федерации?

В соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее — Правила дорожного движения), право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Согласно Правилам дорожного движения регулировщик — это лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Должностные лица Россельхознадзора к указанным лицам не относятся, следовательно, не вправе останавливать транспортное средство, перевозящее овощную продукцию, на территории Российской Федерации. Однако они могут осуществлять контроль во взаимодействии с указанными в Правилах дорожного движения сотрудниками.

Пример. Коммерческая организация ввозит из Российской Федерации в Республику Беларусь томаты свежие, классифицируемые в товарной подсубпозиции 0702 00 000 ТН ВЭД ЕАЭС, собственным транспортом. Необходимо ли водителю коммерческой организации при перевозке этого товара иметь в пакете товаросопроводительных документов фитосанитарный сертификат на ввозимую продукцию? Кто должен предоставить водителю такой сертификат, если он необходим? Необходимо ли указывать сведения о фитосанитарном сертификате в международной товарно-транспортной накладной формы «CMR» и если необходимо, то в какой графе?

Согласно п. 23 Протокола установлено, что каждая партия подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском ввозится на таможенную территорию ЕАЭС и (или) перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.

Согласно разделу I Перечня подкарантинной продукции томаты свежие, классифицируемые в товарной подсубпозиции 0702 00 000 ТН ВЭД ЕАЭС, относятся к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», если законодательством предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов (сертификата соответствия, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов, сертификата происхождения товаров и т.п.), заказчик автомобильной перевозки груза обязан обеспечить предоставление таких документов, оформленных надлежащим образом, автомобильному перевозчику вместе с транспортным документом.

Согласно абз. 3 ч. 1 п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила автомобильных перевозок грузов), грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать груз к автомобильной перевозке в случаях, если грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) не оформлены товарно-транспортными накладными или не имеют соответствующих сертификатов. Согласно п. 43 Правил автомобильных перевозок грузов домашние животные, мясо и мясные продукты, растения, фрукты, овощи, семена и другие подкарантинные материалы должны приниматься к автомобильной перевозке при наличии соответствующих ветеринарных свидетельств, разрешений или карантинных сертификатов, выдаваемых в установленном порядке. Кроме того, в соответствии с абз. 11 п. 353 Правил автомобильных перевозок грузов автомобильный перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы (в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь).

Следовательно, водитель при перевозке этого товара обязан иметь в пакете товаросопроводительных документов фитосанитарный сертификат на ввозимую продукцию, который ему обязан передать грузоотправитель.

В соответствии с п. 9 Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее — Инструкция о порядке оформления «CMR»), графа 5 международной товарно-транспортной накладной формы «CMR» содержит перечень прилагаемых документов. Согласно п. 6 Инструкции о порядке оформления «CMR» эта графа заполняется отправителем груза.

Таким образом, сведения о фитосанитарном сертификате должны указываться грузоотправителем в графе 5 международной товарно-транспортной накладной формы «CMR».

Пример. Сельскохозяйственная организация заключила договор поставки белорусской овощной продукции из Республики Беларусь в Российскую Федерацию собственным транспортом. В приграничном районе Республики Беларусь транспортное средство было остановлено сотрудниками таможни. Насколько правомерны действия таможенных органов в части остановки транспортных средств, которые не осуществляют перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем? Какие требования законодательства существуют в части приостановления движения транспортного средства, которое не перевозит товары, находящиеся под таможенным контролем, какие документы должны предъявляться сотрудникам таможенных органов?

В соответствии с ч. 3 подп. 9.1 п. 9 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — ПДД), водитель обязан останавливаться по требованию должностных лиц таможенных органов. Должностные лица таможенных органов имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций.

Согласно подп. 12.2 п. 12 ПДД водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам таможенных органов документ, удостоверяющий его личность, или водительское удостоверение. Кроме того, водители механических транспортных средств, эксплуатирующихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, также обязаны иметь при себе и передавать для проверки должностным лицам таможенных органов документы, предусмотренные законодательными актами.

В соответствии с п. 1 ст. 95 ТмК ТС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

В соответствии с подп. 31 п. 1 ст. 4 ТмК ТС таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

  1. товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТмК ТС;
  2. таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
  3. деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
  4. лиц, пересекающих таможенную границу (п. 2 ст. 95 ТмК ТС).

Согласно ст. 98 ТмК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

Таким образом, таможенный орган для того, чтобы убедиться в наличии (отсутствии) товаров, находящихся под таможенным контролем и перемещаемых на транспортном средстве, в рамках проведения форм таможенного контроля вправе приостановить движение транспортного средства и провести проверку документов и сведений на перевозимый товар.

Пример. Лесозаготовительное предприятие вывозит собственным автомобильным транспортом необработанные лесоматериалы, классифицируемые в товарной подсубпозиции 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС и вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. В момент загрузки автомобильного транспортного средства (10.02.2015) у лесозаготовительного предприятия имелся фитосанитарный сертификат от 28.08.2014. При перевозке товара по территории Республики Беларусь этот факт был установлен сотрудниками таможни. По информации, полученной водителем, в настоящее время возбуждено дело об административном правонарушении и предприятие может быть привлечено к административной ответственности. Насколько правомерны в указанном случае действия таможни в части составления протокола об административном правонарушении? Необходимо ли иметь фитосанитарный сертификат при транспортировке указанной категории товаров?

Необработанные лесоматериалы, классифицируемые в товарной подсубпозиции 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС, включены в Перечень подкарантинной продукции как подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском.

Согласно п. 3.2 Положения о карантинном контроле на таможенной территории соответствие партий подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска фитосанитарным требованиям государства места назначения подтверждается фитосанитарным сертификатом, выдаваемым уполномоченным органом государства места отправления и действующим в течение 30 календарных дней с момента его выдачи.

То есть в рассматриваемой ситуации срок действия фитосанитарного сертификата на момент транспортировки товара истек.

Согласно п. 23 Протокола каждая партия подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском ввозится на таможенную территорию ЕАЭС и (или) территорию государства — члена ЕАЭС в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.

Согласно ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) транспортировка товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов или при наличии не соответствующих действительности документов) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

В соответствии со ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) протоколы об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 12.17 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица таможенных органов.

Таким образом, в указанном случае действия таможенного органа правомерны. Соответственно лесозаготовительное предприятие за это правонарушение действительно может быть привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

Пример. Коммерческая организация ввезла из Российской Федерации в Республику Беларусь арбузы, выращенные в России и классифицируемые в товарной позиции 0807 ТН ВЭД ЕАЭС, без наличия фитосанитарного сертификата. Этот факт был установлен должностными лицами таможенных органов. Насколько правомерно задержание перевозимого товара сотрудниками таможенных органов и его реализация до решения суда по делу об административном правонарушении, если товар не находился под таможенным контролем, а санкция ч. 4 ст. 12.17 КоАП имеет альтернативу (товар может быть и не конфискован судом)?

Согласно ст. 3.30 ПИКоАП таможенные органы имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

В свою очередь, согласно ст. 6.8 ПИКоАП вещественными доказательствами признаются предмет или документ, которые служили орудиями или средствами совершения административного правонарушения, или сохранили на себе следы административного правонарушения, или были предметами противоправных действий.

Согласно ст. 6.9 ПИКоАП вещественное доказательство должно быть подробно описано в протоколе об административном правонарушении или в протоколе процессуального действия и по возможности сфотографировано, а также должно храниться при деле об административном правонарушении и передаваться вместе с ним. Если те или иные предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться при деле об административном правонарушении, они должны быть сфотографированы, опечатаны и храниться в месте, указанном судом, органом, ведущим административный процесс. О месте нахождения вещественного доказательства в деле должна быть соответствующая справка.

Вещественное доказательство, подвергающееся быстрой порче, если оно не может быть возвращено владельцу, сдается в соответствующую организацию для реализации или использования по назначению, а в случае неприменения конфискации возмещение выдается владельцу предметами того же рода и качества или выплачивается его стоимость.

В соответствии с Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.09.2010 N 119 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. N 130″, к скоропортящемуся продовольственному сырью и пищевым продуктам относятся продовольственное сырье и пищевые продукты с ограниченными сроками годности (до 30 дней), требующие для сохранения качества и безопасности специальные температурные и иные режимы. При этом срок годности — период времени, по истечении которого продовольственное сырье и пищевые продукты считаются непригодными для использования по назначению.

Ввиду того что арбузы являются вещественными доказательствами и относятся к категории товаров, подвергающихся быстрой порче, действия таможенного органа по задержанию этого товара и его реализации до решения суда по делу об административном правонарушении правомерны.