Категория «международное обязательство»: особенности формирования и применения в рамках Евразийского экономического союза и в государствах-членах (часть 1)

Понятия «международное обязательство», «международно-правовые обязательства», «обязательства, вытекающие из международных договоров», «обязательства, вытекающие из членства в международной организации» широко используются в доктрине международного права и практике государств, однако определения этих понятий обычно не даются. Например, в научной литературе отмечается, что «под международными обязательствами следует понимать как международно-правовые обязательства, так и международные обязательства не правового, а, например, политического характера» [1]. Международно-правовые обязательства влекут правовые последствия и содержатся в правовых нормах, а нормы, налагающие обязательства, в свою очередь, воплощаются в источниках международного права.

Так, норма международного права — это «правило поведения, созданное в результате согласования позиций государств и иных субъектов международного права, устанавливающее их права и обязанности в сфере международного сотрудничества, обязательность соблюдения которых обеспечивается самими субъектами индивидуально или коллективно, включая в случае необходимости применение согласованных принудительных мер» [2, с. 76]. Источники международного права представляют собой «формы международно-правовых норм, в которых выражены согласованные самими субъектами международного права и признаваемые ими правила поведения». Иными словами, это «формы воплощения конечного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права» [3, с. 18].

В данном контексте рассмотрим принцип добросовестного выполнения международных обязательств — один из основополагающих принципов международного права. Так, в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций (совершен в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (далее — Устав ООН) подчеркивается решимость государств-членов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права», а согласно п. 2 ст. 2 Устава ООН Члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по Уставу ООН обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации. Согласно Декларации Организации Объединенных Наций «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (принята 24.10.1970) каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В качестве существенных признаков принципа добросовестного выполнения международных обязательств указываются «недопустимость одностороннего отказа от принятых на себя обязательств, принятия новых обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами, а также международно-правовая ответственность за их нарушение» [2, с. 128].

Вышеизложенные общетеоретические позиции применимы к межгосударственным интеграционным объединениям. Присущие им особенности рассмотрим далее на примере Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

«С точки зрения международного права правовым фундаментом функционирования межгосударственных интеграционных объединений выступают общепризнанные принципы и нормы международного права, на которые опираются государства при разработке учредительных международных договоров. Учредительные международные договоры определяют систему международно-правовых регуляторов межгосударственных интеграционных объединений, юридическую силу решений органов, процедуры принятия решений и основы их имплементации в национальных правовых системах государств-участников» [1].

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС) ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью (п. 2 ст. 1 Договора о ЕАЭС), и наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС (п. 1 ст. 5 Договора о ЕАЭС). ЕАЭС имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции (п. 1 ст. 7 Договора о ЕАЭС).

Подчеркнем, что в преамбуле Договора о ЕАЭС государства-участники подтвердили свою приверженность целям и принципам Устава ООН, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права, и в качестве одного из основных принципов функционирования ЕАЭС в ст. 3 закреплено уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности.

В рассматриваемом контексте особый интерес представляет ст. 6 Договора о ЕАЭС, в которой закреплены источники права ЕАЭС и их соотношение, а также общие вопросы их исполнения. Согласно п. 1 ст. 6 право ЕАЭС составляют:

Договор о ЕАЭС;

  • международные договоры в рамках ЕАЭС (заключаемые между государствами-членами по вопросам, связанным с функционированием и развитием ЕАЭС);
  • международные договоры ЕАЭС с третьей стороной (заключаемые с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями);
  • решения (акты, содержащие положения нормативно-правового характера) и распоряжения (акты, имеющие организационно-распорядительный характер) Высшего Евразийского экономического совета (далее — Высший совет), Евразийского межправительственного совета (далее — Межправительственный совет) и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 99 Договора о ЕАЭС в право ЕАЭС в качестве международных договоров в рамках ЕАЭС входят международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу Договора о ЕАЭС; они применяются в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС.

Что касается соотношения (иерархии) источников права ЕАЭС, то Договор о ЕАЭС имеет приоритет в случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках ЕАЭС и Договором о ЕАЭС. Также международные договоры ЕАЭС с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования ЕАЭС, а решения и распоряжения органов ЕАЭС не должны противоречить Договору о ЕАЭС и международным договорам в рамках ЕАЭС (п. 2 — 3 ст. 6 Договора о ЕАЭС).

В свою очередь, согласно п. 4 ст. 6 Договора о ЕЭАС решения и распоряжения органов ЕАЭС также выстроены иерархически: решения Высшего совета имеют приоритет над решениями Межправительственного совета и ЕЭК, а решения Межправительственного совета имеют приоритет над решениями ЕЭК.

Также п. 2 ст. 99 Договора о ЕАЭС гласит, что решения Высшего совета на уровне глав государств, Высшего совета на уровне глав правительств и ЕЭК, действующие на дату вступления в силу Договора о ЕАЭС, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС.

Следует отметить, что для Суда Евразийского экономического союза определена своя система источников права (п. 50 приложения 2 к Договору о ЕАЭС).

Приоритетным, первичным источником права ЕАЭС является учредительный акт — Договор о ЕАЭС и приложения к нему, являющиеся неотъемлемой частью Договора о ЕАЭС. В эту группу входят договоры о присоединении новых членов, а также договоры (протоколы), которыми согласно ст. 115 Договора о ЕАЭС оформляются изменения и дополнения и которые являются неотъемлемой частью Договора о ЕАЭС. Отметим, что в текстах договоров о присоединении новых членов, а именно ч. 1 ст. 6 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014) и ч. 1 ст. 11 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Москве 23.12.2014), содержится положение о том, что соответствующий договор входит в право ЕАЭС, а протоколы выступают неотъемлемой частью соответствующего договора.

Договор о ЕАЭС не препятствует заключению государствами-членами международных договоров, не противоречащих его целям и принципам, при этом допускается заключение и применение двусторонних международных договоров между государствами-членами, предусматривающих более глубокий уровень интеграции по сравнению с положениями Договора о ЕАЭС или международных договоров в рамках ЕАЭС или предоставляющих дополнительные преимущества в пользу физических и юридических лиц при условии, что такие договоры не затрагивают осуществление ими и другими государствами-членами своих прав и выполнение обязательств по Договору о ЕАЭС и международным договорам в рамках ЕАЭС (ст. 114 Договора о ЕАЭС).

Таким образом, здесь также устанавливается приоритет Договора о ЕАЭС и международных договоров в рамках ЕАЭС. Первостепенное значение Договора о ЕАЭС также подчеркивает и положение п. 4 ст. 118, согласно которому выход из Договора о ЕАЭС автоматически влечет прекращение членства в ЕАЭС и выход из международных договоров в рамках ЕАЭС.

Представляется юридически грамотным подход, когда правовой статус и соотношение международно-правовых актов определяются в самих актах. Это снимает вопросы правовой неопределенности и сложности при толковании.

Помимо вышерассмотренных положений можно также привести в качестве примера проект Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, одобренный решением Коллегии ЕЭК от 18.12.2014 N 233. В соответствии со ст. 6 указанного документа он является международным договором, заключенным в рамках ЕАЭС, и входит в право ЕАЭС, а его положения имеют преимущественную силу над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.

В Договоре о ЕАЭС сформулированы отдельные положения, касающиеся реализации источников права ЕАЭС и вытекающих из них обязательств (п. 1 ст. 6, п. 1 — 2 ст. 7 Договора о ЕАЭС), а также сформулированы соответствующие полномочия органов ЕАЭС. Так, Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках ЕАЭС и решений Высшего совета (ст. 16 Договора о ЕАЭС). Согласно п. 4 и 13 приложения 1 к Договору о ЕАЭС ЕЭК в пределах своих полномочий обеспечивает реализацию международных договоров, входящих в право ЕАЭС, и принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера; решения ЕЭК входят в право ЕАЭС и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.

Таким образом, проведенный анализ позволяет выделить следующие основания (критерии) классификации и соответственно виды международных обязательств, вытекающих из членства в ЕАЭС. В указанном контексте автор опирался на существующие классификации правовых норм в международном праве с учетом отсутствия в международно-правовой доктрине единых классификационных критериев [2, с. 78]; специфики международной правосубъектности ЕАЭС как межгосударственного интеграционного объединения; особенностей формирования обязательств в рамках интеграционного объединения. Так, видами международных обязательств, вытекающих из членства в ЕАЭС, являются:

  • по уровню правового регулирования (иерархии): первичные (вытекающие из учредительных документов и отнесенных к таковым) и вторичные (вытекающие из правовых предписаний органов ЕАЭС);
  • по юридической природе: договорные и недоговорные;
  • по порядку реализации (способу осуществления): требующие имплементации и предполагающие непосредственное применение;
  • по юридической силе: обязательные и рекомендательные;
  • по количеству участников: многосторонние и двусторонние.

Предложенные основания классификации и соответствующие виды международных обязательств не являются исчерпывающими и могут быть продолжены.

Проведенный анализ национального законодательства государств — членов ЕАЭС касательно понятия, порядка и особенностей применения международных обязательств, вытекающих из членства в ЕАЭС, позволяет выделить следующие основные моменты.

1. Правовые основы участия государств в международных организациях и межгосударственных образованиях закреплены, как правило, в конституциях, иногда в иных нормативных правовых актах или воспроизводятся в них.

Часть 2 ст. 8 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Согласно ст. 79 Конституции Российской Федерации Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации [4]. В Республике Казахстан и Кыргызской Республике предусмотрена ратификация международных договоров об участии в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части суверенных прав или полномочий республики или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для республики (п. 5 ст. 11 Закона Республики Казахстан от 30.05.2005 N 54-III «О международных договорах Республики Казахстан» [5], п. 1 ст. 11 Закона Кыргызской Республики от 24.04.2014 N 64 «О международных договорах Кыргызской Республики» (далее — Закон Кыргызской Республики о международных договорах) [6]).

2. Основы механизма имплементации норм международного права в национальное право и место международного права в национальном праве (основы их соотношения) определены также в конституциях и детализируются в других нормативных правовых актах, как правило в законах о международных договорах.

При этом на национальном уровне имплементационный механизм определен для международных договоров и соответственно для обязательств, вытекающих из международных договоров.

Так, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ч. 1 ст. 8 Конституции Республики Беларусь; ч. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон о нормативных правовых актах)); не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Республики Беларусь (ч. 3 ст. 8 Конституции Республики Беларусь). В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [4]. Согласно п. 1 ст. 4 Конституции Республики Казахстан действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции Республики Казахстан, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан [7]. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона (п. 3 ст. 4 Конституции Республики Казахстан). Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права (ст. 8 Конституции Республики Казахстан). Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Республики Армения государство обеспечивает защиту основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права. Международные договоры являются составной частью правовой системы Республики Армения. Если ратифицированными международными договорами устанавливаются иные нормы, чем те, которые предусмотрены законами, то применяются эти нормы. Международные договоры, противоречащие Конституции Республики Армения, не могут быть ратифицированы (ч. 4 ст. 6 Конституции Республики Армения) [8]. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики. Нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров (п. 3 ст. 6 Конституции Кыргызской Республики) [9].

Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора (ч. 2 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З «О международных договорах Республики Беларусь»; ч. 2 ст. 20 Закона о нормативных правовых актах).

Место международных договоров Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации определено в ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», в которой помимо воспроизведенных в Конституции Российской Федерации положений закрепляется также, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты [10].

Пунктами 3 и 6 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 10.07.2008 N 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» установлены следующие положения: при возникновении коллизии между конституционными положениями и ратифицированными (или нератифицированными) международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, приоритет в применении принадлежит конституционным нормам; ратифицированные международные договоры, имеющие непосредственное действие и не требующие издания законов для их применения, используются в качестве норм материального (за исключением сфер уголовно-правовых и административно-правовых отношений) или процессуального права при разрешении дел [11].

Статья 5 Закона Республики Армения от 22.02.2007 N ЗР-123-Н «О международных договорах Республики Армения» (далее — Закон о международных договорах Республики Армения) устанавливает соотношение международных договоров и законов Республики Армения. Так, международный договор Республики Армения, вступивший в силу в установленном Законом о международных договорах Республики Армения порядке, является составной частью правовой системы Республики Армения. Нормы вступившего в силу международного договора Республики Армения на территории Республики Армения действуют непосредственно [12]. Предусмотрен приоритет норм ратифицированных международных договоров перед нормами законов и приоритет норм утвержденных международных договоров перед нормами нормативных указов, распоряжений Президента Республики Армения, постановлений или ведомственных нормативных актов Правительства Республики Армения. В соответствии с Законом Республики Армения от 29.04.2002 N ЗР-320 «О правовых актах» общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Республики Армения являются составной частью правовой системы Республики Армения. Законы Республики Армения и иные правовые акты Республики Армения должны соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права. Международные договоры, ратифицированные, или подписанные, или утвержденные государственными органами Республики Армения, обладают юридической силой правового акта соответствующего органа; если международными договорами установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены принявшими их иными правовыми актами, то применяются нормы международных договоров [13].

Согласно преамбуле Закона Кыргызской Республики о международных договорах вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики [6].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Каширкина, А.А. Международно-правовые модели Европейского союза и Таможенного союза: сравнительный анализ: монография / А.А.Каширкина, А.Н.Морозов; отв. ред. А.Я.Капустин. — М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

2. Международное публичное право. Общая часть: учеб. пособие / Ю.П.Бровка [и др.]; под ред. Ю.П.Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. — Минск: Амалфея, 2011. — 496 с.

3. Международное публичное право: учеб. / под ред. К.А.Бекяшева. — М.: Проспект, 1998. — 608 с.

4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с изм. от 21.07.2014 

5. О международных договорах Республики Казахстан [Электронный ресурс]: Закон Респ. Казахстан, 30 мая 2005 г., N 54-III: в ред. Закона Респ. Казахстан от 10.12.2014 // Эдiлет: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Респ. Казахстан. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000054_. — Дата доступа: 20.10.2015.

6. О международных договорах Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: Закон Кыргызской Респ., 24 апр. 2014 г., N 64: принят Жогорку Кенешем Кыргызской Респ. 9 апр. 2014 г.: в ред. Закона Кыргызской Респ. от 09.06.2015 // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=66974#A4210QB346. — Дата доступа: 20.10.2015.

7. Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]: принята на респ. референдуме 30 авг. 1995 г.: с изм. и доп. от 02.02.2011 // Эдiлет: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Респ. Казахстан. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_. — Дата доступа: 20.10.2015.

8. Конституция Республики Армения от 05.07.1995 [Электронный ресурс]: с изм. от 27.11.2005 // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2950. — Дата доступа: 20.10.2015.

9. Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 г. // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=31497. — Дата доступа: 20.10.2015.

10. О международных договорах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон, 15 июля 1995 г., N 101-ФЗ: в ред. Федер. закона от 12.03.2014

11. О применении норм международных договоров Республики Казахстан [Электронный ресурс]: нормативное постановление Верховного Суда Респ. Казахстан, 10 июля 2008 г., N 1: в ред. от 30.12.2011 // Эдiлет: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Респ. Казахстан. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P08000001S_. — Дата доступа: 20.10.2015.

12. О международных договорах Республики Армения [Электронный ресурс]: Закон Респ. Армения, 22 фев. 2007 г., N ЗР-123-Н: в ред. Закона Респ. Армения от 17.12.2010 // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=58326. — Дата доступа: 20.10.2015.

13. О правовых актах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Армения, 29 апр. 2002 г., N ЗР-320: принят 3 апр. 2002 г.: по состоянию на 30.04.2008 // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=19491. — Дата доступа: 20.10.2015.