Категория «международное обязательство»: особенности формирования и применения в рамках Евразийского экономического союза и в государствах-членах (часть 2)

1 (3). Как правило, отдельным положением в нормативных правовых актах закрепляется принцип pacta sunt servanda — добросовестного исполнения международных договоров (ч. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» (далее — Закон о международных договорах); п. 1 ст. 20 Закона Республики Казахстан от 30.05.2005 N 54 «О международных договорах Республики Казахстан» (далее — Закон о международных договорах Республики Казахстан) [1]; п. 1 ст. 31 Закона Кыргызской Республики от 24.04.2014 N 64 «О международных договорах Кыргызской Республики» (далее — Закон о международных договорах Кыргызской Республики) [2]) или международных обязательств (преамбула Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о международных договорах) [3]).

2 (4). В конституциях и специальных законах государств закрепляются полномочия конституционного суда по проверке конституционности международных договоров (реже — и иных международных обязательств).

Так, Конституционный Суд Республики Беларусь дает заключения о соответствии международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь (ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь), и разрешает дела: о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь в порядке предварительного контроля; о проверке конституционности международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь в порядке последующего контроля (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 124-З «О конституционном судопроизводстве» (далее — Закон о конституционном судопроизводстве)).

На соответствие конституции рассматриваются и не вступившие в силу международные договоры, что нашло отражение в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе о международных договорах, Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в Конституции Кыргызской Республики, Конституционном Законе Кыргызской Республики от 13.06.2011 N 37 «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» (далее — Закон о Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики), и международные договоры до ратификации исходя из норм Конституции Республики Казахстан, Закона о международных договорах Республики Казахстан, Конституционного закона Республики Казахстан от 29.12.1995 N 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан» (далее — Конституционный закон о Конституционном Совете Республики Казахстан) и Конституции Республики Армения, Закона Республики Армения от 22.02.2007 N ЗР-123-Н «О международных договорах Республики Армения» (далее — Закон о международных договорах Республики Армения), Закона Республики Армения от 14.06.2006 N ЗР-58 «О Конституционном Суде». Также не соответствующие конституции международные договоры не могут быть ратифицированы и не подлежат введению в действие и применению (п. 1 ст. 74 Конституции Республики Казахстан, п. 3 ст. 12 Закона о международных договорах Республики Казахстан, п. 1 ст. 39 Конституционного закона о Конституционном Совете Республики Казахстан, п. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 34 Федерального закона о международных договорах, п. 5 ст. 51 Закона о Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики).

3 (5). Имплементационный механизм реализации недоговорных обязательств и, прежде всего, актов международных организаций и интеграционных образований на законодательном уровне государств комплексно не определен (как по видам, так и по порядку). Здесь можно привести только отдельные национальные нормативные правовые акты или отдельные положения отдельных актов.

Так, в компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь входит дача заключений о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Республики Беларусь (ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь), а также проверка конституционности актов межгосударственных образований в порядке последующего контроля и изложение позиции о документах, принятых иностранными государствами, международными организациями и их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 3 Закона о конституционном судопроизводстве). В качестве примера отдельного акта приведем постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 N 380 «О порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других организаций и государственных органов при подготовке и рассмотрении проектов решений Евразийской экономической комиссии, проведении процедуры отмены или изменения решений, принятых Коллегией Евразийской экономической комиссии, и подготовке инициативных предложений».

Отдельно следует рассмотреть Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 05.11.2009 N 6 «Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов», согласно которому на решения международных организаций и их органов, образуемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, распространяются положения статьи 4 Конституции Республики Казахстан о приоритете ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров перед ее законами и непосредственности применения таких решений [4]. Решения международных организаций и их органов могут приобретать юридические свойства ратифицированного Республикой Казахстан международного договора в случае непосредственного указания на обязательный характер для Республики Казахстан этих решений в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан. Не могут быть признаны в качестве обязательных для Республики Казахстан решения международных организаций и их органов, нарушающие положения п. 2 ст. 2 и п. 2 ст. 91 Конституции Республики Казахстан о том, что суверенитет Республики Казахстан распространяется на всю ее территорию, и о недопустимости изменения установленных Конституцией Республики Казахстан унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики Казахстан [4]. В случае коллизии между обязательным для Республики Казахстан решением международной организации и (или) ее органа и нормативными правовыми актами Республики Казахстан действует решение международной организации и (или) ее органа впредь до устранения такой коллизии. Не могут применяться непосредственно и соответственно иметь приоритет перед нормативными правовыми актами Республики Казахстан решения международных организаций и их органов, ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина [4].

Особый интерес представляют Правила подготовки информации о выполнении международных договоров Республики Казахстан и представления ее на рассмотрение Президента Республики Казахстан, а также согласования проектов решений международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, и их реализации, подготовки международных мероприятий Республики Казахстан с участием Президента Республики Казахстан, выполнения достигнутых договоренностей и взаимодействия с международными судебными органами, утвержденные Указом Президента Республики Казахстан от 12.08.2010 N 1037 «О вопросах подготовки информации о выполнении международных договоров Республики Казахстан и представления ее на рассмотрение Президента Республики Казахстан, а также согласования проектов решений международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, и их реализации, подготовки международных мероприятий Республики Казахстан с участием Президента Республики Казахстан, выполнения достигнутых договоренностей и взаимодействия с международными судебными органами» (далее — Правила Республики Казахстан), которыми дано определение и закреплен общий порядок согласования проектов решений международных организаций [5]. Так, решением международной организации является решение (резолюция, рекомендация) независимо от его наименования, принятое органом международной (межгосударственной или межправительственной) организации, участницей которой является Республика Казахстан, в соответствии с ее учредительными документами или международными договорами, заключенными в рамках международной организации (п. 7 Правил Республики Казахстан). Проекты решений международных организаций согласовываются с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан, в обязательном порядке — с Министерством иностранных дел Республики Казахстан на предмет внешнеполитической целесообразности участия, а проекты решений ЕЭК — и с Министерством национальной экономики Республики Казахстан и Министерством юстиции Республики Казахстан (п. 8 Правил Республики Казахстан).

Закон о международных договорах Республики Армения выделяется наличием в нем отдельной статьи (ст. 55) об учреждении международной организации и выполнении решений органов организации. Так, решения, резолюции, протоколы руководящих и других органов международной организации, созданной согласно международному договору Республики Армения, выполняются Республикой Армения в соответствии с другими международными договорами, учреждающими данную международную организацию и регулирующими ее деятельность. Решение органа международной организации не считается международным договором и выполняется Республикой Армения постольку, поскольку оно наделено соответствующей юридической силой учредительными документами данной международной организации (п. 2 ст. 55) [6]. В отношении обязательного для государств-участников решения органа международной организации закреплено обеспечение его выполнения ответственным ведомством в том числе посредством принятия соответствующего нормативного правового акта или разработки его проекта; в отношении консультативного (рекомендательного) решения органа международной организации ответственное ведомство определяет целесообразность его выполнения Республикой Армения (п. 5 ст. 55) [6].

4 (6). Терминология касательно категории «международное обязательство» в национальном законодательстве государств не унифицирована, не упорядочена, не единообразна; определения терминов приводятся (или не приводятся и употребляются без их обозначения) по мере необходимости в отдельных нормативных правовых актах, что в целом подтверждают рассмотренные выше положения.

Таким образом, были проанализированы понятие и особенности формирования и применения международных обязательств в международном праве, в ЕАЭС как межгосударственном интеграционном объединении и государствах — членах ЕАЭС.

На основе анализа источников права ЕАЭС с учетом существующих классификационных критериев в международном праве, специфики международной правосубъектности ЕАЭС как межгосударственного интеграционного объединения и особенностей формирования обязательств в рамках интеграционного объединения были выделены некоторые классификационные основания (критерии) и соответственно виды международных обязательств, вытекающих из членства в ЕАЭС.

Исследование национального законодательства государств — членов ЕАЭС позволило определить ряд основных характеристик касательно понятия, порядка и особенностей применения международных обязательств, вытекающих из членства в ЕАЭС, что, в свою очередь, дает возможность констатировать недостаточность существующего национального инструментария, как организационно-правового, так и нормативно-правового, для реализации международных обязательств, вытекающих из членства в ЕАЭС, что сдерживает интеграционное развитие в организационно-правовом и содержательном контексте. Таким образом, назрела необходимость разработки и принятия соответствующего (гармонизированного в государствах-членах) национального акта по месту, соотношению и механизму реализации международных обязательств, вытекающих из членства в межгосударственных интеграционных образованиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О международных договорах Республики Казахстан [Электронный ресурс]: Закон Респ. Казахстан, 30 мая 2005 г., N 54: в ред. Закона Респ. Казахстан от 10.12.2014 // Эдiлет: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Респ. Казахстан. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000054_. — Дата доступа: 20.10.2015.

2. О международных договорах Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: Закон Кыргызской Респ., 24 апр. 2014 г., N 64: принят Жогорку Кенешем Кыргызской Респ. 9 апр. 2014 г.: в ред. Закона Кыргызской Респ. от 09.06.2015 // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=66974#A4210QB346. — Дата доступа: 20.10.2015.

3. О международных договорах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон, 15 июля 1995 г., N 101-ФЗ: в ред. Федер. закона от 12.03.2014 

4. Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов [Электронный ресурс]: нормативное постановление Конституционного Совета Респ. Казахстан, 5 нояб. 2009 г., N 6 // Эдiлет: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Респ. Казахстан. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/S090000006_. — Дата доступа: 20.10.2015.

5. О вопросах подготовки информации о выполнении международных договоров Республики Казахстан и представления ее на рассмотрение Президента Республики Казахстан, а также согласования проектов решений международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, и их реализации, подготовки международных мероприятий Республики Казахстан с участием Президента Республики Казахстан, выполнения достигнутых договоренностей и взаимодействия с международными судебными органами [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Казахстан, 12 авг. 2010 г., N 1037: в ред. от 18.05.2015 // Эдiлет: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Респ. Казахстан. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U100001037_. — Дата доступа: 20.10.2015.

6. О международных договорах Республики Армения [Электронный ресурс]: Закон Респ. Армения, 22 фев. 2007 г., N ЗР-123-Н: в ред. Закона Респ. Армения от 17.12.2010 // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=58326. — Дата доступа: 20.10.2015.