Комментарий к статье 12.19 КоАП РБ: Нарушение порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь

Административная ответственность за нарушение порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь установлена статьей 12.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

1. Частью 1 статьи 12.19 КоАП установлена ответственность за осуществление платежей наличными денежными средствами с нарушением требований законодательства.

1.1. Объектом правонарушения является установленный порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 N 359 утвержден Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь (далее — Порядок расчетов).

В соответствии с пунктом 4 Порядка расчетов расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь осуществляются в белорусских рублях наличными денежными средствами в порядке, в том числе размерах, определяемых Национальным банком Республики Беларусь.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 N 107 утверждена Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь (далее — Инструкция). Главой 4 (пункты 64 — 80) Инструкции регулируется порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами.

1.2. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами с нарушением требований законодательства.

При осуществлении расчетов наличными денежными средствами за товары (работы, услуги), а также по иным обязательственным правоотношениям юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели должны выполнять следующие требования:

1.2.1. Расчеты наличными деньгами должны осуществляться при соблюдении очередности платежей, установленной пунктом 2 Порядка расчетов (пункт 66 Инструкции).

1.2.2. Расчеты наличными деньгами, в т.ч. путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей (независимо от количества лиц, с которыми проводятся расчеты), должны осуществляться в общей сумме не более 300 базовых величин на протяжении одного дня, за исключением случаев, указанных в Инструкции (пункт 67 Инструкции). При этом расчеты наличными деньгами по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды осуществляются без ограничения размеров как для плательщика, так и для получателя (пункт 68 Инструкции).

1.2.3. Расчеты при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом, табачным сырьем, табачными изделиями осуществляются только в безналичном порядке (пункт 70 Инструкции).

1.2.4. Расчеты, проводимые ликвидируемыми юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, в отношении которых приняты решения о прекращении деятельности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых открыто конкурсное производство, с другими юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, осуществляются только в безналичном порядке (пункт 71 Инструкции).

1.2.5. Прием наличных денег от юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей в сумме не более 300 базовых величин по каждому платежу проводят:

  • юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, осуществляющие выставочную деятельность, — за оказываемые ими услуги (кроме оплаты аренды площадей);
  • юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, осуществляющие через магазины-склады оптовую торговлю, а также юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, — за приобретаемые у них товары;
  • органы управления рынками — за оказываемые ими услуги в соответствии с пунктом 15 Правил торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1623 (кроме оплаты аренды торгового места);
  • юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, реализующие топливо и оказывающие услуги, непосредственно связанные с международными автомобильными перевозками, — за топливо и услуги, включенные в перечень услуг согласно приложению 4 к Инструкции.

При этом в указанных выше случаях получатели наличных денег не включают эти суммы для себя в фактический размер расчетов наличными деньгами, а при проведении иных расчетов они должны соблюдать предельно допустимый размер расчетов (300 базовых величин в день), за исключением расчетов, указанных в пункте 75 Инструкции (пункт 72 Инструкции).

1.2.6. Расчеты наличными деньгами должны проводиться за счет следующих источников:

  • наличные деньги, полученные с текущих (расчетных) банковских счетов, карт-счетов;
  • выручка;
  • личные денежные средства физических лиц, используемые в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях (пункт 73 Инструкции).

1.2.7. В фактический размер расчетов должны включаться следующие суммы:

  • суммы всех проведенных операций по приему наличных денег от других юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей и по расчетам наличными деньгами с другими юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;
  • суммы личных денежных средств физических лиц, использованные в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях, в наличной форме, в том числе суммы денежных средств, полученные физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями и их работниками) в наличной форме с использованием корпоративных или личных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа и использованные физическими лицами;
  • суммы личных денежных средств физических лиц, израсходованные с использованием личных карточек, электронных денег, иных платежных инструментов и средств платежа посредством проведения безналичных расчетов в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях;
  • суммы личных денежных средств физических лиц, израсходованные с использованием электронных денег посредством проведения безналичных расчетов в интересах индивидуальных предпринимателей, которые привлекли указанных физических лиц для осуществления предпринимательской деятельности по трудовым договорам;
  • суммы, израсходованные в оплату товаров (работ, услуг), а также по иным обязательственным правоотношениям путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), а также суммы, израсходованные на уплату вознаграждений банкам за осуществление указанных операций;
  • суммы, израсходованные на уплату вознаграждения (платы) банкам за инкассацию, прием и перечисление выручки юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей из сумм проинкассированных (принятых) наличных денег юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • суммы, израсходованные на расчеты с банками, за исключением сумм на уплату банкам вознаграждений за открытие (закрытие) банковского счета, свидетельствование подлинности подписей и оттиска печати в карточке с образцами подписей и оттиска печати юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на погашение (возврат) кредита, уплату процентов и плату за пользование кредитом, уплату неустойки (штрафа, пени) за несоблюдение юридическими лицами, обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями условий кредитного договора (пункт 74 Инструкции).

1.2.8. В фактический размер расчетов не должны включаться следующие суммы:

  • суммы личных денежных средств, израсходованные индивидуальным предпринимателем или его работниками с использованием личных карточек для проведения безналичных расчетов с юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в интересах данного индивидуального предпринимателя и в последующем возмещенные им путем выдачи наличных денег или в безналичной форме в соответствии с законодательством;
  • суммы личных денежных средств физических лиц, использованные в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях, для проведения расчетов в случаях, установленных законодательством (командировочные расходы, расходы, проводимые за счет средств, полученных по договорам дарения, заключенным в соответствии с законодательством, и т.п.);
  • суммы, израсходованные юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями на уплату банкам вознаграждений за открытие (закрытие) банковского счета, свидетельствование подлинности подписей и оттиска печати в карточке с образцами подписей и оттиска печати юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на погашение (возврат) кредита, уплату процентов и плату за пользование кредитом, уплату неустойки (штрафа, пени) за несоблюдение юридическими лицами, обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями условий кредитного договора;
  • суммы, зачисленные на текущие (расчетные) банковские счета получателей за товары (работы, услуги), а также по иным обязательственным правоотношениям путем внесения юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями (плательщиками) наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей (пункт 75 Инструкции).

1.2.9. Особенности проведения банками расчетов наличными деньгами предусмотрены пунктами 76 — 78 Инструкции.

1.3. Совершение действий, нарушающих любое из вышеуказанных требований Инструкции о порядке проведения расчетов наличными денежными средствами, образует признаки объективной стороны правонарушения.

1.4. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектом правонарушения являются:

  • индивидуальный предприниматель
  • юридическое лицо

Санкция: штраф в размере до ста процентов от суммы платежей, осуществленных наличными денежными средствами с нарушением требований законодательства.

1.5. Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица:

  • органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • налоговых органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • налоговые органы.

2. Частью 2 статьи 12.19 КоАП установлена ответственность за осуществление вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке.

2.1. Объектом правонарушения является установленный порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Порядка расчетов вне очереди производятся платежи в счет:

  • погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению. При отсутствии или недостаточности средств в белорусских рублях на текущих (расчетных) счетах указанные платежи осуществляются за счет средств, полученных от продажи (в том числе обязательной) иностранной валюты. В этом случае продажа средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в иностранной валюте, должна производиться до исполнения предъявленных к данным счетам платежных требований или иных платежных инструкций;
  • погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы.

2.2. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 N 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину прожиточного минимума (т.е. минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья), а также обязательные платежи и взносы.

Бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения рассчитывается на основании Положения о порядке формирования и расчета бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2011 N 112. Бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждается Советом Министров Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

2.3. В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Порядка расчетов в первоочередном порядке производятся следующие платежи:

  • в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (налоги, неналоговые платежи, ссуды, займы, обязательства, возникшие в случае осуществления Правительством Республики Беларусь, областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии, выданные областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами, и проценты по ним);
  • по исполнительным документам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также в случае потери кормильца, сумм по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, о выплате авторского вознаграждения, сумм по обязательному страхованию, сумм по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, сумм по государственному социальному страхованию граждан;
  • за реализованное (переданное для собственного либо иного использования) имущество, обращенное в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней;
  • за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного материальных резервов;
  • по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством;
  • в счет погашения задолженности по кредитам, выданным банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;
  • в счет погашения задолженности по активам, приобретенным открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» в соответствии с перечнем таких активов и порядком, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь, у банков Республики Беларусь, и по кредитам, предоставленным данным обществом на финансирование проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом Республики Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь.

2.4. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих 1,5 размера скорректированного бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения на каждого работника исходя из списочной численности работников, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке.

Это означает, что при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, не допускается производить вне очереди платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы и (или) в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в сумме, которая превышает в 1,5 раза бюджет прожиточного минимума на каждого работника.

2.5. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектом правонарушения являются:

  • индивидуальный предприниматель;
  • юридическое лицо.

Санкция: штраф в размере до ста процентов от суммы превышения пределов, установленных законодательством.

2.6. Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица:

  • органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • налоговых органов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • налоговые органы.