Формирование в современном мире демократического, правового государства невозможно без соблюдения основных прав и свобод человека, получивших юридическое закрепление в Конституции Республики Беларусь. В ней признано значение соблюдения и защиты прав человека в качестве стандарта в национальном правотворчестве. В статье 2 Конституции Республики Беларусь говорится, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Таким образом, интересы человека ставятся выше всех других.
Конституционное право — юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия (др.-греч. «власть народа», от «народ» и «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Демократия — широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия — это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
Приоритет прав человека и гражданина в государственной деятельности обусловлен особой их значимостью в развитии общественных отношений. Права и свободы человека и гражданина: определяют сферу свободы личности, ее автономию и самоопределение, упорядочивают и координируют общественные связи и отношения, очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека и гражданина, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур, определяют параметры взаимоотношений человека, гражданина и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом, обеспечивают стабильность, устойчивое развитие общества, его нормальную жизнедеятельность на основе проверенных историческим опытом правовых форм взаимодействия людей.
Права и свободы человека — это главный критерий оценки качества государственности, степени ее демократичности, приверженности правовым началам, нравственности, общечеловеческим ценностям. Каждая новая ступень общественного развития, расширения свободы сопряжена с обогащением и увеличением объема прав человека. Поэтому обеспечение прав человека и гражданина — это не второстепенная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободы, неприкосновенность личной сферы, социальную защищенность.
Перечень прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, — результат длительного исторического становления тех стандартов, которые стали нормой современного демократического общества. Вместе с тем область защиты прав и свобод человека, конституционных гарантий их обеспечения и защиты довольно обширна, одной из них является одна из специфических областей человеческой деятельности, а именно область таможенно-правовых отношений.
Демократические преобразования предполагают определенные требования ко всем государственным институтам, в том числе и к таможенным органам. Децентрализация управления экономикой и процесс демократизации общественной жизни внесли коррективы в постановку вопроса о роли таможенной службы в обществе.
Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к правоохранительным органам. На таможенную службу возложены контрольные и надзорные функции и правовые полномочия. Поэтому проблема взаимодействия таможенных структур и гражданского общества весьма актуальна. Вместе с тем новые политические и экономические реалии сделали таможенную систему одним из основных источников пополнения доходной части бюджета. В связи с чем вопросы соблюдения законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, участвующих в таможенных правоотношениях, ставятся на особое место в практической деятельности таможенных органов.
Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, которые регулируются нормами таможенного законодательства и общепризнанными нормами международного права. Они имеют свою специфику и особенности, предопределяемые спецификой правового регулирования таможенного дела. В условиях реформирования таможенного законодательства, совершенствования внешнеэкономических связей, приближения их к общепринятым в международной торговле правовым нормам таможенные правоотношения играют все более важную роль в жизни современного государства, затрагивают интересы значительного числа граждан, требуют особого внимания в части соблюдения их прав, свобод и законных интересов.
Конституцией Республики Беларусь декларируется значительное количество прав и свобод граждан, часть которых непосредственно затрагивает сферу таможенных правоотношений.
Исходя из общей системы, иерархии источников таможенного дела Конституция Республики Беларусь занимает первостепенное место. Основные положения Конституции Республики Беларусь и таможенного законодательства можно объединить в четыре основные группы:
- Общие начала и принципы деятельности в сфере таможенного дела.
- Права и гарантии субъектов внешнеэкономической деятельности.
- Права и гарантии граждан, проходящих службу в таможенных органах.
- Взаимодействие конституционных принципов в рамках Таможенного союза.
1. Общие начала и принципы деятельности в сфере таможенного дела
Общие начала и принципы деятельности в сфере таможенного дела установлены в статьях 2, 10, 13, 15, 34, 44, 46, 51, 60 Конституции Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь устанавливает взаимную ответственность государства и гражданина. Так, статьей 2 Конституции Республики Беларусь установлена не только ответственность государства перед человеком, но и ответственность гражданина перед государством и неукоснительное исполнение обязанностей.
Исходя из принципов таможенной политики государство берет на себя обязанность по:
- защите и покровительству граждан (статья 10);
- обеспечению равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, равной защиты всех форм собственности (статья 13);
- сохранению историко-культурного и духовного наследия (статья 15);
- обеспечению права на получение, хранение и распространение информации (статья 34);
- обеспечению права собственности (статья 44);
- защите окружающей среды (статья 46);
- защите интеллектуальной собственности (статья 51);
- защите прав и свобод независимым судом (статья 60).
Граждане Республики Беларусь несут перед государством следующие обязанности:
- соблюдать законы (статья 52);
- беречь историко-культурное, духовное наследие (статья 54);
- охранять природную среду (статья 55);
- уплачивать государственные налоги, пошлины и иные платежи (статья 56).
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь.
Указанные принципы реализованы в таможенном законодательстве, в том числе и в Таможенном кодексе Республики Беларусь (далее — ТмК).
Механизм обеспечения конституционных гарантий прав и свобод граждан в сфере таможенных правоотношений представляет собой систему закрепленных законом субъектов, направлений, методов, способов, средств правозащитной деятельности в целях обеспечения основных прав и свобод граждан, оказания им помощи в их реализации и защите. Он реализуется всей системой органов государственной власти, включая Президента Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, прокуратуру, органы юстиции, органы внутренних дел, а также и самими таможенными органами, выполняющими правоохранительные функции, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее — ТмК ТС), ТмК.
В соответствии со статьей 313 ТмК в целях реализации конституционных принципов таможенные органы выполняют следующие основные функции:
- осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
- взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;
- обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;
- осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;
- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
- ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;
- осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;
- ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику;
- обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
- осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
- осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;
- проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
2. Права и гарантии субъектов внешнеэкономической деятельности
Обеспечивая права граждан на защиту и покровительство в сфере таможенного дела, а также на обеспечение равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, равную защиту всех форм собственности, ТмК устанавливает, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством (пункт 1 статьи 44).
Особое место занимают вопросы соблюдения прав и свобод граждан, их право на обжалование решений таможенных органов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, этому посвящена глава 5 ТмК.
Статьей 320 ТмК предусмотрена ответственность таможенных органов и их должностных лиц. За незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Таможенные органы в соответствии с гражданским и иным законодательством возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.
Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит.
3. Права и гарантии граждан, проходящих службу в таможенных органах
В соответствии с нормами статьи 39 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.
На службу в таможенные органы принимаются на добровольной основе граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья, соответствующему образованию выполнять задачи, возложенные на данные органы.
При поступлении на службу в таможенные органы, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям.
Основные способы защиты конституционных норм, обеспечивающих права и гарантии граждан, проходящих службу в таможенных органах, изложены в главе 33 ТмК.
Так, параграф 4 указанной главы закрепляет правовой статус должностных лиц таможенных органов и учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, их гарантии и обязанность иных лиц выполнять их законные требования, а также вопросы обеспечения деятельности таможенных органов, в том числе и материально-технического обеспечения, а также обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества должностных лиц таможенных органов и членов их семей.
4. Взаимодействие конституционных принципов в рамках Таможенного союза
Государство ответственно перед гражданином за соблюдение верховенства права, как внутригосударственного, так и международного.
Статья 8 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Республики Беларусь.
Наша республика является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, белорусские субъекты хозяйствования ведут активную внешнеэкономическую деятельность, многие предприятия имеют мировую известность. Число белорусских экономических партнеров с каждым годом увеличивается в связи с расширением взаимоотношений со странами Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.
Республика Беларусь активно поддерживает торговые и производственные взаимоотношения в рамках СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза, Евросоюза и странами Балтийского моря. Развитие международного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств, разработка международных договоров в области таможенного дела являются одними из важнейших направлений деятельности таможенных органов Республики Беларусь, от осуществления которых зависит эффективность выполнения стоящих перед ними задач. Международные договоры Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах являются правовой основой взаимодействия таможенной службы Республики Беларусь с таможенными службами иностранных государств, а также правовым основанием для заключения международных договоров межведомственного характера по различным направлениям взаимодействия.
В настоящее время Республикой Беларусь заключены 1 многосторонний международный договор в рамках государств — участников СНГ и 14 двусторонних международных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Азербайджан, Иран, Ливия, Латвия, Польша, Вьетнам, Словакия, Турция, Чехия, Эстония, Украина и Туркменистан). Значительным шагом в развитии правовой основы сотрудничества таможенных органов Республики Беларусь с зарубежными таможенными службами в новых условиях явилось заключение соглашений со странами — членами Европейского союза, а именно с Италией и Финляндией.
Дальнейшее развитие взаимодействия с таможенными службами государств — членов Евросоюза будет продолжено и в дальнейшем. В этих целях ведется работа по заключению межправительственных соглашений с Австрией, Бельгией, Румынией, Сербией, Францией, Болгарией, Великобританией, Германией.
В целях реализации действующих международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах имеются международные договоры межведомственного характера, которые направлены на их реализацию. На сегодняшний день Республика Беларусь заключила межведомственные соглашения, направленные на реализацию межправительственного соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах с 15 государствами. Ведется активная работа по установлению официальных контактов с Бельгией, Румынией, Сербией, Францией, Болгарией, Великобританией, Японией, Китаем.
В настоящее время заключено 29 международных договоров межведомственного характера по различным направлениям взаимодействия таможенных органов.
Создание современной договорно-правовой базы международного таможенного сотрудничества, соответствующей происходящим в Республике Беларусь процессам, является важной и актуальной задачей государства по защите конституционных прав и свобод граждан Республики Беларусь. Необходимо отметить, что данная правовая база постоянно пополняется и совершенствуется. Также расширяется сфера правового регулирования в борьбе с контрабандой, другими преступлениями в сфере таможенного дела, а также с административными таможенными правонарушениями.
Со вступлением в силу с 6 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 создана единая система таможенного регулирования Таможенного союза. Завершается реализация Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 17 «О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза».
ТмК ТС — одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества. В данном нормативном правовом акте органично сочетаются нормы конституций трех государств.
В рамках совершенствования борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела был заключен Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза (подписан в г.Астане 05.07.2010) (далее — Договор).
Положениями статей 4 — 6 Договора устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах Республики Беларусь (Уголовном кодексе Республики Беларусь, Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях), касающиеся, в частности, вопросов привлечения к уголовной и административной ответственности, определения подсудности, а также признания доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Вместе с тем Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 27.04.2011 N р-571/2011 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О ратификации договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза» нормы Договора и Закона признаны соответствующими Конституции Республики Беларусь.
Совершенствование деятельности таможенных органов по соблюдению, охране и защите конституционных прав и свобод участников таможенных правоотношений целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
- гуманизации таможенных правоотношений, то есть обеспечению цивилизованных, партнерских отношений, основанных на принципах равноправия, доверия, высокой правовой культуры;
- совершенствованию профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, обеспечению таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений;
- повышению роли и авторитета таможенных органов в осуществлении контроля соблюдения должностными лицами предписаний Конституции Республики Беларусь, законов и других правовых актов, гарантирующих права и свободы граждан в сфере таможенных правоотношений;
- обеспечению конституционных гарантий основных прав и свобод самих таможенников, проведению комплекса мер по повышению социальной значимости и престижа государственной службы в таможенных органах.
В рамках действующей Конституции Республики Беларусь, таможенного законодательства таможенные органы имеют достаточные правомочия для соблюдения, охраны и защиты основных прав и свобод граждан в сфере таможенных отношений. Таможенные органы, являясь составной частью органов исполнительной власти, обязаны не только соблюдать, но и предупреждать нарушение прав, свобод и законных интересов граждан.