Критерии определения размера штрафа и предоставления отсрочки (рассрочки) его уплаты по административному делу

Наиболее распространенной мерой административного взыскания является штраф. В свою очередь, штраф (нем. — strafe) представляет собой денежное взыскание, меру имущественного воздействия на виновных в нарушении определенных правовых норм лиц (граждан, юридических лиц).

В статье 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) дано более полное определение штрафа. Согласно последней редакции КоАП штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

Таким образом, под штрафом понимается только та мера, которая выражается не в любом имущественном воздействии, а в денежном взыскании.

Штраф, налагаемый в административном порядке, является самостоятельной мерой административной ответственности. При этом лицу, совершившему административное правонарушение, дается отрицательная оценка со стороны государства и общества, что отражается в протоколе о правонарушении и в постановлении о наложении штрафа <1>.

<1> Василевич, С.Г. Штраф в системе административных взысканий // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.

Применение штрафа в виде административного наказания в отношении физического лица обуславливается необходимостью воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

Таким образом, применение административного штрафа преследует три основные цели: возмездие (наказание) за совершенный проступок, исправление правонарушителя и предупреждение противоправного поведения правонарушителя и всех иных лиц. Исправительная и предупредительная составляющие штрафа обуславливают его повышенный по сравнению с последствиями правонарушения размер. В связи с этим не должны приниматься во внимание доводы нарушителей о несоразмерности величины штрафа размеру причиненного государственным и общественным интересам ущерба. Во внимание принимается не только вопрос размера ущерба интересам государства и общества, но и воспитательный и превентивный аспекты.

Как полагает М.Я.Саввин, карательная сущность наказания состоит в страданиях, и если бы оно не причиняло их, то такое наказание было бы бессмысленным и вообще не являлось бы наказанием <2>. При этом С.Г.Василевич считает, что воспитание как цель административного штрафа предполагает наступление положительных изменений в поведении правонарушителя. В достижении воспитательной цели административного штрафа определяющим является формирование правовой ориентации личности, на которую влияет не только полнота информации об административно-правовой норме, направленность воздействующих фактов (процедура применения и процедура уплаты штрафа, общественное осуждение и т.п.), но и сущность нормы. Штраф, воздействуя на сознание правонарушителя, способствует предупреждению новых правонарушений со стороны правонарушителя и других лиц. В правовой литературе такая направленность штрафа называется частным и общим предупреждением <3>.

<2> Саввин, М.Я. Административный штраф. — М.: Юрид. лит. — 1984. — С. 5.

<3> Василевич, С.Г. Штраф и конфискация как виды административного взыскания

Изложенное обоснование обуславливает возложение судами на нарушителей размеров штрафа, способных повлиять на личное и общественное отношение к противоправному деянию.

Не всегда уплата подобных штрафов осуществляется нарушителем единовременно, поскольку задача суда состоит в определении размера штрафа, гарантирующего достижение целей перевоспитания и предупреждения.

По этой причине статья 14.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) допускает отсрочку либо рассрочку исполнения штрафа. Отсрочка (рассрочка) уплаты штрафа возможна по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, либо по инициативе государственного органа, налагающего взыскание, на срок до одного месяца, а штрафа, наложенного на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, — на срок до шести месяцев. Рассрочка штрафа возможна на срок до шести месяцев. Отсрочка, рассрочка исполнения постановления о наложении административного взыскания допускается при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа.

Об отсрочке, рассрочке исполнения административного взыскания выносится постановление, в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки исполнения административного взыскания. Постановление объявляется лицу, подвергнутому административному взысканию, и направляется органу, исполняющему постановление о наложении административного взыскания.

В качестве обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, может выступать как сложное материальное положение правонарушителя, так и наличие иных объективных обстоятельств, препятствующих уплате штрафа. Кроме того, при принятии решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) судом может быть принята во внимание частичная уплата штрафа правонарушителем в добровольном порядке.

ПИКоАП не указывает конкретных оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, установлены лишь критерии их определения — обстоятельства, препятствующие исполнению судебного акта.

В каждом конкретном случае суд разрешает вопрос о наличии таких обстоятельств с учетом всех обстоятельств дела.

Приведем пример.

Хозяйственным судом было рассмотрено заявление ИП К. о предоставлении рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания в части уплаты штрафа <4>.

<4> Архив хозяйственного суда Гродненской области. — Постановление от 12.09.2013 по делу N 56-12Ап/2013.

Постановлением хозяйственного суда от 19.08.2013 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1-1 статьи 12.7 КоАП, ИП К. подвергнут штрафу в доход государства в размере 40 базовых величин — 4000000 руб.

Правонарушителем подано заявление о предоставлении рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания в части уплаты 3400000 руб. штрафа в соответствии с графиком:

  • до 01.10.2013 — 1200000 руб.;
  • до 01.11.2013 — 1500000 руб.;
  • до 01.12.2013 — 700000 руб.

К заявлению приложена квитанция об уплате ИП К. 600000 руб. штрафа в добровольном порядке.

В соответствии со статьей 14.7 ПИКоАП при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, депортации, штрафа или конфискации дохода в установленные сроки, суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, или по собственной инициативе могут отсрочить исполнение административного ареста на срок до одного месяца, депортации, штрафа или конфискации дохода — на срок до шести месяцев.

По аналогичным основаниям судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, могут рассрочить исполнение административного взыскания в виде конфискации дохода до шести месяцев.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание содержащиеся в материалах дела сведения о сложном материальном положении ИП К. (является плательщиком кредита, содержит престарелую мать, находится на стационарном излечении в больнице супруга и др.), частичное исполнение судебного постановления, суд пришел к выводу о возможности предоставления рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде 3400000 руб. штрафа в соответствии с графиком:

  • до 01.10.2013 — 1200000 руб.;
  • до 01.11.2013 — 1500000 руб.;
  • до 01.12.2013 — 700000 руб.

При этом судом было обращено внимание правонарушителя, что в соответствии со статьей 14.7 ПИКоАП при нарушении сроков и порядка рассрочки настоящее постановление утрачивает силу по решению суда, вынесшего постановление о наложении административного взыскания.

С учетом необходимости достижения целей административного взыскания, закрепленных в статье 6.1 КоАП, суды подходят весьма взвешенно как к определению размера штрафа, так и к принятию решений по ходатайствам о предоставлении отсрочки (рассрочки). Предоставление отсрочки (рассрочки) не может нивелировать цель административного взыскания, закрепленную в КоАП.