Ложная экономическая несостоятельность (банкротство)

Уголовная ответственность за ложную экономическую несостоятельность (банкротство) предусмотрена статьей 238 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Объектом данного преступления является установленный порядок признания субъекта хозяйствования экономически несостоятельным (банкротом).

В соответствии со статьей 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке. В соответствии со статьей 61 ГК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) отождествляет понятия экономической несостоятельности и банкротства. Согласно статье 1 Закона экономическая несостоятельность (банкротство) представляет собой неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную хозяйственным судом или правомерно объявленную должником в соответствии с требованиями законодательства.

Указ Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ) различает понятия экономической несостоятельности и банкротства. В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Указа под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации), а под банкротством — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника (решение об открытии ликвидационного производства).

Согласно статье 1 Закона неплатежеспособность означает неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 N 81/128/65 утверждена Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, в соответствии с которой определяется порядок признания организации неплатежеспособной (далее — Инструкция от 14.05.2004).

Источниками информации для проведения анализа финансового состояния организации являются: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и отчет о целевом использовании полученных средств, заполненные в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 N 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь».

В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются следующие критерии:

  • коэффициент текущей ликвидности — отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации, за исключением резервов предстоящих расходов;
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами — отношение разности капитала и резервов, включая резервы предстоящих расходов, и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов.

В соответствии с пунктом 10 Инструкции от 14.05.2004 основанием для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации — неплатежеспособной является наличие одновременно следующих условий:

  • коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение менее установленного в приложении 1 к Инструкции от 14.05.2004;
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение менее установленного в приложении 1 к Инструкции от 14.05.2004.

Основанием для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса.

Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеются неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85, данный коэффициент определяется как отношение всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации, за исключением резервов предстоящих расходов, к общей стоимости активов.

После установления неплатежеспособности организации и неудовлетворительности структуры ее бухгалтерского баланса, проводится детальный анализ бухгалтерской отчетности организации, целью которого является выявление причин ухудшения финансового состояния организации.

В соответствии со статьей 7 Закона должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

Заявление должника подается в хозяйственный суд в письменной форме и должно быть подписано руководителем должника либо должником — индивидуальным предпринимателем.

Согласно статье 23 Закона в заявлении должны быть указаны:

  • имя (наименование) должника, его место нахождения, почтовый адрес и банковские реквизиты;
  • размер требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемым должником;
  • размер задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту);
  • сумма вознаграждений, причитающихся по авторским договорам;
  • размер задолженности по обязательным платежам;
  • обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  • сведения о принятых к производству общим и хозяйственным судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных документах;
  • сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;
  • номера счетов должника в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, их почтовые адреса;
  • сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;
  • сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;
  • иные сведения, подтверждающие основания для подачи заявления должника и необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве;
  • перечень прилагаемых документов.

Статьей 24 Закона предусмотрено, что к заявлению должника прилагаются документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме и иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника. К заявлению должника также прилагаются:

  • список кредиторов и должников с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей, указанием их почтовых адресов и банковских реквизитов;
  • бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника — индивидуального предпринимателя или их копии, заверенные в нотариальном порядке;
  • решение учредителей (участников) должника — юридического лица или собственника имущества должника — унитарного предприятия о подаче в хозяйственный суд заявления должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда подача заявления должника является обязательной.

Кроме того, подпунктом 1.12 пункта 1 Указа предусмотрено, что к заявлению должника также прилагаются:

  • документы, свидетельствующие о том, что руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, разработали меры по досудебному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления;
  • учредительные документы должника — юридического лица или их копии.

Вопрос о принятии заявления о банкротстве должника решается не позднее 30 дней со дня поступления указанного заявления в хозяйственный суд в судебном заседании (подпункт 1.16 пункта 1 Указа).

Ложное банкротство будет иметь место в том случае, если должник подал в хозяйственный суд заявление о банкротстве при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Для установления признаков ложного банкротства следует руководствоваться Инструкцией по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20.06.2008 N 129 (далее — Инструкция N 129).

Инструкция N 129 применяется временными (антикризисными) управляющими в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а также экспертами при определении наличия (отсутствия) признаков банкротства.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции N 129 источниками информации для определения наличия (отсутствия) признаков банкротства являются:

  • бухгалтерская отчетность должника на исследуемые даты;
  • документы, содержащие сведения о составе имущества должника с аналитической расшифровкой каждого вида имущества на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом);
  • отчеты по оценке имущества должника;
  • список дебиторов с раздельным указанием сумм основной задолженности, процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций за ненадлежащее исполнение обязательств и сроков исполнения обязательств по каждому дебитору на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом);
  • документы, подтверждающие принятие мер по истребованию дебиторской задолженности;
  • справка о задолженности перед бюджетом соответствующего уровня, в том числе государственными целевыми бюджетными фондами, а также государственными внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом);
  • список кредиторов с раздельным указанием сумм основной задолженности, процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций за ненадлежащее исполнение обязательств и сроков исполнения обязательств по каждому кредитору на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом);
  • договоры, на основании которых производились отчуждение или приобретение имущества должника, увеличение или уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности, иные документы по сделкам, повлекшим изменения финансового состояния и платежеспособности должника;
  • сведения о размере задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также выплате выходных пособий, оплате труда работников, выплате вознаграждений по авторским договорам и заключенным с физическими лицами гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности;
  • документы, подтверждающие принятие мер по реструктуризации кредиторской задолженности;
  • приказ об утверждении учетной политики должника, действовавший на дату подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника и в периоде продолжительностью не менее 2 лет, предшествовавших дате подачи указанного заявления;
  • документы, свидетельствующие об учреждении и регистрации должника и внесении изменений и дополнений в его учредительные документы;
  • документы, содержащие сведения об учредителях (участниках) должника, собственнике имущества юридического лица — унитарного предприятия, о составе должностных лиц должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия;
  • сведения о лицах, заинтересованных в отношении должника;
  • протоколы заседаний органа (органов) управления должника;
  • документы налоговых проверок, ревизий финансово-хозяйственной деятельности должника, аудиторских заключений;
  • отчеты управляющего о проведенной работе в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) и заключения о финансовом состоянии и платежеспособности должника, представляемые в хозяйственный суд.

Признаком ложного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве).

Для установления наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства рассчитываются коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности финансовых обязательств активами (в соответствии с Инструкцией от 14.05.2004). На основании полученных значений коэффициентов делается вывод о платежеспособности (неплатежеспособности) должника.

В результате проведенного анализа могут быть сделаны следующие выводы:

  • если неплатежеспособность организации не приобретает или не имеет устойчивого характера, то признаки ложного банкротства усматриваются;
  • если неплатежеспособность организации приобретает или имеет устойчивый характер, то признаки ложного банкротства отсутствуют.

Объективную сторону ложного банкротства образует подача индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в хозяйственный суд заявления о своей экономической несостоятельности (банкротстве), иных документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о неплатежеспособности должника.

Перечень сведений, содержащихся в подаваемом заявлении должника, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению должника, установлены Законом и Указом и рассмотрены выше.

Ложными являются документы, содержащие информацию о банкротстве субъекта хозяйствования, который в действительности является экономически состоятельным.

Оконченным преступление считается с момента принятия заявления должника и иных документов хозяйственным судом, а не со дня принятия к производству судом такого заявления.

Согласно статье 33 Закона с момента принятия заявления о банкротстве должника хозяйственным судом устанавливается защитный период (не свыше трех месяцев) и назначается временный управляющий. В процессе защитного периода временным управляющим проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства. Если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер, хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство и назначает управляющего.

В соответствии со статьей 31 Закона орган государственного управления по делам о банкротстве представляет предварительное заключение о платежеспособности должника (до возбуждения производства по делу о банкротстве) в случаях, когда он является государственной организацией, организацией, имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, либо организацией, имеющей наиболее существенное значение для экономики страны или социальной сферы.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке взаимодействия хозяйственных судов Республики Беларусь и Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 01.11.2007 N 193 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия хозяйственных судов Республики Беларусь и Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. N 269», Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь представляет указанное заключение по запросу хозяйственного суда.

В процессе рассмотрения хозяйственным судом дела об экономической несостоятельности (банкротстве) суд может назначить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника, которую проводит Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь.

Положением об аккредитации (признании полномочий) юридических и физических лиц на осуществление экспертной деятельности по вопросам экономической несостоятельности (банкротства) и улучшения финансового состояния должников, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 11.02.2002 N 38, предусмотрено, что экспертиза финансового состояния и платежеспособности должника может включать подготовку заключений, в том числе по наличию признаков ложного банкротства (подпункт 4.7 пункта 4).

С целью подтверждения достоверности и правильности оценки финансового состояния и платежеспособности должника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), выводов и заключений, представленных временным (антикризисным) управляющим, может проводиться экспертиза финансового состояния и платежеспособности должника. Такая экспертиза проводится комиссиями по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), созданными в соответствии с Типовым положением о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.02.2004 N 126.

Экспертиза проводится в соответствии с Инструкцией по проведению экспертизы финансового состояния и платежеспособности организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 27.02.2004 N 57 «Об утверждении Инструкции по проведению экспертизы финансового состояния и платежеспособности организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), и Инструкции по проведению экспертизы плана санации организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)».

Временные (антикризисные) управляющие и привлеченные эксперты для выяснения вопроса о наличии (отсутствии) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства) руководствуются Инструкцией N 129. Использование содержащихся в ней методик позволяет определить, имеет или приобрела устойчивый характер неплатежеспособность должника, т.е. определить наличие признаков состава преступления, предусмотренного статьей 238 УК.

В том случае, когда в представленных в хозяйственный суд должником заявлении и приложенных к нему документах содержатся сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, а временный (антикризисный) управляющий или эксперт установят факты несоответствия действительности представленных документов, имеют место признаки ложного банкротства.

Подделка документов, представленных в хозяйственный суд с целью признания должника экономически несостоятельным (банкротом), охватывается составом ложного банкротства и не требует дополнительной квалификации по статье 427 УК (служебный подлог).

Подачу в хозяйственный суд заявления должника с целью судебного признания его банкротом следует отличать от случаев самостоятельного объявления себя банкротом при отсутствии к тому оснований, которые не влекут ответственности по статье 238 УК.

Объявление себя банкротом возможно юридическим лицом при условии получения письменного согласия всех кредиторов должника и соблюдении иных условий, установленных Законом.

Субъект преступления, предусмотренного статьей 238 УК, специальный, им могут быть индивидуальные предприниматели и должностные лица юридического лица, уполномоченные в соответствии с законодательством на представление в хозяйственный суд заявления и документов о банкротстве. Иные лица, которые по сговору с уполномоченными должностными лицами осуществили подготовку документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, подлежат ответственности за пособничество совершению данного преступления. Лица, подготовившие такие документы без сговора с указанными должностными лицами, могут быть привлечены к ответственности за преступления против интересов службы.

Руководитель юридического лица подлежит ответственности за ложное банкротство и в том случае, когда решение о ложном банкротстве принято учредителями (участниками) или собственником юридического лица, а он знал о ложности такого решения и подал в хозяйственный суд заявление (и другие документы) о банкротстве.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла и обязательным признаком — наличием цели признания должника экономически несостоятельным (банкротом). Представляя хозяйственному суду ложную информацию, виновный сознает, что она не соответствует действительности. Обман хозяйственного суда в иных целях, а не с целью признания должника банкротом, а также отсутствие знания о ложности документов не влекут ответственности по статье 238 УК. Не подлежат ответственности по указанной статье лица, которые заблуждались относительно платежеспособности должника, независимо от того, было ли их заблуждение добросовестным или недобросовестным.

Часть вторая статьи 238 УК предусматривает ответственность за совершение ложной экономической несостоятельности (банкротства), повлекшей причинение ущерба в особо крупном размере.

Согласно примечанию к главе 25 УК особо крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Данный состав является материальным. Под ущербом понимаются прямые материальные убытки кредиторов, вызванные невозвратом должником имущества, в том числе денежных средств. При этом размер ущерба определяется путем суммирования непогашенной задолженности перед всеми кредиторами.