Из Уголовного кодекса Республики Беларусь:
Статья 234. Лжепредпринимательство
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)
- Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица) на имя подставного лица (лиц) либо без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность, если деятельность такого индивидуального предпринимателя или юридического лица повлекла причинение ущерба в крупном размере либо сопряжена с получением дохода от незаконной предпринимательской деятельности или иной незаконной имущественной выгоды в крупном размере (лжепредпринимательство), -наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
- Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, либо повлекшие причинение ущерба или получение дохода от незаконной предпринимательской деятельности или иной незаконной имущественной выгоды в особо крупном размере, -наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет со штрафом или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью.
Примечание. Под подставным лицом в настоящей статье понимаются:
- лицо, на имя которого государственная регистрация индивидуального предпринимателя, создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица) были произведены без его ведома и согласия;
- лицо, которое зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя, создало или приобрело юридическое лицо (долю в уставном фонде юридического лица), будучи введенным в заблуждение относительно действительных целей государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо создания или приобретения юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица).
Статья 234-1. Незаконное распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах субъекта хозяйствования
(введена Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)
Действия по распоряжению денежными средствами в крупном размере, находящимися на текущем (расчетном) банковском счете (счетах) юридического лица или индивидуального предпринимателя, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение лицом, не наделенным полномочиями по распоряжению денежными средствами в установленном законодательством порядке, при отсутствии признаков иного более тяжкого преступления, —
наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма перечисленных денежных средств, в тысячу и более раз превышающая размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
В Уголовный кодекс Республики Беларусь 1960 г. статья, предусматривающая уголовную ответственность за лжепредпринимательство, введена 15 июня 1993 г. В последующие годы данная норма неоднократно изменялась.
В настоящее время в соответствии со ст. 234 УК под лжепредпринимательством понимается государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо создание или приобретение юридического лица на имя подставного лица (лиц) без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшее причинение ущерба в крупном (ч. 1 ст. 234 УК) или особо крупном размере (ч. 2 ст. 234 УК).
Уголовно-правовая характеристика лжепредпринимательства достаточно подробно изложена в Научно-практическом комментарии к Уголовному кодексу Республики Беларусь, подготовленному ведущими учеными страны. В данных рекомендациях видится целесообразным сосредоточить внимание следователей и прокурорских работников, осуществляющих надзор за расследованием или поддерживающих государственное обвинение в судах при рассмотрении уголовных дел о лжепредпринимательстве, лишь на ключевых моментах в понимании сущности указанных общественно опасных деяний.
Являясь одним из преступлений против порядка осуществления экономической деятельности, лжепредпринимательство, прежде всего, посягает на общественные отношения, устанавливающие основные начала (систему принципов) и правила осуществления предпринимательской деятельности как меру дозволенного поведения прошедших государственную регистрацию субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), направленного на систематическое получение прибыли от:
- пользования имуществом;
- продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи;
- а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Иными словами, основным непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие законность индивидуальной предпринимательской деятельности, создания юридических лиц и ведения ими предпринимательской или уставной деятельности.
Дополнительным факультативным объектом могут выступать имущественные права граждан, организаций или государства, терпящих ущерб в результате деятельности лжепредпринимателей.
Объективная сторона уголовно наказуемого лжепредпринимательства характеризуется общественно опасными действиями, преступными последствиями, причинной связью между ними и включает в себя:
- создание юридического лица или государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность;
- противоречащую закону цель создания данного субъекта хозяйствования: незаконное извлечение имущественной выгоды;
- направленную на незаконное извлечение имущественной выгоды псевдопредпринимательскую деятельность физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя или прошедшего государственную регистрацию юридического лица;
- общественно опасные последствия в виде причинения ущерба в крупном или особо крупном размере;
- причинную связь между действиями и наступившими последствиями.
Следует особо подчеркнуть, что в диспозиции анализируемой статьи УК законодатель акцентирует внимание на том, что лжепредпринимательство представляет собой создание, вроде бы, законного по форме, но фиктивного по намерению его создателей субъекта хозяйствования (юридического лица или индивидуального предпринимателя), который предназначен не для осуществления предпринимательской или уставной деятельности, а для использования его в качестве прикрытия («ширмы») для достижения иной цели — незаконного получения имущественной выгоды.
Следующая за государственной регистрацией деятельность лжепредприятия протекает в виде совершения тех или иных действий, которые выступают лишь в качестве способа достижения указанной цели. При этом выгода, доход извлекается неправомерными способами, поскольку, с одной стороны, преступниками используются возможности предпринимательской деятельности, предоставленные государством, а, с другой, — не соблюдаются установленные законодательством правила ведения хозяйственной деятельности.
Указанные способы могут быть как простыми, так и сложными.
К первым относится получение ссуд, кредитов, а также сокрытие, занижение прибыли, доходов и других объектов налогообложения, предполагающее создание субъекта хозяйствования в такой организационно-правовой форме, которая в соответствии с действующим законодательством предоставляет возможность освобождения, например, от уплаты определенных видов налогов или их минимизации.
Прикрытие запрещенной деятельности и извлечение иной имущественной выгоды представляют собой усложненные завуалированные способы достижения цели незаконного получения имущественной выгоды преступниками-лженредпринимателями.
Так, прикрытие запрещенной деятельности предполагает заключение от имени прошедшего государственную регистрацию субъекта хозяйствования мнимых и притворных сделок для маскировки (обеспечения скрытности подлинной сущности) реально осуществляемой лжепредпринимателями деятельности, запрещенной законодательством (уголовным, административным, гражданским и т.п.), действующим в период ее осуществления.
Если прошедший государственную регистрацию субъект хозяйствования создан и используется для прикрытия общественно опасных деяний, ответственность за совершение которых предусмотрена специальными нормами УК (незаконные действия с оружием; незаконный оборот наркотических средств; организация либо содержание притонов для занятия проституцией; легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем и т.д.), содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений. Например, создание типографии не для производства в установленном законом порядке полиграфической продукции, а для изготовления, хранения либо сбыта поддельных денег или ценных бумаг должно квалифицироваться по ст. 221 УК с дополнительной квалификацией по ст. 234 УК.
Извлечение лжепредпринимателями иной имущественной выгоды предполагает фиктивную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо создание юридического лица в определенной организационно-правовой форме и проведение от его имени сделок, обеспечивающих возможность незаконного получения имущественных благ, в т.ч. путем прокручивания, например, на вкладах в банках средств, полученных от физических или юридических лиц; привлечения денежных средств на льготных условиях; получения землеотводов и т.п.
Использование в конструкции диспозиции ст. 234 УК словосочетания «для извлечения иной имущественной выгоды» обусловлено тем, что дать в законе исчерпывающий перечень всех способов достижения указанной цели не только не возможно, но и не нужно, поскольку с появлением любого нового, не указанного в данной статье способа, преступников нельзя будет привлечь к уголовной ответственности.
Лжепредпринимательство совершается в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, в связи с чем его последствия носят материальный характер в виде имущественного ущерба. Для уголовно-правовой оценки содеянного имеет значение лишь действительный, прямой, реальный ущерб, другие же компоненты общего ущерба (расходы на восстановление нарушенного права, упущенная выгода) имеют исключительно гражданско-правовое значение.
Основным критерием для признания лжепредпринимательства преступлением является наличие причиненного ущерба в крупном (ч. 1 ст. 234 УК) или особо крупном размере (ч. 2 ст. 234 УК).
В соответствии с примечанием к гл. 25 УК «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности», ущербом в крупном размере признается ущерб на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, а ущербом в особо крупном размере в 1 000 и более раз превышающую размер такой базовой величины. Причинение меньшего ущерба или его отсутствие исключает уголовную ответственность за лжепредпринимательство.
Лжепредпринимательство — длящееся преступление. имеющее материальный состав. Поэтому при определении размера причиненного ущерба в расчет должен приниматься размер базовой величины, установленный на момент причинения ущерба.
Характер причиняемого ущерба при лжепредпринимательстве обусловлен преследуемой преступниками целью незаконного извлечения имущественной выгоды и используемыми для ее достижения способами. В связи с этим он может включать:
- суммы невозвращенных, непогашенных ссуд или кредитов;
- суммы неуплаченных в бюджет налогов, сборов, иных платежей, установленных на момент совершения преступления и т.д.
Для наступления ответственности по ст. 234 УК не имеет значения, кому причинен указанный ущерб: государству, юридическим лицам или гражданам.
Однако обязательно должна существовать причинная связь между деятельностью, ради которой было создано лжепредприятие, и причиненным ущербом.
Алгоритм определения имущественного ущерба можно проиллюстрировать на следующем примере.
Гражданин С., являясь индивидуальным предпринимателем, имея лицензию на оптово-розничную торговлю товарами народного потребления, до декабря 2007 г. осуществлял предпринимательскую деятельность по их реализации. М. и Д. работали у него по найму в качестве продавцов указанных товаров. В декабре 2007 г. С. с целью незаконного извлечения имущественной выгоды организовал государственную регистрацию М. и Д. в качестве индивидуальных предпринимателей для:
- прикрытия запрещенной деятельности, выразившейся в осуществлении нм в январе — июле 2008 г. в нарушение п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (с изм. и доп.) предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с привлечением наемных работников, не являвшихся членами его семьи или близкими родственниками;
- сокрытия, занижения прибыли, доходов и других объектов налогообложения, т.е. неуплаты в республиканский и местный бюджеты налогов, сборов, иных платежей, которые в соответствии с действующим законодательством подлежали бы уплате при осуществлении предпринимательской деятельности созданным в установленном порядке частным унитарным предприятием.
В приведенном случае размер реально причиненного ущерба должен определяться как разница между подлежащей уплате частным унитарным предприятием суммой налогов, сборов и иных платежей и суммой налогов, сборов и иных платежей, фактически уплаченной при осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности. Для этого необходимо произвести расчет подлежавших уплате в соответствии с действовавшим законодательством налогов, сборов и иных платежей для частного унитарного предприятия, исходя из полученной выручки индивидуальными предпринимателями за соответствующий период, а также установить сумму фактически уплаченных ими налогов, сборов и иных платежей за этот же период. При этом обязательно должно быть учтено, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. №119 «Об упрощенной системе налогообложения» (с изм. и доп.), вступившим в силу с 1 июля 2007 г. и действовавшим до 1 января 2010 г., частное унитарное предприятие (при соблюдении определенных условий, установленных законодательными актами) в январе — июле 2008 г. вправе было уплачивать налоги, сборы и иные платежи как по упрощенной системе налогообложения, так и в общеустановленном порядке.
В общую сумму реально причиненного лжепредпринимательством ущерба не могут включаться суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных за ненадлежащее исполнение лжепредприятием обязательств, нарушение налогового законодательства и т.д.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 234 УК, характеризуется умышленной формой вины, корыстным мотивом и, как уже отмечалось ранее, специальной целью.
Психологическое содержание вины включает как интеллектуальный, так и волевой моменты.
Виновный сознает общественно опасный характер своих действий по фиктивной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо по созданию фиктивного юридического лица, поскольку не имеет намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность, а преследует корыстную цель незаконного извлечения имущественной выгоды, предвидит наступление общественно опасных последствий в виде ущерба в крупном или особо крупном размере (интеллектуальный момент умысла) и либо желает их наступления (прямой умысел), либо не желает, но сознательно допускает наступление этих последствий или относится к ним безразлично (косвенный умысел).
Как правило, лжепредпринимательство совершается с косвенным умыслом. В большинстве случаев на момент государственной регистрации фиктивного субъекта хозяйствования (юридического лица или индивидуального предпринимателя) у виновного нет четко осознанной конкретной суммы ущерба, который должен наступить в результате деятельности данного лжепредприятия. Цель, которую он при этом ставит перед собой, — незаконно получить как можно большую имущественную выгоду для себя. Так, создавая юридическое лицо для получения определенного процента от заключения мнимых, притворных сделок, виновный может точно не знать, сколько субъектов хозяйствования к нему обратится, какую сумму они предложат за оказываемые услуги.
Субъект уголовно наказуемого лжепредпринимательства — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Анализ статистических данных Министерства юстиции Республики Беларусь (форма 11 «Сведения о составе осужденных, месте и времени совершения преступлений») позволяет констатировать, что в 2000-2010 годах к уголовной ответственности по ст. 234 УК не было привлечено ни одного лица в возрасте от 16 до 18 лет. Обусловлено это, прежде всего, тем, что по общему правилу в соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК гражданская дееспособность (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Вместе с тем ч. 2 ст. 20 и ст. 26 ГК предусмотрены случаи, при которых гражданин приобретает дееспособность в полном объеме и до наступления совершеннолетия, что не исключает возможности создания лжепредприятий и их использования для незаконного извлечения имущественной выгоды несовершеннолетними как достигшими, так и не достигшими 16 лет (без соучастия взрослых).
Если лицо не достигло 16 лет, оно не может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 234 УК, равно как и, если лицо во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости и не могло сознавать фактический характер и общественную опасность своего действия или руководить им вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 28 УК).