Меры обеспечения административного процесса (комментарий к главе 8 ПИКоАП) (часть 1)

Понятие и основные черты мер обеспечения административного процесса

Несмотря на наличие у всех участников административного процесса обязанностей, способствующих быстрому и эффективному его ведению, исполнение этих обязанностей иногда необходимо обеспечивать применением государственного принуждения. В уголовном процессе подобные меры называются мерами процессуального принуждения. В административном же процессе они получили название «меры обеспечения административного процесса» (гл. 8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)). Все они носят ярко выраженный принудительный характер, поскольку применяются лишь в случае, когда имеет место неисполнение своих обязанностей отдельными участниками процесса либо когда такое неисполнение может иметь место в будущем. Таким образом, они направлены не только на пресечение нарушений закона, но и на превенцию таких нарушений.

Основными чертами мер обеспечения административного процесса являются следующие:

  1. они применяются в целях установления личности физического лица, в отношении которого ведется процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по данному делу;
  2. носят принудительный характер;
  3. применяются только должностными лицами органа, ведущего административный процесс, судом.

Согласно ч. 1 ст. 8.1 ПИКоАП меры обеспечения административного процесса применяются в целях:

  1. пресечения административных правонарушений;
  2. установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;
  3. составления протокола об административном правонарушении;
  4. обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;
  5. исполнения постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 1 — 8 ч. 1 ст. 8.1 ПИКоАП к мерам обеспечения административного процесса относятся:

  • административное задержание физического лица;
  • личный обыск задержанного;
  • наложение ареста на имущество;
  • изъятие вещей и документов;
  • задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;
  • отстранение от управления транспортным средством;
  • блокировка колес транспортного средства;
  • привод;
  • удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.

Классифицировать меры обеспечения можно различным образом. Так, ПИКоАП в ч. 1 и 2 ст. 8.1 классифицирует их в зависимости от того, в отношении какого лица они применяются:

  • меры, применяемые в отношении физического лица;
  • меры, применяемые в отношении юридического лица.

В зависимости от сроков применения меры обеспечения административного процесса могут делиться:

  • на срочные (имеют максимальные сроки применения — административное задержание);
  • бессрочные (действуют до отпадения оснований их применения).

Также меры обеспечения можно разделить на группы в зависимости от того, в отношении кого или чего непосредственно применяется воздействие, обеспеченное государственным принуждением. В связи с этим меры обеспечения административного процесса делятся:

  • на связанные с воздействием на физическое лицо (административное задержание физического лица, личный обыск задержанного, отстранение от управления транспортным средством, привод, удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении);
  • связанные с воздействием на материальные объекты или меры материального характера (изъятие вещей и документов, наложение ареста на имущество, задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства, блокировка колес транспортного средства).

Меры обеспечения административного процесса, связанные с воздействием на физическое лицо.

Административное задержание физического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 ПИКоАП административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе.

В ст. 8.3 ПИКоАП определены государственные органы, должностные лица которых имеют полномочия по осуществлению административного задержания физического лица при совершении последним административного правонарушения, относящегося к компетенции данного государственного органа (за исключением должностных лиц органов внутренних дел, которые уполномочены осуществлять административное задержание при обращении любых иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях):

  • должностные лица органов внутренних дел;
  • должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь;
  • старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны;
  • должностные лица Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь;
  • должностные лица таможенных органов Республики Беларусь;
  • должностные лица органов государственной безопасности Республики Беларусь;
  • должностные лица органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • должностные лица Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Все иные должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в рамках своей компетенции, вправе для осуществления административного задержания физического лица обращаться к должностным лицам органов внутренних дел.

В зависимости от целей и сроков применения административное задержание физического лица делится на следующие виды:

  • административное задержание, осуществляемое на общих основаниях;
  • административное задержание до установления личности;
  • административное задержание для обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации;
  • административное задержание до вытрезвления лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических, психотропных, токсических и иных веществ и оскорбляющего человеческое достоинство и нравственность;
  • административное задержание до передачи в организацию здравоохранения лица, имеющего признаки выраженного психического расстройства и создающего своими действиями явную опасность для себя и окружающих;
  • административное задержание до передачи военнослужащего военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;
  • административное задержание, осуществляемое на общих основаниях, на срок не более трех часов с момента фактического задержания (ч. 1 ст. 8.4 ПИКоАП).

Цели данного вида задержания перечислены в ч. 2 ст. 8.2 ПИКоАП.

Перед началом задержания лицо, в деянии которого усматриваются признаки соответствующего правонарушения, должно быть предупреждено о необходимости прекратить противоправную деятельность и подчиниться требованиям должностного лица. После осуществления фактического задержания (остановки) лицу объясняется, что оно задержано уполномоченными сотрудниками при совершении или покушении на совершение административного правонарушения, с указанием статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и названия правонарушения. В качестве оснований задержания в протоколе об административном правонарушении фиксируются вышеприведенные цели задержания. После задержанному лицу разъясняются под подпись его права и обязанности в качестве лица, в отношении которого ведется административный процесс (ст. 4.1 ПИКоАП), а также устанавливается, есть ли необходимость в уведомлении защитника, совершеннолетних членов его семьи, близких родственников, нанимателя, администрации учреждения образования. В случае если задержанный является несовершеннолетним, уведомление родителей или лиц, их заменяющих, осуществляется вне зависимости от наличия ходатайств. Срок уведомления указанных выше лиц — не позднее трех часов с момента заявления ходатайства или фактического задержания (для несовершеннолетних). Ознакомление с правами и обязанностями, причинами задержания иностранцев производится на любом языке, которым они владеют. При этом относительно сроков ознакомления правонарушителей-иностранцев ч. 4 ст. 8.2 ПИКоАП упоминает лишь то, что ознакомление должно быть произведено без промедления. Соответственно должны предприниматься меры к поиску переводчика, без участия которого невозможно проведение процессуальных действий с задержанным. Однако язык перевода необязательно должен являться родным для задержанного. Это может быть любой язык, которым он владеет в объеме, достаточном для понимания.

При осуществлении данного вида задержания его факт, ход и результаты фиксируются в протоколе, протоколе об административном правонарушении либо в протоколе административного задержания физического лица. Там же фиксируются и результаты личного обыска, если он производился (ч. 2 ст. 8.6 ПИКоАП).

В отношении несовершеннолетних административное задержание осуществляется только на срок до трех часов, кроме случаев, когда за совершение административного правонарушения в качестве административного взыскания предусмотрена депортация (ч. 3-1 ст. 8.4 ПИКоАП).

Задержание до установления личности.

Если в течение трех часов с момента фактического задержания установить личность правонарушителя не представилось возможным, то согласно ч. 5 ст. 8.4 ПИКоАП должностное лицо, ведущее административный процесс, может задержать нарушителя на срок до 72 часов с обязательным письменным уведомлением надзирающего прокурора. Такое задержание оформляется протоколом административного задержания.

Регламентация данного вида административного задержания осуществлена в п. 5 ч. 2 и ч. 5 ст. 8.4 ПИКоАП. В этих нормах указано, что административное задержание до установления личности осуществляется только при наличии признаков административных правонарушений, предусмотренных ст. 23.29 — 23.32 КоАП.

Обязательным условием применения данного вида задержания является совершение таких административных правонарушений, по которым должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 52 ч. 1 ст. 3.30, ст. 3.11 ПИКоАП).

Согласно ч. 5 ст. 8.2 физическое лицо, в отношении которого применено административное задержание, срок которого длится свыше трех часов, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс. Порядок и условия содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

При невозможности установить личность правонарушителя в течение 72 часов согласно ч. 5 ст. 8.4 ПИКоАП он может быть задержан на срок до десяти суток (срок считается с момента фактического задержания). В этом случае обязательно санкционирование административного задержания надзирающим прокурором. Оно осуществляется заблаговременно путем фиксации санкции прокурора с указанием срока задержания в протоколе административного задержания. Задержанный должен быть ознакомлен с содержанием протокола административного задержания, имеет право давать объяснения по факту задержания, подавать жалобы и ходатайства, подлежащие обязательной фиксации в протоколе. По ознакомлении с протоколом задержанный собственноручно подписывается в нем. При отказе задержанного подписаться лицо, составившее протокол, делает соответствующую запись с указанием мотивов отказа от подписи.

Иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, при невозможности установить их личность в течение семидесяти двух часов могут быть задержаны с санкции прокурора на срок, необходимый для установления личности. Орган, должностное лицо которого осуществило задержание иностранного гражданина или лица без гражданства, по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента задержания сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного (ч. 6 ст. 8.4 ПИКоАП).

После установления личности задержанного или истечения срока задержания данное лицо должно быть освобождено из места содержания, о чем делается соответствующая запись в протоколе задержания, либо к нему применяется задержание по иным основаниям.

Задержание для обеспечения возможности исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

Для данного вида административного задержания в качестве непременных условий характерно не только наличие признаков административного правонарушения, но и то, что в качества санкции статьи КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение, выступает административный арест или депортация. Причем депортация может применяться только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 6.11 КоАП).

Следует учитывать, что административное задержание для обеспечения исполнения административного ареста на срок не свыше десяти суток не должно превышать указанного срока (ч. 8 ст. 8.4 ПИКоАП).

Максимальный срок административного задержания для обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации с санкции прокурора назначается на время, необходимое для осуществления депортации (ч. 7 ст. 8.4 ПИКоАП).

Статья 8.4 ПИКоАП содержит и иные основания для задержания лица, совершившего административное правонарушение:

  • а) до вытрезвления лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических, психотропных, токсических и иных веществ и оскорбляющего человеческое достоинство и нравственность (п. 2 ч. 2);
  • б) до передачи в организацию здравоохранения лица, имеющего признаки выраженного психического расстройства и создающего своими действиями явную опасность для себя и окружающих (п. 4 ч. 2);
  • в) до передачи военнослужащего военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару (п. 3 ч. 2).

Задержание должностными лицами по этим основаниям возможно в том случае, если совершено правонарушение, подведомственное соответствующему должностному лицу, уполномоченному осуществлять задержание. По первому основанию задержанию должно предшествовать судебно-медицинское освидетельствование, подтверждающее факт опьянения или воздействия иных веществ соответствующим актом. Иным образом, т.е. свидетельскими объяснениями, рапортами и тому подобным такое состояние доказать невозможно.

Во втором случае задержание лица с признаками ярко выраженного психического расстройства возможно, если это лицо совершило административное правонарушение и представляет угрозу для себя или окружающих, о чем делается пометка в протоколе административного задержания с указанием того, в чем именно выражалась эта угроза. В дальнейшем это лицо под охраной направляется в медицинское учреждение, где возможно его принудительное содержание.

В отношении военнослужащего административное задержание до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару применяется в том случае, если он освобождается от административной ответственности с дальнейшим его привлечением к дисциплинарной ответственности.

Административное задержание не допускается в отношении:

  1. лица, занимающего высшую государственную должность Республики Беларусь, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;
  2. члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов;
  3. судьи;
  4. народного заседателя.

Указанные лица, задержанные за совершение административного правонарушения, доставленные в орган, ведущий административный процесс, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности (ч. 6 и 7 ст. 8.2 ПИКоАП).

Административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется отдельным протоколом, а до трех часов — отражается в протоколе об административном правонарушении. Следует учесть, что протокол административного задержания в обязательном порядке оформляется должностным лицом, осуществившим административное задержание физического лица.

В протоколе административного задержания физического лица, как установлено в ст. 8.5 ПИКоАП, указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол;
  • сведения о личности задержанного;
  • основания, изложенные в ст. 8.4 ПИКоАП, место и время его фактического задержания.

Протокол объявляется задержанному с разъяснением права пригласить защитника. При этом задержанный имеет право знать, за совершение какого административного правонарушения он задержан, требовать проверки прокурором правомерности задержания, пользоваться юридической помощью защитника. Задержанный также вправе отказаться от подписания данного протокола. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись с указанием мотивов отказа.

Задержанные лица освобождаются до истечения установленного срока их задержания:

  • если отпала необходимость в их задержании;
  • истек установленный срок их задержания;
  • при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс.