Международно-правовые аспекты системы МДП: взгляд практика

1. Общая информация

Система МДП в настоящее время является одной из самых развитых универсальных транзитных систем, обеспечивающих международные перевозки грузов автомобильным транспортом. Аббревиатура МДП означает международные дорожные перевозки (франц. «transport international routier / transports internationaux routiers» (ед. ч. / мн. ч.) — TIR). Правовая основа этой системы — Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее — Конвенция МДП), являющаяся межгосударственным договором, относящимся к области международного публичного права. Вместе с тем система имеет более широкий характер и представляет собой тесное переплетение аспектов международного публичного права, международного частного права и национального законодательства, которые взаимодействуют между собой и зачастую находятся в прямой зависимости друг от друга.

В рамках системы МДП функционируют:

  • Административный комитет Конвенции МДП;
  • Исполнительный совет МДП;
  • Рабочая группа по таможенным вопросам, связанным с транспортом;
  • Секретариат МДП;
  • экспертные группы (ad-hoc) по специальным вопросам;
  • Контактная группа МДП;
  • Международный союз автомобильного транспорта;
  • национальные гарантийные объединения;
  • международные и национальные страховщики.

Каждая из упомянутых структур играет важную роль, отведенную ей Конвенцией МДП и другими документами, в обеспечении надлежащей работы системы. Такие органы, как Административный комитет Конвенции МДП, Исполнительный совет МДП, Секретариат МДП, созданы в соответствии с Конвенцией МДП и исключительно для ее целей. Международный союз автомобильного транспорта, национальные гарантийные объединения, международные и национальные страховщики по своему статусу имеют более широкие функции. В рамках же Конвенции МДП они выполняют роль органов, уполномоченных на реализацию определенных положений Конвенции МДП. Например, национальные гарантийные объединения, обеспечивая выдачу книжек МДП и занимаясь вопросами допуска и гарантий МДП на территории своего государства, как правило, являются ассоциациями (юридическими лицами), представляющими в целом интересы национальных международных перевозчиков, как допущенных, так и не допущенных к перевозкам МДП. При этом спектр вопросов, которыми ведают такие объединения, выходит далеко за рамки Конвенции МДП. Что касается Рабочей группы по таможенным вопросам, связанным с транспортом, то спектр рассматриваемой ею проблематики шире, чем у органов, созданных на основании положений Конвенции МДП. В этом плане Рабочая группа в рамках ЕЭК ООН по сути имеет статус многостороннего многофункционального форума, на котором обсуждаются различные таможенные вопросы, связанные с транспортной сферой (не только с Конвенцией МДП), и который осуществляет мониторинг международных соглашений в области транспорта и облегчения пересечения границ. Однако в данном статусе Рабочая группа не наделена полномочиями на принятие каких-либо решений, имеющих юридически обязательное значение для международных дорожных перевозок. В отношении Контактной группы МДП и экспертных групп (ad-hoc) по специальным вопросам необходимо отметить, что они являются производными структурами, которые дополнительно создаются действующими органами на время для целей выполнения соответствующей задачи или решения вопроса по принципу «до минования надобности».

На практике же основными пользователями системы МДП являются международные перевозчики и таможенные органы в рамках правоотношений, возникающих между ними при транзите грузов. И тем, и другим Конвенция МДП предоставила: единые правила оформления транзита и доступа к МДП, единый транзитный документ (книжку МДП), международно-действующую гарантию, единые требования к транспортным средствам, единую систему международных органов.

В настоящее время Конвенция МДП применяется на территории 57 стран, а в целом ее договаривающимися сторонами являются 68 государств, в том числе Европейский союз. Значимость Конвенции МДП подчеркивается тем, что она нашла свое практическое применение в странах Европы, Ближнего Востока и Средней Азии. Не применяя на практике книжки МДП, членство в Конвенции МДП обеспечили и сохраняют США, Канада, Чили и некоторые другие страны Северной и Южной Америки, юридически являясь договаривающимися сторонами Конвенции МДП и при необходимости принимая участие в работе ее органов при рассмотрении соответствующих вопросов (например, выборы в состав Исполнительного совета МДП). С учетом того что многие страны, даже не будучи сторонами Конвенции МДП, проявляют к ней высокий интерес, эта система, скорее всего, еще долгое время сможет оставаться доминирующей среди других транзитных систем, несмотря на укрепляющиеся и расширяющиеся региональные и субрегиональные правовые механизмы, регулирующие международный транзит товаров (например, система общего транзита ЕС/ЕАСТ, транзитная система Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России).

Подробная информация об истории создания системы МДП, о принципах ее функционирования и о системе органов содержится также в Справочнике ЕЭК ООН по МДП.

2. Национальная правовая основа

Правовой основой, обеспечившей участие Республики Беларусь в Конвенции МДП, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1992 N 721 «О присоединении Республики Беларусь к международным договорам, регламентирующим перевозку грузов в международном автомобильном сообщении», в соответствии с которым Республика Беларусь приняла на себя обязательства по Конвенции МДП. Республика Беларусь как договаривающаяся сторона Конвенции МДП на протяжении многих лет активно участвует в обеспечении функционирования системы МДП, занимая одну из лидирующих позиций среди других стран (пятое — седьмое место) по объемам книжек МДП, выдаваемых Международным союзом автомобильного транспорта национальным гарантийным объединениям для использования в целях осуществления международных грузоперевозок. При этом по количеству ежегодно обрабатываемых таможенными органами книжек МДП (более 870 тыс. из 3 млн. в 2011 году) Республика Беларусь занимает 3 — 4 место в системе МДП.

Юридической основой, обеспечившей участие таможенных органов Республики Беларусь в Конвенции МДП, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.1998 N 1996 «О мерах по выполнению Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП», которым определено, что Государственный таможенный комитет Республики Беларусь — это орган государственного управления, отвечающий за выполнение международных обязательств республики в рамках Конвенции МДП. 27 февраля 2012 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь N 185 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. N 1996», наделившее Государственный таможенный комитет Республики Беларусь полномочиями на принятие нормативных актов, регламентирующих порядок использования и заполнения книжки МДП при перемещении через территорию Республики Беларусь товаров в соответствии с Конвенцией МДП, а также порядок лишения перевозчика права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь и возобновлении такого права. Необходимо также отметить, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2002 N 1504 «О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями» установлено, что Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является головным ведомством по вопросам взаимодействия с Административным комитетом Конвенции МДП, в задачи которого входит обеспечение действенного участия республики в работе Административного комитета Конвенции МДП и принятие необходимых мер по защите национальных интересов.

3. Структура органов системы МДП

На сегодняшний день функционирование системы МДП обеспечивается на двух уровнях — международном (органы ООН и Конвенции МДП, уполномоченная международная организация и международный страховщик) и национальном (компетентные органы государственного управления, национальные гарантийные объединения и страховщики). Достаточно беглого взгляда на систему органов МДП, чтобы сделать вывод о том, что эта система функционирует на основе принципа тесного партнерства и взаимодействия государственного и частного секторов как на международном, так и на национальном уровнях.

Международный уровень системы МДП представляет собой достаточно разветвленную сеть перечисленных ранее органов, о которых имеется немало информации в различных источниках. Однако в целях придания данной информации большей системности с точки зрения иерархии и международного публичного права остановимся на указанном аспекте в части характеристики названных органов подробнее.

Рабочая группа ЕЭК ООН.

В целом система МДП подконтрольна (если можно так сказать) Организации Объединенных Наций, а именно Европейской экономической комиссии ООН. Основным сессионным органом, непосредственно входящим в структуру ООН, который рассматривает все вопросы, возникающие в таможенно-транспортной сфере, является Рабочая группа по таможенным вопросам, связанным с транспортом (Рабочая группа). Данная Рабочая группа в свою очередь — это структура, созданная Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и подотчетная ему. В сферу ведения Рабочей группы входят все международные соглашения в области транспорта и облегчения пересечения границ, разработанные и принятые под эгидой ЕЭК ООН. Тематика рассматриваемых вопросов определена в самом названии Рабочей группы — таможенные вопросы, связанные с транспортом. Основная задача группы — мониторинг ситуации с реализацией указанных соглашений и обеспечение обсуждения возникающих проблемных вопросов. Именно в этом плане Конвенция МДП попадает в круг ведения Рабочей группы. Группа ежегодно проводит три сессии, которые проходят в штаб-квартире ЕЭК ООН в г. Женеве. В настоящее время в свете оптимизации работы органов ООН рассматривается вопрос о проведении двух сессий Рабочей группы совместно с сессиями Административного комитета Конвенции МДП. Каких-либо юридических обязательств у государств обеспечивать участие своих представителей в заседаниях Рабочей группы нет. Однако важность данного форума побуждает страны, серьезно занимающиеся вопросами транзита, активно реализовывать свое право участия в деятельности этой Рабочей группы. В целом в сессиях Рабочей группы могут принимать участие представители всех государств — членов ООН. Следует отметить, что круг рассматриваемых Рабочей группой вопросов настолько широк, что интерес к ней проявляют страны не только европейского региона, но и Азии и Африки. Кроме того, многие международные организации также принимают участие в ее работе, например, ЮНКТАД, ВТамО, ОСЖД и др. Зачастую наиболее значимые для международных дорожных перевозок вопросы первоначально по инициативе того или иного государства (государств) рассматриваются на сессиях Рабочей группы, а затем, при необходимости, передаются для рассмотрения на заседаниях Административного комитета Конвенции МДП. Считается, что в части МДП Рабочая группа организует работу Административного комитета Конвенции МДП и принимает рекомендации по вопросам МДП. Однако практика, по крайней мере последних лет, говорит о том, что «организационная составляющая» Рабочей группы в этом плане гораздо скромнее и состоит в предварительном рассмотрении соответствующих вопросов, выработке позиции и передаче их в Административный комитет Конвенции МДП для принятия решения и юридического оформления. Здесь также можно отметить то, что глубина проработки вопроса в рамках Рабочей группы может способствовать его быстрому и положительному прохождению через Административный комитет Конвенции МДП.

Административный комитет Конвенции МДП.

Главным органом системы МДП, непосредственно созданным в соответствии с положениями Конвенции МДП, и ее высшей сессионной структурой является Административный комитет Конвенции МДП (Административный комитет). Состав, структура и правила процедуры Административного комитета определены статьями 1 — 8 приложения 8 к Конвенции МДП. Членами Административного комитета Конвенции МДП являются только государства — договаривающиеся стороны Конвенции МДП. В этом плане Административный комитет уступает Рабочей группе, однако гораздо превосходит ее по своей резолютивной силе при принятии решений по вопросам МДП. На сессиях Административного комитета представлять государство с правом голоса могут только должностные лица компетентных органов, уполномоченных правительством на реализацию Конвенции МДП. При голосовании на сессии комитета каждое государство, являющееся договаривающейся стороной Конвенции МДП, имеет один голос. Особенности голосования в рамках комитета определены положениями статьи 5 приложения 8 к Конвенции МДП. В частности, предложения, не являющиеся предложениями о внесении поправок в Конвенцию МДП, принимаются большинством голосов присутствующих и голосующих. При этом поправки в Конвенцию МДП и решения, упомянутые в статьях 59 и 60 Конвенции МДП, принимаются большинством в две трети присутствующих и голосующих. Кворум для принятия решений составляет не менее одной трети государств, являющихся договаривающимися сторонами Конвенции МДП.

Перед закрытием сессии Административный комитет, как правило, утверждает доклад о результатах работы. В отношении правил процедуры, не оговоренных в приложении 8 к Конвенции МДП, применяются правила процедуры ЕЭК ООН, если Административный комитет не принимает иного решения. В качестве наблюдателей без права голоса в сессиях могут принимать участие представители международных организаций и различных национальных структур (например, национальное гарантийное объединение). Кроме того, комитет может разрешить участвовать в сессиях в качестве наблюдателей представителям компетентных администраций стран, не являющихся договаривающимися сторонами Конвенции МДП.

Обычно повестка дня Административного комитета перекликается с повесткой дня Рабочей группы в части вопросов МДП. Как уже было отмечено ранее, наиболее важные вопросы, касающиеся международных дорожных перевозок, поначалу обсуждаются в более широком формате в рамках Рабочей группы, а затем передаются на рассмотрение Административного комитета для окончательного принятия соответствующего решения. Административный комитет рассматривает любые предложенные в установленном порядке поправки в Конвенцию МДП. Он следит за применением Конвенции МДП, изучает меры, принимаемые договаривающимися сторонами, национальными объединениями и международными организациями, и проверяет их на соответствие положениям Конвенции МДП. Административный комитет с помощью Исполнительного совета МДП наблюдает за применением Конвенции МДП на национальном и международном уровнях и оказывает сторонам содействие в ее реализации. Генеральный секретарь ООН предоставляет Административному комитету услуги секретариата (посредством Секретариата МДП). Ежегодно на своей первой сессии Административный комитет избирает председателя и его заместителя (представитель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь несколько раз избирался на должность заместителя председателя Административного комитета. — Прим. авт.).

Генеральный секретарь ООН созывает сессии Административного комитета ежегодно. Как правило, в год проводится две сессии (зимой и осенью), однако в целях рассмотрения значимых вопросов комитет может проводить внеочередные специальные сессии по просьбе компетентных администраций не менее пяти государств, являющихся договаривающимися сторонами Конвенции МДП. Примером такой сессии может являться 41-я сессия, прошедшая в июне 2006 г., на которой рассматривались вопросы, связанные с результатами проверки Комиссией ревизоров ООН условий финансирования Международным союзом автомобильного транспорта деятельности Исполнительного совета МДП и Секретариата МДП.

Исполнительный совет МДП.

В целях налаживания контроля за реализацией Конвенции МДП, функционированием международной гарантийной сети, а также для обеспечения информационного обмена и взаимодействия таможенных служб по вопросам МДП в 1999 году Административным комитетом Конвенции МДП был учрежден Исполнительный совет МДП (Исполнительный совет). Состав, структура и правила процедуры Исполнительного совета определены статьями 9 — 13 приложения 8 к Конвенции МДП. Исполнительный совет МДП — это международный сессионный орган ограниченного состава. В отличие от Административного комитета, где представлены все договаривающиеся стороны, совет состоит только из 9 экспертов, выдвигаемых в его состав компетентными органами сторон (например, таможенными органами) и избираемых Административным комитетом Конвенции МДП. В случае избрания эксперт хоть и позиционируется в качестве представителя того или иного государства, но при рассмотрении вопросов должен строго руководствоваться положениями Конвенции МДП, сохраняя, если можно так сказать, «нейтралитет» и представляя интересы всей системы. В работе совета принимает участие Секретарь МДП без права голоса. Члены Исполнительного совета избираются на срок в два года с правом повторного избрания. Как правило, на основе «джентльменского соглашения» в состав совета путем выборов проходят 4 эксперта от Европейского союза (один от Комиссии ЕС и три от государств — членов ЕС) и 5 экспертов от других договаривающихся сторон Конвенции МДП. Например, в состав совета 2011 года избрания вошли представители Беларуси, Греции, Комиссии ЕС, Польши, России, Сербии, Турции, Украины, Финляндии. В качестве наблюдателя в сессиях совета участвует представитель Международного союза автомобильного транспорта.

Круг ведения (т.е. круг рассматриваемых вопросов) совета устанавливается Административным комитетом. В частности, в соответствии с положениями Конвенции МДП Исполнительный совет наблюдает за применением Конвенции МДП и функционированием системы гарантий, контролирует работу по печатанию и распространению в централизованном порядке книжек МДП, координирует оперативный обмен информацией на всех уровнях системы МДП и способствует его развитию, содействует урегулированию споров между договаривающимися сторонами, национальными гарантийными объединениями, страховыми компаниями и международными организациями без ущерба для соответствующих положений Конвенции МДП, оказывает поддержку в обучении должностных лиц таможенных органов и других заинтересованных сторон, имеющих отношение к процедуре МДП, распространяет среди договаривающихся сторон Конвенции МДП информацию, предоставляемую международной организацией, упомянутой в статье 6 Конвенции МДП (имеется в виду Международный союз автомобильного транспорта), о максимальных условиях и требованиях, изложенных в приложении 9 к Конвенции МДП, касающихся выдачи объединениями книжек МДП, осуществляет контроль за ценами на книжки МДП. Решения совета принимаются на основе консенсуса либо путем голосования в случае отсутствия консенсуса. Для целей принятия решения требуется кворум из пяти членов совета. Совет отчитывается о своей деятельности перед Административным комитетом, на сессиях которого его представляет председатель совета. По поручению Административного комитета Исполнительный совет МДП рассматривает и готовит позицию по наиболее важным вопросам функционирования системы МДП. Совет рассматривает любую информацию, представленную Административным комитетом, договаривающимися сторонами Конвенции МДП, национальными гарантийными объединениями, а также международной организацией, уполномоченной в соответствии со статьей 6 Конвенции МДП.

Сессии совета созываются Секретарем МДП по просьбе Административного комитета Конвенции МДП или, по меньшей мере, трех членов совета. Они проводятся четыре раза в год и обычно длятся один — два дня. Возможно в случае необходимости и с согласия членов совета проведение внеочередных чрезвычайных сессий по вопросам, нуждающимся в срочном рассмотрении. Как правило, сессии совета проходят в г. Женеве в штаб-квартире ЕЭК ООН и совмещаются с проведением сессий Административного комитета Конвенции МДП в целях обеспечения участия членов Исполнительного совета МДП в последующем заседании Административного комитета. Однако в целях ознакомления совета с практическими аспектами применения процедуры МДП одна из четырех ежегодных сессий носит выездной характер и проводится в одной из стран — участниц Конвенции МДП. В частности, 41-я сессия совета была проведена в октябре 2009 г. в г. Минске и получила высокую оценку со стороны ЕЭК ООН, 50-я сессия совета планируется к проведению в мае 2012 г. в Греции.

Финансирование участия членов Исполнительного совета МДП в его заседаниях осуществляется в соответствии с пояснительной запиской 8.13.1-2 к Конвенции МДП, т.е. за счет «правительств … соответствующих стран». Однако Исполнительным советом МДП с одобрения Административного комитета Конвенции МДП могут приниматься решения о частичном финансировании участия членов совета в его заседаниях исходя из складывающейся ситуации и места проведения сессии. В частности, учитывая финансовые затруднения многих договаривающихся сторон в обеспечении участия своих представителей в сессиях Исполнительного совета МДП, Административный комитет в феврале 2010 г. одобрил возможность частичного финансирования по линии ООН участия членов совета в его сессиях независимо от места проведения. Необходимо отметить, что начиная с 2006 года в состав Исполнительного совета МДП неоднократно избирались представители Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, что подтверждает важную роль Республики Беларусь в международном транзите и компетентность ее экспертов. Избрание в состав совета позволяет обеспечить полноценный подход к участию в функционировании системы МДП и получать неоценимый опыт работы на международном уровне.

Секретариат МДП.

Следующим важнейшим органом системы МДП является Секретариат МДП (Секретариат). Секретариат, в отличие от Рабочей группы, Административного комитета и Исполнительного совета МДП, — это постоянно действующий международный орган, имеющий свой штат в статусе международных служащих. Численность Секретариата МДП определяется Административным комитетом (по состоянию на 2012 год — 6 человек). Набор сотрудников в штат Секретариата осуществляется на конкурсной основе в соответствии с правилами ООН путем подачи в электронном виде заявления-анкеты с приложением соответствующих документов и проведения собеседования с кандидатом. Секретариат располагается в г. Женеве в штаб-квартире ЕЭК ООН и возглавляется Секретарем МДП, который в соответствии с положениями статьи 12 приложения 8 к Конвенции МДП исполняет решения Исполнительного совета. Секретарь МДП и сотрудники Секретариата одновременно являются сотрудниками Транспортного отдела ЕЭК ООН. Секретарь МДП обычно по просьбе Административного комитета созывает сессии Исполнительного совета МДП и участвует в его работе. Помимо Исполнительного совета МДП Секретариат организует проведение заседаний Рабочей группы и Административного комитета, готовит документацию и является связующим звеном в плане информационного обмена между компетентными органами договаривающихся сторон по вопросам МДП. Вопросы финансирования деятельности Секретариата и Исполнительного совета регламентируются положениями статьи 13 приложения 8 к Конвенции МДП. В частности, в настоящее время деятельность Секретариата и Исполнительного совета финансируется (до тех пор, пока не будут изысканы альтернативные источники финансирования) посредством суммы, взимаемой с каждой книжки МДП, выдаваемой международной организацией, упомянутой в статье 6 Конвенции МДП. Указанная сумма ежегодно утверждается Административным комитетом и, как правило, колеблется в пределах 0,3 — 0,6 дол. США с книжки МДП. Необходимо отметить, что в последнее время активизировалась работа договаривающихся сторон Конвенции МДП по изменению источника финансирования Секретариата и Исполнительного совета и привлечения для этих целей средств регулярного бюджета ООН.

Экспертные рабочие группы.

Важная роль в системе МДП отводится временным рабочим экспертным группам (так называемые группы ad-hoc), которые создаются в целях проведения определенной работы, углубленного изучения тех или иных вопросов, выработки позиции и предложений по различным проблемам и направлениям деятельности, например, неофициальная специальная группа экспертов по концептуальным и техническим аспектам компьютеризации процедуры МДП, специальная группа экспертов по этапу III процесса пересмотра Конвенции МДП и др.

На сегодняшний день по важности решаемой задачи наиболее значимой временной рабочей группой является специальная группа экспертов по концептуальным и техническим аспектам компьютеризации процедуры МДП. Она регулярно проводит свои заседания, в которых участвуют в основном специалисты в области информационных технологий, занимается разработкой справочной модели компьютеризации МДП (так называемый проект eTIR), рассматривает вопросы, связанные с созданием механизма декларирования товаров, дематериализацией документов, приступила к выработке позиции по финансовым и правовым аспектам данной тематики. Экспертная группа отчитывается о проделанной работе перед Административным комитетом и Исполнительным советом.

Компьютеризация процедуры МДП в рамках проекта eTIR — это перспективнейшее направление развития системы МДП. Без проведения активной работы в данной области система МДП может достаточно быстро потерять свою конкурентоспособность и, следовательно, значимость среди стремительно развивающихся субрегиональных компьютеризированных транзитных систем. К таким системам можно с уверенностью отнести европейский общий транзит, использующий в качестве технического инструмента Новую компьютеризированную транзитную систему (NCTS), который охватил практически всю Западную Европу, заменив собою использование процедуры МДП для перевозок по территории стран Европейского союза и ЕАСТ. По пути Европейского союза активно продвигаются страны СНГ и ЕврАзЭС. С созданием Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России начался процесс сближения (возможно, в будущем даже интеграции) транзитных систем Таможенного союза и ЕС/ЕАСТ. Необходимость создания транзитной системы, полностью покрывающей ответственность (прежде всего финансовую) декларанта процедуры таможенного транзита перед таможенными органами, обеспечивающей безбумажный информационный обмен и контроль за перевозкой грузов со стороны таможенных органов, подталкивает страны к конкретным действиям. Исходя из этих позиций только высокий уровень компьютеризации процедуры МДП, автоматизация обработки информации, оперативное информационное взаимодействие между таможенными органами различных стран (на основе принципа «таможня — таможня»), использование электронной книжки МДП, подкрепленной международно-действующей гарантией, позволит системе МДП подняться на новый уровень развития и успешно конкурировать в современном мире.

Контактная группа МДП.

В Справочнике по Конвенции МДП в качестве структурного элемента системы МДП упоминается Контактная группа МДП (Контактная группа), которая была учреждена Рабочей группой ЕЭК ООН по вопросам, связанным с транспортом. Как правило, в состав группы включаются представители национальных компетентных органов и гарантийных объединений. Список лиц, входящих в состав Контактной группы, с номерами телефонов и иной контактной информацией публикуется в специальном справочнике, который распространяется среди договаривающихся сторон. Цель создания группы — проведение консультаций между правительствами и заинтересованными неправительственными организациями для быстрого реагирования на проблемы, возникающие в процессе применения Конвенции МДП и выработки единообразных подходов к ее применению на национальном уровне. По информации, содержащейся в Справочнике ЕЭК ООН по МДП, последний раз на свое заседание Контактная группа собиралась в 2002 году. Таким образом, Контактная группа не практикует сессионных форм работы. Консультации «в рабочем порядке» при возникновении необходимости оперативного решения проблемного вопроса — это практически единственная форма работы группы.

Уполномоченная международная организация.

В соответствии с положениями статьи 6 Конвенции МДП Административный комитет уполномочивает международную организацию отвечать за эффективное функционирование международной системы гарантий при условии, что организация возьмет на себя такую ответственность. При этом национальные объединения, уполномоченные на выдачу книжек МДП и обеспечение гарантии на территории своего государства, должны быть членами указанной организации. Такой международной организацией в системе МДП является Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). МСАТ — это международная неправительственная организация, объединяющая национальные ассоциации международных автомобильных перевозчиков различных стран, которые для того, чтобы выполнять функции в рамках Конвенции МДП, на национальном уровне оформляют членство в МСАТ. На основании статьи 6 Конвенции МДП МСАТ отвечает за печатание и распространение книжек МДП, а также по поручению Административного комитета организует работу международной системы гарантий. В контексте Конвенции МДП и, в частности, приложения 9 к Конвенции МДП, регламентирующего доступ к процедуре МДП (часть I) и касающегося минимальных условий и требований, которые национальным объединениям необходимо выполнять для получения разрешения выдавать книжки МДП, МСАТ наблюдает за осуществлением национальными объединениями страхования своей ответственности перед компетентными органами в рамках международной системы страхования. В связи с этим МСАТ в соответствующих ситуациях от имени национальных объединений может заключить всеобъемлющий договор страхования с международным страховщиком (например, если национальное законодательство не допускает заключения договора страхования между национальным объединением и международным страховщиком).

В соответствии с приложением 10 к Конвенции МДП МСАТ создал систему контроля за использованием книжек МДП (система «SafeTIR»), которая функционирует при помощи разработанного экспертами МСАТ программного приложения «Cute-Wise» и предназначена для усиления борьбы со злоупотреблениями в сфере МДП. Система содержит сведения о всех выданных действительных и недействительных книжках МДП, их держателях, национальных гарантийных объединениях, сроке действия книжки МДП, статусе перевозки, возврате книжки МДП в МСАТ и др. Данная система является инструментом анализа и управления рисками в рамках международной гарантийной цепочки и содержит данные о завершении перевозки МДП в таможенном органе назначения. В настоящее время МСАТ ведется работа по совершенствованию и расширению использования этой системы таможенными органами стран — участниц Конвенции МДП в рамках проекта «SafeTIR в реальном времени». Максимальный эффект предполагается достигнуть путем внедрения механизма проверки статуса книжки МДП при открытии операций МДП и расширения состава передаваемой информации.

Необходимо отметить, что в связи с постепенным введением различными странами обязательного электронного информирования таможенных органов (что делается в соответствии со стандартами Всемирной таможенной организации в целях борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности международной цепи поставки) МСАТ разработана система «TIR-EPD», позволяющая перевозчикам заблаговременно представлять таможенным органам в электронном виде информацию о перевозке МДП. Постепенно происходит расширение круга стран, где применяется данная система. Республика Беларусь приступила к применению системы с октября 2011 г. Совершенствование механизма ввода и подачи информации, расширение ее состава, внедрение механизма автоматического перевода на различные языки, как видится, может позволить расширить использование системы среди договаривающихся сторон Конвенции МДП.

Международный страховщик.

Как уже упоминалось ранее, в системе МДП немаловажную роль играет механизм международного страхования. Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что данный механизм обеспечивает покрытие ответственности национальных объединений перед таможенными органами при осуществлении перевозок МДП. В рамках этого механизма функционирует международный страховщик (с 2011 года — компания «AXA Assurances SA»), с которым национальным гарантийным объединением или от его имени МСАТ заключается договор страхования (см. часть I приложения 9 к Конвенции МДП). При этом в договорных отношениях с международным страховщиком находятся также и национальные страховщики, с которыми международные перевозчики, как правило, заключают договоры страхования при приобретении книжек МДП у национальных объединений. Ответственность национальных объединений перед компетентными органами ежегодно подтверждается страховыми сертификатами, которые передаются национальными объединениями в компетентные органы. Впоследствии заверенные копии сертификатов препровождаются в Исполнительный совет МДП, который наблюдает за функционированием гарантийной цепи МДП. Механизм международного страхования важен тем, что он на практике обеспечивает функционирование системы гарантий МДП в пределах максимального лимита покрытия по одной книжке МДП. Размер такого лимита рекомендован в пояснительной записке 0.8.3 к Конвенции МДП и равен 50000 дол. США. Однако исходя из уровня риска и информационного взаимодействия таможенных органов, национальных объединений и МСАТ практикуется установление различных гарантийных лимитов. В частности, в странах Европейского союза, Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, а также в Украине, Молдове, Сербии применяется лимит в размере 60000 евро, а в Швейцарии он равен 100000 швейцарских франков (более 80000 евро).

4. Заключение

Разветвленная структура органов системы МДП, широкий спектр решаемых задач, большое количество заинтересованных сторон, постоянный живой интерес к функционированию главных органов данной системы говорят о том, что система МДП в настоящее время является одним из наиболее востребованных инструментов, который обеспечивает осуществление международных автомобильных перевозок грузов в межконтинентальном масштабе.

Республика Беларусь стремится быть активным участником глобальной межгосударственной системы, ее международная позиция в области транзита характеризуется целенаправленной работой по улучшению национального транзитного климата. Результативность такой позиции, особенно в части автомобильных перевозок, напрямую зависит от знания и понимания внутренних механизмов системы МДП, активности участия в деятельности ее ключевых органов и налаживания конструктивного взаимодействия и диалога между основными игроками данной системы как на национальном, так и на международном уровне.