Начало административного процесса. Часть 4. Порядок принятия процессуального решения по результатам стадии начала административного процесса

Порядок принятия процессуального решения по результатам стадии начала административного процесса

Информация о наличии признаков административного правонарушения может содержаться в заявлении или сообщении, а также в служебном документе (акте, рапорте, заключении и др.), составленном по результатам непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения. На органе, в полномочиях которого находится составление протокола об административном правонарушении, лежит обязанность принять заявление или сообщение, зарегистрировать его и рассмотреть. Заявителю после регистрации заявления выдается документ, подтверждающий принятие заявления к рассмотрению. О результатах рассмотрения заявитель в обязательном порядке уведомляется письменно.

Если в представленном документе содержатся достаточные сведения о наличии обстоятельств, исключающих административный процесс (например, заявление об административном правонарушении содержит сведения о том, что оно было совершено уже умершим лицом либо истекли сроки давности привлечения к административной ответственности и др.), то по итогам его рассмотрения орган, ведущий административный процесс, выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Если имеющихся в заявлении, сообщении сведений недостаточно для вынесения указанного постановления либо их достоверность внушает сомнения, то органом, ведущим административный процесс, проводится его проверка. Как уже было отмечено, согласно ст. 9.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) административный процесс по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 4.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (всего одиннадцать составов), начинается только по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Требования к заявлению такие же, как и к заявлению, подаваемому в порядке ст. 9.2 ПИКоАП. ПИКоАП только указывает, что в нем обязательно должно содержаться требование привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности. Избегая глубокой научной дискуссии, считаем необходимым остановиться лишь на двух некорректных, на наш взгляд, формулировках ст. 9.4 ПИКоАП. Во-первых, заявление содержит требование привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности. Однако факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении конкретного лица входят в предмет доказывания по делу об административном правонарушении и их констатация на данной стадии административного процесса преждевременна. Во-вторых, заявление может быть подано лишь потерпевшим или его законным представителем, которые согласно главе 3 ПИКоАП являются участниками административного процесса. А по ст. 9.2 ПИКоАП заявление подается заявителем, статус которого данным нормативным правовым актом не определен.

Особый порядок начала административного процесса предусмотрен ст. 9.4 ПИКоАП по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.1 КоАП, в случае отсутствия заявления потерпевшего или его законного представителя. Здесь прокурор вправе самостоятельно начать административный процесс, имея в качестве повода непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения или сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации.

Сроки и порядок производства проверки поводов и оснований к началу административного процесса ПИКоАП не определяются, поскольку эти сроки и порядок не являются процессуальными и осуществляются в рамках юрисдикционной деятельности того либо иного государственного органа. Эта деятельность может включать в себя такие мероприятия, как: проверка документов, осуществление досмотра граждан и их вещей, транспортных средств, остановка транспортных средств, назначение ревизий и инвентаризаций, освидетельствование лица на предмет алкогольного опьянения, воздействия на лицо наркотических, психотропных, токсических веществ и др. Более подробно о содержании проверки указывается в актах законодательства, регулирующих деятельность конкретных государственных органов. При отсутствии указания в этих нормативных правовых актах о сроках проверки последняя длится не более сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных в ст. 7.6 КоАП.

Если в процессе проверки должностное лицо органа, ведущего административный процесс, выявит признаки административного правонарушения, которое не относится к его подведомственности, то оно составляет в порядке ст. 9.3 ПИКоАП официальное сообщение. Это сообщение направляется вместе с собранными материалами в тот государственный орган, который имеет право составить протокол об административном правонарушении и осуществлять подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению.

По окончании проверки, но до истечения сроков давности привлечения к ответственности орган, ведущий административный процесс, принимает одно из следующих процессуальных решений:

  1. начать административный процесс;
  2. прекратить дело об административном правонарушении;
  3. передать материалы проверки по подведомственности (в порядке ст. 9.3 ПИКоАП).

ПИКоАП не содержит указания на то, что о начале административного процесса или дела об административном правонарушении должно выноситься отдельное постановление, хотя представляется, что по аналогии с уголовным процессом такая формулировка выглядела бы гораздо удачнее, нежели та, которая предусмотрена ст. 9.5 ПИКоАП. Как мы уже отмечали ранее, получение информации об административном правонарушении и наличие таких участников, как потерпевший, представитель, орган, ведущий административный процесс, а также некоторые иные обстоятельства указывают на наличие как таковой стадии административного процесса и до процессуального решения, выносимого в порядке ст. 9.5 ПИКоАП. Однако представляется, что более соответствующим процессуальному порядку было бы составление постановления о начале дела об административном правонарушении, а административный процесс должен считаться начатым с момента получения информации об административном правонарушении.

Действующий же административно-процессуальный закон определяет иной порядок начала административного процесса. В ст. 9.5 ПИКоАП говорится о том, что при наличии поводов и оснований административный процесс считается начатым с момента:

  1. составления протокола об административном правонарушении;
  2. составления протокола о процессуальном действии;
  3. вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
  4. вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1 — 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

Составление протокола об административном правонарушении

Административный процесс начинается с момента составления протокола об административном правонарушении в том случае, если факт административного правонарушения очевиден и нет необходимости проводить подготовку дела об административном правонарушении. Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10.26 ПИКоАП с момента составления данного протокола стадия подготовки заканчивается, то, по сути, одним и тем же документом подготовка к рассмотрению и начинается, и оканчивается.

Несмотря на то что ст. 9.5 ПИКоАП императивно указывает на момент начала административного процесса, остается непонятным, почему в сроки начала административного процесса не учитываются сроки фактического административного задержания на срок не более трех часов. Также непонятным является то, будет ли считаться начатым административный процесс до составления протокола об административном правонарушении, если проводились личный обыск, процессуальные действия, результаты которых в последующем будут отражены в указанном протоколе. Юридически они проводятся до начала административного процесса, а доказательства, полученные при их осуществлении, считаются законными. В силу этого мы считаем, что сроки, с которых следует считать начатым административный процесс, необходимо вести с фактического начала проведения того либо иного процессуального действия, а не с момента составления протокола о его проведении или протокола об административном правонарушении.

Составление протокола о процессуальном действии

Отдельным основанием является составление протокола о процессуальном действии. Согласно абз. 21 ч. 1 ст. 1.4 ПИКоАП процессуальными действиями являются «предусмотренные настоящим Кодексом и производимые в соответствии с его положениями действия уполномоченных на то должностных лиц, совершаемые в ходе административного процесса». В отличие от уголовного процесса, где есть следственные и иные процессуальные действия, ПИКоАП не дает такой градации, в силу чего началом административного процесса может стать любой протокол, в том числе и протокол о применении мер обеспечения административного процесса. Вместе с тем ст. 6.10 ПИКоАП подвергает понятие данного протокола ограничительному толкованию. Согласно названной статье «протокол процессуального действия — документ, составленный должностным лицом органа, ведущего административный процесс, в порядке, установленном настоящим Кодексом, удостоверяющий обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, административном задержании физического лица, изъятии вещей и документов, а также составленные в установленном порядке протокол опроса, протокол судебного заседания или протокол заседания коллегиального органа». Исходя из буквального толкования названной статьи иные процессуальные действия не оформляются протоколом. Однако поскольку указанная статья находится в гл. 6 «Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств» ПИКоАП, то и относить ее следует лишь к протоколам тех процессуальных действий, посредством которых собираются доказательства. А значит, иные процессуальные действия, носящие обеспечительный характер, могут оформляться протоколом.

Единственной сложностью, по нашему мнению, является то, что о составлении протокола процессуального действия не всегда есть прямое указание в административно-процессуальном законодательстве. Такое указание, например, имеется по поводу административного задержания, личного обыска, наложения ареста на имущество и др. Однако ничего не говорится о составлении протокола процессуального действия при отстранении от управления транспортным средством (ст. 8.11 ПИКоАП), блокировке колес транспортного средства (ст. 8.11-1 ПИКоАП) и в некоторых иных случаях. Представляется, что отсутствие указания в соответствующей статье на обязательность составления протокола не является препятствием для того, чтобы процессуальное действие, затрагивающее (а тем более — ограничивающее) права, свободы и законные интересы участников административного процесса, оформлялось соответствующим протоколом.

Протокол об административном правонарушении или протокол о процессуальном действии считается составленным с момента заполнения его содержания и постановки подписи должностного лица, ведущего административный процесс.

Вынесение постановления о мерах обеспечения административного процесса

Следующим процессуальным основанием для начала административного процесса является вынесение постановления о мерах обеспечения административного процесса. Моментом вынесения является момент заполнения всех реквизитов постановления, включая подпись лица, его вынесшего. Доведения его до сведения адресата или наличия подписи лица, в отношении которого оно вынесено, при этом не требуется.

Не все решения о применении мер обеспечения административного процесса оформляются путем вынесения специального постановления. ПИКоАП оговаривает необходимость такого постановления только в отношении таких мер, как:

  1. наложение ареста на имущество;
  2. изъятие документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
  3. привод.

По общему правилу такое постановление должно содержать: название меры обеспечения административного процесса, дату и место его вынесения, должность, фамилию, инициалы лица, его вынесшего, основания и условия применения указанной меры, подпись вынесшего его лица. В случае осуществления изъятия, указанного в п. 2, такое постановление кроме прочего должно быть санкционировано надзирающим прокурором.

Вынесение постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1 — 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется

Часть 1 ст. 10.3 ПИКоАП предусматривает, по сути, упрощенный порядок ведения административного процесса в силу совершения лицом административного правонарушения, не причиняющего серьезного вреда. О малой общественной вредности таких правонарушений говорит то, что за них по положениям данной нормы определяется административная ответственность в виде предупреждения или штрафа, не превышающего двух базовых величин. В случае совершения такого административного правонарушения ПИКоАП предусматривает императивную норму о вынесении постановления о наложении административного взыскания. При этом протокол об административном правонарушении не составляется. Постановление выносится лицом, уполномоченным составлять указанный протокол, и вступает в законную силу с момента его вынесения. Таким образом, вне данного порядка остаются такие стадии административного процесса, как подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению, обжалование (опротестование) не вступившего в законную силу решения по делу об административном правонарушении. Стадия же исполнения постановления о наложении административного взыскания реализуется путем взыскания штрафа на месте. ПИКоАП, правда, не оговаривает, где это место. Но по сути статьи им следует считать место совершения административного правонарушения, где и должно быть вынесено постановление о наложении административного взыскания.

Вынесение постановления о наложении административного взыскания в соответствии с ч. 2 ст. 10.3 ПИКоАП осуществляется только при судебном разбирательстве по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, а также делам об административных правонарушениях. При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а обстоятельства административного правонарушения фиксируются в протоколе судебного разбирательства. Постановление выносится судьей непосредственно в судебном разбирательстве. Оно вступает в законную силу по истечении сроков на обжалование (опротестование), указанных в главе 12 ПИКоАП, и обращается к исполнению в общем порядке.

Упрощенный порядок ведения административного процесса предусмотрен и в случае отсутствия конфликта между сторонами административного процесса в доказывании обстоятельств правонарушения и возмещении вреда, им причиненного. Согласно части 3 ст. 10.3 ПИКоАП в случае если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, признает себя виновным в его совершении, выражает согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда в случае его причинения, то без составления протокола об административном правонарушении полномочное на его составление должностное лицо выносит постановление о наложении административного взыскания. Такое постановление вступает в законную силу с момента его вынесения.

В отношении трех вышеприведенных случаев начала административного процесса ПИКоАП оставляет нераскрытыми обстоятельства получения доказательств виновности лица, совершившего административное правонарушение. Очевидно, что для вынесения законного и обоснованного постановления о наложении административного взыскания необходимо по крайней мере осуществление опроса виновного лица, возможен осмотр места совершения административного правонарушения, транспортного средства, вещей и документов и другие мероприятия. По результатам проведения этих процессуальных по сути действий в общем порядке составляются соответствующие протоколы процессуальных действий. Представляется правильным указание на проведенные процессуальные действия и в постановлении о наложении административного взыскания, вынесенного в порядке ч. 3-1 ст. 10.3 ПИКоАП.

Вынесение постановления в порядке ч. 3-1 ст. 10.3 ПИКоАП осуществляется при фиксации специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, превышения скорости транспортного средства. В этом случае также не составляется протокол об административном правонарушении, а административный процесс считается начатым с момента вынесения указанного постановления.

Если органом, ведущим административный процесс, принято заявление, сообщение или самостоятельно обнаружена информация, которые содержат признаки административного правонарушения, ему не подведомственного, то должностное лицо данного органа принимает решение о передаче материалов по подведомственности. Такое решение оформляется как сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации в соответствии со ст. 9.3 ПИКоАП. К сообщению могут прилагаться материалы проверки, предметы, документы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь.

2. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., N 300-З.

3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., N 361-З // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

8. Денисевич, А.В. Постатейный научно-практический комментарий к Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.