Основания наложения ареста на имущество лица, в отношении которого ведется административный процесс, предусмотрены ч. 1 ст. 8.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).
Объектом, подлежащим аресту, является имущество, находящееся в собственности лица, в отношении которого ведется административный процесс, его денежные средства. Принадлежность имущества определяется подтверждающими документами, объяснениями очевидцев, а также посредством установления места его нахождения. Если имущество, являющееся собственностью лица, в отношении которого ведется процесс, находится во владении или пользовании иного лица, то на него также может быть наложен арест. Спор о принадлежности имущества, если факт нахождения в собственности иного лица не подтверждается документально, решается заинтересованными лицами в порядке гражданского процесса. Если решением суда будет доказана принадлежность имущества иному лицу, то оно будет исключено из перечня арестованного. Согласно ч. 5 ст. 8.7 ПИКоАП арест на имущество не может быть наложен на предметы, перечень которых содержится в приложении к ПИКоАП.
О наложении ареста на имущество судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, выносит мотивированное постановление, в котором указываются основания применения данной меры обеспечения административного процесса, лицо, в отношении которого она применяется, место нахождения имущества, а также порядок обращения с арестованным имуществом. Порядок обращения с арестованным имуществом предусматривает запрет на распоряжение и пользование арестованным имуществом. Распоряжение — возможность определения юридической судьбы имущества, т.е. возможность его продать, подарить или иным способом изменить право собственности на вещь. Пользование — возможность извлечения полезных свойств вещи. Запрет на пользование особо важен для потребляемого имущества, которое изменяет свое количество или качество в процессе использования. Данные условия могут иметь значение и для непотребляемого имущества, поскольку в процессе его использования могут существенно измениться потребительские свойства вещи, что соответственно уменьшит ее стоимость при реализации.
Место расположения имущества, подлежащего аресту, может устанавливаться посредством производства осмотра помещения, жилища и иного законного владения по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 10.13 ПИКоАП.
Постановление о наложении ареста на имущество предъявляется его собственнику или лицу, у которого это имущество находится в пользовании. При отсутствии таковых в ходе проведения процессуального действия (составления протокола описи арестованного имущества) арест на имущество накладывается в присутствии двух понятых, что предусмотрено ч. 3 ст. 8.7 ПИКоАП. Для определения стоимости имущества, подлежащего аресту, может участвовать специалист. Стоимость нового имущества может определяться путем изъятия документов о его стоимости у собственника, а также в торговых организациях. Используемое имущество должно оцениваться специалистом с учетом уменьшения его потребительских свойств, возникших в процессе эксплуатации предметов. Стоимость имущества юридического лица или индивидуального предпринимателя может оцениваться по бухгалтерским документам. В некоторых случаях может назначаться товароведческая экспертиза. Недопустимо указывать стоимость имущества со слов собственника или лица, у которого это имущество находится.
Арест на имущество налагается в пределах максимальной суммы штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, согласно которой физическое либо юридическое лицо привлекается к административной ответственности. Исключение из этого возможно только в том случае, если у лица, имущество которого подлежит аресту, не выявлено иного неделимого имущества, чем то, которое по стоимости больше суммы штрафа.
По результатам проведенного процессуального действия (наложения ареста на имущество) в соответствии со ст. 8.8 ПИКоАП составляется соответствующий протокол, в котором, кроме прочего, делается запись о том, где будет находиться арестованное имущество. Оно может вверяться владельцу, иному лицу (его представителю) с предупреждением об установленной ответственности по ст. 409 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Оптимальным является изъятие арестованного имущества и хранение его по месту нахождения органа, ведущего административный процесс. В ином случае арестованное имущество должно опечатываться по месту его хранения.
Материалы, полученные при осуществлении фото-, видеозаписи, иных установленных способов фиксации, должны прилагаться к протоколу.
Копия протокола описи арестованного имущества вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения административного процесса, либо его представителю.
Дальнейшая судьба арестованного имущества определяется при окончании (прекращении) административного процесса (при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, постановления о наложении административного взыскания, постановлении об отмене наложения ареста на имущество в случае, если отпала необходимость в применении такой меры обеспечения административного процесса).
Таким образом, наложение ареста на имущество как мера обеспечения административного процесса состоит из следующих этапов:
- установление места нахождения имущества, которое подвергается аресту;
- вынесение постановления о наложении ареста на имущество;
- объявление данного постановления собственнику имущества или лицу, у которого это имущество находится;
- составление протокола описи арестованного имущества;
- определение места хранения арестованного имущества и принятие мер по обеспечению его сохранности.