Преступление, предусмотренное статьей 388 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), выражается в насилии в отношении судьи, народного заседателя или их близких с целью воспрепятствования законной деятельности судьи или народного заседателя или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за осуществление ими правосудия.
Рассматриваемое деяние посягает на два непосредственных объекта. Основным непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность суда по отправлению правосудия.
Дополнительный обязательный объект представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих неприкосновенность физической составляющей человека — его телесной неприкосновенности, личной свободы, а также половой свободы или половой неприкосновенности.
Под осуществлением судом правосудия следует понимать законную деятельность судьи, осуществляемую в рамках гражданского, уголовного, хозяйственного, административного судопроизводства, связанную с разрешением конкретного дела (уголовного, гражданского и др.) по существу и вынесением судебного постановления (приговора, решения, постановления или определения). К действиям, совершаемым в рамках судопроизводства, следует относить любые действия судьи, реализующие полномочия суда, закрепленные нормами ст. 33 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Началом осуществления деятельности по отправлению правосудия является принятие судьей конкретного дела (искового заявления, жалобы, протокола административного задержания и др.) к рассмотрению. Если насилие применяется к председателю суда или лицу, его заменяющему, с целью добиться передачи дела конкретному судье для непосредственного его рассмотрения, то такие действия должны квалифицироваться по статье 366 УК как насильственное воздействие на должностное лицо в связи с осуществлением им служебных полномочий (по признаку выполнения организационно-распорядительных функций). В данном случае хотя и происходит воздействие на человека, определяющего порядок отправления правосудия, однако подобное посягательство, на наш взгляд, нарушает организационно-распорядительную деятельность, предшествующую рассмотрению дела, а не саму деятельность по отправлению правосудия конкретным судьей. Исключением является случай, когда председателя суда насильственно принуждают принять дело к своему производству и рассмотреть его нужным для сторонних лиц образом (квалифицируется по статье 388 УК).
Статьей 388 УК охраняется только законная деятельность судьи или народного заседателя при рассмотрении дела по существу. Случаи насильственного воздействия на судей, народных заседателей или их близких из мести за незаконную деятельность судьи или народного заседателя надлежит квалифицировать по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против человека, или по статье 291 УК.
Следует отметить, что комментируемая статья на первый взгляд защищает от насильственного посягательства судью или народного заседателя не только в связи с их деятельностью по отправлению правосудия, но и любой иной законной деятельностью. Такой вывод может следовать из того, что в диспозиции не конкретизирован характер самой законной деятельности указанных лиц, а имеется только общее указание в виде воспрепятствования законной деятельности судьи или народного заседателя. С учетом такого подхода основной непосредственный объект преступления, предусмотренный статьей 388 УК, должен включать в себя и общественные отношения по поводу осуществления данными лицами любой иной законной деятельности.
Однако системное и буквальное толкование статей, закрепленных в главе 34 УК, как и содержание родового объекта главы 34 УК, свидетельствует, на наш взгляд, о более узком непосредственном объекте преступления — общественных отношениях по отправлению судом правосудия.
Квалификация насильственного воздействия на судью или его близких в связи с осуществлением иных служебных функций зависит от конкретной сферы реализации полномочий судьи.
Как преступление против порядка управления (часть 1 статьи 366 УК) квалифицируется насильственное воздействие на судью или его близких в связи с выполнением судьей полномочий должностного лица:
- как представителя судебной власти (например, участие судьи в работе пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь при рассмотрении материалов обобщения судебной практики и даче в порядке судебного толкования судам разъяснения по вопросам применения законодательства);
- как лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (председатель, заместители председателя суда и др. при реализации функций по управлению коллективом, распределением уголовных, гражданских, хозяйственных, административных дел, учета движения материальных средств и т.п.);
- как лица, уполномоченного в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, участие судьи в работе экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей либо участие в квалификационной коллегии по аттестации судей).
Как преступления против человека или общественной безопасности квалифицируются факты насильственного воздействия на судью или его близких в случаях, когда судьей реализуются иные функции, возложенные на него ввиду обладания статусом судьи (например, проведение личного приема граждан; профилактической работы — проведение лекций, бесед в отдельных трудовых коллективах и т.п.).
Потерпевшими от данного преступления могут являться: судья, народный заседатель, близкие судьи или народного заседателя.
Судьями в соответствии со статьей 1 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе (далее — КССС) судей являются лица, назначенные (избранные) на должность судьи в установленном законом порядке для осуществления обязанностей судьи на профессиональной основе.
Вместе с тем при признании судьи потерпевшим от преступлений, предусмотренных статьями 388 — 391 УК, необходимо учитывать положения статьи 5 КССС. В соответствии с нормой ст. 5 КССС судебная система Республики Беларусь состоит из Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов, однако правосудие как форма осуществления судебной власти принадлежит только системе общих и хозяйственных судов и осуществляется такими судами в рамках уголовного, гражданского, хозяйственного и административного судопроизводства.
Следовательно, в качестве потерпевшего могут быть признаны только судьи организованных на законных основаниях общих (статья 28 КССС) или хозяйственных (статья 59 КССС) судов, назначенные на должность в установленном законом порядке и осуществляющие (осуществлявшие) правосудие на профессиональной основе. Случаи применения насильственного воздействия к судьям, уволившимся или вышедшим в отставку, из мести за осуществление ими правосудия также квалифицируются по комментируемой статье. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь не могут являться потерпевшими по комментируемой статье, поскольку хотя и обладают статусом судьи, но не осуществляют правосудие. Судьи иных судов, например, третейских, не будут являться потерпевшими, так как такие суды не входят в судебную систему республики.
Насильственное воздействие на судей Конституционного Суда Республики Беларусь или их близких в связи с осуществлением судьями конституционного судопроизводства следует рассматривать как посягательство на представителя власти и квалифицировать по части 1 статье 366 УК. По статье 366 УК также надлежит квалифицировать случаи насильственного воздействия на судью Конституционного Суда Республики Беларусь или его близких при осуществлении им иных функций должностного лица, а также при насильственном воздействии на судей иных судов или их близких при осуществлении такими судьями деятельности по рассмотрению конкретных споров (по признаку совершения лицом юридически значимых действий).
Правовую оценку насильственным действиям, совершенным на территории Республики Беларусь в отношении судей судов, входящих в судебную систему иностранных государств, или близких им лиц, следует давать с учетом вышеобозначенных критериев, закрепленных в отечественном законодательстве.
Народный заседатель — лицо, привлекаемое в установленных законом порядке и случаях для участия в деятельности суда по осуществлению правосудия, наделенное полномочиями судьи (статья 1 КССС).
Близкие судьи или народного заседателя — близкие родственники и члены семьи либо иные лица, которых судья или народный заседатель обоснованно признают своими близкими (пункт 3 части 2 статьи 4 УК).
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в применении физического насилия к обозначенному кругу лиц.
Под физическим насилием следует понимать любое противоправное умышленное воздействие на потерпевшего, осуществляемое против или помимо его воли и направленное на нарушение телесной неприкосновенности, личной свободы, половой свободы или половой неприкосновенности человека.
Физическое насилие в большинстве случаев осуществляется посредством активных действий, однако оно не исключается и при причиняющем бездействии (бездействии, приравниваемом к действию). Например, удержание психически здорового лица в психиатрической больнице (статья 184 УК).
Физическое насилие, направленное на нарушение телесной неприкосновенности, может выражаться в причинении боли, воздействии на организм сильнодействующими химическими веществами (ядами, токсинами, психотропными и наркотическими веществами и др.), истязании, заражении болезнью (например, венерической болезнью или вирусом иммунодефицита человека), причинении телесных повреждений (легкого или менее тяжкого телесного повреждения), а также в иных подобных действиях. Указанные виды физического насилия не требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против человека. Исключение составляют случаи совершения действий, содержащих в себе признаки квалифицированного или особо квалифицированного состава заражения потерпевшего вирусом иммунодефицита человека (части 2 и 3 статьи 157 УК).
Действия, выразившиеся в умышленном причинении тяжких телесных повреждений, надлежит квалифицировать по пункту 5 части 2 статьи 147 УК.
Насилие, выразившееся в убийстве судьи, народного заседателя или их близких (в том числе и из мести за выполнение судьей или народным заседателем деятельности по отправлению правосудия) квалифицируется по пункту 10 части 2 статьи 139 УК.
Физическое насилие, направленное на нарушение личной (физической) свободы, может выражаться в незаконном помещении в психиатрическую больницу, лишении свободы, похищении, торговле людьми, захвате заложника.
Физическое насилие, выразившееся в незаконном помещении в психиатрическую больницу указанных лиц либо в неквалифицированном незаконном лишении свободы, дополнительной квалификации по статье 184 или части 1 статьи 183 УК не требует.
Незаконное лишение свободы указанных лиц, совершенное способом, опасным для их жизни или здоровья, либо сопровождавшееся мучениями, надлежит квалифицировать по совокупности с частью 2 статьи 183 УК.
Похищение судьи, народного заседателя или их близких, совершение в отношении указанных лиц сделки купли-продажи или иных сделок, либо захват или удержание близких судьи или народного заседателя в качестве заложника необходимо квалифицировать по совокупности со статьями 181, 182 либо 291 УК.
Воздействие на половую свободу или половую неприкосновенность при физическом насилии предполагает совершение изнасилования, насильственных действий сексуального характера. Применение виновным указанных видов сексуального насилия дополнительно квалифицируется по статьям 166, 167 УК.
Состав данного преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно нарушающих физическую неприкосновенность лица, независимо от наступивших последствий.
Если в отношении судьи, народного заседателя виновным совершен ряд непрерывных и взаимосвязанных действий, каждое из которых образует состав самостоятельного преступления против правосудия (например, оскорбление и угроза применением насилия, угроза применением насилия в отношении судьи, народного заседателя или их близких и насилие), то все содеянное квалифицируется по статье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкое преступление.
Если такие действия совершены в разное время по вновь возникшему умыслу, то квалификация осуществляется по совокупности преступлений, даже если такие действия совершены в отношении одного и того же лица.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины. Непосредственно к факту применения насилия возможен только прямой умысел, в отношении наступивших последствий возможен косвенный умысел. Обязательными признаками субъективной стороны преступления являются мотив или цель.
Мотивом применения физического насилия является месть за предшествующую деятельность судьи или народного заседателя по осуществлению ими правосудия. Установление в действиях лица указанного мотива требует обязательного выяснения характера и содержания совершенных судьей служебных действий, за которые мстит виновный. Если действия со стороны судьи были незаконными, либо эти действия не связаны с отправлением правосудия или иной деятельностью судьи как должностного лица, либо действия совершены на почве личных взаимоотношений или конфликтов, то посягательство следует рассматривать как соответствующее преступление против человека или общественной безопасности.
Цель в комментируемой статье указана альтернативно:
- воспрепятствование законной деятельности судьи или народного заседателя;
- принуждение к изменению характера законной деятельности судьи или народного заседателя.
Воспрепятствование законной деятельности судьи или народного заседателя означает стремление виновного не допустить выполнения указанным лицом обязанности по осуществлению правосудия в данный момент или в будущем. Как воспрепятствование следует рассматривать не только случаи, когда потерпевшему прямо доводится до сведения, от какой законной деятельности ему следует отказаться или же не приступать к ее выполнению, но и совершение виновным в достижение указанной цели иных действий, объективно препятствующих законной деятельности судьи или народного заседателя. Например, лишение указанных лиц физической возможности приступить к выполнению обязанностей по отправлению правосудия (ограничение личной свободы на определенное время либо применение насильственного воздействия, повлекшего возникновение временной нетрудоспособности судьи или народного заседателя и не осуществление потерпевшим законной деятельности).
Под принуждением к изменению характера законной деятельности следует понимать применение насилия или угрозы насилием к судье или народному заседателю или его близким с целью заставить потерпевшего против своей воли прекратить выполнение действий по отправлению правосудия либо совершить в рамках осуществления правосудия противоправные действия.
Квалификация по статье 388 УК возможна лишь в том случае, когда судью или народного заседателя принуждают к совершению действий в рамках его деятельности по отправлению правосудия. Если принуждение осуществляется к совершению иных действий вне сферы судебной деятельности судьи или деятельности по отправлению правосудия народным заседателем, то таковое надлежит рассматривать как конкретное насильственное преступление против личности.
При установлении в действиях виновного цели принуждения к изменению законной деятельности судьи или народного заседателя надлежит установить, к совершению каких именно действий по своему характеру принуждались судья или народный заседатель.
Принуждение судьи или народного заседателя к совершению противоправных, но не преступных действий квалифицируется только по статье 388 УК. Если посредством насилия к указанным лицам или их близким происходит принуждение к совершению судьей или народным заседателем преступления, то квалификация таких действий осуществляется по совокупности с частью 2 статьи 288 УК. В случаях, когда судья или народный заседатель совершил под принудительным воздействием виновного преступление, последнему надлежит дополнительно вменять подстрекательство к совершенному судьей или народным заседателем конкретному преступлению.
Отсутствие в действиях виновного указанных мотива или целей исключает ответственность по ст. 388 УК. При наличии всех необходимых признаков такие действия надлежит квалифицировать по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против человека либо против общественной безопасности.
Субъектом рассматриваемого преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Лицо в возрасте от 14 до 16 лет, применившее в отношении судьи, народного заседателя или их близких физическое насилие, которое выразилось в формах, имеющих признаки иных самостоятельных преступлений, привлекается к уголовной ответственности лишь за деяния, ответственность за которые наступает с 14 лет (см. часть 2 статьи 27 УК).
Если насилие в отношении судьи или народного заседателя применяет должностное лицо, осуществляющее организационно-распорядительную деятельность в суде (председатель суда, заместитель и т.п.), то такие действия подлежат квалификации (при наличии всех необходимых признаков):
- по части 2 или 3 статьи 455 УК в отношении судей межгарнизонных военных судов и Белорусского военного суда при условии, что на должностное лицо и судью распространяется статус военнослужащего (например, председатель и судья межгарнизонного военного суда);
- по части 3 статьи 426 УК в отношении иных судей общих и хозяйственных судов.
Если насилие в отношении народного заседателя, или близких народного заседателя, или близких судьи применяет должностное лицо, которому данные лица подчинены по службе, при реализации мотива или для достижении целей, указанных в статье 388 УК, то все содеянное квалифицируется по части 3 статьи 426 УК.