Некоторые аспекты применения норм законодательства о закупках за счет собственных средств

Действующее законодательство порядок приобретения товаров (работ, услуг) субъектами хозяйствования ставит в зависимость от источника финансирования, от сферы использования товаров (работ, услуг), от правового статуса субъекта, осуществляющего приобретение товаров (работ, услуг). В частности, если говорить о правовом статусе субъектов и источнике финансирования такого приобретения, то данные критерии являются определяющими при приобретении товаров (работ, услуг) за счет так называемых собственных средств. Хотя законодатель и не определяет, какие именно средства относятся к собственным, в данном случае, как представляется, это любые средства, кроме бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Так, республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление N 229), если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1).

Также местными Советами депутатов могут быть установлены по аналогии с постановлением N 229 правила для приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности (данное право реализуется местными Советами депутатов на основании п. 5-1 постановления N 229).

Одним из принципиальных положений постановления N 229 является определение организациями, указанными в подп. 1.1 п. 1 постановления N 229, в разрабатываемом ими и утверждаемом порядке осуществления закупок за счет собственных средств видов конкурентных процедур закупок, условий их применения и проведения, требований к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иных положений, связанных с осуществлением закупок за счет собственных средств. Помимо этого, на основании постановления N 229 действуют специальные правила для применения закупки из одного источника и раскрытия информации о заключаемых договорах на закупку.

В то же время постановлением N 229 определен ряд случаев его неприменения (за исключением некоторых норм), которые приведены в перечне товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления Совета Министров Республики Беларусь, утвержденном постановлением N 229 (далее — перечень).

Среди прочих в перечне с практической точки зрения интересен п. 9, в котором речь идет о закупках товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки.

Буквальное толкование указанной нормы позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, организация, указанная в подп. 1.1 п. 1 постановления N 229, может осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) при заключении сделок на сумму до 1000 базовых величин неограниченное количество раз и безотносительно каких-либо временных рамок (в течение месяца, квартала, года и т.п.).

Во-вторых, следует учитывать особенности сделки и определения ее условий. Так, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 154). Поскольку сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними, то, если говорить о договоре как двусторонней (многосторонней) сделке, для его заключения необходимо выражение согласованной воли (действий) двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). Применительно к норме п. 9 перечня отметим, что ограничение до 1000 базовых величин по одной сделке предполагает при заключении договора его общую сумму не более указанной величины. Так, если, к примеру, заключается договор на закупку (договор поставки), по которому количество и сумма поставляемых товаров определяются на основании спецификаций, которые являются неотъемлемой частью договора, то общая сумма сделки — договора на закупку (договора поставки) должна определяться по совокупности всех спецификаций к договору. Это обусловлено тем, что в данном случае отношения по поставке возникают на основании договора как юридического факта, в свою очередь, спецификация восполняет предмет самого договора, увеличивая при этом его сумму. Фактическая поставка товаров на основании спецификации означает надлежащее исполнение обязательств поставщиком по договору на закупку (договору поставки).

В-третьих, следует учитывать и размер базовой величины на момент принятия решения о проведении закупки, чтобы не выйти за пределы 1000 базовых величин, поскольку сумма договора определяется не в базовых величинах, а в национальной валюте. Как представляется, норма п. 9 перечня в равной степени применима и в ситуации, когда валютой договора на закупку является иностранная валюта. В этом случае помимо размера базовой величины следует учитывать и курс иностранной валюты по отношению к национальной валюте на дату принятия решения о проведении закупки.

Подчеркнем, что законодателем в качестве момента для определения суммы сделки используется момент (дата) принятия решения о проведении закупки, а не момент совершения сделки (заключения договора), что, в свою очередь, требует от организации соответствующего документального подтверждения факта принятого решения о проведении закупки (к примеру, издание приказа, распоряжения, составление докладной записки о приобретении и т.п. в зависимости от установленного в организации порядка документооборота).

Кроме того, в случае когда договор на закупку заключен на сумму до 1000 базовых величин на дату принятия решения о закупке, но в последующем в ходе его исполнения возникает необходимость увеличения суммы договора, то увеличение в целом считаем правомерным, даже если предел в 1000 базовых величин будет превышен. При этом основания для увеличения суммы договора на закупку в данном случае будут определяться договором на закупку, порядком осуществления закупок за счет собственных средств, действующим в организации, указанной в подп. 1.1 п. 1 постановления N 229, а также нормами гражданского законодательства.

В-четвертых, приобретение товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 базовых величин может осуществляться при заключении сделки в общем порядке путем направления оферты и получения акцепта (если законодательством не установлены специальные правила для совершения тех или иных сделок и заключения договоров) безотносительно видов процедур закупок, предусмотренных в постановлении N 229 и порядке осуществления закупок за счет собственных средств, действующем в конкретной организации, на которую распространяет действие постановление N 229. Однако по усмотрению организации может быть установлен иной порядок приобретения товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 базовых величин по одной сделке, например, в порядке осуществления закупок за счет собственных средств, действующем в конкретной организации, может быть предусмотрено проведение какой-либо конкурентной процедуры, если сумма по сделке варьируется от 300 до 1000 базовых величин, или с организационной точки зрения может быть установлено проведение закупки комиссией, создаваемой для проведения процедур закупок.

В-пятых, п. 9 перечня применяется с учетом иных пунктов перечня. К примеру, если имеет место закупка хлопкового и льняного волокна, шерсти и кожевенного сырья (п. 22 перечня), то постановление N 229 не применяется, даже если сумма одной сделки по закупке указанных товаров превышает размер в 1000 базовых величин.

Таким образом, при проведении закупок за счет собственных средств организациями, указанными в подп. 1.1 п. 1 постановления N 229, необходим системный анализ норм законодательства помимо данного постановления, а также следует учитывать содержание действующего в указанных организациях порядка осуществления закупок за счет собственных средств, равно как это необходимо и при установлении местными Советами депутатов правил для указанных в п. 5-1 постановления N 229 организаций.