Хозяйственный суд признал гражданина Ф. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), которое выразилось в заготовке (закупке), продаже лома и отходов черных и цветных металлов.
Согласно протоколу об административном правонарушении гражданин Ф. без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии) с целью систематического получения прибыли осуществлял реализацию цветных металлов, получив доход в ноябре 2009 г. в размере 100000 руб. Согласно протоколу осмотра от 12.05.2010 в автомобиле «Ифа» находилось для реализации 6042 кг цветного металла на сумму 10074060 руб.
При составлении протокола об административном правонарушении гражданин Ф. в протоколе опроса указал, что осуществляет торговлю металлом около 1,5 лет. В связи с тяжелым материальным положением покупает лом цветного металла у населения, после чего сдает его заготовительному предприятию. Полгода назад сдал металла на сумму 100000 руб. Металл, находившийся в автомобиле «Ифа» при задержании, вез в г. Могилев для сдачи заготовительному предприятию.
В материалах административного дела содержалось также объяснение гражданина Ф., из содержания которого следует, что гражданин Ф. управлял грузовой машиной «Ифа», принадлежащей знакомому, в автомашине находился металл, который Ф. вез к своей бабушке в Могилевскую область; будучи слесарем механосборочных работ, Ф. собирался изготавливать из указанного металла станки.
Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд усмотрел в действиях гражданина Ф. состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП.
Приняв во внимание совокупность обстоятельств по делу, а именно: противоречивые объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетельские показания, количество перевозимого металла, наличие тайника в грузовом отсеке транспортного средства, — суд пришел к выводу о том, что факт совершения административного правонарушения и вина гражданина Ф. подтверждены собранными по делу доказательствами, и постановил подвергнуть гражданина Ф. штрафу в доход государства в размере 10 базовых величин с конфискацией цветного металла в количестве 6042 кг на сумму 10074060 руб.
Постановление о наложении административного взыскания было обжаловано в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. В обоснование жалобы приведены следующие доводы:
- фактически гражданин Ф. часть металла нашел на пустырях, часть — в лесу и на брошенных участках, где ранее велось строительство, у населения металл никогда не скупал, цели последующей сдачи металла в заготовительные организации не имел, при задержании вынужденно оговорил себя;
- перечисленные судом в постановлении доказательства не свидетельствуют о наличии у Ф. умысла на реализацию металла и систематическое получение прибыли;
- суд не дал оценку имеющимся в деле доказательствам;
- свидетельские показания подтверждают лишь факт перевозки металла;
- количество перевозимого металла само по себе при отсутствии других доказательств не может свидетельствовать о наличии у Ф. цели его реализации и систематического получения дохода;
- транспортное средство принадлежит на праве собственности знакомому, находилось у Ф. во временном пользовании, дополнительный отсек (расценен проверяющими как тайник) оборудован не Ф. и использовался не для сокрытия перевозимого груза, а как дополнительная, легко доступная для размещения груза площадь;
- сомнения в обоснованности вывода о виновности гражданина Ф. в совершении административного правонарушения должны толковаться в его пользу.
Постановлением Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь постановление Хозяйственного суда Гродненской области по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба гражданина Ф. — без удовлетворения по следующим основаниям.
Часть 1-1 статьи 12.7 КоАП предусматривает административную ответственность за предпринимательскую деятельность, осуществляемую без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления.
Согласно части второй пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) предпринимательской признается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Пунктом 1 статьи 22 ГК определено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Пунктом 1 статьи 47 ГК предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации.
Пунктом 2 Положения о порядке закупки лома и отходов черных и цветных металлов у населения (граждан), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2006 N 1331 «О закупке лома и отходов черных и цветных металлов у населения (граждан)» (далее — Положение N 1331), разработанного в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 N 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней» (далее — Указ N 179), установлено, что закупка металлолома у населения (граждан) осуществляется организациями Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов, Белорусского республиканского союза потребительских обществ и организациями, входящими в состав государственного торгово-производственного объединения «Белресурсы», имеющими специальные разрешения (лицензии) на этот вид деятельности.
Согласно пункту 13 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов допускается при наличии лицензии Министерства промышленности Республики Беларусь.
Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 N 1379 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов, и Положения о лицензировании деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов» (далее — Положение N 1379), предусмотрено, что деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется юридическими лицами (заготовительными организациями Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов, заготовительными организациями потребительской кооперации и организациями, входящими в состав государственного торгово-производственного объединения «Белресурсы») в соответствии с законодательными актами.
Таким образом, предпринимательской деятельностью по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов вправе заниматься только юридические лица, названные в Указе N 179, Положении N 1331, Положении N 1379, при наличии соответствующего специального разрешения (лицензии).
Граждане (в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей) не вправе заниматься предпринимательской деятельностью по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, Положением N 1379 не предусмотрена выдача им соответствующего специального разрешения (лицензии). Таким образом, гражданин Ф. не вправе был заниматься предпринимательской деятельностью по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов.
При рассмотрении дела хозяйственный суд критически оценил объяснения гражданина Ф., поскольку они противоречили иным собранным по делу доказательствам, в частности доказательствам, свидетельствующим о фактических обстоятельствах задержания гражданина Ф.; объеме, содержании арестованного лома; а также сведениям, полученным при опросе Ф. непосредственно после задержания, сведениям, полученным при допросе свидетеля, участвовавшего в задержании Ф.
При рассмотрении дела судом сделан правильный вывод о направленности деятельности гражданина Ф., не являющегося субъектом, наделенным правом заготовки (закупки) лома черных и цветных металлов, на систематическое получение прибыли от заготовки (закупки), продажи лома и отходов черных и цветных металлов, наличии в деянии Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП.