Название документа: Постановление экономического суда Могилевской области от 23.02.2015 (дело N 46-3/Ап/2015) «О наложении административного взыскания»
Обстоятельства: В ходе проверки установлено нарушение, выражавшееся в реализации ИП товара без наличия документов, подтверждавших его отпуск для реализации.
Решение: ИП привлечен к административной ответственности в виде штрафа с конфискацией товара.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ
23 февраля 2015 г. (дело N 46-3/Ап/2015)
О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Судья экономического суда Могилевской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району (далее — ИМНС Республики Беларусь по району) в отношении индивидуального предпринимателя Ч. (далее — ИП Ч.) (проживающей по адресу: г. М., ул. Т.) по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), при участии ИП Ч
Установил:
В результате проведения ИМНС Республики Беларусь по району внеплановой тематической оперативной проверки было установлено, что 03.02.2015 в 12:00 в торговом объекте ТЦ «К», расположенном по адресу: г. М., пр-т П., ИП Ч. осуществлялась реализация товаров, поименованных в протоколе описи от 03.02.2015 на общую сумму 14 530 000 руб. без наличия документов, подтверждающих отпуск товаров в реализацию.
Допущенное ИП Ч. правонарушение квалифицировано контролирующим органом по части 4 статьи 12.17 КоАП.
ИП Ч. в протоколе опроса от 06.02.2015 указала, что на основании подпункта 2.1 пункта 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 (далее — Директива N 4) не согласна с конфискацией товара, так как товар приобретен добросовестно, имеются товарные накладные на оприходование товара и сертификаты, уплачен ввозной НДС. В объяснениях от 03.02.2015 ИП Ч. указала, что на фирме не написали адрес доставки, а она не проконтролировала и не выписала накладную на торговый объект.
В судебном заседании ИП Ч. сообщила, что описанный товар был получен у российского продавца по накладным, в которых ошибочно не был указан адрес, а она сама недавно осуществляет предпринимательскую деятельность и недосмотрела. Указала, что считает, что необходимые документы на товар были, так как накладные оформлены в соответствии с российским законодательством. Кроме того, просила учесть, что у нее имеется договор купли-продажи, письмо продавца о том, что он подтверждает поставку товара, сертификаты на товар и документы об уплате налога. Поэтому она считает, что является добросовестным приобретателем и в силу пункта 2 Директивы N 4 к ней не может быть применена конфискация товара. Также указала, что через два дня ею были представлены накладные с исправлениями, однако в налоговой отказались их принять.
ИП Ч. сообщила о том, что признает вину в совершении правонарушения.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения ИП Ч., суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
Обязанность обеспечивать наличие в местах хранения и в пункте реализации документов, подтверждающих приобретение (поступление) товара и его отпуск в реализацию, предусмотрена подпунктом 1.12 пункта 1 статьи 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, Инструкцией по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 и ТН-2, утвержденной постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом хозяйственная операция — это действие или событие, влекущие изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации (статья 1 Закона).
Таким образом, документы, подтверждающие приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, должны были находиться непосредственно в месте реализации.
Как следует из пояснений ИП Ч. и накладных, описанные товары были приобретены ею в Российской Федерации.
При ввозе товаров из Российской Федерации первичные документы должны содержать информацию по всем реквизитам, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Однако в накладных от 08.12.2014, от 27.10.2014, от 28.10.2014 не был указан ни адрес индивидуального предпринимателя, ни адрес места доставки, т. е. в документах на приобретение товара имелись недостатки, не позволяющие установить, что товар был предназначен для реализации в ТЦ «К» и туда же был поставлен. Поэтому в соответствии с требованиями действующего законодательства представленные накладные не могут подтверждать поступление товара в торговый объект ТЦ «К» или отпуск товара в реализацию в указанный торговый объект.
Документы на отпуск товара в реализацию ИП Ч. также не оформлялись.
Поэтому вышеуказанные накладные правомерно не приняты контролирующим органом в качестве документов, подтверждающих отпуск товара в реализацию. Последующее предоставление накладных с исправлениями не отменяет факта совершения правонарушения. Наличие сертификатов, договора купли-продажи и т. п. не подменяет необходимости наличия на торговом месте документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, соответствующих требованиям законодательства.
Ссылки ИП Ч. на подпункт 2.1 пункта 2 Директивы N 4 не могут быть приняты во внимание, так как ИП Ч. совершено деяние, содержащее признаки правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.
Факт совершения правонарушения и вина ИП Ч. в его совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 06.02.2015, протоколом опроса ИП Ч. от 06.02.2015, актом внеплановой тематической оперативной проверки от 03.02.2015, актом контрольной закупки от 03.02.2015, протоколом осмотра от 03.02.2015, требованиями должностного лица от 03.02.2015, объяснениями ИП Ч. от 03.02.2015, накладными 08.12.2014, от 27.10.2014, от 28.10.2014.
Сведения о совершении ИП Ч. подобных правонарушений ранее суду не предоставлены.
При назначении наказания суд с одной стороны учитывает совершение правонарушения впервые, небольшой опыт предпринимательской деятельности, частичное признание вины, с другой — достаточно большое количество товара, реализовывавшегося без документов.
Применение дополнительного административного взыскания в виде конфискации товара судом определено исходя из целей обеспечения экономической безопасности государства и защиты интересов граждан, а также для предупреждения совершения новых правонарушений.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным наложить на ИП Ч. штраф в размере трех базовых величин с конфискаций имущества, поименованного в протоколе описи имущества от 03.02.2015 общей стоимостью 14 530 000 руб.
Руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,
Постановил:
Наложить на ИП Ч. (проживающую по адресу: г. М., ул. Т.) за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, штраф в размере 540 000 руб. с конфискаций имущества, поименованного в протоколе описи имущества от 03.02.2015 общей стоимостью 14 530 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, или вручения (получения) копии постановления в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Лицо, подвергнутое административному взысканию, обязано уплатить штраф в местный бюджет в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего постановления, о чем письменно уведомить экономический суд и представить оригинал платежного документа об уплате штрафа.
По истечении срока, установленного для добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа, если оно не исполнено либо в суд не представлено сообщение об исполнении постановления, подлежит принудительному исполнению.