В юридической литературе очень точно отмечается, что квалифицировать совершенное деяние — значит отнести его к определенному виду (группе) правонарушений или позитивных поступков, охарактеризовать его как правомерное или неправомерное. Данный процесс требует детального анализа и в конечном итоге предполагает принятие на основе сделанного вывода взвешенного решения. Как видно, точное установление соответствия действия, совершенного лицом, составу правонарушения, предусмотренному в кодифицированном законе, является гарантией законности привлечения такого лица к ответственности.
Одним из видов правонарушений, квалификацию которых осуществляют должностные лица контролирующих органов, являются административные проступки. Хотя, заметим, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) оперирует исключительно понятием «административное правонарушение», под которым признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП).
В практике вышеуказанных органов периодически возникают вопросы, связанные с затруднением в правильном отнесении неправомерного деяния к той либо иной статье Особенной части КоАП. Наличие таких сложностей в первую очередь обусловлено тем, что дела об административных правонарушениях отличительны своей разнообразностью и многочисленностью, более того, они относятся еще и к категории особо сложных дел.
Если же учитывать, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении хозяйственный суд не вправе изменять квалификацию деяния, указанную контролирующим органом в протоколе об административном правонарушении, то все это придает вопросам квалификации административных правонарушений особую актуальность. Установление элементов состава конкретного административного правонарушения имеет решающее значение, поскольку отсутствие в деянии хотя бы одного из элементов не образует состава этого правонарушения, что согласно статье 9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) исключает административный процесс. В качестве примера можно привести ситуацию, когда в действиях лица хотя и будет иметься состав конкретного правонарушения, но будет отсутствовать состав вменяемого ему правонарушения по протоколу; орган, ведущий административный процесс, обязан учитывать это в качестве обстоятельства, исключающего административный процесс.
Напомним, что ранее вопрос правильного отграничения одного правонарушения от другого (осуществление субъектом хозяйствования лицензируемой деятельности без получения соответствующей лицензии) возникал в отношении деяний, подпадающих на первый взгляд под объективную сторону состава правонарушения, содержащегося в статье 23.57 «Нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности» КоАП и части 1 статьи 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность» КоАП.
Из последних таких примеров можно привести, как и прежде, статью 12.7 КоАП и уже совсем другую статью КоАП, но об этом пойдет речь далее.
Согласно части 1 статьи 23.56 КоАП нарушение законодательства о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — предупреждение или наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.
Справочно. Согласно части 1 статьи 3.2 ПИКоАП рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 23.56 КоАП, отнесено к компетенции судей районного (городского) суда.
Частью 1 статьи 12.7 КоАП также предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно.
В свете изложенного возник вопрос о том, образует ли эксплуатация рынка или деревообрабатывающего предприятия без получения лицензии на право осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП.
Попробуем разобраться в обозначенном вопросе.
В соответствии с частью 3 пункта 175 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение о лицензировании), пунктом 10 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, являющегося приложением 1 к Положению о лицензировании, эксплуатация пожаро- и взрывоопасных производств и объектов, имеющих в своем составе здания и (или) сооружения с изолированным помещением, в котором в соответствии с его назначением или по проекту могут одновременно находиться более 800 человек, подлежит лицензированию.
Анализ объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, позволяет выявить сущность этого состава правонарушения, которая заключается в предпринимательской деятельности, осуществляемой без лицензии, когда ее наличие обязательно, при этом ключевой выступает именно предпринимательская деятельность, являющаяся соответственно объектом правонарушения.
Как правильно отмечается многими, именно к объекту посягательства и сводится вопрос отграничения правонарушений против порядка управления от правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП.
Исходя из действий, указанных в части 2 пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и рассматриваемых белорусским законодателем в качестве предпринимательской деятельности, обозначенная выше лицензируемая деятельность по обеспечению пожарной безопасности, осуществляемая без лицензии, не может быть квалифицирована как предпринимательская, поскольку не направлена на систематическое получение прибыли.
Справочно. Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (часть 2 пункта 1 статьи 1 ГК).
Согласно статье 14 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 N 2403-XII «О пожарной безопасности» пожарная безопасность обеспечивается приведением объектов и населенных пунктов в такое состояние, при котором исключается возможность возникновения пожара либо обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара. Как свидетельствует судебная практика, при квалификации незаконной предпринимательской деятельности существенное значение имеет характер направленности действий для систематического получения дохода.
Часть 1 статьи 23.56 КоАП устанавливает ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности. Правонарушение, предусмотренное вышеуказанной нормой, направлено против порядка управления, и его объектом является законодательство о пожарной безопасности. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности не является предпринимательской, поскольку не имеет своей целью извлечение прибыли и не предназначена для других лиц, а используется для собственных нужд. Такая деятельность, если сказать точнее, сопряжена с процессом осуществления предпринимательской деятельности.
С учетом того, что предпринимательская деятельность не является объектом данного правонарушения, в описанном случае действия лица не могут быть квалифицированы по части 1 статьи 12.7 КоАП.
Деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные объекты с площадью производственного помещения более 500 кв.м относятся к пожаро- и взрывоопасным производствам, а, например, больницы, театры, рынки, гостиницы, имеющие в своем составе здания и (или) сооружения с изолированным помещением, в котором в соответствии с его назначением или по проекту могут одновременно находиться более 800 человек, — к объектам с массовым пребыванием людей (перечень пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей, эксплуатация которых подлежит лицензированию, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 N 1927 (далее — Перечень)).
Таким образом, эксплуатация объектов, включенных в Перечень без получения лицензии на право осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности, не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, такие действия подлежат квалификации по части 1 статьи 23.56 КоАП.