1. О закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.
Рассматривая перечень преференций, которые законодатель Республики Беларусь предусматривает для участников холдинга, нельзя не остановиться на одной из таких преференций, а именно на возможности несоблюдения требований законодательства Республики Беларусь к закупке товаров (работ, услуг) между организациями, входящими в состав холдинга.
Суть указанной преференции заключается в том, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление N 229) республиканские унитарные предприятия, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в государственной собственности, а также хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь или Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, осуществляют закупки товаров (работ, услуг), за исключением государственных закупок за счет собственных средств в соответствии с требованиями и ограничениями, предусмотренными указанным актом законодательства.
В частности, постановление N 229 требует, чтобы юридические лица, подпадающие под его действие, осуществляли закупки товаров (работ, услуг) с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедур закупки из одного источника. При этом виды указанных процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки должны отражаться в утверждаемых указанными выше юридическими лицами особых локальных актах — порядках закупок за счет собственных средств.
Причем указанные порядки закупок за счет собственных средств должны обязательно размещаться в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в течение трех рабочих дней после их утверждения.
Постановление N 229 предусматривает также особые требования к порядку проведения процедур закупки из одного источника, а также порядку проведения конкурентных процедур, вводит требования к сведениям, которые должны содержаться в документации о закупке, в сообщении о результате конкурентной процедуры закупки; определяет случаи признания процедуры конкурентной закупки несостоявшейся; представляет различным республиканским органам государственного управления права по отношению к юридическим лицам, на которых распространяет свое действие постановление N 229 в связи с проведением закупок за счет собственных средств.
Однако все указанные выше ограничения, предусмотренные постановлением N 229 применительно к проведению закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, в силу постановления N 229 не распространяются, как мы отметили выше, на случаи закупок товаров (работ, услуг) между юридическими лицами, которые входят в состав одного и того же холдинга.
Иными словами, управляющая компания холдинга и его дочерние компании могут закупать друг у друга товары, работы, услуги без соблюдения каких-либо требований и ограничений, установленных законодательством.
То же относится и к закупкам товаров (работ, услуг) дочерних компаний одного и того же холдинга друг у друга.
Указанное выше, безусловно, также можно рассматривать в качестве определенной преференции законодательства Республики Беларусь по отношению к холдингам.
2. О гарантиях (поручительстве).
Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 N 296 «Об упорядочении использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах» (п. 2) установлен запрет на выступление в качестве гаранта или поручителя третьих лиц — юридических лиц негосударственной формы собственности (в том числе и лиц, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности) и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками, за исключением кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений и, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, в отношении государственных организаций, а также хозяйственных обществ, в которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица обладает долями (акциями) в уставных фондах, находящимися в управлении государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, или иным, не противоречащим законодательству образом может определять решения, принимаемые этими обществами.
Однако указанное выше ограничение (а точнее, запрет) не распространяется на гарантии и поручительства, предоставляемые управляющей компанией холдинга в отношении кредитов дочерней компании холдинга.