При приеме на работу в коммунальное унитарное предприятие государственным должностным лицам необходимо дать обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных антикоррупционным законодательством (далее — обязательства). 24.01.2016 вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон).
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона государственные должностные лица — это «…лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц».
По смыслу абз. 13 ст. 1 Закона государственными организациями являются и унитарные предприятия. Согласно ч. 5 п. 2 ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, при приеме лиц на должность, связанную с выполнением распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в коммунальном унитарном предприятии, они должны дать письменные обязательства. При определении перечня таких должностей следует руководствоваться имеющимися в организации должностными инструкциями. Целесообразно утвердить перечень государственных должностей, связанных с выполнением распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, при претендовании на которые кандидатам необходимо подписывать обязательства, приказом нанимателя, которым в последующем будет руководствоваться кадровая служба предприятия при приеме на работу, поскольку согласно ч. 2 ст. 16 Закона именно кадровая служба оформляет данные обязательства.
Здесь необходимо разъяснить, какие ограничения берет на себя лицо, подписывая обязательство. В ранее действующем Законе Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон N 165-З) ограничения для государственных должностных лиц коммунальных унитарных предприятий содержались в ст. 17. Законом перечень ограничений был расширен. Так, в частности, государственное должностное лицо коммунального унитарного предприятия независимо от занимаемой должности помимо ранее существовавших ограничений также не вправе:
- быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации (абз. 3 ч. 1 ст. 17 Закона);
- осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров (абз. 10 ч. 1 ст. 17 Закона). Ранее абз. 8 ч. 1 ст. 21 Закона N 165-З не уточнялся характер отношений государственного служащего и лица, предоставляющего финансирование для такой поездки;
- использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей (абз. 11 ч. 1 ст. 17 Закона). Ранее подобный запрет закреплялся подп. 1.10 п. 1 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» и абз. 10 ч. 1 ст. 21 Закона N 165-З, таким образом, Законом уточнено данное ограничение.
Помимо этого, супруг (супруга) государственного должностного или приравненного к нему лица, близкие родственники или свойственники, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство с государственным должностным лицом, также обязаны соблюдать некоторые ограничения, указанные в ч. 5 ст. 17 Закона.
Наряду с введением вышеперечисленных новых ограничений одно ограничение было снято. Так, в соответствии с Законом государственные должностные лица коммунального юридического лица (за исключением таких работников, как главный бухгалтер, руководитель и заместители руководителя) вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами. Руководитель, заместители руководителя и главный бухгалтер таким правом обладают только в отношении педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики.
Таким образом, после вступления в силу Закона на государственных должностных лиц коммунальных унитарных предприятий был возложен ряд дополнительных ограничений и ряд запретов, наряду с этим некоторые запреты для отдельных категорий государственных должностных лиц (кроме руководителя предприятия, его заместителей и главного бухгалтера) были сняты.